Главные вкладки

    Формирование здорового образа жизни на уроках биологии и во внеурочное время
    статья по биологии

    Ильченко Татьяна Николаевна

    Пропаганда здорового образа жизни является актуальной для формирования эколого-нравственных компонентов подрастающего поколения.Необходимо создавать соответствующие мотивации и правильное отношение к здоровью. Важно не только передать детям полезные знания, но  и научить их использовать свой потенциал в повседневной жизни.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ochyot-formirovanie_zozh.doc44.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ильченко Татьяна Николаевна

    МБОУ СОШ №4 г. Ленск РС(Я)

    Учитель биологии 1 категория

    Формирование здорового образа жизни на уроках биологии и во внеурочное время.

    Самой большой ценностью каждого человека считается его здоровье. Нервные перегрузки, неблагополучная экологическая среда, природные катаклизмы, гиподинамия, вредные привычки (табакокурение, наркомания, алкоголизм) – все эти факторы ухудшают состояние здоровья подростка. Пропаганда здорового образа жизни является актуальной для формирования эколого-нравственных компонентов подрастающего поколения.

    Моя задача состоит в обеспечение учащихся медико – гигиеническими знаниями. Необходимо создавать соответствующие мотивации и правильное отношение к здоровью. Важно не только передать детям полезные знания, но  и научить их использовать свой потенциал в повседневной жизни.

    Уроки по ЗОЖ приемлемы при изучении всех разделов биологии. Особенно это удаётся в 8 классе при изучении раздела «Человек». Мною составлена программа по ЗОЖ. Она включает основные темы по ЗОЖ и репродуктивному здоровью человека,  л/б, пр/р. самонаблюдения, упражнения,   полезные советы, основы первой медицинской помощи.

    На уроке я использую различные виды технологий. Это – игровые технологии, технологии проблемного обучения, технологии коллективного способа обучения, разноуровневые.  Успешной является технология проектной деятельности. В основном она носит исследовательский характер.  В конце учебного года, был проведён заключительный урок по анатомии в 8 классе. Ребята работали над проектом  «Наше здоровье – в наших руках». В данном проекте было выделено  несколько подпроектов. Над каждым из них работала группа учащихся. Ребята собирали материал,  проводили анкетирование, обрабатывали данные, анализировали, предлагали пути решения выявленных проблем.  Так  одна группа выдвинула 10 золотых правил здоровья, прокомментировав их. Другая группа ребят работала над проблемой, что является причиной  заболевания мочевыделительной системы и мерами профилактики. Третья провела анкетирование, обработала результаты и сделала соответствующие выводы.

    В ходе урока были заслушаны сообщения, которые сопровождались демонстрацией опыта,  пр/р, оказанием первой медицинской  помощи. По полученным  результатам  ребята делали вывод.

    В заключении они выразили пожелание, что можно сделать для сохранения здоровья в нашей школе. Это – физкультминутки, зарядка для глаз, дыхательная гимнастика, употребление фиточая, разнообразие и улучшение пищи в школьной столовой.

    После изучения раздела «Опорно-двигательная система» был проведён урок – конкурс по теме «Скелет» в форме КВН. Учащиеся показали хорошие знания на всех этапах, успешно справились с практической частью.

    В рамках декады естественных наук, посвящённой здоровому образу жизни учащиеся составляли кроссворды, ребусы, выступали с проектами. В групповом проекте «Рациональное питание – залог здоровья» девочки рассмотрели все виды диет, сравнили их, отметили «+» и «-», провели анкетирование, сделали вывод. Оказалось, что 30% учащихся  употребляют здоровую пищу.

    На Научно-практической конференции (секция ЗОЖ)учащиеся выступили с темами: «Биологически-активные добавки», «Вредные привычки», «Кока-Кола: вред или польза» «Вред Фаст-фуда», « Правильное питание - залог здоровья», СПИД - социальная болезнь человечества».

    Важное значение имеют: эмоциональный климат на уроке, создание ситуации успеха При подготовке к урокам  я использую практикумы, где рассмотрены все виды деятельности на уроке.  С применением различных технологий, с исследованиями на уроке,   у ребят появилась заинтересованность, изменилось отношение к предмету. Стали чаще задавать вопросы: «Почему?» «Зачем?» «Для чего?». Повысилось качество знаний по предмету, пусть не на много, но это результат.

    Работа по этой теме проводится и во внеурочной деятельности. В 5-ом классе (класс повышенного внимания- КРО) ребят мало,  дети  не простые, и чтобы как-то их  заинтересовать, я взяла тему ЗОЖ  + Экопрограмма: «Экология и мир человека». Цель этой программы: способствовать повышению своей окружающей среды через формирование новых привычек.  Данная тема включала 8 занятий.  Первое занятие – установочное. Это стартовая встреча. На этом занятие были проведены несколько экологических игр, одна из них «Две стороны медали». Цель игры: дать возможность учащимся выразить своё отношение к городу, в котором они живут.  Обратить внимание учащихся на то, что некоторые негативные моменты в нашем городе создали мы сами. Ребятам были даны медали и было предложено на одной стороне написать: за что я люблю свой город, на другой, за что не люблю.  Затем они озвучили то, что написано у каждого. После обобщения всех мнений ребята пришли к выводу, что на некоторые негативные моменты в нашем городе, каждый из нас может повлиять и изменить их к лучшему. Также была проведена игра «Экологический мастак», где ребята должны были оценить в баллах создавшуюся проблему по степени важности и сделать вывод, а как они могли бы разрешить создавшуюся ситуацию.

    После рассмотрения  каждой темы учащимся предлагалось взять на себя обязательство, которое каждый сможет легко и с интересом делать в течение недели – только тогда, это будет способствовать приобретению ими новой привычки.

    8-ое, заключительное занятие, стало для меня обратной связью, чтобы  понять,  какие изменения в мировоззрении учащихся произошли после прохождения программы. А изменения были и в лучшую сторону. Это было видно из их анкет и  диалога.

    В конце учебного года было проведено мероприятие «Вот так мы живём». Был подведён итог работы - и ребята совместно с родителями представили  фрагмент экологического сценария «Экология и мир человека».

    По ЗОЖ  был проведён классный час по СПИДу. При рассказе ребята делились той информацией, которую приготовили.  Особенно их поразили пути передачи СПИДа, раздались реплики…

    - Всё, с одной бутылки больше не пью.

    - А причём тут бутылка? Ведь она чистая.

    - Ты, что не соображаешь? У него во рту может быть рана. Можно заразиться через кровь.

    В заключении был проведён конкурс рисунков «Мы против СПИДа».

    Классный час «О вреде курения»,  заставил некоторых ребят задуматься. Другие слушали с улыбкой на лице.

    В этом году были проведены классные часы  о пользе окружающих нас растений.

    Это: «Экологический капустник»,

             «Лекарственные растения и их применения»;

             «В огороде – саду, я лекарство найду»

             «Цветы – волшебный дар природы»;

             «Стоит лепёшка на одной ножке»;

              «Осторожно! Ядовитые растения!»;

              «Аптека вокруг нас».

    Все классные часы проходили в игровой форме, звучали стихи, загадки,  ребята разгадывали кроссворды. И все они отражали использование растений для здоровья человека. Эти классные часы мы связали с социальным проектом, который называется «Книга в подарок».  Здесь можно увидеть высказывания учёных о природе, русские народные пословицы, кроссворды, викторины, рубрики: «Это интересно знать», «Самые, самые». Работа над проектом не завершена, будем его дорабатывать (пополнять, сделаем в цветном варианте).

    Такие классные часы заставляют ребят пересмотреть своё отношение к природе и к самому себе.  «+» несомненно есть, и если продолжать работать в том же направлении, то рано или поздно они осознают  значимость  ЗОЖ и отношения каждого к окружающей среде.

    Эти вопросы поднимались и на родительских собраниях. Так собрание «Природа и дети»  я начала словами  К. Ушинского: «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние, на развитие молодой души, что день, проведённый ребёнком посреди рощ и полей… стоит многих недель, проведённых на учебной скамье».

    В конце собрания родители пришли к выводу, что важным в воспитании ребёнка является устойчивый и неподдельный интерес ко всему живому. Дети должны проявлять чувство морального и гражданского долга в отношение к природе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Формирование здорового образа жизни на уроках биологии".

    Изучение  теоретической литературы по теме работы привело к выводу о существующем противоречии между необходимостью  организации в учебном  процессе пропаганды здорового обр...

    Формирование навыков здорового образа жизни на уроках биологии как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

    Статья посвящена проблемам здоровьесбережения обучающихся в процессе преподавания отдельных дисциплин, а также методам, приемам, которые используются в педагогической практике школы № 23 г. Орла....

    Учебный проект «Формирование здорового образа жизни на уроках физической культуры и во внеурочное время»

    Проект направлен на воспитание у учащихся устойчивого интереса к здоровому образу жизни. В ходе реализации проекта учащиеся знакомятся не только с основным материалом учебной темы, но и получают допол...

    Формирование здорового образа жизни на уроках истории, обществознания, и во внеурочное время

    Использование различных здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время...

    Формирование здорового образа жизни на уроках биологии и во внеклассной работе

    Данная презентация посвящена формированию здорового образа жизни на уроках биологии и во внеклассной работе....