Главные вкладки

    Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧАЩЕГОСЯ" с включенной в нее методической разработкой мероприятия Лицейский фестиваль искусств «Здоровое будущее».
    статья по теме

    Фоменко Ольга Викторовна

    Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧАЩЕГОСЯ" с включенной в нее методической разработкой 

    мероприятия Лицейский фестиваль искусств «Здоровое будущее».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧАЩЕГОСЯ

    О неблагополучии здоровья населения страны и особенно детей стали говорить открыто на всех уровнях, в том числе государственном. Ежегодно здоровье школьников ухудшается, многие дети приходят уже в первый класс с ослабленным зрением, проблемами с пищеварением и осанкой. Неутешителен и тот факт, что и за годы школьного обучения здоровье детей и подростков ухудшается. Поэтому устойчивая мотивация на утверждение здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья, воспитание у учащихся ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, рассматриваются сегодня как одно из приоритетных направлений школьного образования. Безусловно, проблемы охраны и укрепления здоровья – приоритетные задачи и в ГБОУ Лицей №554 Приморского р-на гор. Санкт-Петербурга, поэтому в рамках нашей здоровьесберегающей деятельности мы решаем их на различных уровнях и в разных формах.

    Лицей №554 Приморского р-на г. Санкт-Петербурга является образовательной организацией, которая сочетает образование повышенного уровня с многолетней инновационной деятельностью в области сохранения и укрепления здоровья учащихся, повышения культуры их здоровья. С 2010 года Лицей работает в режиме экспериментальной площадки районного уровня по теме: «Здоровьесозидающая деятельность Лицея естественнонаучного профиля в условиях перехода на новые образовательные стандарты», а с 2014 года – по теме: «Формирование ценности здорового образа жизни участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС в образовательной организации повышенного уровня».

    Для достижения целей по воспитанию у учащихся здорового и безопасного образа жизни в Лицее была создана Служба здоровья, в которую входят заведующая ОЭП, педагог-психолог, педагог-психолог начальной школы, педагог-логопед, валеолог, социальный педагог, педагог-организатор. Работа данной службы направлена на решение центральных задач:

    • повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры среди всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей;
    • организация внутренней среды образовательного учреждения, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса и личную (коллективную) безопасность учащихся. 

    В системе работы Службы здоровья Лицея большое внимание уделяется вопросам воспитания нравственной личности, гражданственности, патриотизма, гуманизма, коммуникативной культуры, готовности к осознанному выбору и ответственности за него. В связи с этим очень важно отметить положительное влияние на осмысленное принятие ценностей ЗОЖ творческой составляющей жизни школьников в Лицее, художественно-эстетического направления их деятельности.

    Одним из составляющих здоровьесозидающей и здоровьесберегающей деятельности Лицея является Лицейский фестиваль искусств «Здоровое будущее» – это мероприятие в рамках инновационной деятельности Лицея, программа которого разработана молодыми специалистами. Проведение фестиваля способствует формированию здоровой личности учащегося, стержнем которой является духовно-нравственный компонент.

    Ниже представлена методическая разработка мероприятия Лицейский фестиваль искусств «Здоровое будущее».

    Лицейский фестиваль искусств «Здоровое будущее»

    Цель: развитие у детей и подростков через творческий потенциал отрицательного отношения к вредным привычкам, формирование у учащихся ценностей здорового и безопасного образа жизни.

    Задачи:

    • сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни;
    • развивать умения работать в группе;
    • раскрывать творческую индивидуальность и развивать социальную активность через участие в индивидуальных и командных соревнованиях;
    • развивать творческие способности каждого учащегося.

    Организационная форма: внеклассное мероприятие, фестиваль.

    Оборудование: мультимедийное оборудование, раздаточный материал (заявка участника), стенгазеты и плакаты на тему: «Я и здоровый образ жизни», музыкальное сопровождение (песни о здоровье, классические композиции).

    Подготовительный этап:

    1. За несколько недель до фестиваля организаторы доносят информацию классным руководителям о том, что необходимо представить номер (или несколько номеров), показывающий положительное влияние искусства на здоровье (например, мини-спектакли на тему ЗОЖ, игра на музыкальных инструментах, вокал – как музыкальная терапия, танец – как красота и грация тела, рисунки, посвященные теме пропаганды ЗОЖ). Им раздаются шаблоны заявок участников, в которых указывается информация об участнике и его выступлении. Заявки возвращают организаторам за неделю до начала фестиваля.

    Раздаются памятки с общими пожеланиями к работам в рамках фестиваля. Содержание памятки:

    - Мини-спектакль должен быть костюмированным, длиться не более 15 минут, сценарий должен содержать пропаганду ЗОЖ (может быть как на русском, так и на английском языке);

    - Музыкальное произведение может быть исполнено на любом музыкальном инструменте сольно или в ансамбле. Обязательно в номере должно быть отражено влияние музыки на здоровье (показано, например, как данное произведение может применяться в музыкальной терапии или положительно влияет на здоровье исполнителя и слушателей и проч.). Продолжительность номера до 3:30 мин.;

    - Вокал. Участники: солисты и коллективы, продолжительность номера до 3:30 мин. Исполняется одно произведение или попурри, показывающее ценности ЗОЖ в любом жанре «живым голосом» в сопровождении фонограммы «-1» или «а capella», возможна подтанцовка и «живой» бек-вокал;

    - Танцевальный номер может быть сольным или групповым, в нем также в номере должна быть представлена тема ЗОЖ. Продолжительность номера до 3:30 мин.;

    - Рисунки могут быть выполнены на любом материале и исполнены в любой технике. Обязательной является тема конкурса: «Пропаганда ЗОЖ».

    1. Организаторы приглашают на мероприятие жюри – учителей музыки, искусства, работников Службы здоровья, педагогов-организаторов и т.п. Знакомят их с критериями оценки выступлений.

    Критерии оценки: 

    • степень отражения темы ЗОЖ в номере;
    • исполнительское мастерство и техника;
    • композиционное построение номера;
    • сценичность (пластика, костюм, реквизит, культура исполнения);
    • артистизм, мимика, раскрытие художественного образа;
    • сложность и оригинальность репертуара.

    Конкурсанты оцениваются жюри по 10-бальной шкале. Каждый член жюри ставит 6 оценок, оценивая выступления участников в соответствии с критериями.

    1. Подготовка грамот и подарков победителям.
    2. Подготовка актового зала: выставка рисунков и плакатов на тему: «Я и здоровый образ жизни»,  подготовка музыкального сопровождения, проектора или интерактивной доски, микрофонов.
    3. Подготовка презентаций о влиянии творчества на здоровье.

    Ход мероприятия:

    Проведение фестиваля включает в себя два этапа: отборочный этап (три концерта по подгруппам) и гала-концерт с лучшими номерами.

    1 этап. Перед проведением отборочного этапа в соответствии с информацией в зарегистрированных заявках участников организаторы делят участников фестиваля по подгруппам (1-4 классы, 5-8 классы, 9-11 классы) и номинациям:

    - мини-спектакль;

    - игра соло/в ансамбле на музыкальных инструментах;

    - вокал;

    - танец-соло/танцевальная постановка;

    - рисунок.

    Отборочный этап проходит в три дня, в первый день приглашаются для выступления участники из подгруппы 1-4 классы, во второй день – 5-8 классы, третий – 9-11 классы. Экспозиция с рисунками ребят, участвующих в конкурсе, представлена в актовом зале заранее. На концерты приглашаются зрители и болельщики (одноклассники, родители участников фестиваля).

    Ход концерта отборочного этапа:

    1. Ведущий приветствует участников и представляет членов жюри, напоминает о целях и задачах, которые были поставлены перед участниками фестиваля. Рассказывает о роли искусства в жизни человека и его влиянии на здоровье. Предлагает участникам еще раз в этом убедиться и продемонстрировать свои номера, посвященные пропаганде ЗОЖ.
    2. Затем по списку, составленному в соответствии с зарегистрированными заявками, на сцену приглашаются участники отборочного концерта для выступления.
    3. После выступления всех участников жюри подводит итоги отборочного концерта, а ведущий предлагает вниманию зрителей видео-презентацию о влиянии искусства на здоровье человека, заранее подготовленную Службой здоровья Лицея.
    4. Жюри озвучивает результаты: в каждой номинации выбраны по 3 участника (группы участников), которые набрали наибольшее количество баллов. Все они награждаются грамотами.
    5. Конкурсанты, занявшие в своих номинациях первое место, приглашаются для выступления и награждения памятными призами на гала-концерт фестиваля.

    2 этап. На гала-концерте представлены 15 лучших номеров, выбранных членами жюри на отборочном этапе. В качестве зрителей приглашены учителя, участники фестиваля и учащиеся Лицея. Ребята демонстрируют свои номера, после чего все участники гала-концерта приглашаются на сцену для торжественного награждения и общего фото.

    В заключении подчеркнем уникальность этого мероприятия,  проявляющуюся в широком охвате учащихся, которые включены в процесс проведения фестиваля: участники, выступающие на сцене; художники, сценаристы, режиссеры; болельщики; члены Совета Лицея, принимающие участие в организации фестиваля, выставок; жюри. Ребята активно принимают участие и демонстрируют свои таланты и умения в рамках фестиваля. Родители учеников проявляют заинтересованность и как организаторы, и как зрители.

    Помимо того, что проведение фестиваля формирует творческие способности учащихся, его результатом является совершенствование профилактической работы, основанной на развитии мотивации учащихся к ведению здорового образа жизни. Важно отметить, что проводя фестиваль искусств, мы расширяем методическую базу Лицея.

    Таким образом, Лицейский фестиваль искусств «Здоровое будущее» является значимой частью работы по пропаганде здорового образа жизни  в нашем Лицее.

    Анна Васильевна Войлокова, педагог-организатор,

    Ольга Викторовна Фоменко, педагог-организатор,

    Маргарита Николаевна Епифанова, учитель начальных классов,

    Санкт-Петербург, ГБОУ Лицей №554 Приморского р-на


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Воспитание у старшеклассников ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни через работу с текстом на уроках русского языка

    Данная методическая разработка содержит материал, как средствами родного русского языка можно воспитывать у старшеклассников ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни. Кроме теори...

    ПРИОБЩЕНИЕ К ЦЕННОСТЯМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

    Охрана и укрепление здоровья детей является приоритетным направлением деятельности системы образования. Очевидно, что лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания, включа...

    Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни через содержание уроков физики

    Представлен личный опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках физики....

    Методическая разработка классного часа на тему: "Здоровый образ жизни"

    Данное мероприятие могут использовать учителя-предметники и классные руководители. Целью данного классного часа является формирование у учащихся правильного представления о здоровом образе жизни: науч...

    Методическая разработка урока по английскому языку "Здоровый образ жизни"

    Данный урок можно провести в 7-8 классе, он составлен к учебнику М.З. Биболетовой «Английский с удовольствием 7» (“Enjoy English 7”)....

    Методическая разработка. Неделя психологии "Мы за здоровый образ жизни!"

    Вот уже несколько лет, в ноябре в нашей школе проводится традиционная Неделя психологии.Почему в ноябре?  22 ноября был учрежден профессиональный праздник - День психолога.Замечательный повод пос...

    Методическая разработка "Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни учащихся общеобразовательной школы"

    В исследовании приняли участие 28 человек. Выявлено, что каждый из нас в среднем проводит в движении примерно 9 часов; уроки физкультуры нравятся 24 ученикам - это 86 %; спорт...