Тестирование на уроках биологии.
статья по биологии по теме

Кондабарова Марина Михайловна

 

Контроль знаний, умений и навыков учащихся – неотъемлемая часть педагогической работы учителя, важный фактор улучшения качества обучения. Контроль усвоения знаний дает возможность планировать деятельность преподавателя, дифференцировать проверку, осуществлять систематический контроль, совмещать контроль усвоения знаний слабоуспевающих с ликвидацией пробелов в их знаниях. Он должен проводиться в соответствии с методическими требованиями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

«Мало знать, надо и применять.

                                                                               Мало хотеть, надо и делать».

Проблема активизации урока, форм опроса и контроля заинтересовала меня ещё во время институтской практики. Работу по данной проблеме я начала три года назад, придя в школу. Уже первые годы работы показали, что существующие формы и методы контроля не дают желаемых результатов, не делают учащихся субъектами данного процесса. Школьники мало активны и воспринимают контроль как проверку, необходимую учителю, но ни как не деятельность, необходимую им самим. В связи с этим я решила изучить уже существующие формы и методы контроля, усовершенствовать их.

Методы обучения в их традиционных вариантах иногда подразделены на методы преподавания, методы учения и методы контроля.

Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе:

  • оценочную,
  • стимулирующую,
  • развивающую,
  • обучающую,
  • диагностическую,
  • воспитательную.

Процесс контроля – это одна из наиболее трудоёмких и ответственных операций в обучении, связанная с острыми психологическими ситуациями как для учащихся, так и для преподавателя. С другой стороны, его правильная постановка способствует улучшению качества обучения учащихся. В сложившемся педагогическом процессе различают несколько видов контроля: предварительный, текущий, тематический, рубежный, итоговый и выпускной. Систему контроля образуют экзамены, устный опрос, контрольные работы, лабораторные работы и т.д.

Такие методы контролирования успеваемости учащихся в настоящее время используют большинство учителей. Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, методов, времени и места.

Известные методы диагностирования успеваемости учащихся имеют определённые недостатки. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Могут возникать трудности, связанные с особенностями преподавательской работы:
  • довольно часто проявляются несовпадения требований разных преподавателей, отличия в их уровне строгости при оценке одного и того же ответа;
  • при организации текущих проверок знаний большого числа учащихся, когда оценивание проводится, главным образом, лишь по формальным критериям, наблюдается загруженность учителя рутиной мало творческой работой, связанной с большим объемом информации, которую требуется подготовить, обработать и проанализировать за относительно короткий промежуток времени;
  • возможная не беспристрастность учителя (по психологическим и иным причинам) к оценке ответов некоторых учащихся;
  • иногда оценки, выставляемые учащимся, оказываются недостоверными из-за опасения учителя, что они будут использованы для оценивания работы самого учителя.
  1. Трудности, связанные со спецификой традиционной формы проверки знаний. Такие, как отсутствие четко сформулированных стандартов знаний и конкретно очерченных объемов умений, достаточных для каждой положительной оценки (часто учитель мучается вопросом: «Какую оценку поставить – «неуд» или всё же можно оценить как «удовлетворительно»?)
  2. Трудности связанные с учащимися: использование «шпаргалок, списывание, взаимопомощь» на уроке, что искажает достоверность оценки знаний учащихся и мешает учителю объективно взглянуть на качество своей педагогической работы.
  3. Отсутствие объективных критериев оценки и эффективных механизмов сравнения результатов по данной дисциплине в разных школах, что особенно актуально для выработки верной стратегии обучения учащихся.

Исходя из вышесказанного, детально изучив данный вопрос, я разработала свою систему контроля, и, таким образом, постаралась найти решения существующих проблем. В данной работе я опиралась на труды ученых – методистов, учителей-новаторов, таких как Ю.К. Бабанский, В.Ф. Шаталов, И.М. Суслов, Е.В Ильин, Ш.А. Амонашвили, У. Древс. Изучая труды этих поистине талантливых людей, я поняла, что совершенствование контроля знаний, умений и навыков следует осуществлять на фоне оптимального психологического контакта в системе «учитель-ученик», в направлении активизации познавательной деятельности учащихся на данном этапе обучения.

Решения были найдены разные, а, следовательно, результаты и эффективность контроля также получились различными.

Меня заинтересовали вопросы: какими критериями руководствуются учителя, планируя контрольные этапы, на какие задания надо опираться, чтобы составить и провести эффективный контроль знаний и умений учащихся?

Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

  1. выяснить, каковы цели проведения контроля знаний и умений учащихся;
  2. выяснить, какие формы контроля сложились в практике учителей биологии и какие рекомендации по проведению контроля дают учителя и методисты-ученые;
  3. выяснить, каково место контроля при изучении биологии, как с наибольшей эффективностью сделать учеников заинтересованными участниками;
  4. выяснить, какие формы контроля знаний и умений учащихся целесообразно использовать;
  5. подготовить материал для организации всех контрольных мероприятий по темам курса биологии;
  6. детально изучить такие формы контроля как тест и диктант, усовершенствовать тестовый контроль по биологии.

  1. ВИДЫ КОНТРОЛЯ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

  1. Цели контроля знаний и умений учащихся.

«Учитель должен знать чему научил,

                                                         учащийся чему научился».

Е.Н. Ильин

  Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой «обратной связью» между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Согласно этому выделяют следующие цели контроля знаний и умений учащихся:

  • диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;
  • учет результативности отдельного этапа процесса обучения;
  • определение итоговых результатов обучения на разном уровне.

  Внимательно посмотрев на изложенные выше цели контроля знаний и умений учащихся, можно увидеть, что это есть цели учителя при проведении контрольных мероприятий. Однако, главным действующим лицом в процессе обучения какому-либо предмету, является ученик, сам процесс обучения – это приобретение знаний и умений учащихся, следовательно, все происходящее на уроке, включая и контрольные мероприятия, должно соответствовать целям самого ученика, должно быть для него личностно важным. Контроль должен восприниматься учащимися не как что-то, нужное лишь учителю, а как этап, на котором ученик может ориентироваться насчет имеющихся у него знаний, убедиться, что его зания и умения соответствуют предъявляемым требованиям.

  Следовательно, к целям учителя мы должны добавить цель ученика: убедиться, что приобретенные знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям.

  Эта цель контроля, по-моему, является основной.

  Может показаться, что изменение целей контроля знаний и умений учащихся – чисто теоретический вопрос и ничего не меняет на практике. Однако, это не так. Если учитель будет относиться к контролю как к деятельности, важной для учащихся, сама форма проведения его, обсуждения результатов, проверки может быть иной. Так, например, проверка результатов и проставление отметок может производиться самими учащимися. При такой форме проверки они ощущают значимость контроля, выясняют свои ошибки, при проставлении отметок развиваются самокритичность и ответственность. Такой вид работы никогда бы не появился, однако, если бы учитель рассматривал цели контроля знаний и умений учащихся только как диагностирование и учет знаний.

  С другой стороны, представляется непонятным, как учитель может корректировать знания и умения учащихся, т.е. пополнять пробелы в знаниях учащихся, на контрольном этапе. Контрольные мероприятия могут служить лишь для диагностики наличия знаний и умений, но не для их корректировки. Контрольный этап имеет свои, совершенно определенные задачи, и не стоит пытаться вкладывать в его рамки задачи следующего этапа работы. Только после того, как выяснены недочеты в знаниях и умениях учащихся на контрольном этапе, можно говорить о последующей корректировке, если она необходима.

  Согласно замечаниям, приведенным выше, я предлагаю сформулировать следующие цели контроля знаний и умений учащихся:

  • подготовить учащихся, убедившихся в том, что усвоенные ими новые биологические знания и умения отвечают предъявляемым требованиям;
  • получить информацию о том, усвоены или нет каждым учащимся биологические знания, указанные в образовательной цели изучения темы (цикла знаний);
  • научились ли учащиеся видам деятельности, указанным в цели по развитию изучения темы (цикла знаний).

  При такой формулировке целей контрольного этапа обучения становится ясно, что он несет в себе только одну задачу: учет результативности обучения и выявление пробелов, если они имеются, как учителем, так и, что не менее важно, самими учениками.

  1. Функции  контроля знаний и умений учащихся.

  Знание и понимание функций контроля поможет учителю грамотно, с меньшей затратой времени и сил планировать  и проводить контрольные мероприятия, достигать должного эффекта.

  Ученые-педагоги и методисты выделяют такие функции проверки:

контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая.

Контролирующая функция считается одной из основных функций контроля. Ее сущность состоит в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой, на данном этапе обучения. Сущность обучающей, или развивающей, функции проверки ученые видят в том, что при выполнении контрольных заданий учащиеся совершенствуют и систематизируют полученные знания. Считается, что уроки, на которых учащиеся применят знания и умения в новой ситуации или объясняют биологические, физиологические, экологические явления, способствуют развитию речи и мышления, внимания и памяти школьников.

  Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации учащихся и учителя по результатам их труда, снабжения учителя информацией о достижении целей обучения отдельными учениками и классом в целом. Результаты контрольных мероприятий помогают учителю направлять деятельность учащихся на преодоление недочетов и пробелов в их знаниях, а учащимся – выявить и исправить собственные ошибки. Кроме того, результаты проверки информируют об успешности учебного процесса. Диагностическая функция, иногда выделяемая как самостоятельная, близка ориентировочной. Она состоит в том, что учитель может не только проконтролировать уровень знаний и умений учащихся, но еще и выяснить причины обнаруженных пробелов, чтобы впоследствии их устранить.

  Воспитывающая функция проверки реализуется в воспитании чувства ответственности, собранности, дисциплины учащихся; помогает организовать наилучшим образом свое время.

  Функции контрольного этапа, по моему мнению, должны отвечать стимулированным задачам контроля. Определив задачу как только лишь диагностирование знаний и умений учащихся, полученных ими в течение изучения данной темы (цикла знаний), я полагаю, что функциями контроля должны быть контролирующая и ориентирующая, сюда можно добавить еще и воспитывающую функцию, т.к. любой вид деятельности влияет тем или иным образом на наш характер, а контроль, действительно, приучает нас к лучшей организации своей деятельности, к дисциплине и ответственности.

  Что касается обучающей функции контроля, то здесь я приведу те же замечания, что и при рассмотрении корректирования знаний как одной из целей контрольного этапа. Цель контроля состоит в диагностировании знаний и умений учащихся, и не следует пытаться ее расширить. Если учащиеся осознают свою цель на данном уроке как выяснение соответствия их знаний и умений предъявляемым требованиям, то и деятельность их будет направлена на достижение поставленной цели. Вряд ли они будут совершенствовать или систематизировать полученные знания. Я не отрицаю всей важности систематизации знаний, полученных при изучении данной темы, а также исправления недочетов в этих знаниях, но эта деятельность имеет место на других этапах обучения и не должна считаться частью контрольного этапа. Подводя итог всему сказанному, я предлагаю выделить контролирующую, ориентировочную и воспитывающую функции как функции контроля знаний и умений учащихся. «Активизация учебной деятельности достигается различными формами контроля и их правильным сочетанием» - Ю.К. Бабанский.

  1. Формы  контроля знаний и умений учащихся.

  Формы  контроля знаний и умений учащихся – многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий. Форм контроля очень много.

  Государственный стандарт биологического образования обозначил обязательные требования к форме и содержанию контрольных мероприяти        й на уроках биологии. Проверка соответствия учебной подготовки школьников требованиям стандарта проводится с помощью специально разработанной системы измерителей достижения стандарта биологического образования… система измерителей должна быть содержательно валидна (т.е. должна полностью соответствовать требованиям стандарта), надежна (т.е. обеспечивать воспроизводимость полученных при проверке результатов) и объективна (т.е. не должна зависеть от личности проверяющего).

  Система измерителей может быть представлена в форме традиционных письменных контрольных работ, тестов, включающих задания с выбором ответа или краткими ответами, зачета и др. все задания, независимо от их формы и того, какие умения они проверяют, считаются равновесомыми, исходя из равной значимости всех требований стандарта.

  К каждой системе измерителей должны быть представлены критерии оценивания, на основе которых делается вывод о достижении или не достижении учащимся требований государственного стандарта… в практике проверки достижений учащимися обязательного уровня подготовки по биологии используется следующий критерий: если ученик правильно выполнил две трети заданий проверочной работы, удовлетворяющей вышеперечисленным требованиям, то можно сделать вывод о достижении данным учеником требований стандарта.  

  Система измерителей должна быть инвариантна по отношению к различным типам школ, учебным планам, программе и учебникам.

  Особенностью требований к уровню подготовки учащихся в стандарте биологического образования является наличие в них экспериментальных умений.

  Проверка сформированности таких умений должна осуществляться с помощью экспениментальных заданий, которые могут составлять часть общей проверочной работы.

  В школьной практике существует несколько традиционных форм контроля знаний и умений учащихся которые я представляю в своей работе:

  • биологический диктант;
  • тестовое задание;
  • краткая самостоятельная работа;
  • письменная проверочная работа;
  • лабораторная работа;
  • устный зачет по изученной теме.

  Ниже я постараюсь ответить на вопрос, какая именно деятельность скрывается за тем или иным названием формы контроля знаний и умений учащихся, а также дам собственную оценку целесообразности использования данных форм на различных этапах обучения.

  1. Биологический диктант – форма письменного контроля знаний и умений учащихся. Он представляет собой перечень вопросов, на которые учащиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы должны быть четкими и требовать однозначных ответов, не требующих долгого размышления, ответов. Именно краткость ответов диктанта отличает его от остальных форм контроля. С помощью биологических диктантов можно проверить ограниченную область знаний учащихся:
  • буквенные обозначения биологических терминов, явлений, некоторых величин;
  • определения биологических явлений, формулировки биологических законов, формулировки научных фактов.

          Именно эти знания могут быть поверены в быстрых и кратких ответах  

          учащихся. Биологический диктант не позволяет проверить умения,

          которыми овладели учащиеся при изучении той или иной темы. Таким

          образом,быстрота проведения биологического диктанта является  

          одновременно как достоинством, так и недостатком, т.к. ограничивает

          область проверяемых знаний. Однако это форма контроля знаний и

           умений учащихся снимает часть нагрузки с остальных форм, а также, как

          будет показано ниже, может быть с успехом применена в сочетании с

          другими формами контроля.

  1. Тестовые задания. Здесь учащимся предлагается несколько, обычно 2-3, варианта ответов на вопрос, из которых надо выбрать правильный. Эта форма контроля тоже имеет свои преимущества, неслучайно это одна из наиболее распространенных форм контроля во всей системе образования. Учащиеся не теряют времени на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большее количество материала за то же время. Наряду со всеми знаниями, усвоение которых учащимися можно проверить с помощью биологического диктанта, появляется возможность проверить умения учащихся, связанные с распознаванием биологических явлений и ситуаций, соответствующих научным фактам.

Несмотря на все очевидные достоинства, тестовые задания имеют ряд недостатков. Главный из них - это трудность формулирования вариантов ответов на вопросы при их составлении. Если ответы подобраны учителем без достаточного логического обоснования, большинство учащихся очень легко выбирают требуемый ответ, исходя не из имеющихся у них знаний, а только лишь из простейших логических умозаключений и жизненного опыта. Поэтому учителю бывает трудно или даже невозможно составить удачный тест без теоретической подготовки. Рассмотрев работы учителей и методистов по созданию тестов по биологии, я сделала вывод, что методология составления подобных заданий примерно одинакова у разных авторов: «На каждый вопрос приведено от двух до пяти ответов, среди которых один (реже два) являются правильными, а остальные – неполные, неточные или неверные, большая часть неверных ответов – типичные или вероятные ошибки учащихся». Однако, существуют тестовые задания, отличающиеся от привычной схемы их построения, например: составить текст из фрагментов, рассудить спор на уроке биологии. Последнее задание мне показалось наиболее интересным, т.к. ученик, прослеживая доводы разных учеников в споре и пытаясь выяснить, кто прав, а кто ошибается, сам проводит похожие рассуждения. Трудность состоит в том, что доводы обеих сторон достаточно правдоподобны, здесь тоже прослеживается общая идея составления тестов, следовательно найти ошибку в рассуждениях подчас бывает очень нелегко.

  Следует однако отметить, что тестовые задания дают возможность проверить ограниченную область знаний и умений учащихся, оставляя в стороне деятельность по созданию биологических объектов, воспроизведению конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и экологическим явлениям и т.п. по результатам выполнения тестов учитель не может проверить умения учащихся решать комбинированные задачи, способности построения логически связанного ответа в устной форме.

  Задания с выбором целесообразно применять в тех случаях, когда эта форма контроля знаний имеет преимущества перед другими, например, они особенно удобны с применением различного типа контролирующих машин и компьютеров. Авторы тестовых разработок сходятся во мнении, что тесты не могут заменить других форм контроля, однако, они открывают много новых возможностей перед учителем, проводящим в классе контрольный урок, т.к. снимают трудности, характерные для устных и письменных ответов учащихся на поставленный вопрос. Отмечается один из основных недостатков этого метода, тестовый контроль не проверяет умение учащихся строить ответ, грамотно и логично выражать свои мысли на языке науки, рассуждать и обосновывать свои суждения. В этой связи многие авторы предлагают после проведения тестового контроля проверять, насколько правильно учащиеся могут устно обосновать ответы, которые они дали в тестовых заданиях, причем на это должен отводиться еще один контрольный урок. Я не согласна с таким решением проблемы, т.к. при этом теряется основное преимущество такой формы контроля: возможность проверить большой объем знаний за небольшой промежуток времени. По-моему, решение этой проблемы может быть только одно: сочетание тестовых заданий с другими формами контроля, которые смогут проверить области, недоступные тестам, не дублируя их результаты.

  1. Кратковременная самостоятельная работа. Здесь учащимся также задается некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать свои обоснованные ответы. В качестве заданий могут выступать теоретические вопросы на проверку знаний, усвоенных учащимися конкретные ситуации, сформулированные или показанные с целью проверить умение учащихся распознавать биологические явления; задания по моделированию (воспроизведению) конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и понятиям. В самостоятельной работе могут быть охвачены все виды деятельности кроме создания понятий, т.к. это требует большого количества времени. При этой форме контроля учащиеся обдумывают план своих действий, формулируют и записывают свои мысли и решения. Понятно, что  кратковременная самостоятельная работа требует гораздо больше времени, чем предыдущие формы контроля, и количество вопросов может быть не более 2 – 3, а иногда самостоятельная работа состоит и из одного задания.
  2. Письменная проверочная работа – наиболее распространенная форма в школьной практике. Традиционно проверочные работы по биологии проводятся с целью определения конечного результата в обучении умению применять знания. Содержание проверочных работ составляют задачи как тестовые, так и экспериментальные. Таким образом, составленная проверочная работа позволяет проверить довольно узкий круг знаний и умений учащихся: по теме, а также различные умения по применению биологических знаний при  решении творческих задач. Я считаю, что понятие «проверочная работа» следует расширить и включить в нее различные типы заданий, если она используется учителем как форма контроля знаний и умений учащихся в конце изучения темы.
  3. Лабораторная работа. Ею может стать лабораторная работа, подобная данным в учебнике к изучаемой теме или какой-то эксперимент, связанный с воспроизведением конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и биологическим явлениям. Лабораторная работа – достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность учащихся, т.к. от работы с ручкой и тетрадью ребята переходят к работе с реальными предметами. Тогда и задания выполняются легче и охотнее. Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как биологический диктант или тест. Такая комбинация может достаточно полно охватить знания и умения учащихся при минимальных затратах времени, а также снять при этом трудность длинных письменных высказываний.
  4. Устный зачет по теме. Это одна из основных форм контроля в старших классах. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся.

  1. Место   контроля знаний и умений учащихся в процессе обучения биологии.

  Место, в которое целесообразно поместить проверку в процессе обучения, определяется ее целями.

  Как было установлено, основная часть проверки как для учащихся, так и  для учителя, - выяснить, усвоили ли учащиеся необходимые знания и умения по данной теме или разделу. Основной функцией здесь является контролирующая.

  Естественно предположить, что контроль нужен на разных этапах обучения и на разном уровне: тематический, четвертной учет, экзамены т.д.

  Контроль, проводящийся после изучения небольших «подтем» или циклов обучения, составляющий какой либо раздел, принято называть текущим. Контроль, проводящийся после завершения крупных тем и разделов биологии принято называть итоговым. Итоговый контроль также включает в себя переводные и выпускные экзамены.

  Учителю необходимо установить, какая форма контроля подходит для текущего контроля, а какая – для итогового. Это можно сделать, учитывая время, которое занимает та или иная форма, а также количество материала, которое она позволяет проверить. Так, например, биологический диктант и кратковременная самостоятельная работа с полным правом могут быть отнесены к текущему контролю знаний и умений учащихся; они кратковременны и не могут охватить весь изученный материал. Тестовые задания, составленные по-разному, с разным количеством вопросов, могут быть как формой текущего, так и итогового контроля, однако чаще задания с выбором ответов используются при текущей проверке. Устный зачет по теме и письменная проверочная работа – форма итогового контроля, так как охватывают большое количество материала и занимают много времени. Лабораторная работа может использоваться на итоговом контроле, однако, учитывая то, что она может проверить ограниченный круг умений учащихся, ее целесообразно комбинировать, как было сказано ранее, с другими формами проверки.

  Итак, при анализе целей проведения контрольных мероприятий, выявляются 2 вида контроля, текущий и итоговый, каждый из них имеет свое место в процессе обучения биологии и выполняет определенные задачи обучения.              

  1. Отметки и оценки на контрольных этапах.

  Методисты различают понятия «оценка» и «отметка». Оценка – это слова, с помощью которых учитель «оценивает», анализирует успехи ученика, хвалит или порицает его, обращает внимание на полноту или недостаточность его знаний. Оценка может даваться как в устной форме, так и письменно. Отметка – это привычные нам цифры, от 1 до 5, выражающие успехи ученика, соответствие его знаний предъявляемым требованиям. Однако, очень часто эти понятия не различаются учителями, т.к. считается что отметка, она, по сути, и есть оценка успеваемости ученика. Роль оценок и отметок огромна. Они не только служат для учета успеваемости учащегося, помогая тем самым учителю ориентироваться в успешности обучения учащихся, но и помогают самому ученику, и эта их главная функция, судить о своих знаниях, выявлять собственные пробелы и исправлять их. Правильно поставленная отметка, вместе с оценкой учителем работы ученика, ободряет, стимулирует его к дальнейшему обучению, либо, наоборот, заставляет задуматься и насторожиться по поводу какого-то неуспеха. Именно поэтому отметки и оценки должны быть объективными – это главнейшее требование к ним. Только тогда они будут серьезно рассматриваться учениками, ребята будут верить и уважать мнение своего учителя. Недопустимо занижение или завышение оценок, нельзя использовать отметки как средство наказания ученика за нарушение дисциплины.

  При проставлении отметки надо руководствоваться многими факторами. Во-первых, это, конечно требования к знаниям учащихся в процессе изучения темы, исходящие из целей обучения данной теме. Во-вторых, учитывается полнота охвата материала, сложность и новизна заданий, предлагаемых учащимся, самостоятельность их выполнения. В устных и письменных ответах необходимо учитывать логичность изложения, обоснованность утверждений, культуру речи. Эти требования повышаются с увеличением возраста учащихся.

  Существует множество методов проставления, исправления отметок: каждый учитель может предложить свое. Однако, мне кажется, что т.к. отметки отражают работу ученика по данной теме, его знания, они всегда должны быть доступны для исправления и улучшения. Эта возможность стимулирует учащихся к восполнению собственных пробелов в знаниях и, следовательно, их улучшению. Окончательными же являются лишь итоговые отметки, т.е. отметки, полученные за итоговые контрольные мероприятия, т.к. они ставятся по окончании изучения всей темы и отражают всю проделанную учащимися работу.

  1. Тестирование

  1. Тестирование – как метод педагогического контроля.

  Для  диагностики успешности обучения разрабатываются специальные методы, которые разными авторами называются тестами учебных достижений, тестами успешности, дидактическими тестами и даже тестами учителя (под последними могут также подразумеваться тесты, предназначенные для диагностики профессиональных качеств педагогов). Как утверждает А.Анастази, по численности этот тип тестов занимает первое место.

  В литературе встречается следующее определение тестов достижений. Тесты – это достаточно краткие, стандартизированные или не стандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить преподавателями результативность познавательной деятельности учащихся, т.е. оценить степень и качество достижения каждым учащимся целей обучения (целей изучения).

  Тесты достижений предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, и являются более объективным показателем обученности, чем оценка.

  Тесты достижений отличаются от собственно психологических тестов (способностей, интеллекта). Их отличие от тестов способностей состоит, во-первых, в том, что с их помощью изучают успешность овладения конкретным ограниченным определенными рамками, учебным материалом, например, разделом биологии или курсом естествознания. На формирование способностей (например, пространственных) влияние обучения также сказывается, но оно не является единственным фактором, определяющим уровень их развития.

  Во-вторых, различие между тестами определяются целями их применения. Тесты достижений применяются для оценки успешности овладения конкретными знаниями с целью определения эффективности программ, учебников и методов обучения, особенностей работы отдельных учителей, педагогических коллективов и т.д., т.е. с помощью этих тестов диагностируют прошлый опыт, результат усвоения тех или иных дисциплин или их разделов.

  Наряду с тестами достижений, предназначенными для оценки усвоения знаний по конкретным дисциплинам или их циклам, разрабатываются и более широко ориентированные тесты. Это, например, тесты на оценку отдельных навыков. Еще более широко ориентированными являются тесты для изучения умений, которые могут пригодиться при овладении рядом дисциплин, например, навыки работы с учебником, биологическими таблицами, энциклопедиями и словарями.

  Существуют также тесты, направленнные на оценку влияния обучения на формирование логического мышления, способности рассуждать, строить выводы на основе анализа определенного круга данных и т.д.

  По форме проведения тесты могут быть индивидуальными и групповыми, устными и письменными, предметными, аппаратурными и компьютерными, вербальными и невербальными. При этом каждый тест имеет несколько составных частей: руководство по работе с тестом, тестовую тетрадь с заданиями и, если необходимо, стимульный материал или аппаратуру, лист ответов (для бланковых мотодик), шаблоны для обработки даны.

  Тестирование широко используется в учебных заведениях для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний, а также для обучения и самоподготовки учащихся.

  Результаты тестирования могут выступать и как оценка качества преподавания, а также как оценка самих испытательных материалов. Не меньший интерес представляет изучение результатов тестирования для определения качества урока. Например, учитель работает с учащимися, разделенными на группы по успеваемости.

  В тесте имеется определенное количество теоретических вопросов и практических задач. Каждый вопрос соответствует какой-либо теме. По этой же теме в тесте прилагается практическая задача. Если учащиеся во всех группах плохо справились с каким-либо теоретическим заданием и практической задачей к этому вопросу, следовательно, на уроках не уделено достаточного внимания этой теме, хотя необходимо учитывать, что группы неравномерны по контингенту.

  После проведения статистических исследований по изучению тестирования как метода педагогического контроля, было выявлено, что в тесте должно быть 15-20 заданий. Они помогают определить, владеет ли ученик основными понятиями, закономерностями, умеет ли правильно записать термины, а также как полученные знания помогают ему при решении практических задач.

  Задания предлагаются, как правило, с ответами в «закрытой форме», когда нужно вставить пропущенное слово. В этом случае, когда ответ однозначен, он оценивается по двухбальной системе – 1 или 1, если задание имеет несколько правильных ответов, возможны три оценки – 0; 0,5; 1.

  Введение в тест заданий с многовариантными ответами развивает у учащихся потребность в поиске разных путей решения задачи, что необходимо для достижения основной цели обучения в школе – умения самостоятельно выбирать способ выполнения поставленной задачи.

  Можно, конечно, вместо одного задания с многовариантным ответом дать несколько с альтернативным, но это значительно увеличит число заданий в тесте и позволит проверить только уровень знаний, но не будет способствовать использованию тестов для развития навыков.

  1. Формирование оценочной шкалы тестового контроля.

  При создании тестов возникают определенные трудности в части формирования шкалы оценок правильности выполнения заданий учащимися. Оценка знаний – один из существенных показателей, определяющих степень усвоения учащимися материала, развития мышления, самостоятельности. Оценка должна побуждать учащихся к повышению качества учебной деятельности. В существующих системах тестирования предлагается, что учитель заранее выбирает определенную шкалу оценок, т.е. устанавливает, например, что испытуемый набирает от 31 до 50 баллов, то он получает оценку «отлично», от 25 до 30 баллов – «хорошо», от 20 до 24 – «удовлетворительно», менее 20 – «неудовлетворительно».

  Очевидно, что при формировании такой шкалы оценок велика доля субъктивизма, поскольку здесь многое будет зависеть от опыта, интуиции, компетентности, профессионализма учителя. Кроме того, требования, предъявляемые разными учителями уровню знаний учащихся, колеблются в очень широких пределах.

  1. Требования, предъявляемые к преподавателю при составлении тестовых заданий.

  При составлении заданий теста следует соблюдать ряд правил, необходимых для создания надежного, сбаланстрованного инструмента оценки успешности овладения определенными учебными дисциплинами или их разделами.

  Так, необходимо проанализировать содержание заданий с позиции равной представленности в тесте разных учебных тем, понятий, действий и т.д. Тест  не должен быть нагружен второстепенными терминами, несущественными деталями с акцентом на механическую память, которая может быть задействована, если в тест включать точные формулировки из учебника или фрагменты из него.

  Задания теста должны быть сформулированы четко, кратко и недвусмысленно, чтобы все учащиеся понимали смысл того, что у них спрашивается. Важно проследить, чтобы ни одно задание теста не могло служить подсказкой для ответа на другое.

  Варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом, чтобы исключались возможности простой догадки или отбрасывания заведомо неподходящего ответа.

  Важно выбирать наиболее приемлемую форму ответов на задания. Учитывая, что задаваемый вопрос должен быть сформулирован коротко, желательно также кратко и однозначно формулировать ответы. Например, удобна альтернативная форма ответов, когда учащийся должен подчеркнуть одно из перечисленных решений «да – нет», «верно – неверно».

  Задачи для тестов должны быть информативными, отрабатывать одно или несколько понятий формулы, определения и т.д. при этом тестовые задачи не могут быть слишком громоздкими или слишком простыми. Это не задачи для устного счета. Вариантов ответов на задачу должно быть, по возможности, не менее пяти. В качестве неверных вариантов желательно использовать наиболее типичные ошибки.

  1. Достоинства и недостатки тестирования.

  Одним из недостатков тестового метода контроля знаний учащихся является то, что создание тестов, их унификация и анализ – это большая кропотливая работа. Чтобы довести тест до полной готовности к применению необходимо несколько лет собирать статистические данные.

  Возможно возникновение и других трудностей. Довольно часто встречается значительный субъективизм в формировании содержания самих тестов, в отборе и формулировке тестовых вопросов, многое также зависит от конкретной тестовой системы, от того, сколько времени отводится на контроль знаний, от структуры включенных в тестовое задание вопросов и т.д.  Но не смотря на указанные недостатки тестирования, как метода педагогического контроля, его положительные качества во многом говорят о целесообразности такой технологии в курсе изучения биологии.

  К достоинствам следует отнести:

  • большую объективность и, как следствие, большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность учащегося;
  • исключается воздействие негативного влияния на результаты тестирования таких факторов как настроение, уровень квалификации и др. характеристики конкретного преподавателя;
  • ориентированность на современные технические средства на использование в среде компьютерных (автоматизированных) обучающих систем;
  • универсальность, охват всех стадий процесса обучения.

  Другие достоинства. Тестированный опрос многофункционален. Он позволяет быстрее понять, как дальше работать с данным учеником.

  1. Тестовый контроль на уроках биологии.

  Тестирование – это наиболее сложная форма контроля усвоения учебного материала, хотя имеет и ощутимые преимущества: применение тест-контроля дает учителю возможность рационально распорядиться временем урока, быстро установить обратную связь с учеником, сравнительно легко выявить возможные пробелы в его знаниях, быстро их устранить. Нелишним будет подчеркнуть, что от учащихся данная форма требует постоянной подготовки домашнего задания, умения выбирать и принимать правильные решения. Учитывая это, тест-контроль я начинаю вводить с 5 класса. Знакомство учеников с новой и на первых порах непревычной для них формой работы начинается с выполнения самых простых заданий. Приведу пример:

Обведи кружочком цифры, после которых названы свойства воды:

  1. Твердое тело;
  2. Жидкое тело;
  3. Газообразное тело.

  В этом случае, если ребенок затрудняется  с выбором ответа, я предлагаю ему поработать с учебником. Для того, чтобы подвести учеников к правильному ответу, я провожу беседу, побуждая их задуматься над вопросом. Затем предлагаю вопрос и несколько вариантов ответа на него. Например:

Комнатные мухи питаются:

  1. Сочными листьями растений;
  2. Пищей человека и отходами;
  3. Комарами.

  Разбираем варианты ответов. Путем рассуждений ученики приходят к правильному ответу. На первых порах использую тесты, в которых требуется выбрать один правильный ответ, далее, поэтапно, увеличиваю их число

до 3 – 4, затем мы проверяем правильность выполнения задания всем классом, коллективно находим и устраняем недочеты.

  Тематическую и итоговую тестовую проверку я ввожу лишь после кропотливого обучения учащихся работе с тестовыми заданиями.

  Для развития мыслительной деятельности учеников применяю тестовые задания с выбором нескольких ответов. Такая работа по силам хорошо успевающим ученикам, которые умеют мыслить логически и выстраивать ответы в определенной последовательности.

Выбери предложения, в которых даны сведения о лягушке. Ответы запиши буквами:

а) тело состоит из головы, туловища и хвоста;

б) тело состоит из головы и туловища;

в) имеются плавники;

г) имеются две пары конечностей;

д) кожа голая, покрыта слизью;

е) кожа покрыта чешуей.

Ответы:

 Выполняя это задание, необходимо выбрать 3 правильных ответа и расположить в определенной последовательности. Лишняя или недостающая буква в ответе означает: ответ неправильный.

  Более сложными нужно считать тестовые задания на установление последовательности процессов и явлений в живом организме (в природе).

Опиши развитие бабочки-капустницы по стадиям:

Бабочка – яйцо – гусеница – куколка – бабочка.

  Для более успешного запоминания материала провожу биологические диктанты. Учащимся, испытывающим трудности в обучении, даю диктант и предлагаю варианты ответов (слова для справок). Например:

  1. Дышать нужно через_______________
  2. Носовая полость выстлана _____________
  3. Клетки носовой полости выделяют _______________
  4. Слизь задерживает ________ и ______________.

Слова для справок: носовая полость, слизистая оболочка, слизь, пыль, микробы.

  Использую тестовые задания, с помощью которых проверяется умение классифицировать и анализировать признаки. Для решения тестов такого вида ввожу вопрос-таблицу. Например:

«В правую часть таблицы впишите кости пояса верхних конечностей, в левую часть – кости пояса нижних конечностей:

Пояс верхних конечностей

Пояс нижних конечностей

  1. Лопатка
  2. Таз
  3. Ключица

  Пройдя все этапы обучения школьников работать с тестами, в целях итоговой проверки знаний я использую тестовые задания различного вида и характера (приложение1).

  В конце работы обязательно указываю шкалу оценивания. Каждое задание оцениваю в один бал:

  • 50 % выполненной работы – оценка «3».
  • 70 % выполненной работы – оценка «4».
  • более 70 % выполненной работы – оценка «5» или
  • 1-4 балла – оценка «2».
  • 5-6 баллов – оценка «3».
  • 7-8 баллов – оценка «4».
  • 9-11 баллов – оценка 25».

Заключение.

  Контроль знаний, умений и навыков учащихся – неотъемлемая часть педагогической работы учителя, важный фактор улучшения качества обучения. Контроль усвоения знаний дает возможность планировать деятельность преподавателя, дифференцировать проверку, осуществлять систематический контроль, совмещать контроль усвоения знаний слабоуспевающих с ликвидацией пробелов в их знаниях. Он должен проводиться в соответствии с методическими требованиями.

  Разнообразие методов, форм контроля позволяет более точно и качественно оценивать знания учащихся. В соответствии с требованиями программы, ориентирую преподавание, контроль и оценку на достижение высоких конечных результатов во всех видах учебной деятельности. Особое значение придаю освоению специальных умений, отражающих особенности учебного предмета, развитию умственных способностей учащихся, формированию навыка самостоятельно учиться, работать с различными источниками информации, рационально организовывать свое рабочее время.

  Значение проверки результатов обучения во много раз возрастает, когда она является проверкой не только выполнения домашних заданий, но и учебной деятельности школьников на уроке: их внимания, активности, добросовестности, правильности выполнения упражнений. Прежде всего, проверке подлежат приобретенные в обучении знания, умения и развитие учащихся. Важно проверять не только объем усваиваемого учащимися материала, но также прочность, осознанность и оперативность знаний, то есть способность учащихся применять при решении разного рода познавательных и других практических задач. Мало проверить, помнит ли ученик обобщающий вывод, необходимо выяснить, может ли он этот вывод обосновать и доказать.

  Только регулярная проверка выполнения школьниками требований учителя придаст им действенность. Учащиеся в том случае продумывают помещенные в учебниках биологии вопросы, если учитель требует отвечать на них; готовят связный рассказ по заданному материалу, если учитель требует от них не только ответов на отдельные вопросы, но и развернутого изложения материала.

  Результаты, полученные в процессе контроля, позволяют увидеть и оценить рост учащихся в процессе обучения, правильности и добросовестность их отношения к своим учебным обязанностям. Значение контроля особенно возрастает, если отмечать продвижение ученика вперед: лучшее, чем раньше, построение им ответа, в развитой речи, более серьезное, чем раньше, отношение к учению и  пр.

  Контроль результатов обучения биологии и учебной деятельности учащихся является ключом к оценке и дальнейшему усовершенствованию всего процесса обучения предмету. Таким образом, подтверждается гипотеза о том, что при методически грамотной организации контроля знаний и умений учащихся достигается максимальная оптимизация учебного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование на уроках информатики в 5 классе.

Предлагаемые тесты можно использовать для контроля обучающихся по различным темам и на различных этапах урока....

Тестирование по курсу биологии 9 класса

Тестирование в 2 вариантах по курсу общей биологии 9 класса. Для тестирования использована программа MyTest....

Тестирование 10 класс биология

тестирование по биологии 10 класс, тема "Законы Менделя"...

Тестирование за курс биологии 6 класс.

Тестирование за курс биологии 6 класс....

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...