Главные вкладки

    Формирование здорового образа жизни через проектную деятельность
    проект (7 класс) по теме

    Полякова Ирина Анатольевна
    Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить ребенка со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. Данная работа описывает возможность повышения уровня культуры здоровья, используя проектную деятельность учащихся.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konferentsia.doc46 КБ

    Предварительный просмотр:

    ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    «К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь»

    В.А.Сухомлинский

    Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.

    Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.

    Одной из задач новых образовательных стандартов является создание условий для обеспечения в развивающей образовательной среде здоровьесозидающего потенциала, формирования культуры здорового образа жизни (обучающихся и учителей).

    Слагаемыми здоровьесозидающего потенциала являются:

    1. ЛИЧНОСТНАЯ (ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ) ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ

    Создание условий для самодеятельности учащихся

    Создание условий для свободного выбора учащимся содержания и способа деятельности

    2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

    Соответствие содержания и методов образования возрастным особенностям учащихся

    Оказание учителем помощи и поддержки учащимся

    3. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ

    Соблюдение требований к санитарному состоянию кабинета (освещенность, воздушно-тепловой режим)

    4. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    Увеличение двигательной активности учащихся за счет использования

    педагогических технологий урока

    5. НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

    Одним из способов деятельности учащихся является проектная деятельность.

    В нашей школе есть комплект современного лабораторно-измерительного оборудования «ЛабДиск». Это мобильная цифровая лаборатория с мультисенсорным регистратором данных. Предназначена для поддержки современных тенденций усиления исследовательского компонента в образовании. Прибор позволяет измерять такие данные, как температура окружающей среды, уровень освещённости, громкости звука, пульс человека, расстояние до объекта. Данные можно сохранять, подключать прибор к компьютеру. В справочном пособии даны примеры учебных экспериментов, описание международного проекта «Глобальная школьная лаборатория».

    Мы предложили ученикам исследовать степень освещенности в школе дома и разработать проект по этой теме во внеурочной деятельности.

    Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить ребенка со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.

    Среди факторов внешней среды, влияющих на организм, свет занимает одно из первых мест. Свет оказывает влияние не только на орган зрения, но и на весь организм в целом.

    Огромно значение света в профилактике зрительного утомления и ухудшении зрения, в частности близорукости, так как именно в детском возрасте формируется рефракция глаза, влияющая на уровень зрительных функций и зрительную работоспособность.

    Солнечный свет оказывает тонизирующее и укрепляющее воздействие на организм, повышает общую сопротивляемость заболеваниям, создает условия, необходимые для нормального роста и развития детей и подростков.

    Поэтому ученикам 7 класса была предложена тема проекта «Зависимость освещенности от различных факторов». Ученики должны были измеряя освещенность помещений, в которых они занимаются дома и в школе, проанализировать результаты и сделать выводы.

    Во время работы над проектом ученики измеряли освещенность во всех кабинетах школы, в комнатах своих квартир, анализировали, сравнивая по расположению относительно частей света, от этажа и др. факторов, строили графики в электронных таблицах, изучали литературу по этой теме, нормы СанПина, знакомились с опытом других исследователей по этой теме. Основными задачами проекта были:

    • провести исследование
    • проанализировать результаты
    • определить факторы, влияющие на освещенность

    Замеры освещенности проводились с использованием лабораторно-измерительного оборудования «Лабдиск».

    Опыты показали, что открытые жалюзи в ясную погоду увеличивают освещенность в помещении в среднем на 15%.

    Выполняя замеры освещенности  и анализируя данные, ученики были удивлены показаниями прибора в пасмурную погоду. Проводя измерения при искусственном освещении и открытых жалюзи они заметили, что освещенность уменьшается. Вначале, дети даже повторяли несколько раз замеры, чтобы убедиться. что это не ошибка прибора. В результате был сделан вывод, что в пасмурную погоду при включенном свете закрытые жалюзи, шторы увеличат уровень освещенности в комнате.

    Кроме того, были сделаны следующие выводы:

    • Грязные, запыленные окна задерживают до 10-15% световых лучей.
    • Высокие цветы, расположенные на подоконниках, тоже уменьшают освещённость. Выполняя замеры освещенности дома, ученики сделали вывод о недопустимости устраивать в оконном проеме специальные полочки-лесенки, которые вместе с цветами, полностью закрывая окно, заметно уменьшают освещенность комнаты.
    • При проведении экспериментов ученики заметили, что когда они наклоняются к прибору для снятия показаний, данные изменяются... Они… уменьшаются! И чем ближе положение головы к панели прибора, тем меньше значение освещенности... То есть, осанка при письме влияет на освещенность рабочего места. Неправильная осанка не только приводит к проблемам с позвоночником, но и  уменьшает освещенность, что может привести к ухудшению зрения.

    Следует подчеркнуть, что замечания взрослых, типа — «ты опять сидишь неправильно» или «опять читаешь (рисуешь, пишешь) в темноте» ничего не меняют, а главное — не могут изменить. Ребенок должен понимать и четко представлять себе, почему нужно делать так, а не иначе.

    Результаты данного проекта показали, что выводы, к которым самостоятельно приходили дети, гораздо эффективнее воздействуют на их последующее поведение, чем различные пропагандистские мероприятия, которые, несомненно, тоже нужны.

    Сколько бы мы ни твердили ученикам о необходимости следить за своим здоровьем, сколько бы мы ни агитировали их беречь здоровье смолоду, соблюдать требования гигиены, осознать это они смогут, если только что-то сами сделают по этому вопросу. Сами будут искать нужную информацию, сами проведут измерения, тогда в голове происходит осознание.

    Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Необходимо прививать школьникам вкус к исследованию, вооружать их методами научно-исследовательской деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ШКОЛЫ

    статья посвящена проблеме формирования потребности ЗОЖа у школьников. Как одно из решений проблемы предлагается вовлечение подростков в проектную деятельность...

    Формирование здорового образа жизни через предметы естественнонаучного цикла (из опыта работы).

    Обобщён опыт работы по формированию здорового образа жизни через предметы естественнонаучного цикла....

    Формирование здорового образа жизни через народные традиции.

    Проект " Формирование здорового образа жизни через народные традиции" предназначен  для детей старшего школьного возраста.  Проект нацелен на формирование у детей мотивации навыков здорового...

    Формирование навыков здорового образа жизни через предметную деятельность

      В настоящее время педагогическая общественность всё больше осознаёт, что именно педагог способен сделать для здоровья учащихся гораздо больше, чем  врач. Школа  остаётся той со...

    Формирование здорового образа жизни через привитие основ здорового питания

    формирование понятий о ведении здорового образа жизни через принятие правил здорового питания на уроках физической культуры...

    "Формирование здорового образа жизни через культуру питания"

    В нашей школе учатся дети с различными сочетанными нарушениями опорно-двигательного аппарата: гиперкинезы, различные степени порезов правой или левой стороны;  многочисленные аутоподобные синдром...