Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии как фактор формирования у обучающихся установки на здоровый образ жизни".
статья по физкультуре по теме

Бохач Валентина Викторовна

Задача школы не "дотянуть ' ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии как фактор формирования у обучающихся установки на здоровый образ жизни".

Задача школы не "дотянуть ' ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль.

Цель  моей педагогической деятельности содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры школьника

  • установка на здоровый образ жизни;
  • хорошее физическое развитие;
  • оптимальный уровень развития двигательных способностей;
  • внутренняя мотивация  физкультурной деятельности;
  • освоенные способы физкультурной деятельности.

Задачи

  • содействовать сохранению здоровья, гармоническому физическому развитию обучающихся;
  • обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
  • развивать двигательные (кондиционные и координационные) способности;
  • содействовать приобретению необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
  • воспитывать потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
  • содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.

"Здоровьесберегающие технологии" интегрируют все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. Эти технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.

Здоровьесберегающие технологии совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются как минимум 4 требования:

1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

2. Привитие знаний ребёнку в умении самостоятельно защищать себя от стрессов, обид, оскорблений, обучение его средствам психологической защиты.

3. Отсутствие чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, интеллектуальной нагрузки при освоении учебного материала.

4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание  только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

В организации учебной деятельности соблюдаю следующие принципы:

  • строгие дозированные физические нагрузки;
  • использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении;
  • использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей обучающихся;
  • учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств;
  • построение урока с учётом работоспособности обучающихся;
  • соблюдение гигиенических требований;
  • благоприятный эмоциональный настрой;
  • создание комфортности.  

Работаю над созданием комфортных условий на уроке по критериям:

  • температура и свежесть воздуха;
  • рациональное освещение зала;
  • исключение монотонных звуковых раздражителей;
  • влажная уборка зала через каждые 2 часа занятий;
  • наличие туалетов и умывальников в раздевалках девочек и мальчиков;
  • наличие аптечки;
  • спортивный инвентарь по возрасту (б/б мячи на средний возраст №5, старший возраст №7, лыжный инвентарь, набивные мячи);
  • наличие у каждого обучающегося сменной спортивной обуви и спортивной формы для занятий на уроке физической культуры в зале и соответствующей формы при уроках на свежем воздухе (осень-весна, зима).

Строю работу на основе индивидуально-дифференцированного подхода:

  • работа в индивидуальном темпе;
  • использование источников информации;
  • возможность обратиться за помощью;
  • отсутствие страха ошибиться;
  • положительная мотивация, сознательное отношение к учебной деятельности;

высказывание и аргументирование своего мнения.

Включаю в работу на уроке оздоровительные моменты:

  • дыхательные упражнения;
  • сочетание нагрузки с восстановлением;
  • закаливающее влияние уроков на свежем воздухе.

Методическая тема

"Здоровьесберегающие технологии как фактор формирования установки на здоровый образ жизни"

Результат методической деятельности

Разработка и внедрение в школе мониторинга состояния здоровья школьников:

  • распределение по группам здоровья;
  • показатели физического развития детей;
  • хронические заболевания обучающихся (по данным медицинского обследования);
  • анкетирование

и построение на его основе системы работы по формированию установки на ЗОЖ .

Анализ состояния здоровья обучающихся МОУ "СОШ №14" показал, что большинство школьников относятся ко II группе здоровья.

Результаты мониторинга

по данным медицинского обследования (за 3 года):

  • положительная динамика в таких областях, как офтальмология, органы дыхания, эндокринная система;
  • рост числа заболеваний в области неврологии, ЛОР патологии и кардиологической патологии.

Анкетирование

  • Анкета "Будем здоровы!" (автор Шишковец М. А.) проводится с целью определения индивидуального стиля здорового образа жизни обучающихся и их установки на приобретение основ здорового образа жизни.

Внедрение системы работы по здоровьесберегающим образовательным технологиям позволило:

  • повысить успеваемость по предмету;
  •  обеспечить рост физической подготовленности обучающихся;
  •  повысить  интерес обучающихся к занятиям физической культурой и  мотивацию к   соблюдению здорового образа жизни;
  • минимизировать влияние негативных факторов учебной деятельности на здоровье обучающихся.

Выводы

Формирование установки на здоровый образ жизни – длительный и многоаспектный процесс, успешность которого определяется рядом условий:

  • усвоения системы знаний о сущности здорового образа жизни и путях его формирования;
  • стимулирования самосознания человека, направленного на эмоционально-личностное отношение к идее здорового образа жизни;
  • освоения норм поведения, соответствующих здоровому образу жизни.

Установка на здоровый образ жизни может быть сформирована успешнее, если:

  • здоровый образ жизни будет рассматриваться как ценность;
  • психолого-педагогические воздействия будут осуществляться на основе интегративного подхода;
  • педагогические воздействия будут направлены на гуманизацию деятельности человека и его общения с учетом психофизиологических особенностей его возраста.

В практической деятельности к положительной динамике ведет:

  • Соблюдение принципов организации учебной деятельности школьников;
  • Комфортность условий;
  • Учет динамики работоспособности;
  • Учет индивидуальных физиологических, психологических особенностей;
  • Соблюдение организационной структуры занятия;
  • Включение оздоровительных компонентов

И главное…

активное участие в процессе формирования установки на ЗОЖ самих обучающихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ШКОЛЫ

статья посвящена проблеме формирования потребности ЗОЖа у школьников. Как одно из решений проблемы предлагается вовлечение подростков в проектную деятельность...

Сценарий мероприятия «В здоровом теле – здоровый дух» для школьников 5-7 классов- формирование у школьников потребность в здоровом образе жизни.

Сценарий мероприятия «В здоровом теле – здоровый дух» для школьников 5-7 классов- формирование у школьников потребность в здоровом образе жизни....

формирование установки на здоровый образ жизни у подростков в рамках реализации социально - значимого проекта "ОТ экологии природы до экологии человека".

Экологическое образование и здоровье необходимо рассматривать как основу благополучия и успешного развития ребенка - подростка - взрослого человека. Цель проекта "От экологии природы до экологии челов...

Проект "Способ формирования у учащихся установки на здоровый стиль жизни и отказ от алкоголя и наркотиков".

Проблема формирования у учащихся установки на здоровый образ жизни и отказ от наркотиков и алкоголя остается чрезвычайно актуальной для России. В употребление психоактивных веществ вовлекаются все нов...

Здоровьесберегающие технологии лицея-интерната по формированию у обучающихся потребности в здоровом образе жизни

В статье рассмотрены примеры здоровьесберегающих технологий, применяемые в лице-интернате. Рассмотрены вопросы по привитию обучающимся потребности в здоровом образе жизни....

Доклада «Формирование ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни»

Презентация доклада «Формирование ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни»...

Формирование установки на здоровый образ жизни у подростков в рамках реализации социально – значимого проекта «От экологии природы до экологии человека».

Экологическое образование и здоровье сегодня рассматривается как основа новой морали  и опора для решения многих вопросов практической жизни человека, но существующие формы и методы образования и...