Разработка уроков по биологии "система органов размножения человека. Оплодотворение и развитие зародыша" для 8 класса УМК Сонина Н.И.
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Маленкова Анна Cергеевна

В разработке дано поурочное планирование по теме ""Размножение человека" с использованием элементов проблемного обучения и самостоятельной работы с текстами, а также компьютерная презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

урок 56

Система органов размножения.

Целевые установки:

  • личностные: формирование ответственности за свое будущее потомство, осознание ценности своего здоровья и здорового образа жизни для следующего поколение;
  • метапредметные: продолжить формирование навыков работы с текстом, анализа и обобщения информации, выделения главного в тексте;
  • предметные: рассмотреть основы знаний о наследственности и изменчивости, сформировать представление о роли хромосом в передаче наследственной информации, строение половой системы человека.

Содержание урока.

  1. Активизация познавательной деятельности.
  • Подумайте, какими главными свойствами обладают живые организмы? (учащиеся перечисляют свойства живого: рост, развитие, дыхание, питание. РАЗМНОЖЕНИЕ, НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ)
  • Дайте определения последним трем терминам (записывают после обсуждения с помощью учителя) слайд 1
  • Попытайтесь сформулировать тему урока. каковы цели нашего урока? . (учащиеся отвечают)) СЛАЙД 1. Сегодня мы узнаем, как реализуется один из самых удивительных процессов на Земле – процесс зарождения нового организма из двух самых обычных клеток слайд 2
  1. Работа с текстом учебника с .212-213.

Прочитите первый  и второй  абзацы и запишите, какие организмы участвуют в размножении и как называются их половые клетки. Ответьте письменно на вопросы (слайд 3)

  • что такое половое размножение?
  • как называются половые клетки человека?
  • что такое соматические клетки?
  • что такое хромосомы?
  • каков хромосомный набор соматических клеток человека?
  • что такое гомологичные хромосомы?
  • что такое диплоидный набор хромосом?

Далее – обсуждение и беседа (слайд3)

  1. Рассказ учителя.

При образовании половых клеток в каждую из них отходит по одной хромосоме. Какие хромосомы получает яцйеклетка? сперматозоид? (учащиеся отвечают). (слайд 4)

Сделайте вывод, какой организм – мужской или женский – отвечает за пол будущего потомства? (учащиеся отвечают, что мужской, потому что яйцеклетка женщины может содержать только Х-хромосому, тогда как сперматозоид мужчины – Х- или У-хромосому, а значит, пол ребенка зависит от мужчины.)

  1. Прочтите самостоятельно текст учебника с.215 - 216  и выпишите основные органы, составляющие половую систему мужчины и женщины. (выписывают)
  2. Рассмотрите под микроскопом микропрепарат сперматозоидов человека, найдите головку, шейку и хвост. Какие функции выполняет каждый из них? При работе с микропрепаратом соблюдайте правила техники безопасности. зарисуйте сперматозоид человека.

Прочтите текст учебника с.218-219 «яйцеклетки с сперматозоиды». Подумайте, несет ли ответственность за свое будущее потомство девушка, вступившая в пору половозрелости? Конечно, девушка отвечает не только за своих будущих детей, но и за будущих внучек, потому что яйцеклетки женского плода начинают закладываться в период его внутриутробного развития и расходуются в течение всей жизни. Девочки – будущие матери, необходимо об этом помнить.

Но и мужчины в ответе за свое будущее потомство!

Рефлексия. Выстваление оценок за урок.

Домашнее задание: изучить текст с 212-216 (до оплодотворения), с 218-219, вопросы с 220, «Подумайте!!!»

Урок 57.

Оплодотворение. Внутриутробное развитие.

Целевые установки:

  • личностные: формирование ответственности за свое будущее потомство, осознание ценности своего здоровья и здорового образа жизни для следующего поколения;
  • метапредметные: продолжить формирование навыков работы с текстом, анализа и обобщения информации, выделения главного в тексте;
  • предметные: рассмотреть механизм процесса оплодотворения; выяснить роль хромосом в передаче наследственности, выяснить роль хромосом в определении пола ребенка.

Содержание урока

  1. Биологический диктант

Размножение, соматические клетки, гаметы, хромосомы, наследственность, изменчивость, гомологичные хромосомы, диплоидный набор, гаплоидный набор хромосом, сперматозоид, яйцеклетка, Х-хромосома, У-хромосомы, яичники, семенники.

  1. Активизация познавательной деятельности учащихся.

Подумайте, в какой момент наступает оплодотворение – когда сперматозоид приближается к яйцеклетке, когда проникает в нее или когда происходит слияние их ядер? (учащиеся отвечают, что в момент слияния ядер сперматозоида и яйцеклетки).

Запишите определение процесса оплодотворения, пользуясь текстом учебника с 216.

Дем. видеофрагмента «Оплодотворение»

Работа с текстом с 216-217

Прочтите текст учебника и составьте схему процессов оплодотворения и развития зародыша.

яйцеклетка + сперматозоид = зигота (зародышевая клетка)

                                                                                         /

                                                                        в полость матки

                                                                   формируется плацента (детское место)

имеет форму диска диам.20см и толщ.5 см, через нее происходит кровоснабжение плода.

связь с организмом матери происходит через……… (пупочный канатик)

(заранее заготовить схему на доске)

Вопрос: сколько длится беременность человека? (40 недель)

  • Как называется период развития человека внутри организма матери? (внутриутробное, эмбриональное развитие0
  • Как называется наука, изучающая эмбриональное развитие организмов? (эмбриология)
  • Приведите примеры, доказывающие наличие далеких общих предков с рыбами, птицами, млекопитающими? (наличие хвоста, наподобие хвоста рептилий, жаберных щелей м жаберных дуг наподобие рыб).
  • Как называется период от момента оплодотворения до родов? (беременность)

Рефлексия. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: с.216-220, термины, вопросы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме"Половое размножение растений"

Разработка урока для 6 класса. Представлена работа в группах. В ходе урока отвечают у доски все обучающиеся класса....

Методическая разработка урока по теме "Формы размножения организмов"

Урок по теме "Формы размножения организмов"  изучение полового и бесполого способа размножения  живых организмов с использованием презентации....

Конспект урока биологии "Строение органов дыхания человека"

Цель урока: сформировать знания учащихся о дыхании как жизненно необходимом процессе; установить взаимосвязь строения и функций органов дыхания; познакомить с особенностями газообмена в лёгких и тканя...

Разработка урока по теме: Судят о человеке не по словам, а по поступкам (Нравственные ценности человека в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). К уроку прилагается информационная карта

Разработка урока:  Судят о человеке не по словам, а по поступкам (Нравственные ценности человека в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). По программе Г.С. Меркина...

Разработка урока по экологии "Орган слуха и равновесия"

Разработка урока с использованием методов кластера и мозговой штурм....

Разработка урока по теме "Вегетативное размножение растений" 6 класс

Данный конспект предназначен для проведения урока биологии с учащимися 6 класса по теме «Вегетативное размножение растений». Разработка поможет учителям-предметникам увлекательно провести урок, развит...

Разработка урока "Митоз - основа бесполого размножения"

Данная тема входит в раздел «Размножение и индивидуальное развитие организмов», глава 5 «Самовоспроизводство – общее свойство живых организмов».Целью урока являлось формирование у учащихся представлен...