«Проверка усвоения и качество знаний на обобщающих уроках биологии и химии через тестирование»
статья по химии на тему

Бородина Наталья Евгеньевна

Теоритический материал по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon testirovanie_na_urokakh_khimii_i_biologii.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая тема

«Проверка усвоения и качество знаний на обобщающих уроках биологии и химии через тестирование»

        1.         Проверка результатов обучения биологии и химии.

1. Значение проверки знаний учащихся по биологии и химии.

Проверка знаний и умений - важное звено в обучении биологии и химии.

Она направлена на достижение целей обучения: формирование научной картины мира, овладение системой биохимических знаний, необходимых для экологического и гигиенического воспитания учащихся, на подготовку их к трудовой деятельности в тех областях производства, где используются законы жизни. На проверку знаний и умений возлагаются следующие задачи: обучение, воспитание и развитие учащихся.

Изучение состояния биологической и химической подготовки учащихся - непременное условие совершенствование учебно-воспитательного процесса. Систематическая проверка воспитывает у учащихся ответственное отношение к учебе, позволяет выявить ответственное отношение школьников и применить дифференцированный подход в обучении. Она дает более достоверную информацию о достижениях учащихся и пробелах в их подготовке, позволяет учителю управлять процессом обучения.

2. Формы и методы проверки знаний и умений учащихся. 

Различают текущую, тематическую и итоговую (годовую) проверку знаний и умений. Задачи обучения, воспитания и развития в наибольшей степени решаются в ходе текущей проверки. Текущая проверка выполняет не только контролирующую функцию, но и обучающую, развивающую, воспитывающую и управляющую, в то время как тематическая и итоговая проверки в основном выполняют функции контроля и управления. Как для текущей, так и для итоговой проверки используются различные формы, методы и приемы: устная, письменная (текстовая и графическая), практическая.

Наибольшее распространение имеет устная проверка, в процессе ее про ведения контроль усвоенных знании сочетается с их дальнейшим углублением и расширением, знания систематизируются, обобщаются, выделяются наиболее существенные, устанавливаются их взаимосвязи. Однако устная проверка имеет ряд недостатков: она не дает возможности сравнить ответы учащихся на один и тот же вопрос и делать объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников в целом. Эти недостатки можно преодолеть с помощью тематической и итоговой письменной проверки. Однако и в этом случае у педагога нет возможности установить обратную связь. Помочь слабым учащимся.


2

        Поэтому в последние годы все более широкое         применение в

предметах естественного цикла находят нетрадиционные формы обучения и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов. Что получает педагог, используя новые формы контроля знаний? Нетрадиционные формы проверки позволяют рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь со слабыми учащимися для ликвидации пробелов, определить результаты усвоения материала, внести коррективы в тестовые задания. Нетрадиционные формы проверки дают возможность систематически контролировать знания большого числа учащихся на каждом уроке и формировать у них установку на неизбежность контроля, ученик не только повторяет пройденный материал, но и постоянно готовиться к урокам, не запускает пройденный материал, систематизирует свои знания.

Несмотря на новизну, нетрадиционные формы и методы проверки знаний имеют ряд недостатков: высокая вероятность угадывания правильного ответа, легко также списать ответ у товарища. Педагог может и должен продумать несколько вариантов тестовых задании, создать своеобразный банк проверочных работ.

3. Дифференциация проверки знаний.

Введение в школу стандарта среднего биологического и химического образования позволит реализовать дифференцированный подход в обучении, проводить проверку знаний как на уровне обязательной общеобразовательной подготовки учащихся, так и на более высоком уровне. Дифференцированный подход способствует применению заданий на базовом и на повышенном уровне. Задания для проверки знаний на базовом и повышенном уровне должны быть не очень сложными и соответствовать требованиям к уровню обязательной общеобразовательной подготовки школьников. Таким образом, для составления тестов важно исходить из дифференцированного подхода и с помощью задания выявить подготовку на обязательном и более высоком уровне.

        11.         Нетрадиционные формы и методы проверки знаний и умений.

Нетрадиционные формы заданий требуют предварительного обучения учащихся приемам их выполнения. Этому способствует систематическое применение тестовых заданий для текущей проверки знаний, знакомство школьников с различными видами тестов и обучение работе с ними. Прежде всего, важно обучить работе с заданиями на выбор одного правильного ответа.

На первых этапах применения тестовых заданий важно больше времени уделять обучению учащихся работе с каждым новым видом задания. Овладение этой технологией позволит в дальнейшем оперативно применять тесты для проверки знаний.

Изучение многообразия тестовых форм дает возможность составить сравнительную таблицу, в которой отражены виды тестов.Варианты подобных


    Данный

заданий даны         в приложении и используются

уроках биологии и химии.

3

преподавателем

на

        Вид и структура теста

Требования данного вида тестирования

3. Тесты на классификацию.                Задания, в которых даются только объектов и процессов.                                              правильные ответы, ученик должен их

                                                                классифицировать, распределить на группы и

                                                                занести в таблицу. Можно использовать для    

                                                                контроля на базовом уровне.

 1.Тесты на выбор правильной гипотезы, метода исследования

 2. Тесты с выбором нескольких правильных ответов

Тесты повышенного уровня сложности. Применяются для изучения данного объекта или процесса, а также правильной гипотезы.

Тестовые задания побуждают учащихся к аналитической мыслительной деятельности, в основе которой лежит воспроизведение знаний. Задания чаще всего используются для проверки результатов обучения наI обязательном         уровне, не требуют выстраивания ответов в определенной последовательности.

5.Задания с алгоритмом ответа

 (с пропуском В тексте ряда слов)

использовать и как для про верки знаний I    

 индивидуально, и для про верки фронтально , на

базовом уровне.

Эти задания применяются в тех случаях, когда учащиеся не могут связно изложить учебный материал. При этом важно обращать внимание на то, чтобы текст был грамотно составлен, изложен логически, отражал наиболее существенные вопросы содержания.

6. Биологический диктант

Проводится С целью лучшего запоминания и проверки усвоения биологической и химической терминологии, определений, названий приборов, видов химических реакций, видов растений и животных. Текст готовится заранее, диктуется на уроке, а I ученики заполняют схемы, пропущенные

термины, вопросы.

определения,

отвечают

на

вид

7.

работы

помогает

проконтролировать умение анализировать, классифицировать и приводить знания в

Работа

учащихся

с  таблицами

4.Тесты на установление Данные задания позволяют проверить          последовательности процессов,           умение учащихся устанавливать связи и явлений в живой природе.                                       между явлениями, процессами, объектами,

         таксонами         и         др.         Задания         можно


4

!

систему, выявлять наиболее существенные признаки. Работа оформляется в виде таблицы, где заполнена только левая часть, I а правую заполняет ученик.

8. Проверка знаний с помощью заданий - группировок

Особенности заданий такого вида в том, что в них отдельные элементы ответов группируются в блоки. Из произвольно расположенных элементов знаний ученик сам должен составить ответ на определенную тему и записать его с помощью условного кода. Такие задания применяются как для проверки знаний, так

III. Использование тестовых заданий для текущей и итоговой проверки.

1.         Особенности текущей проверки с использованием тестовых заданий.

Разнообразные тестовые задания могут успешно применяться как в целях текущей, так и итоговой проверки знаний и умений учащихся. Для текущей проверки используются все виды тестовых заданий. Они находят применение на разных этапах урока: проверки и закрепления знаний, изучения нового материала. Учитывая недостатки применения тестовых заданий, целесообразно использовать их в сочетании с традиционными формами проверки знаний. Учитель должен также учитывать не только знания, но практические умения (лабораторные работы, опыты, умения приготовления микропрепаратов).

В одном тесте учитель может использовать вариативно разные виды тестов, что поможет всесторонне рассмотреть и увидеть глубину знаний, недостатки и недоработки у учащихся при подготовке к тестовым заданиям. Реализации дифференцированного подхода на уроке способствует всего разнообразия тестовых заданий. Для проверки знаний учащихся на обязательном уровне чаще всего используются задания с выбором одного правильного ответа, далее степень сложности тестовых заданий отражается при выставлении оценки.

  1. Тематическая проверка знаний.

Для проверки итогового (тематического, годового) контроля знаний и умений учащихся учитель готовит тесты, состоящие из большого числа заданий (15 -20) и традиционных вопросов. Тесты должны быть составлены таким образом, чтобы иметь возможность реализовать дифференцированный подход при проверке знаний. Можно предложить учащимся 15 тестовых заданий и 5 заданий со свободным ответом. При этом эти 5 заданий можно составить на повышенном уровне сложности


5

3.

Итоговая

(годовая)

проверка

знаний.

Велика роль нетрадиционных форм и методов про верки не только для тематического контроля знаний и умений учащихся по химии и биологии. Но и для итоговой проверки, которая проводится в конце учебного года в каждом классе. Этот контроль предполагает проверку результатов усвоения большего по объему учебного материала, чем в тематической проверке, использования заданий более обобщенного материала. Контролируются знания химических и биологических закономерностей, ведущих понятий, овладение основами основными видами учебной деятельности. В тестах такого рода применяются вопросы с одним верным вариантом ответа, рисунки и цифровые обозначения к ним, вопросы понятийного характера, выбор правильного хронологического ряда на схеме, задания со свободным ответом, задания для практической проверки и другие.

Нетрадиционные формы и методы проверки знаний и умений учащихся чрезвычайно разнообразны, их можно широко применять как для текущего, так и для итогового контроля. Эффективно применение тестов не только для текущей про верки знаний, но и для проведения тематических зачетов, а также для выявления успешности усвоения знаний и овладения умениями за четверть, полугодие, за год. Повышению достоверности полученных знаний способствует применение разнообразных тестовых заданий в сочетании с традиционными формами и методами, а также практическая проверка знаний и умений учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Повышение качества знаний учащихся на уроках биологии"

Содержание работы: 1. Значение проверки знаний учащихся по биологии 2. Формы и методы проверки знаний и умений учащихся 3. Обучение учащихся работе с тестовыми заданиями 4. Виды тестовых заданий ...

Методическая тема "Роль дифференцированного обучения,как средство повышения познавтельного интереса и качества знаний учащихся на уроках географии и биологии".

Фундамент всестороннего развития человека закладывается школой в ходе многообразной учебно- воспитательной работы с учениками, при их активном участии.       Всесто...

Экспресс-опрос как форма проверки знаний обучающихся на уроках биологии

Проверка знаний и умений – важное звено в обучении биологии. Систематическая проверка воспитывает у обучающихся ответственное отношение к учебе, позволяет выявить индивидуальные особенности школьников...

Развитие творческих способностей на уроках географии, биологии и химии через групповую работу.

     Основная цель групповой работы – развитие творческих способностей учащихся, но самое главное развития мышления. Известно, что человек начинает мыслить, когда перед ним встае...

Повышение качества знаний обучающихся на уроках биологии

Повышение качества знаний обучающихся на уроках биологии...

Развивающее обучение с применением интегрированного метода на уроках биологи и химии, его влияние на качество знаний и психофизиологическое состояние школьников

Статья опубликована в научном журнале: «Теория и практика общественного развития» №14 от 2015 года. Журнал входит в список журналов ВАК....