Главные вкладки

    ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ШКОЛЫ
    статья по биологии по теме

    Винокурова Мария Ильинична

    статья посвящена проблеме формирования потребности ЗОЖа у школьников. Как одно из решений проблемы предлагается вовлечение подростков в проектную деятельность

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Винокурова М. И.

    ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ШКОЛЫ

    Наше здоровье зависит от многих факторов: экологических, наследственных, психологических, социальных, медицинских и т. д. По мнению ученых, доля влияния образа жизни человека на здоровье оценивается в 50%. Здоровый образ жизни основан на достаточной двигательной активности, рациональном питании, соблюдении правильного режима дня, отсутствии вредных привычек. По некоторым официальным данным состояние здоровья учащихся средней школы в последние годы ухудшается – и это вызывает особую тревогу. Как известно, молодые люди наиболее восприимчивы к различным негативным воздействиям, а значит, формирование у школьников валеологической грамотности (знания научных основ здорового образа жизни, умения и навыков укрепления здоровья), воспитание ценностного отношения к своему здоровью – наиболее верный путь решения проблемы сохранения их здоровья.

    Образовательные учреждения проводят различные мероприятия, чтобы остановить эту опасную тенденцию, и зачастую они (мероприятия) действительно приносят пользу. Но чаще школьники не особо активно принимают участие в данных работах; может, потому что им это неинтересно или учителя не доверяют. Хотя привить ребёнку навыки здорового образа жизни насильно невозможно: он должен не только хотеть быть здоровым, но и понимать, что для этого надо делать, а главное, хотеть это делать.

    В связи с этим школа, кроме образовательных функций, должна выполнять и социальные, включая обучение основам здорового образа жизни, формирование основных навыков правильного режима дня школьника, гигиенических навыков. Все это – необходимые элементы для принятия подростками правильных самостоятельных решений в различных ситуациях, касающихся здоровья. А помочь учителю в осуществлении идеи самостоятельного выбора здорового образа жизни подростками может метод проектов.

    В нашей школе третий год ведётся работа учителей биологии над приобщением школьников к созданию исследовательских проектов по здоровому образу жизни. Основным аспектом работы является валеологическая направленность: режимы дня, биологическая активность, вред употребления ПАВ и т. д.  Обычно ребята используют в своей исследовательской деятельности такие методы, как опрос, анкетирование, мониторинг, анализ медицинского осмотра. Такие методы доступны в любой школе детям любого возраста и не требуют особых умений, временных и материальных затрат.

    Благодаря проектной деятельности возможен охват широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем в формировании здорового образа жизни школьников. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Иными словами, проект – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Ученические проекты по здоровому образу жизни – дидактическое средство активизации здоровьесберегающей деятельности, формирования личностных качеств. С помощью метода проектов по вопросам здорового образа жизни возможно научить детей:

    1. выявлять и формулировать проблемы здоровья;
    2. проводить их анализ;
    3. находить пути их решения;
    4. большое значение имеет умение работать с информацией;
    5. находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;
    6. применять полученную информацию для решения поставленных задач.

    По мнению И.С. Сергеева проект – это “шесть П”:

    РОБЛЕМА

    РОЕКТИРОВАНИЕ

    ОИСК ИНФОРМАЦИИ

    РОДУКТ

    РЕЗЕНТАЦИЯ

    ОРТФОЛИО

    Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт

    Данная работа не только стимулирует учащихся к более глубокому изучению не только вопросов изучения и сохранения здоровья, но и к знакомству с основами педагогики, психологии, а также стимулирует к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникативных технологий. Работы выполняются в режиме презентаций Power Point, также используются программы Word, Fotoshop.

    Знакомить учащихся с проектами по здоровому образу жизни можно начинать с начальных классов, предложим такие формы проектов, как информационный проект, проект – инсценировка, интервью и т. д. Школьникам среднего звена целесообразно предложить исследовательские проекты, которые бы имели ярко выраженную практическую направленность работы.

    Примерные темы исследовательских проектов   для учащихся 5 – 9 класса

    1. Влияние курения на состояние здоровья школьников
    2. Как бросить курить
    3. Режим дня и здоровье подростка
    4. Биологическая активность учащихся нашей школы
    5. Биоритмы человека
    6. Влияние соблюдения режима дня на успеваемость школьников
    7. Влияние биологической активности на успеваемость подростков
    8. Учебная нагрузка и здоровье школьников
    9. Курить или не курить
    10. Здоровье школьника

    Работа над исследовательским проектом включает следующие этапы:

    1. Создание положительной мотивации к работе через постановку интересной и близкой ученикам проблемы, создание проблемной ситуации.
    2. Совместное участие учителя и учеников в анализе проблемы.
    3. Выдвижение гипотез, подвергающихся проверке, и отсев бесполезных гипотез.
    4. Ознакомление с методами исследования проблемы и данными науки.
    5. Составление плана работы.        
    6. Выявление связей темы исследования с другими (близкими) темами.
    7. Поиск противоречий.
    8. Выдвижение новых гипотез и их обсуждение.
    9. Промежуточный контроль и коррекция выполняемой работы.
    10. Предзащита работы.
    11. Окончательное оформление и защита работы.

    Для ребят очень важно, чтобы результаты их исследований были обнародованы. Поэтому все завершённые ученические проекты мы презентуем на ежегодной школьной конференции «Шаг в будущее». Обычно ребята сами изготовляют презентации своих исследований, учитель помогает в подготовке защиты проекта. В приложении Вашему вниманию предлагаются данные проектов, авторы которых заняли призовые места на школьной конференции «Шаг в будущее – 2008»

    Приложение

    Проект «Влияние режима дня на состояние здоровья подростков»

    Цель проекта: оценить влияние организации режима дня на состояние здоровья детей подросткового возраста.

    Задачи:

    1. Провести мониторинг режима дня учащихся 8 – х классов посредством анкетирования
    2. Провести мониторинг состояния здоровья восьмиклассников по итогам медицинского осмотра 2007 года
    3. Сопоставить результаты мониторинга и итоги медицинского осмотра.

    Объект исследования: режим дня и данные медицинского осмотра учащихся 8-х классов

    Методы:

    1. Анкетирование
    2. Мониторинг
    3. Анализ

    Выводы:

                    Подростки на современном этапе ведут малоподвижный образ жизни. Неправильная организация режима дня, нарушения режима сна и характера питания приводит к ухудшению состояния здоровья.  Подростковый возраст – это период в жизни человека, когда происходит его физическое и духовное формирование. Изучив все полученные нами данные, можно прийти к выводу о взаимосвязи несоблюдения режима дня и нарушения состояния здоровья восьмиклассников нашей школы. Каждому подростку необходимо научиться составлять свой индивидуальный режим дня и постараться соблюдать его.

    Проект «Влияние биологической активности на успеваемость школьников»

    Цель проекта: выяснить влияние биологической активности на успеваемость школьников

    Задачи:

    1. Провести опрос школьников с целью выяснения их принадлежности к группам биологической активности
    2. Проанализировать успеваемость опрошенных учащихся
    3. Сопоставить итоги анкетирования и успеваемости.

    Методы работы:

    1. Изучение специальной литературы
    2. Опрос
    3. Мониторинг
    4. Анализ

    Заключение:

    В ходе своей работы над этим проектом, мы выяснили 2 важных показателя:

    1. Большинство учащихся нашей школы по типу биологической активности относятся к так называемым «голубям», т. е. к людям, которые легко адаптируются во временном пространстве, их биологическая активность не зависит от времени суток.   Биологическая активность этих людей – золотая середина.
    2. Особого влияния биологическая активность на успеваемость школьников не имеет. И среди «жаворонков», и среди «сов», и среди «голубей» есть и неуспевающие, и хорошисты, и троечники. Среди «голубей» есть 3 отличника, но также имеется много неуспевающих.

    Для получения более достоверных сведений необходимо изучать влияние биологической активности у одинакового количества отличников, хорошистов, троечников и неуспевающих. В дальнейшем мы планируем продолжить эту работу, усовершенствовав систему опроса.

    Проект «Учебная нагрузка и здоровье школьников»

    Задачи проекта:

    1. Изучить  состояние  здоровья  школьников  МОУ «СОШ г. Среднеколымска».
    2. Изучить  отклонения  состояния  здоровья  школьников.
    3. Исследовать  причины  нарушения  здоровья  школьников посредством определения тревожности и учебной нагрузки.
    4. Выработать рекомендации для администрации школы для сохранения здоровья учащихся.

    В  работе  были  использованы  следующие  методы:

    1. Теоретические: работа с литературным источниками (книгами, журналами, газетными статьями).
    2. Исследовательские: работа с медицинскими  картами, расписанием  школы, анкетирование учащихся.
    3. Творческие: выработка рекомендаций

    Заключение:  

               По  данным  Министерства  образования  России  среди  причин,  влияющих  на  здоровье  школьников,  21 %  составляют  факторы  внутришкольной  среды,  причинами  которых  являются следующие моменты:            

    1. Большинство  школьных  зданий – это  огромные  коробки,  спроектированы  так,  что  ребенок  в  них  чувствует  себя  некомфортно.
    2. Безусловной  причиной  является  гиподинамия,  т.е.  недостаток  двигательной  активности.  Малая  подвижность  в  течении  учебного  дня  противопоказана  всем  детям,  но  особенно  мальчикам.
    3. Душные,  слабо  проветриваемые  кабинеты  /классы/.
    4. Неудобная  мебель,  несоответствующая  росту  учеников.
    5. Влияние  учебной  нагрузки  и  перегрузка  домашних  заданий.
    6. Последовательность  в  расписании  уроков  подряд  с  высокой  трудностью.
    7. Большая  наполняемость  классов. (к нашей школе не относится)

    Рекомендации:

    1. Комплектовать  классы  мебелью  соответствующей  по  нормам   САНПИНА,  т.е.  росту  ученика.
    2. Витаминизировать  питание  в  школьной  столовой.
    3. Использовать  физкультминутки  на  определенных  уроках (хотя бы  по  параллелям).
    4. Проводить  подвижно – игровые  перемены  с  использованием  радио- музыкального  сопровождения.
    5. Составлять  расписание  предметов,  чередуя  их  по  своей  трудности.
    6. Следить  за  нормами  домашнего  задания.
    7. Использовать  личностно – ориентированные  технологии  обучения  и  контроля,  а  также  воспитания  учащихся.
    8. Вести  просветительную  работу  с  учащимися  и  довести  до  сведения  родителей  результаты  исследований.                                                                                                                                

                               

                       


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни через проектную деятельность учащихся среднего звена школы Винокурова М. И. Учитель биологии МОУ «Средняя общеобразовательная школа г. Среднеколымска»

    Слайд 2

    По некоторым официальным данным состояние здоровья учащихся средней школы в последние годы ухудшается – и это вызывает особую тревогу. Как известно, молодые люди наиболее восприимчивы к различным негативным воздействиям, а значит, формирование у школьников валеологической грамотности (знания научных основ здорового образа жизни, умения и навыков укрепления здоровья), воспитание ценностного отношения к своему здоровью – наиболее верный путь решения проблемы сохранения их здоровья.

    Слайд 3

    Школа, кроме образовательных функций, должна выполнять и социальные, включая обучение основам здорового образа жизни, формирование основных навыков правильного режима дня школьника, гигиенических навыков. Все это – необходимые элементы для принятия подростками правильных самостоятельных решений в различных ситуациях, касающихся здоровья. А помочь учителю в осуществлении идеи самостоятельного выбора здорового образа жизни подростками может метод проектов.

    Слайд 4

    «Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» Дж. Дьюи Проект – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Благодаря проектной деятельности возможен охват широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем в формировании здорового образа жизни школьников. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

    Слайд 5

    Валеологическая направленность исследовательских проектов: режимы дня; биологическая активность; вред употребления ПАВ; оценка состояния здоровья и т. д.

    Слайд 6

    Методы проектной деятельности по здоровому образу жизни Опрос; Анкетирование; Мониторинг; Анализ медицинского осмотра и др. Такие методы доступны в любой школе детям любого возраста и не требуют особых умений, временных и материальных затрат.

    Слайд 7

    Ученические проекты по здоровому образу жизни – дидактическое средство активизации здоровьесберегающей деятельности, формирования личностных качеств. С помощью метода проектов по вопросам здорового образа жизни возможно научить детей: выявлять и формулировать проблемы здоровья; проводить их анализ; находить пути их решения; большое значение имеет умение работать с информацией; находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации; применять полученную информацию для решения поставленных задач.

    Слайд 8

    По мнению И.С. Сергеева проект – это “шесть П”: РОБЛЕМА РОЕКТИРОВАНИЕ ОИСК ИНФОРМАЦИИ РОДУКТ РЕЗЕНТАЦИЯ ОРТФОЛИО П

    Слайд 9

    ВАЖНОЕ ПРАВИЛО: Каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт

    Слайд 10

    Примерные темы исследований для учащихся 5 – 9 классов Влияние курения на состояние здоровья школьников Как бросить курить Режим дня и здоровье подростка Биологическая активность учащихся нашей школы Биоритмы человека Влияние соблюдения режима дня на успеваемость школьников Влияние биологической активности на успеваемость подростков Учебная нагрузка и здоровье школьников Курить или не курить Здоровье школьника

    Слайд 11

    Этапы работы над исследовательским проектом Создание положительной мотивации к работе через постановку интересной и близкой ученикам проблемы, создание проблемной ситуации. Совместное участие учителя и учеников в анализе проблемы. Выдвижение гипотез, подвергающихся проверке, и отсев бесполезных гипотез. Ознакомление с методами исследования проблемы и данными науки. Составление плана работы. Выявление связей темы исследования с другими (близкими) темами. Поиск противоречий. Выдвижение новых гипотез и их обсуждение. Промежуточный контроль и коррекция выполняемой работы. Предзащита работы. Окончательное оформление и защита работы.

    Слайд 12

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Деятельность классного руководителя по формированию у подростков потребности в здоровом образе жизни

    Итоговый практикозначимый проект: "Деятельность классного руководителя по формированию у подростков потребности в здоровом образе жизни"...

    Формирование у лицеистов потребности в здоровом образе жизни

    Доклад на МО "Формирование у лицеистов потребности в здоровом образе жизни"...

    Сценарий мероприятия «В здоровом теле – здоровый дух» для школьников 5-7 классов- формирование у школьников потребность в здоровом образе жизни.

    Сценарий мероприятия «В здоровом теле – здоровый дух» для школьников 5-7 классов- формирование у школьников потребность в здоровом образе жизни....

    Формирование здорового образа жизни через проектную деятельность

    Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить ребенка со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то...

    Здоровьесберегающие технологии лицея-интерната по формированию у обучающихся потребности в здоровом образе жизни

    В статье рассмотрены примеры здоровьесберегающих технологий, применяемые в лице-интернате. Рассмотрены вопросы по привитию обучающимся потребности в здоровом образе жизни....

    Опыт работы: «Формирование потребности в здоровом образе жизни через внедрение технологии личностно - ориентированного обучения на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности»

    В связи с тем, что научно-технический прогресс не стоит на месте и все большее количество машин и механизмов становятся неотъемлемой частью жизни, жизнь людей становится более комфортной. Но оборотной...

    Формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни.

    Здоровье – бесценное состояние человека, которое характеризуется хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью, активной жизненно...