Формирование здорового образа жизни через предметы естественнонаучного цикла (из опыта работы).
статья по теме

Агапова Антонида  Александровна

Обобщён опыт работы по формированию здорового образа жизни через предметы естественнонаучного цикла.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование здорового образа жизни

 через предметы естественнонаучного цикла

 (из опыта работы).

Сообщение учителя биологии и географии

Агаповой А.А. на ШМО учителей среднего звена.

   Процесс формирования здорового образа жизни подрастающих поколений до недавнего времени полностью или частично идентифицировался с физическим воспитанием молодёжи. Жизнь, однако, показала, что в век стрессов и неврозов, агрессивности и эмоциональной напряжённости человека физическому воспитанию не справиться с поставленными перед ним задачами. Возникла научная потребность вычленения самостоятельной области воспитания, которая в подавляющем большинстве стран получила название здравоохранительного воспитания или формирование здорового образа жизни.

   Необходимость введения здравоохранительного воспитания обусловилась также пониманием того, что только с самого раннего возраста можно привить детям основные знания, навыки и привычки в области охраны здоровья, которые впоследствии превратятся в важнейший компонент  общей культуры человека и окажут влияние на формирование  здорового образа жизни всего общества.

   Формирование здорового образа жизни включает в себя, по мнению ряда учёных, три основные задачи:

   Глобальную  обеспечение физического и психологического здоровья всего подрастающего поколения.

   Эта задача решается благодаря выбору режима работы школы, через питание, медицинское обслуживание, быт семьи и т.д.

   Дидактическую  вооружение школьниками необходимыми познаниями в области охраны здоровья, привитие умений, навыков и привычек, позволяющих предотвращать детский травматизм, способствующий сохранению здоровья, трудоспособности и долголетия.

   Эта задача решается через знакомство учащихся с основными компонентами здорового образа жизни.

Рациональное питание.

   Важнейшим элементом здорового образа жизни является рациональное питание. В теме «Гигиена питания» (биология, 8 класс) рассматриваются вопросы рационального питания. Рациональное питание – это такое питание, при котором человек удовлетворяет необходимые потребности своего организма в энергии и жизненно важных веществах  согласно конкретным условиям его жизни и деятельности.

   Рациональное питание – условие обеспечения высокой работоспособности и жизненной активности, нормального самочувствия человека.

   Основные принципы рационального питания: умеренность, сбалансированность, четырёхразовое питание, разнообразие, высокая биологическая полноценность.

   Рациональное питание требует ещё двух условий: достаточной физической нагрузки и благоприятной, спокойной обстановки, отсутствие нервных и стрессовых перегрузок, раздражительности и грубости.

Культура движения.

   На уроках биологии рассматриваю с детьми следующие вопросы: физические нагрузки в жизни современного человека, двигательная активность разных групп населения, мышечная активность и эмоциональное состояние, ритмичность физической активности. Рекомендую учащимся 3-5 раз в неделю по 30-40 минут заниматься физическими упражнениями (не считая ежедневной зарядки или разминки).

   На уроках биологии привожу факты, подтверждающие положительное влияние культуры движения на здоровье и самочувствие человека.

Периодическая смена ближайшего окружения.

   Знакомлю с данным компонентом здорового образа жизни на уроках географии и биологии. При изучении  темы «Нервная система» (биология, 8 класс), «Городское и сельское население»    (география, 9 класс) обращаю внимание учащихся на то, что на деятельность нервной системы человека отрицательное влияние оказывает длительное пребывание в одном и том же месте. Это проблема, в большей степени касается городских жителей, и связана она не только с экологическими, производственными особенностями города, но и с культурой проведения свободного времени.                                                                Но и дети сельских школ, особенно в осенне-зимний период, как правило, чаще находятся в помещении (дом, школа).  Часто пассивный отдых (телевизор, компьютер), пустое, бездеятельное времяпрепровождение (бессмысленные общения, увлечение алкоголем) не обеспечивают восстановление сил организма, вызывают «досуговую утомляемость».

   Потребность человека в смене ближайшего окружения успешно решается путём туризма, экскурсий, путешествий, имеющих большое оздоровительное значение, путём повышения культурного уровня людей.

Высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе.

   Рассматривая проблему здорового образа жизни, следует особо выделить среди причин, резко сокращающих жизнь человека, отрицательные эмоции. В теме «Высшая нервная деятельность» (биология, 8 класс) обращая внимание на то, что усложнение межличностных отношений вследствие усложнения современного образа жизни, интенсификации труда часто является почвой для возникновения стрессовых ситуаций.

   Поэтому важно  ещё в школе учить детей правилам общения друг с другом, с природой.

   На уроках экологии, биологии рассказываю школьникам о признаках духовного здоровья человека: порядочности, интеллигентности, гуманизме, духовном богатстве, умении адекватно оценивать ситуацию, особенности понять и оценить точку зрения оппонента, проявлении выдержки, терпения, объективности в споре; об отношении к природе как показателе духовного здоровья человека, экологической ответственности, потребности здорового человека в общении с живыми существами, о недопустимости экологической жёсткости, о проблеме формирования экологической культуры: ценностных ориентаций, знаний, умений экологического характера.

Жизнь без алкоголя и наркотиков.

   При изучении всех систем органов в курсе биологии 8 класса рассматривается влияние алкоголя и наркотиков на их работу.

Активная творческая жизнь.

   На уроках биологии (8 класс) при изучении темы «Трудовая деятельность» обращаю внимание школьников на роль труда в жизни человека.

   Разумный труд, и особенно труд любимый, способствует развитию человеческого мозга.   В процессе труда организм человека испытывает определённое  напряжение, его мозг, нервная система мобилизуются, возрастают силы сопротивления и активность иммунной системы.

   Труд, как физический, так и умственный, с включением в него той или иной физической нагрузки, является обязательным условием долголетия. Все долгожители отличались большим трудолюбием и, как правило, сохранили трудоспособность до глубокой старости.

Частно-методическую – вооружение учащихся:

а) знаниями физиологических основ процессов жизнедеятельности человека  и его гигиены.

   При изучении предмета «Человек и его здоровье» (8 класс) учащиеся знакомятся с особенностями строения и основными процессами жизнедеятельности клетки, особенностями строения и функциями основных тканей, органов, систем органов (опорно-двигательной, кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, нервной, органов размножения).

   При изучении каждой системы органов затрагиваются вопросы гигиены. Так, например, при изучении «Опорно-двигательной системы» рассматривается вопрос о предупреждении искривлениях позвоночника  и развитии плоскостопия, при изучении темы «Кровь и кровообращение» - предупреждении  сердечно - сосудистых заболеваний и т.д.

б) умениями и навыками по оказанию первой доврачебной помощи и самопомощи.

   В процессе изучения биологии (8 класс) программой предусматривается вооружение учащихся умениями и навыками по оказанию первой доврачебной помощи при отравлении («Пищеварение»), ожогах и обморожениях («Кожа»), при остановке дыхания («Дыхание»), при кровотечениях («Кровь и кровообращение), при солнечном и тепловом ударах («Кожа»), при ушибах и переломах («Опорно-двигательная система»), как сделать непрямой массаж сердца («Кровь и кровообращение»).

в) элементарными лечебно-профилактическими сведениями о наиболее распространённых патологиях, соматических и психических заболеваниях.

В процессе изучения биологии учащиеся получают сведения о таких заболеваниях, как чесотка – вызывает её чесоточный зудень (биология 7 кл. «Клещи»); бешенство – вызывает вирус, переходящий через укусы животных к людям, поражает нервную систему (биология 8 кл. «Нервная система»; 11 кл. «Вирусы»); искривления позвоночника – возникают при неправильной посадке, оказывают влияние на работу внутренних органов  (биология 8 кл. «Опорно-двигательная система»); гепатит – вирус, поражающий печень, передаётся половым путём, при поцелуе, несоблюдении правил личной гигиены женщинами, через мухи. Ведёт к циррозу печени -  трудноизлечимой болезни (биология 8 кл., 10 кл. «Половая система»); эпилепсия  - заболевание нервной системы, первая помощь при судорогах: держать голову, голову на бок, разжать рот.

г) элементарными лечебными процедурами и способами ухода за больными.

   При изучении темы «Кровь и кровообращение» (биология, 8 кл.) учащиеся знакомятся с приёмами подсчёта пульса, тренируются правилам наложения  стерильной повязки, наложения жгута. При изучении темы «Опорно-двигательная  система» (биология, 8 кл.) учащиеся знакомятся с наложением импровизированной шины при повреждении костей рук, ног. При изучении темы «Дыхание» (биология, 8 кл.) – со способами искусственного дыхания. На уроках биологии учащиеся тренируются в наложении асептической (стерильным бинтом) повязки. Школьники знакомятся с правилами ухода  за больными: чем поить, как сменить постель больного, измерить температуру, как соблюдать гигиенический режим посещения.

д) санитарно-эпидемиологическими знаниями, включая принципы и организацию системы здравоохранения в стране, эпидемиологию инфекционных и венерических заболеваний.

   Учащиеся знакомятся с инфекционными заболеваниями: гриппом и туберкулёзом  при изучении темы «Дыхание» (биология, 8 кл.); мерами, предупреждающими их распространению: изоляция больного, ношение ватно-марлевой повязки, соблюдение правил личной гигиены, сандизрежима.

   При изучении темы «Пищеварение» (биология, 8кл.), темы «Насекомые» (биология, 7 кл.) учащиеся  знакомятся с мерами, предупреждающими возникновение глистных и желудочно-кишечных заболеваний,  пищевых отравлений. При изучении темы «Кровь и кровообращение» (биология,8 кл.) знакомятся с мерами, предупреждающими возникновению дифтерии: своевременная вакцинация; знакомятся с профилактикой СПИДа. 

   При изучении темы «Половая система» (биология 8 кл., 10 кл.) – с мерами, предупреждающими возникновение гонореи, сифилиса.

е) знаниями о вредном воздействии на организм человека наркотических и психотропных средств.

   При изучении всех систем органов рассматривается вопрос о вредном влиянии курения и употребления алкоголя на органы (сердце, сосуды, органы дыхания, пищеварения).

   При изучении темы «Нервная система», «Обмен веществ» (биология, 8 кл.) рассматривается вопрос о влиянии алкоголя и наркотиков на обмен веществ, нервную систему.

   Ответственность за достижение этих целей формирования здорового образа жизни возлагается на всё общество, но главным образом на школу, и прежде всего на такие учебные  предметы, как естествознание, биология, генетика, анатомия и физиология человека, гигиена и подготовка молодёжи к будущей семейной жизни, география, экология, природоведение, основы безопасности жизнедеятельности.

   Но тем не менее, несмотря на пропаганду здорового образа жизни через предметы естественнонаучного цикла, в связи со сложной социальной обстановкой в стране всё раньше молодые люди и всё больше пьют, раньше начинают курить и всё больше. Имеются незарегистрированные случаи предполагаемого наркотического отравления.

   Значит, только через предметы естественнонаучного цикла дело с мёртвой точки не сдвинуть.

  Таким образом, нужны комплексные усилия.

Агапова Антонида Александровна,

учитель биологии и географии

МОУ Алферьевской основной

общеобразовательной школы

Зарайского района Московской области.

Стаж работы: 37 лет, категория – высшая.

Год аттестации: 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни через народные традиции.

Проект " Формирование здорового образа жизни через народные традиции" предназначен  для детей старшего школьного возраста.  Проект нацелен на формирование у детей мотивации навыков здорового...

Формирование здорового образа жизни через проектную деятельность

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить ребенка со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то...

Формирование здорового образа жизни через привитие основ здорового питания

формирование понятий о ведении здорового образа жизни через принятие правил здорового питания на уроках физической культуры...

"Формирование здорового образа жизни через культуру питания"

В нашей школе учатся дети с различными сочетанными нарушениями опорно-двигательного аппарата: гиперкинезы, различные степени порезов правой или левой стороны;  многочисленные аутоподобные синдром...

Укрепление и сохранение физического здоровья обучающихся , формирование здорового образа жизни через оптимизацию двигательного режима и физической подготовки школьников

Сущность педагогической системы, по которой работаю,заключается в личностно - ориентированном характере обучения, индивидуальном подходе к каждому ребенку при организации занятий физической культурой,...

Статья «Формирование здорового образа жизни через систему воспитательной работы »

Статья  «Формирование здорового образа жизни через систему воспитательной работы »...