формирование установки на здоровый образ жизни у подростков в рамках реализации социально - значимого проекта "ОТ экологии природы до экологии человека".
статья по биологии по теме

Василенко Светлана Викторовна

Экологическое образование и здоровье необходимо рассматривать как основу благополучия и успешного развития ребенка - подростка - взрослого человека. Цель проекта "От экологии природы до экологии человека".   Создание комфортной среды для развития творческих способностей каждого ребенка,  воспитания ответственности  и любви к природе родного края, формирование и развитие экологической культуры, создание условий для формирования ответственного отношения к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе. Данный проект включает два направления "Экология природы" и "Экология здоровья". по каждому направлению составлен план работы, определены мероприятия. Итогом проекта является создание модели ученика с экологическим и физическим воспитанием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование установки на здоровый образ жизни у подростков в рамках реализации социально – значимого проекта «От экологии природы до эклоги человека».    

Василенко С.В. учитель биологии и химии

МОУ СОШ№2 г.Белинского Пензенской области

Экологическое образование и здоровье сегодня рассматривается как основа новой морали  и опора для решения многих вопросов практической жизни человека, но существующие формы и методы образования и просвещения требуют поиска новых подходов. Здоровье и знание – вот то счастье, о котором родители мечтают для своего ребенка. Ведь здоровье – залог достижения жизненного успеха, реализации своего потенциала.  С 2012 года в школе реализуется проект «От экологии природы к экологии человека», который затрагивает все ступени школьного образования. Работа по реализации проекта идет по двум направлениям. Первое направление «Экология природы». Углубленное изучение биологического материала на занятиях  позволяет решить задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Но экологические знания, в виде теории, полученные на уроках и внеклассных занятиях, не всегда становятся социально значимыми и востребованными в практической жизни. . Проведение собственных исследований, наблюдений позволят обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Практическая деятельность под руководством педагогов – экологов позволяет изучать природу не только по книгам, но и по собственным наблюдениям.

 Для сохранения и поддержания здоровья школьников очень важны практическая оценка и прогнозирование степени влияния факторов окружающей среды. Участники проекта  должны знать,  что человек – часть природы , его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений.  для работы по данному направлению в школе проводятся общие мероприятия для всей школы, такие как  Дни защиты окружающей среды от экологической опасности;
природоохранительные акции «Мой экодом», «Пернатые друзья», «Птичья столовая», «Зеленая красавица», «Чистый берег», «Поможем Земле убрать мусор», «Яблоневый сад».  И мероприятия, характерные для каждого отдельно взятого звена. Так в младшем звене это «Общество любознательных», в среднем «Творческие мастерские» , в старшем – школьное общество «Юные помошники леса» и  исследовательская деятельность. А с 2013 года реализуется программа «Школьный экологический туризм и краеведение».

Второе направление «Экология здоровья».   Данное направление нацелено на воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью с начальных классов, понимание ценностей и важности поддержания организма в здоровом состоянии, формирование чувства ответственности за своё здоровье и мотивации на здоровый образ жизни. Учитель должен обратить внимание на        обучение детей нормам здорового образа жизни (включая саморегуляцию таких качеств, как выносливость, энергичность, уравновешенность и др.), развитие задатков и склонностей к различным видам спорта, формирование и совершенствование двигательных навыков, системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни.  Повышение уровня информированности учеников, их родителей и педагогов в вопросах сохранения здоровья путем использования различных форм и методов профилактической и просветительской работы должно привести к активной жизненной позиции и заботы о своем здоровье и здоровье близких. Также как и в первом направлении, есть общешкольные мероприятия  такие как Спартакиада школьников, малые школьные Олимпийские игры (1 раз в 4 года), Дни здоровья, трудовые десанты, работа по благоустройству территории школы. И по каждому звену, согласно их возрастным особенностям такие мероприятия как  в начальной школе семейный клуб «За здоровьем всей семьей», в среднем звене традиционная игра «Зарница», старшее звено  Президентские игры «Игры, которые мы заслужили вместе с тобой», военизированная игра «Орленок», туристско-спортивный праздник.

Для реализации проекта используется технологии: сотрудничества, игровые  (конкурсы, викторины, диспуты), проектные. Особое место   в работе со старшеклассниками занимает организация исследовательской деятельности с получением новых знаний. Активно используется ТРИЗ технология, которая позволяет развивать креативные  способности учащихся, а также развитие коммуникативных навыков и умений работать в команде и что немало важно, формирование  лидерских качеств.

Результатом проекта является создание модели выпускника школы, обладающего экологической  и физической  культурой.

Благодаря интеграции предметов, используемые в проекте, можно достичь положительных результатов участников проекта как в сохранении своего здоровья, так и в познании экологических проблем и найти пути их решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни современных подростков.

  В последние годы выдвигаются требования пересмотра и коренного изменения программ, средств и методов гигиенического обучения и воспитания, внедрения принципов ЗОЖ, приведения их в соотве...

Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии как фактор формирования у обучающихся установки на здоровый образ жизни".

Задача школы не "дотянуть \' ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки...

Проект «Формирование социальных установок на здоровый образ жизни у подростков»

Миссия проекта – «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радос...

СТАТЬЯ: формирование здорового образа жизни у подростков средствами физической культуры и привлечение подростков к занятиям физической культурой

Привлечение подростков к занятиям физической культурой как психолого-педагогическая проблемаФизическая культура создает фундамент для полноценного развития подростков, так как содержание предмета напр...

Формирование установки на здоровый образ жизни у подростков в рамках реализации социально – значимого проекта «От экологии природы до экологии человека».

Экологическое образование и здоровье сегодня рассматривается как основа новой морали  и опора для решения многих вопросов практической жизни человека, но существующие формы и методы образования и...

Статья "Советы подросткам и их родителям «Формирование здорового образа жизни у подростков»"

Советы подросткам и их родителям«Формирование здорового образа жизни у подростков»Педагог дополнительного образования ГБОУ школы №258 с углубленным изучением физики и химии Колп...