План-конспект урока: "Значение овощей в питании человека".
методическая разработка по технологии (6 класс) по теме

Евенко Нина Петровна

План-конспект урока по технологии в 6 классе. Тема раздела: "Кулинария ". Тема урока: "Значение овощей в питании человека. Практическая работа. Приготовление блюд из картофеля"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon znachenie_ovoshchey_v_pitanii_cheloveka.zip2.34 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №6

муниципального образования

Тимашевский район

Проект урока по технологии

Тема раздела:  «Кулинария».

Тема урока: «Значение овощей в питании человека».

Практическая работа. «Приготовление блюд из картофеля».

 

                                                                                   Проект урока разработал

                                                                          учитель технологии                                                

                                                                     МБОУ СОШ №6

                                                                              Тимашевского района

                                                                             Краснодарского края

                                                                                Евенко Нина Петровна

План-конспект урока технологии

Класс 6                                                                                                    Дата __________

Тема раздела: «Кулинария».

Тема урока: «Значение овощей в питании человека. Практическая работа. Приготовление блюд из картофеля».

Цели:

Образовательная

Познакомить учащихся с питательной ценностью картофеля, значением витамина С, способами его сохранения. Ознакомить с первичной и тепловой обработкой картофеля, охраной труда, оформлением блюд. Научить готовить блюда из  картофеля и оформлять блюдо из него.

Воспитательная

Приучать к точности, добросовестности и взаимопомощи при выполнении работы.

Развивающая

Совершенствовать умения по подготовке сервировки стола к ужину.

Методы проведения занятия: комбинированный:

- словесный: лекция, инструктаж;

- наглядные: иллюстрация, наблюдение;

- практические: анализ таблиц, трудовая деятельность.

Объект труда: картофель жаренный, отварной.

Межпредметные связи: биология, химия, история.

Материально-техническое оснащение:

Учебное, учебно-наглядное оборудование: Фильм слайд «Приготовление блюд из картофеля», «История картофеля».

 Таблицы: «Первичная обработка продуктов», «Приемы тепловой обработки продуктов», «Форма нарезки продуктов», «Инструкция для обучающихся по правилам безопасности при кулинарных работах», «Организация рабочего места и правила техники безопасности».

Оборудование: миски для мытья картофеля и отходов его, миска или кастрюля для складывания очищенного картофеля; ножи для очистки картофеля, терка, толкушка. Разделочная доска ОС – овощи сырые, ОВ – овощи варенные. Друшлак для промывания картофеля и сырых овощей. Пароварка. Сковорода с крышкой, подставка под сковороду. Специальная лопатка для переворачивания картофеля во время жарения, кухонное полотенце, прихватка для удерживания ручки сковороды. Мелкие столовые тарелки для маринованных огурцов и зелени. Чайный сервиз. Доска и нож для нарезания хлеба. Предметы сервирования стола.

Литература для учителя:

  1. Технология: Учебник для учащихся 6 класс общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / под ред. В.Д.Симоненко – М.: Вентана-Граф, 2009.
  2. Скопцова М.Й. Технология: Учебное пособие по Обслуживающему труду для учениц 5-8 классов. – Ростов-на-Дону, 1997.
  3. Занятия по обслуживающему труду в 4-8 классах: Работа с пищевыми продуктами. Метод. разработки уроков / Под ред. И.Н.Федоровой. – М.: Просвещение, 1981.

Литература для учащихся:

Технология: Учебник для учащихся 6 класс общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / под ред. В.Д.Симоненко – М.: Вентана-Граф, 2009.

План урока:

  1. Организационная часть 3 мин.
  2. Повторение пройденного материала 7 мин.
  3. Изложение нового материала 15 мин.  
  4. Вводный инструктаж 10 мин.
  5. Самостоятельная работа 30 мин.

5.1.Текущий инструктаж.

6. Заключительный инструктаж 7 мин.

6.1 Анализ характерных ошибок и их причины.

6.2 Подведение итогов урока.

6.3 Домашнее задание.

7. Уборка рабочих мест 8 мин.

Ход урока.

  1. Организационная часть 3 мин.
  1.  Приветствие.
  2.  Контроль посещаемости.
  3.  Проверка рабочей одежды и готовность к занятию.
  1. Повторение пройденного материала 7 мин.
  1. Проверка пройденного материала по карточкам-заданиям (приложение 1).

3. Изложение нового материала 15 мин.

Фильм слайд «История картофеля» (выступление учеников).

Фильм слайд «Приготовление блюд из картофеля» (слово учителя).

Первый слайд.

В овощах содержатся особые вещества, называемые витаминами, которые необходимы для организма человека. «Вита» по-латыни означает жизнь. Один из витаминов назвали С. Если в пище недостаточно витамина С, то снижается сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям и прочность кровеносных сосудов, наблюдается сонливость, ослабевает внимание, при чистке зубов появляется боль и кровоточивость десен.

Второй  слайд.

При длительном отсутствии в пище витамина С развивается цинга – болезнь при которой начинается расшатываться и выпадать зубы, болеть ноги, появляются нарывы на теле.

Третий  слайд.

Витамин С обладает следующими свойствами: растворяется в воде, разрушается от воздействия кислорода воздуха, от длительного нагревания, от соприкосновения с металлом (железо, медь). При хранении и при кулинарной обработке овощей следует учитывать эти свойства, чтобы в приготовляемой пище как можно больше сохранилось витамина С.

Четвертый  слайд.

Картофель является ценнейшим продуктом, так как в своем составе имеет крахмал, минеральные вещества и разнообразные витамины, в том числе и витамин С. В картофеле этого витамина содержится немного, но благодаря тому, что мя потребляем картофель часто, наш организм получает значительное количество витамина С. Больше всего его находится в кожуре картофеля (вот почему рекомендуется употреблять вареный молодой картофель в кожуре) и непосредственно под ней.

Пятый  слайд.

Из картофеля можно приготовить до 130 различных блюд, поэтому не случайно его называют вторым хлебом.

- Перечислите блюда из картофеля?

Шестой слайд.

Требования, обеспечивающие сохранение витамина С при первичной обработке и жарения картофеля.

  1. При очистке снимать тонкий слой кожуры (чистить желобковым ножом).
  2. Очищенный картофель держать в воде10-15 минут.
  3. Нарезать картофель непосредственно перед жарением.
  4. Не пользоваться сковородами с отбитой эмалью.
  5. Не перемешивать картофель железным ножом.
  6. Нарезанный картофель класть на горячую сковороду, чтобы образовалась корочка, доводить до готовности под крышкой.
  7. Готовый картофель сразу же подавать к столу, чтобы не подогревать.

Какие правила необходимо соблюдать для сохранения витамина С при первичной обработке и жарения картофеля?

Седьмой  слайд.

Требования, обеспечивающие сохранение витамина С при варке картофеля.

  1. Для ограничения доступа кислорода посуду подобрать соответствующей вместимости и обязательно с крышкой.
  2. Чтобы из клубней не вымывались витамины и питательные вещества, не наливать много воды, закладывать клубни в кипящую подсоленную  воду, исключить бурное кипение.
  3. Варить при плотно закрытой крышке, следить за готовностью, т.е. не переваривать.

Какие правила необходимо соблюдать для сохранения витамина С при варке картофеля?

Восьмой слайд.

Для любознательных.

  1. При правильной варке картофеля можно сохранить около 80% содержащегося в нем витамина С.
  2. При варке на пару потери витамина С в два раза меньше, чем при варке в воде.
  3. При варке очищенного картофеля потери витамина С больше, чем при варке в кожуре.
  4. В вареном и печеном картофеле витамин С сохраняется лучше, чем в жареном.
  5. Картофель, положенный для варки в холодную воду, теряет до 50% витамина С, а опущенный в кипяток – только 10-20%.
  6. Под действием солнечных лучей картофель зеленеет: в нем образуется ядовитое вещество – соланин.
  7. Девятый слайд.

Первичная обработка картофеля.(показ).

1. Сортировка – сортируют по размеру для равномерной тепловой обработки, удобства нарезки и для уменьшения количества отходов.

2. Мытье – в проточной воде при помощи щетки.

3. Очистка – чистят от кожуры и глазков.

4. Обмывка – в проточной воде.

5. Нарезка – одинаково нарезанные овощи одновременно доходят до готовности.

Десятый  слайд.

Способы нарезки картофеля.(показ).

  1. Дольками.
  2. Брусочками.
  3. Соломкой.
  4. Кубиками.
  5. Ломтиками.
  6. Кружочками.

1. Дольки. Мелкий клубень разрезают пополам вдоль, предварительно сделав на нем небольшой плоский участок- площадку для устойчивости. Каждую половину разрезают по радиусам на четыре части.

2. Брусочки. На клубне средней величины делают продольную площадку для устойчивости и нарезают вдоль на пластины толщиной 0,7-1см,  а пластины на брусочки длиной 4-5см.

3. Соломка. Эта форма нарезки сходна с нарезкой на брусочки, но пластина толщиной 1,5-2мм нарезают поперек на бруски толщиной 1,5-2мм и длиной 4-5 см.

4. Кубики. Сначала нарезают брусочки, а затем разрезают их поперек на кубики. Для крупных кубиков сечение 2х2см,  средних – 1,5х1,5см.

5. Ломтики. Средние клубни с устойчивой площадкой разрезают пополам, кладут на срез и нарезают поперек на пластинки толщиной 1-2мм.

6. Кружочки. Нарезают из мелкого и среднего картофеля поперек клубня, сделав устойчивую площадку. Толщина кружочка 1-2мм.

Физминутка.

4.Вводный инструктаж 10 мин.

Деление учащихся на бригады. Раздача инструкционных карт бригадам.        

Задание первой бригаде.

Картофель можно варить в воде или на пару. Сегодня мы будем варить картофель на пару. Для этого необходимо картофель почистить и порезать на брусочки, положить в пароварку и варить 20 мин.

Первая бригада будет готовить блины с картошкой.

Ход работы.

  1. Картофель сварить (в пароварке) и потолочь, как на картофельное пюре в кухонном комбайне.
  2. Очистить лук и порезать дольками.
  3. Обжарить лук на растительном масле.
  4. Соединить горячую картошку с горячим луком.
  5. Посолить, поперчить по вкусу.
  6. Взять готовые блины, на середину положить начинку и свернуть конвертом, мешочком.

Задание второй бригаде.

Вторая бригада будет приготавливать драники. Драники – блюдо белорусской кухни. Традиционно они готовятся только из картофеля и лука и подаются не как гарнир, а как самостоятельное блюдо. Для приготовления драников лучше взять больше растительного масла, чем недолить его. Если вы будете добавлять масло в сковороду в процессе обжаривания, это ухудшит вкус готового блюда.

Ход работы.

1.Картофель вымыть, очистить, промыть и натереть на крупной терке. Переложить в глубокую миску. Чтобы картофель не потемнел, его следует полностью залить молоком.

2. Лук почистить, нарезать полукольцами и обжарить в заранее разогретом растительном масле до прозрачности.

3. Слить молоко из миски, картофель как следует отжать (драники должны быть сочными, но не «мокрыми». Добавить обжаренный лук, муку, яйцо и соль. Все хорошо перемешать.

4. Разогреть в сковороде растительное масло. Ложкой выложить на сковороду картофельную массу (размер драников на ваш вкус). Обжарить со всех сторон до золотистой корочки.

5. Подавать на стол горячими со сметаной.

Задание третей бригаде.

Третья бригада будет готовить салат картофельный, для этого необходимо:

  1. Картофель вымыть и отварить в мундире.
  2. Немного остудить (чтобы он не обжигал руки). Очистить от кожуры и нарезать кубиками размером 1см. Положить в глубокую тарелку. Посолить, поперчить.
  3. Добавить нарезанные соленые огурцы.
  4. Красный лук очистить и порезать полукольцами.
  5. Добавить к картофелю и огурцам вареную фасоль (фасоль можно заменить на консервированный горошек), все аккуратно перемешать.
  6. Украсить салат кольцами лука.

Сервировка стола (по одной девочке от группы) – раздача карточек для сервировки стола.

Инструктаж по технике безопасности. (На партах карточки по технике безопасности. Повторение.)

Повторение приемов первичной обработки картофеля и охраны труда.

  1. К лицам приготавливающим пищу.
  2. К приготовлению пищи.
  3. К кухонной посуде.
  4. При пользовании электрической плиткой.
  5. При пользовании режущими инструментами.
  6. При работе с горячими жидкостями.
  7. При работе с пароваркой.
  8. При работе с кухонным комбайном.

     5.Самостоятельная работа 30 мин.

Практическая работа. «Блины с картофелем» - 1 бригада.

Практическая работа. «Приготовление драников» - 2 бригада.

Практическая работа. «Салат картофельный» - 3 бригада.

5.1.Текущий инструктаж.

- Организация рабочего места.

- Соблюдение правил ТБ.

- Соблюдение технологии изготовления в соответствии с инструкционной картой.

- Обход групп, помощь в работе.

- Контроль за бережным отношением к средствам обучения.

- Контроль за рациональным использованием рабочего времени.

6. Заключительный инструктаж 7 мин.

6.1 Анализ характерных ошибок и их причины.

- Анализ самостоятельной работы учащихся.

- Разбор типичных ошибок.

- Вскрытие причин допущенных учащимися ошибок.

- Оценивание работы каждой бригады, отмечая лучшую из них.

Вопросы классу:

  1. Для чего нужны овощи в питании человека?
  2. Какие правила необходимо соблюдать для сохранения витамина С при первичной обработке и жарения картофеля?
  3. Какие правила необходимо соблюдать для сохранения витамина С при варке картофеля?
  4. Какова ценность картофеля?
  5. В чем заключается первичная обработка картофеля?
  6. Какие способы нарезки картофеля используются в кулинарии?

6.2 Подведение итогов урока:

- Сообщение учителя о достижении целей урока.

- Сообщение оценки результатов работы  индивидуального и коллективного труда учащихся.

- Выставление отметок в классный журнал и дневники учащихся.

- Сообщение о теме следующего урока.

6.3 Домашнее задание.

1) Приготовить в домашних условиях блюдо с использованием картофеля и принести рецензию от родителей.

2) Принести рецепт блюда с использованием картофеля.

7. Уборка рабочих мест 8 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока. Значение дыхания. Особенности органов дыхания человека

Цель урока: выяснить особенности строения  органов дыхания человека в связи с выполняемыми функциямиЗадачи урока:    образовательная:  изучить анатомические и морфологические особе...

Конспект урока "Значение овощей в питании человека, способы и формы нарезки.Оформление блюд из овощей. Практическая работа:Приготовление салата, винегрета.

Конспект урока для 5класса по разделу "Кулинария" в современной образовательной технологии модерации.Цель применения данной технологии - эффективное управление классом в процессе урока, максимально по...

Урок технологии "Роль овощей в питании человека"

Урок технологии в 5 классе с кроссвордом...

Роль овощей в питании человека

краткий конспект урока с презентацией...

Дистанционное обучение. Презентация по теме "Овощи в питании человека. Первичная обработка овощей"

В презентации описано на какие группы делятся овощи, история появления разных овощниых культур и интересные факты, виды первичной обработки овощей, условия хранения овощей....

Урок "Овощи в питании человека"

Конспект урока "Овощи в питании человека" по предмету "Мир природы и человека" для 2 класса....

Овощи в питании человека

Овощи очень важны для питания человека. Они содержат множество питательных веществ, богаты углеводами и витаминами....