План-конспект урока. Значение дыхания. Особенности органов дыхания человека
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Цель урока: выяснить особенности строения  органов дыхания человека в связи с выполняемыми функциями

Задачи урока:

   образовательная:  изучить анатомические и морфологические особенности органов дыхания, голосового аппарата человека;

     развивающая: продолжить формирование у учащихся умений применять полученные знания для решения проблемных задач;

    воспитательная: продолжить воспитание навыков здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon dyhanie.zip1.18 МБ

Предварительный просмотр:

                  Значение дыхания. Особенности органов дыхания человека

Цель урока: выяснить особенности строения  органов дыхания человека в связи с выполняемыми функциями

Задачи урока:

   образовательная:  изучить анатомические и морфологические особенности органов дыхания, голосового аппарата человека;

     развивающая: продолжить формирование у учащихся умений применять полученные знания для решения проблемных задач;

    воспитательная: продолжить воспитание навыков здорового образа жизни.

                                                 Ход урока:

     I. Создание проблемной ситуации:

    Учитель задает вопрос: «Почему человек может прожить без еды несколько недель, без воды несколько дней, а без воздуха умирает через несколько минут?».

     II. Изучение нового материала. 

      Отвечая на поставленный вопрос, учащиеся приходят к выводу, что питательные вещества и вода в организме человека могут запасаться, кислород нет, т.е. он должен поступать постоянно в процессе дыхания. Учитель подводит учащихся к определению процесса дыхания как газообмена между организмом и внешней средой.
    -
Для чего мы дышим? Что общего  между горением дров и дыханием? (слайд 2)

Практически всегда учащиеся отвечают, что мы дышим,  для того чтобы жить. Они делают предположения, но точно ответить не могут. Для того чтобы дети могли ответить на этот вопрос необходимо рассказать о горении дров в костре. В процессе беседы приходим к выводу, что в результате горения органического вещества (дров) с участием кислорода выделяется энергия (свет, тепло). Продукты горения - углекислый газ и вода. Вывод: кислород необходим для образования  энергии в процессе окисления органических веществ.

       Далее обсуждаются вопросы:

- Какие органы составляют дыхательную систему человека? (слайд3)

- Какие функции выполняет полость носа?

- Почему в холодную погоду не рекомендуют дышать ртом?

- Что представляет собой голосовой аппарат человека? (слайд 4)

- Почему членораздельная речь в животном мире существует только у человека? (слайд5)

- Как расположены голосовые связки во время разговора или молчания?

- Почему простуженного человека легко определить по голосу? Что значит высказывание «прокуренный голос»?

- Какие органы помимо голосовых связок принимают участие в образовании речи? Меняется ли речь при отсутствии зубов? Почему на востоке слугам за болтливость отрезали язык?

- Какую функцию выполняет надгортанник? Объяснить фразу «Когда я ем, я глух и нем».

- В 3-4 летнем возрасте по голосу трудно определить пол ребенка. При взрослении голос  дифференцируется по высоте на мужской и женский. Какие изменения происходят с голосовыми связками при этом?(слайд 6)

 -  Что такое кадык? Почему он бывает только у мужчин?

- Какие функции выполняет трахея? Объясните, почему трахея состоит из хрящевых полуколец, не смыкающихся со стороны пищевода?(слайд 7)

- Почему в отличие от трахеи бронхи состоят из хрящевых колец?(слайд8)

- Чем отличаются между собой левое и правое легкое?(слайд 9)

-В каком направлении шла эволюция органов дыхания у позвоночных животных? С чем это связано? Каким образом эта проблема решилась у млекопитающих, к классу которых относится и человек? (слайд 10). Учитель рассказывает о строение легочных пузырьков и их функциях. (слайд 11-12).

III. Закрепление материала

Назовите органы дыхательной системы и их функции

IV. Домашнее задание:  § 26, стр.  132 -137,  § 27, стр. 140

                                    заполнить таблицу:

Название органа

Особенности строения

Выполняемые функции

I. Верхние дыхательные пути:

1. Носовая полость

2. Носоглотка

3. Глотка

II. Верхние дыхательные пути:

1. Гортань

2. Трахея

3. Бронхи

III. Легкие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока: "Значение осанки в жизни человека"

Формирование красивой осанки, походки, красоты движений. Научить обучающихся заботиться о правильном положении тела. Показать упражнения для формирования правильной осанки....

Урок "Дыхание. Строение органов дыхания"

Урок "Дыхание. Строение органов дыхания"...

План-конспект урока: "Значение овощей в питании человека".

План-конспект урока по технологии в 6 классе. Тема раздела: "Кулинария ". Тема урока: "Значение овощей в питании человека. Практическая работа. Приготовление блюд из картофеля"...

Конспект урока биологии "Строение органов дыхания человека"

Цель урока: сформировать знания учащихся о дыхании как жизненно необходимом процессе; установить взаимосвязь строения и функций органов дыхания; познакомить с особенностями газообмена в лёгких и тканя...

Дыхание. Значение органов дыхания.

Дыха́ние (respiratio)совокупность процессов, обеспечивающих поступление из атмосферного воздуха в организм кислорода, использование его в...

Урок по биологии " Значение дыхания. Строение органов дыхания".

Конспект урока "Значение дыхания. Строение органов дыхания".Этот урок является первым в изучении раздела "Дыхательная система". Урок рассчитан на учащихся восьмых классов. На уроке учащиеся изучают ст...

План-конспект урока: "Строение и функции органов дыхания".

Урок  в  8 классе: конспект, презентация, инструктивные карточки, активные методы работы....