Конспект урока биологии "Строение органов дыхания человека"
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Шило Светлана Анатольевна

Цель урока: сформировать знания учащихся о дыхании как жизненно необходимом процессе; установить взаимосвязь строения и функций органов дыхания; познакомить с особенностями газообмена в лёгких и тканях; рассмотреть механизм вдоха и выдоха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Строение органов дыхания

Цель урока: сформировать знания учащихся о дыхании как жизненно необходимом процессе; установить взаимосвязь строения и функций органов дыхания; познакомить с особенностями газообмена в лёгких и тканях; рассмотреть механизм вдоха и выдоха.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

В экстремальных условиях человек без пищи может прожить более месяца, без воды до 10 дней, без кислорода уже через 5 – 10 минут в организме человека наступают необратимые изменения.

В: Как поступает кислород в организм человека?

В: Что такое дыхание?

В: Почему же человеку необходимо дышать?

- если к тканям поступает недостаточное количество кислорода, то их функции нарушаются, потому что прекращается распад и окисление органических веществ, энергия перестаёт выделяться, и, клетки, лишённые энергетического обеспечения погибают. Благодаря дыханию из организма удаляются углекислый газ и другие газообразные продукты распада, а также вода.

В: А почему необходимо непрерывное поступление кислорода?

- запас кислорода ограничен объёмом лёгких.

Сегодня на уроке вы познакомитесь со строением и функциями органов дыхания. Вы, слушая мой рассказ и самостоятельно работая, должны будете установить взаимосвязь строения и функций органов дыхания.

II. Изучение новой темы.

1. Этапы дыхания

  1. Дыхание – это обмен газов между клетками и окружающей средой.

Обеспечивают обмен газов между организмом и внешней средой органы дыхания. Транспорт газов в организме осуществляется с помощью кровеносной системы.

У человека газообмен состоит из четырёх этапов:

     1) обмен газов между воздушной средой и лёгкими;

     2) обмен газов между лёгкими и кровью;

     3) транспортировка газов кровью;

     4) газообмен в тканях.

2. Строение органов дыхания

В органах дыхания различают: воздухоносные пути, по которым проходит вдыхаемый и выдыхаемый воздух и лёгкие, в которых происходит газообмен между воздухом и кровью.

Воздухоносные пути представлены:

  1. Носовая полость
  2. Носоглотка
  3. Глотка
  4. Гортань
  5. Трахея
  6. Бронхи

Дыхательный путь начинается носовой полостью. Она отделена от ротовой полостью перегородками. Спереди – твёрдым нёбом, сзади – мягким нёбом. Воздух попадает в носовую полость через носовые отверстия – ноздри. У наружного края располагаются волоски. Они предохраняют от попадания в нос механических частиц.  

Носовая полость делится на правую и левую половины. Каждая половина  состоит из нескольких извилистых ходов. Внутренняя поверхность носовой полости выстлана мерцательным эпителием. Он выделяет слизь, которая увлажняет поступающий воздух, очищает и губительно действует на микроорганизмы. Реснички мерцательного эпителия изгоняет слизь из носовой полости. В стенках носовой полости проходит густая сеть кровеносных сосудов, благодаря чему вдыхаемый воздух согревается. В задней части носовой полости находятся обонятельные  клетки, воспринимающие запахи.

Из носовой полости воздух через носоглотку попадает в глотку. Глотка сообщается с ротовой полостью, поэтому человек может дышать и ртом и носом.

Из глотки воздух попадает в гортань. Гортань – орган голосообразования. Она представляет собой широкую трубку, суженную посередине. Гортань состоит из хрящей. Самый крупный из них щитовидный хрящ. Он состоит из двух четырёхугольных пластинок. У мужчин они соединены под углом и образуют кадык. У женщин пластинки щитовидного хряща сходятся под прямым углом. Задние углы каждой пластинки вытянуты верхний и нижний рожки. Полость гортани покрыта слизистой оболочкой, которая образует две пары складок - голосовых связок.

В голосообразовании участвует нижняя пара. Пространство между голосовыми связками называют голосовой щелью.

При спокойном дыхании связки разведены, и щель между ними расширена. При пении и речи голосовые связки смыкаются, образуя узкую щель. Вдыхаемый воздух, проходя через эту щель, заставляет колебаться голосовые связки – возникает звук.

Над входом в гортань располагается хрящевая пластинка – надгортанник. Он исполняет роль клапана, закрывающего вход в гортань при глотании пищи.

Из гортани воздух попадает в трахею. Трахея – это полая трубка, образованная 16 – 20 хрящевыми полукольцами. Позади трахеи находится пищевод. Внутренняя стенка трахеи выстлана мерцательным эпителием. Его реснички выводят пылевые частицы из лёгких в глотку. Внизу трахея делится на  два бронха, которые ветвятся, образуя «бронхиальное дерево». Мелкие бронхи называются бронхиолами.

Бронхи образованы хрящевыми кольцами. А стенки бронхиол образованы эластичными гладкомышечными волокнами. Заканчиваются бронхиолы гроздьями лёгочных пузырьков – альвеолами. Стенки альвеол образованы одним слоем эпителиальных клеток, расположенных на тончайшей эластичной мембране. Изнутри альвеолы выстланы тонкой плёнкой, которая образована биологически активными веществами. Они поддерживают постоянный объём пузырьков и не дают им смыкаться. Отработанная плёнка выводится из организма в виде мокроты или переваривается лёгочными фагоцитами. Альвеолы густо оплетены кровеносными сосудами – здесь осуществляется газообмен между лёгкими и кровью. Этот процесс происходит благодаря диффузии.

Разветвлённая сеть мелких бронхов с лёгочными пузырьками  альвеолами образуют лёгкие.

Лёгкие расположены в грудной полости и одеты лёгочной плеврой. Плевра также выстилает грудную полость с внутренней стороны – это пристеночная плевра. Между лёгочной и  пристеночной плеврой находится плевральная полость, заполненная плевральной жидкостью. Она облегчает скольжение лёгочной стенки во время вдоха и выдоха. Место входа в легкие главных бронхов, лёгочных артерий и вен называются воротами лёгких.

3. Газообмен в легких тканях

Различают дыхание:

Легочное (внешнее)

Тканевое (клеточное)

– газообмен между воздухом и кровью

газообмен между кровью и клетками тканей

Газообмен в легких:

По артериям малого круга кровообращения в лёгкие поступает венозная кровь, которая обогащается здесь кислородом и становится артериальной.

Одновременно венозная кровь освобождается от углекислого газа, который проникает в лёгочные пузырьки и во время выдоха выводится из организма. Этот процесс осуществляется с помощью диффузии. Её сущность состоит в том, что молекулы любого газа, если их концентрация велика, стремятся через оболочку проникнуть туда, где их мало. Диффузия продолжается до тех пор, пока концентрация молекул по обе стороны оболочки не станет одинаковой.

Газообмен в тканях:

Далее уже артериальная кровь по сосудам большого круга кровообращения движется по направлению к органам тела и обогащает их ткани кислородом.

Кислород необходим для процессов жизнедеятельности клетки. При этом образуется углекислый газ, поступающий из клеток тканей в кровь, в результате чего кровь из артериальной становится венозной.

Задание: используя рассказ учителя и текст учебника, заполните таблицу:

Сравнение лёгочного и дыхательного дыхания

Газообмен

Где происходит?

Что проникает в кровь?

Что выходит из крови?

Физическая причина

В каком круге кровообращения?

Превращение крови

Лёгочный

В лёгких

Кислород

Углекислый газ

Диффузия

Малый

Венозная в артериальную

Тканевой

В тканях

Углекислый газ

Кислород

Диффузия

Большой

Артериальная в венозную

4. Механизм вдоха и выдоха

Задание: по ходу рассказа учителя заполнить таблицу:

Механизм вдоха и выдоха

Дыхательные движения

Диафрагма

Межрёберные мышцы

Рёбра

Объём грудной полости

Давление в грудной полости

Воздух

Лёгкие

Вдох

Выдох

Лёгкие находятся в герметически замкнутой плевральной полости, в которой поддерживается пониженное давление. В спокойном состоянии человек совершает 16 – 20 дыхательных движений в 1 минуту. При таком темпе дыхания вдох осуществляется за счет сокращения межрёберных мышц и мышц диафрагмы. Сокращаясь, диафрагма оттесняет органы брюшной полости вниз, межрёберные мышцы поднимают рёбра, объём грудной и плевральной полости увеличивается. Давление в плевральной полости понижается. Это вызывает расширение лёгкого, лёгочных пузырьков и бронхов. Давление в них становится ниже атмосферного. Воздух засасывается в лёгкие через воздухоносные пути. Таким образом плевральные полости работают как насосы, обеспечивая поступление в лёгкие необходимого количества воздуха.

Выдох в спокойном состоянии осуществляется пассивно. Под действием собственной тяжести рёбра опускаются, мышцы диафрагмы расслабляются, она принимает первоначальное положение, грудная полость уменьшается до обычных размеров. Лёгочные пузырьки и бронхи уменьшаются в объёме за счет сокращения эластичных стенок и выталкивают наружу находящийся в них воздух. Усиленный выдох обеспечивается сокращением мышц брюшной стенки и туловища. Это позволяет удалить из лёгких воздух, поступивший в них во время глубокого вдоха.

Дыхательные движения

Диафрагма

Межрёберные мышцы

Рёбра

Объём грудной полости

Давление в грудной полости

Воздух

Лёгкие

Вдох

Опускается

Сокращаются

Поднимаются

Увеличивается

Падает

Поступает

в лёгкие

Расширяются

Выдох

Поднимается

Расслабляются

Опускаются

Уменьшается

Возрастает

Выходит

из лёгких

Сжимаются

5. Жизненная ёмкость лёгких – максимальное количество выдыхаемого воздуха после самого глубокого вдоха. Её определяют при помощи прибора спирометра. В среднем жизненная лёгкость лёгких составляет 3 – 5 л.

6. Регуляция дыхательных движений

Поступление воздуха в лёгкие происходит автоматически под влиянием нервной системы в результате дыхательных движений – вдоха и выдоха, которые осуществляются с помощью межрёберных мышц и диафрагмы - мышечной перегородки, разделяющей грудную и брюшную полости.

В продолговатом мозге находится дыхательный центр. Здесь формируются импульсы к мышцам, осуществляющим дыхательные движения. В дыхательный центр непрерывно поступают сигналы о содержании газов в тканях тела. Повышение концентрации углекислого газа возбуждает дыхательные центры и вызывает дыхательное движение.

III. Закрепление

  1. В чём выражается взаимосвязь строения и функций органов дыхания?
  2. Что называется лёгочным дыханием, а что называется тканевым дыханием?
  3. Что относится к верхним, а что к нижним дыхательным путям?
  4. Каковы преимущества носового дыхания  перед дыханием через рот?
  5. Каким образом осуществляется регуляция дыхательных движений?

Шило С.А.                                                                                                      Биология человека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока. Значение дыхания. Особенности органов дыхания человека

Цель урока: выяснить особенности строения  органов дыхания человека в связи с выполняемыми функциямиЗадачи урока:    образовательная:  изучить анатомические и морфологические особе...

Урок: Заболевание органов дыхания

Формирование у учащихся представления о заболеваниях  дыхательной системы  и  способах профилактики этих заболеваний....

План-конспект урока музыки "Формирование дыхания как основы резонансного пения".

План-конспект урока музыки "Формирование дыхания как основы резонансного пения"....

Открытый урок "Болезни органов дыхания. Гигиена дыхания."

Цели урока: познакомиться с распространенными заболеваниями органов дыхания и мерами их профилактики. Образовательные: актуализировать и развить знания учащихся о дыхательной системе, рассмо...

Урок " Заболевание органов дыхания, их профилактика. Реанимация."

Открытый урок в рамках Дня открытых дверей....

Технологическая карта урока "Заболевания органов дыхания и их профилактика""

Технологическая карта урока "Заболевания органов дыхания и их профилактика" в соответствии с ФГОС...