Рабочая программа по биологии для 8 класса «Человек», автор Н.И. Сонина.
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

Монахова Светлана Николаевна

для 8 класса «Человек», автор Н.И. Сонина. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_progr_8.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Базисного учебного плана, утверждённого приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03. 2004,  примерной программы основного общего образования по биологии и программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек», автор Н.И. Сонина. М.: Дрофа 2009 г.

         Глобальной  целью биологического образования является формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии, человеке как биосоциальном существе.

 Задачи:

  •  освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе;
  •  овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;
  • использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;
  • работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим;
  •  оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

При составлении рабочей программы в основную программу изменения не вносились.

       Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий: многообразие и эволюция органического мира; биологическая природа и социальная сущность человека;  уровневая организация живой природы.

        Предлагаемая программа предназначена для изучения биологии в 8 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина, учебником «Живой организм» Н. И. Сонина для учащихся 6 классов и  учебником для 7 класса  «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой.

      В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Даётся определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками, что позволяет учащимся осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем. Знания об особенностях строения и функционирования человеческого организма, полученные в курсе, научно обосновывают необходимость ведения здорового образа жизни. В курсе уделяется большое внимание санитарногигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

       В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) и предполагает блочный принцип построения курса. Кроме этого, курс предусматривает разнообразные лабораторные и  практические работы.

        Основной формой организации образовательного процесса является классно-урочная система. В преподавании курса биологии используются следующие формы работы с учащимися: проектная работа; подготовка сообщений/ рефератов; исследовательская деятельность; информационно-поисковая деятельность; выполнение практических и лабораторных работ. Виды и формы контроля: фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

Практические и лабораторные работы

Тема 1. Человек как биологический вид.

2

Тема 2. Происхождение человека

2

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма Человека

1

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека

5

Практическая работа.1 «Строение тканей».

Практическая работа 2.  «Распознавание  органов»

Тема 5. Координация и регуляция

10

Практическая работа3. «Изучение головного мозга человека»

(по муляжам).

Практическая работа 4 «Изучение изменения размера зрачка».

Тема 6. Опора и движение

8

Практическая работа.5 «Измерение массы и роста».

Практическая работа 6. «Изучение внешнего строения костей».

Практическая работа.7 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц».

Тема 7. Внутренняя среда организма

3

Лабораторная работа 8 «Изучение строения крови».

Тема 8. Транспорт веществ

4

Лабораторная работа. 9.  «Измерение кровяного давления».

Практическая работа 10. «Определение пульса»

Тема 9. Дыхание

6

Практическая работа 11. «Измерение частоты дыхания»

Тема 10. Пищеварение

5

Лабораторная работа. 12

«Воздействие слюны на крахмал».

Практическая работа13

«Определение норм рационального питания».

Тема 11. Обмен веществ и энергии

2

Тема 12. Выделение

2

Тома 13. Покровы тела

4

Тема 14. Размножение и развитие

3

Тема 15. Высшая нервная деятельность

6

Тема 16. Человек и его здоровье

5

Практическая работа. 14 «Первая помощь при капиллярном, артериальном и венозном кровотечениях»

Практическая работа.15

«Анализ факторов среды»

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Захаров В.Б., Сонин Н.И. «Биология. Человек.8 класс» - М.: Дрофа, 2008.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема 1 . Человек как биологический вид.

Место человека в системе органического мира. Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Тема 2. Происхождение человека

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.  Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

Демонстрация схем систем органов человека.

Лабораторные и практические работы

1)Изучение микроскопического строения тканей.

2)Распознавание на таблицах органов и систем органов.

Тема 5. Координация и регуляция

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Лабораторные и практические работы

3)Изучение головного мозга человека (по муляжам).

4)Изучение изменения размера зрачка.

Тема 6. Опора и движение

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

Лабораторные и практические работы

5)Изучение внешнего строения костей.

6)Измерение массы и роста своего организма.

7)Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

Тема 7. Внутренняя среда организма

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.

Лабораторная работа

8)Изучение микроскопического строения крови.

Тема 8. Транспорт веществ

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

Лабораторные и практические работы:     9) Измерение кровяного давления.
10) Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

Тема 9. Дыхание

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

Практическая работа

11)Определение частоты дыхания.

Тема 10. Пищеварение

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

Лабораторные и практические работы

12)Воздействие слюны на крахмал.

13)Определение норм рационального питания.

Тема 11. Обмен веществ и энергии

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Тема 12. Выделение

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

Тема 13. Покровы тела

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

Тема 14. Размножение и развитие

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Тема 15. Высшая нервная деятельность

Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Тема 16. Человек и его здоровье

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

Лабораторные и практические работы

14)Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.

15)Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения биологии ученик должен

 знать/понимать

  • специфику строения организма человека, обусловленную прямохождением и трудовой деятельностью;
  • особенности строения клетки - основной структурной единицы живого организма;
  • строение и функции основных тканей и систем органов;
  • функциональные системы организма;
  • значение гомеостаза внутренней среды организма;
  • об обмене веществ, его значении и видах;
  • роль ферментов и витаминов в организме;
  • особенности нервной и гуморальной регуляции функций органов и организма в целом;
  • строение и функции анализаторов;
  • механизмы ВНД;
  • функциональное значение высших отделов головного мозга человека;
  • особенности индивидуального развития человека;
  • правила личной гигиены;
  • причины, нарушающие физиологические процессы в организме человека, причины заболеваний;
  • о вреде алкоголя и наркотических веществ для здоровья и развития организма человека.

уметь:

  • распознавать органы и их топографию;
  • оказывать первую помощь при кровотечениях, вывихах и переломах костей, ожогах и обморожениях кожи;
  • измерять кровяное давление и частоту пульса;
  • давать обоснование правилам личной и общественной гигиены;
  • работать с учебником: с текстом, таблицами и иллюстрациями, пользоваться аппаратом ориентировки (оглавлением, символами и т.п.)
  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • -оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

 Выпускник научится:

  •  характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;
  • применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
  •  использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
  •  ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
  • выделять эстетические достоинства человеческого тела;
  • реализовывать установки здорового образа жизни;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
  • находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Основная литература

Базовый учебник

Захаров В.Б.,  Сонин Н.И. «Биология. Человек.8 класс» - М.: Дрофа, 2008.

Учебно-методическая литература

Программа для общеобразовательных учреждений . М: Дрофа, 2009 г                                                                            

Драгомилов А. Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие для учителя. М.: Вентана Граф, 2012

Краева Е.В. Тесты по биологии. Москва. Экзамен. 2008

Дополнительная литература

Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. - М. Акварель, 2008

Маш Р.Д. Человек и его здоровье. 8 кл. - М.: Мнемозина, 2008

Муртазин Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 2011

Рохлов В.С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 2009

Электронные

ресурсы

Интернет-ресурсы:  http://school-collection.edu.ru

http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru – Научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос- центр дистанционного образования

www.km.ru/educaition - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm.Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам. 

Авторские мультимедийные презентации:

Зрительный анализатор. История развития знаний о строении и функциях организма человека. Клеточное строение тела человека. Место человека в системе органического мира. Биологические ритмы. Сон. Высшая нервная деятельность. Поведение человека. Рефлексы. Строение и функции крови. Форменные элементы крови (ФЭК) Группы крови Живая крепость. Иммунитет. Органы дыхания. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция. Болезни органов дыхания и их предупреждение

Спинной мозг. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат.

Мышцы человека. Пищеварение. Ткани. Органы кровообращения

Работа сердца. Движение крови по сосудам

Оборудование и приборы

Персональный компьютер, Проектор, Экран

Микроскопы. Набор микропрепаратов по анатомии, зоологии.

Печатные пособия. Набор таблиц «Человек»

Комплект лабораторного оборудования

Модели (головной мозг, скелет, сердце, торс человека, орган зрения, почки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

поурочное планирование биология 8 класс Человек авторы: Н.И. Сонин, М.Р. Сапин

Модульное поурочное ланирование по курсу биология 8 класс...

рабочая программа по биологии 6 класс по учебнику Н.И.Сонина

   Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­ва...

рабочая программа по биологии 7 класс по учебнику Н.И.Сонина

·        Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы ос...

рабочая программа по биологии 8 класс по учебнику Н.И.Сонина

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для ...

рабочая программа по биологии 9 класс по учебнику Н.И.Сонина

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для ...

Рабочая программа по биологии, 8 класс по УМК Н.И.Сонина

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 ...

рабочая программа по биологии 6 класс по учебнику Н.И.Сонин.

В рабочей программе прописаны составляющие качества образования. ...