Формирование здорового образа жизни через уроки биологии.
методическая разработка по биологии на тему

Зарубицкая Наталья Леонидовна

методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_zozh_cherez_uroki_biologii.docx353.69 КБ

Предварительный просмотр:

Зарубицкая Наталья Леонидовна

Учитель биологии

ГБОУ школа №15

Г. Славянска – на - Кубани

ТЕМА: Формирование здорового образа жизни

через уроки биологии.

        Когда говорим о здоровом образе жизни детей, то подразумеваем определенный комплекс психолога – педагогических, физиологических, духовно-нравственных условий и мероприятий, позволяющих учащимся сохранять и развивать работоспособность и активность в освоении программы обучения и воспитания. Понимание здорового образа жизни несет в себе самый широкий конспект. Базовое понятие здесь – здоровье. И изходя из этого я не только строю свой учебный процесс с учетом возраста, специфики развития организма, физиологических и психологических процессов, но и использую информацию по сохранению и укреплению здоровья в своей педагогической деятельности.  На уроках биологии это представления о строении  собственного тела и назначений его органов; уровень владения навыками оказания первой помощи; умение: отказаться от вредных привычек, заниматься физкультурой, закаливаться, правильно питаться, рационально использовать время.

       Для меня главное учить самих детей заботиться о своем здоровье, развивать сознательный контроль над своим двигательным поведением, формировать понимание ценностей здорового образа жизни.

       Вопросы касающиеся здорового образа жизни человека освещаю в некоторых разделах предмета: например в 6 классах, когда изучаем воду, воздух, почву;  в 7 классах при изучении лекарственных или ядовитых растений; в 8 классах при прохождении тем о сельскохозяйственных животных;  а в  9 классах все темы  основаны на воспитании здорового образа жизни учащихся.

       Основные знания по вопросам сохранения здоровья дети получают на уроках биологии и природоведения. Я провожу уроки на темы: «Овощи источник здоровья», «Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц», «Профилактика сердечно - сосудистых заболевание», «Вредное влияние никотина, спиртных напитков и наркотических веществ на организм подростка», «Значение зеленых насаждений и комнатных растений для здоровья человека», «Рациональное питание в моей жизни», «Профилактика простудных заболеваний и закаливание», «Гигиенические требования к одежде и обуви» и  другие.  

 Сохранение здоровья школьников через уроки  биологии осуществляю по основным критериям  (см.  схему).  

 

        

        

        

        

        

        

        

  1. Гигиенические условия в классе. В начале урока всегда обращаю внимание на обстановку и гигиенические условия в классе: запыленность воздуха, рациональность освещения классной доски.
  2. Учет состояния физического здоровья на уроке.  Обращаю внимание на внешний вид учащихся. В течение урока слежу за посадкой и утомляемостью.
  3.  Уровень знаний о строении организма и его работе.  Этот критерий отражается в темах 5х, 9х классов, где при изучении человеческого организма на каждом уроке рассматриваются вопросы, связанные со строением  и работой  органов.  На уроках мною формируются понятия здоровья и здорового  образа жизни, а также формируются отношения к человеку и его здоровью как к ценности.

  1. Положительное эмоциональное состояние на уроке. В начале урока психологически настраиваю учащихся на работу.  Урок начинается  со слов: «Как я рада, что мы опять собрались все вместе. Все здоровы, все хорошо выглядят. У нас впереди интересный урок. Мы будем узнавать много нового». Иногда на уроках использую эмоциональные разрядки в виде шуток, афоризмов или небольших стихотворений.  Ведь, как известно смех – это вечный целитель. Он стимулирует иммунную систему, производит массаж живота и кишечника.

  1. Дозированная нагрузка, учет индивидуальных особенностей. Работа  на уроке строится с учетом психофизиологических особенностей учащихся,  я использую дифференцированный подход. В каждом классе учащиеся делятся  на три группы. При работе с первой группой  я использую словесные методы: рассказ, беседу, объяснение,  фронтальный опрос, работу с учебником, у доски, доп. литературой и др., а также самостоятельную работу в тетрадях и последовательное выполнение практических работ. Иногда применяю частично-  поисковый метод (написание докладов). Работу со второй группой осуществляю по учебнику, с помощью рабочей тетради, схем и таблиц.  К учащимся третьей группы  на уроках осуществляю  индивидуальный подход, т.к. некоторые работают по программе другого класса  это работа  по карточке, в тетради.  

На уроках сочетаю групповую, индивидуальную работу и работу в парах.                                

  1. Смена видов деятельности  на уроке (3-4  вида).  В течение урока меняю виды учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, рассказ, рисунок, рассматривание наглядных пособий, работа у доски, по карточке, с гербарием, изготовление муляжей из пластилина и др., так как однообразие урока способствует утомлению школьников, на каждый  вид деятельности выделяю по 7-10 минут. Не задерживаю детей после звонка, комментирую домашнее задание, соблюдаю структуру урока. Стараюсь  оставить время в конце урока для того, чтобы учащиеся смогли задать вопросы.

  1.  Использование  физкультурных минуток, упражнений для снятия напряжения. Эти оздоровительные моменты всегда использую на уроках.  На 20 минуте провожу физ.минутки состоящие из 3х легких упражнений с 3мя повторениями каждого упражнения.  Применяю упражнения для снятия общего утомления (за основу беру комплекс упражнений доктора С. С. Коновалова. 1) наклоны, 2)повороты вращения головы, 3)круговые вращения плечами, 4)взмахи руками, 5)вращения кистями, 6)перекатывание с пяток на носки, 7)вращения туловища); упражнения для кистей рук ( самые простые упражнения для рук – это потереть ладонь о ладонь, а плечи при этом поочередно подвигать вверх вниз; упражнения с палочкой (мы используем ручку) его можно проводить индивидуально и группами, ученик держит ручку вертикально обеими кулаками и поочереди передвигает кулаки вверх; гимнастику для глаз (чтобы снять зрительное утомление и как профилактика близорукости); упражнения на осанку ( «паук» «бабочка», «посиди и походи» мн. др.); дыхательную гимнастику (10 глубоких вдохов и выдохов в соотношении (1-вдох; 1-2-3-4-задержка дыхания; 1-2 выдох).

  1. Формирование через уроки биологии стремления к здоровому образу жизни и развитие практических умений и навыков по охране собственного  здоровья. На уроках многие темы связываю с вопросами здорового образа жизни и рассказываю учащимся о важности быть здоровым.  Воспитание бережного отношения к собственному здоровью и  здоровью окружающих, а также стремления к здоровому образу жизни – основная задача уроков естествознания в 9 классе. Во время  уроков  большое внимание уделяю вопросам  профилактики курения, употребления спиртных напитков и наркотических веществ. В этой работе широко использую тренинги и психологические приемы, маленькие видеофильмы и иллюстрированные презентации.                                                

         Я убеждена и стараюсь донести это до каждого обучающегося, что здоровье – это богатство, которое нужно заслужить, здоровье нужно беречь на протяжении всей жизни, понимать значимость этого, и значение того, что только здоровый человек может создать здоровую семью и будет полезен и себе и обществу.  А вести здоровый образ жизни – это и есть необходимое условие здоровья.

         Из опыта работы могу сделать вывод о том, что успешность обучения учащихся специальной школы 8 вида и развития их личности зависит от состояния здоровья.  Активизируя здоровье - охранительное и здоровье - развевающее направление в коррекционной работе, можно тем самым способствовать повышению эффективности  учебно-воспитательного процесса. (см. диаграмму повышения качества знаний 8х классов на уроках биологии за 1,2 полугодие 2014-2015 учебного года и 1 полугодие 2015-2016 учебного года).

 

Литература

1. «Здоровый образ жизни - залог здоровья». под ред. Ф. Г.Мурзакаева. Уфа,

2010г.

2. «Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические

проблемы». Кишинев, 2012г.

3. Кураев Г. А., Сергеев С. К. «Валеологическая система сохранения здоровья

населения России». 1996, №1.

4. «Здоровый образ жизни ребенка». Лисицын Ю. П., Полунина И. В. М.,

1984г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование здорового образа жизни на уроках биологии".

Изучение  теоретической литературы по теме работы привело к выводу о существующем противоречии между необходимостью  организации в учебном  процессе пропаганды здорового обр...

Формирование здорового образа жизни на уроках биологии и во внеклассной работе

Данная презентация посвящена формированию здорового образа жизни на уроках биологии и во внеклассной работе....

Формирование здорового образа жизни на уроках биологии и во внеурочное время

Пропаганда здорового образа жизни является актуальной для формирования эколого-нравственных компонентов подрастающего поколения.Необходимо создавать соответствующие мотивации и правильное отношение к ...

Формирование здорового образа жизни через привитие основ здорового питания

формирование понятий о ведении здорового образа жизни через принятие правил здорового питания на уроках физической культуры...

Укрепление и сохранение физического здоровья обучающихся , формирование здорового образа жизни через оптимизацию двигательного режима и физической подготовки школьников

Сущность педагогической системы, по которой работаю,заключается в личностно - ориентированном характере обучения, индивидуальном подходе к каждому ребенку при организации занятий физической культурой,...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В РАЗДЕЛЕ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ»

Одной из жизненных  вопросов  современного общества и образования является формирование здорового образа жизни,  связанного с загрязнением окружающей  нас среды и продуктов питания...