Рабочая программа по биологии 6 класс (по новым ФГОС)
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Шаймухаметова Маян Амировна

Данная рабочая программа разработана на основе образовательной программы по биологии (автор Пасечник В.В.)  в соответствии с новыми требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_biologiya_6_klass.doc194 КБ
Microsoft Office document icon ktp_biologiya_6_klass.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»                                  Принята                                        «УТВЕРЖДАЮ»                                                                                        

на  заседании  Методического        на Педагогическом совете         Директор школы  МБОУ «СОШ №21» объединения,                                          школы                                                                                  Е.В.Афанасьева

протокол №1                                          протокол №1                

 «        »_            2013  года               от   «    »_              2013 года       приказ №             от

Рук МО                Кобзарь Г.Н.                                                            «     »_               2013  года                                                                  

 

Рабочая  учебная программа

                                по  биологии                                

(наименование учебного предмета)

                                          6 класс                                        

(уровень ступень образования)

                                        2013-2014 учебный год                                

(срок реализации программы)

        Шаймухаметова Маян Амировна –учитель биологии высшей категории

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу, должность, квалификация)

                                г .Нижневартовск        2013                                        

(название населенного пункта, год разработки)

 

 

Пояснительная записка

        Главная цель совершенствования российского образования — повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития государства. Образовательные учреждения должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможность успешной социализации.

        Данная рабочая программа разработана на основе программы ФГОС  основного общего образования по биологии, разработанной авторским коллективом В.В. Пасечник,  С.В. Суматохин, Г.С. Калинова Г. Г. Швецов, Г.Г.Гапонюк для 5-9 классов. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа по биологии для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1час в неделю.

        Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Общая характеристика учебного предмета

Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций. В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного  мировоззрения. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Описание места предмета в учебном плане

        В соответствии с ФГОС второго  поколения изучение биологии начинается в 5 классе. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа по биологии для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1час в неделю.

        В 6 классе учащиеся изучают основные процессы жизнедеятельности организмов: обмен веществ, питание, дыхание, передвижение, рост, развитие и размножение. Учащиеся знакомятся с особенностями жизнедеятельности  представителей разных групп организмов. Получают представление о взаимосвязи органов, о саморегуляции, поведении животных и человека.

Основная особенность подросткового возраста — начало перехода от детства к взрослости. В возрасте 11—15 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности. Поэтому содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Основные  цели  изучения биологии в 6 классе:

  • освоение знаний о процессах жизнедеятельности организмов: обмене веществ, питании, дыхании, передвижении, росте, развитии и размножении, взаимосвязи процессов, о регуляции и  саморегуляции процессов в организме, об основах  поведении животных и человека.
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения особенностей жизнедеятельности различных организмов, находить и использовать информацию для выполнения заданий различных типов,  работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений, биологических экспериментов, работы с различными источниками  информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
  • применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Задачи:

  • изучить  сущность основных процессов, характерных живым организмам, особенности жизнедеятельности разных организмов.
  • научиться объяснять процессы, сравнивать их у разных организмов
  • научиться характеризовать процессы жизнедеятельности  по плану;
  • научиться различать  и объяснять процессы жизнедеятельности  по схемам, рисункам;

Отличительные особенности реализации  рабочей программы

  • использование мультимедийных презентаций, которые позволяют не только наглядно и эффективно преподнести учебный материал, но и развивать ключевые компетентности учащихся;
  • использование разнообразных ЦОР на разных этапах урока, способствующих достижению триединой цели урока;
  • реализация принципов  личностно-ориентированного обучения.

Рабочая программа предусматривает  дифференцированный подход к обучению. 

Так как в каждом классе имеются учащиеся с разным уровнем обучаемости,  поурочные и тематические  проверочные и контрольные работы  носят разноуровневый характер.

Рабочая программа предусматривает применение различных методов, форм и приемов обучения, которые позволяют  с учетом специфики каждого класса, с учетом особенностей учащихся  формировать и развивать различные умения и навыки, как общеучебные, так и специальные.

Ведущие методы и формы обучения, используемые технологии

  • Словесно-наглядный  (лекция, рассказ, диалог, эвристическая беседа,  устный опрос с демонстрацией презентации, объяснение процесса  или  комментирование  содержания видеофильма или анимации во время их показа,  и др.)
  • Практический (проведение  практических и лабораторных работ по биологии, проведение опытов при разработке проекта, подготовка сообщений, рефератов, составление кроссвордов, составление и решение задач различного типа и др.
  • Проблемный (проблемное изложение новой темы,  эвристическая беседа и постановка проблемной ситуации в ходе урока, демонстрация видеосюжета или иллюстрации, отражающих  какую-либо проблему, решение биологических задач проблемного характера, нахождение  путей решения проблемы при разработке исследовательского проекта и др.)

Формы  обучения:

  • Коллективная  (объяснение новой темы, беседа, демонстрация наглядности идр.)
  • Групповая  (уроки повторения и обобщения)
  • Работу в парах (лабораторные работы)

Формы контроля знаний

  1. Текущий (устная или тестовая  фронтальная проверка знаний по пройденным урокам).
  2. Тематический (тематическая контрольная  работа по наиболее  объемным темам)
  3. Промежуточный (полугодовая контрольная работа).

Итоговый (годовая контрольная работа) 

Взаимосвязь биологии  с другими дисциплинами. Изучение  биологии в 6 классе предусматривает  интеграцию  с такими дисциплинами, как экология (взаимосвязь организмов), химия (химические  вещества, участвующие в процессах жизнедеятельности), медицина и гигиена (профилактика заболеваний,  возникающих при нарушении процессов), физика (физические явления в организме).

Планируемые результаты изучения биологии в 6 классе

Результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Тема №1. Жизнедеятельность организмов

Учащиеся должны знать:

  • сущность признаков живого: обмен веществ, дыхание, питание, выделение.
  • значение обмена веществ, энергии, питания, дыхания, выделения
  • правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

  •   характеризовать основные  процессы жизнедеятельности организмов;
  • пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
  • соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Учащиеся должны уметь:

  • определять  основные биологические понятия составлять план текста;
  • под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
  • получать информацию из различных источников;
  • определять отношения объекта с другими объектами;
  • определять существенные признаки объекта.
  • сравнивать объекты между собой
  • выполнять тестовые задания различных типов

Учащиеся должны:

  • испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
  • знать правила поведения в природе;
  • понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
  • уметь реализовывать теоретические познания на практике;
  • понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
  • испытывать любовь к природе;
  • признавать право каждого на собственное мнение;
  • проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
  • уметь отстаивать свою точку зрения;
  • критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
  • уметь слушать и слышать другое мнение.

Тема №2. Размножение, рост и развитие организмов

Учащиеся должны знать:

  • смысл понятий размножение, рост, развитие
  • способы полового и бесполого размножения, вегетативного размножения
  • причины роста и развития организмов
  • виды развития животных- прямое и непрямое
  • факторы, влияющие на рост, развитие и размножение организмов

Учащиеся должны уметь:

  • определять биологические понятия
  • вегетативно размножать комнатные растения
  • объяснять причины роста, развития и размножения организмов
  • сравнивать способы размножения растений и животных, рост растений, развитие с полным и неполным превращением
  • приводить примеры.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать и сравнивать процессы
  • оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
  • работать с текстом и иллюстрациями учебника.
  • обосновывать свои ответы
  • находить нужную информацию из различных источников
  • выполнять тестовые задания различных типов

Тема №3. Регуляция жизнедеятельности организмов

Учащиеся должны знать:

  • понятия регуляция, гормон, нейрон, рефлексы, инстинкт, саморегуляция, поведение и др;
  • механизм нервной и гуморальной регуляции
  • факторы, влияющие на поведение

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять механизм нервной и гуморальной регуляции,
  • объяснять значение регуляции и саморегуляции
  • различать способы движения организмов
  • приводить примеры разнообразных способов передвижения

Учащиеся должны уметь:

  • работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
  • составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
  • обосновывать свои ответы
  • находить нужную информацию из различных источников
  • выполнять тестовые задания различных типов

Содержание программы

Биология.   6 класс (35 часов, 1 час в неделю)

Тема №1. Жизнедеятельность организмов (17 часов)

Обмен веществ — главный признак жизни. Питание — важный компонент обмена веществ. Пища — основной источник энергии и строительного материала в организме.

Способы питания организмов. Питание растений. Почвенное (корневое) и воздушное (фотосинтез) питание. Удобрения, нормы и сроки их внесения. Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе.  Приспособленность растений к использованию энергии света, воды, углекислого газа. Роль растений в природе. Питание животных.

Способы питания. Растительноядные, хищные, всеядные животные. Удаление из организма непереваренных остатков. Питание грибов и бактерий.

Дыхание, его роль в жизни организмов. Использование организмом энергии, освобождаемой в процессе дыхания. Дыхание растений и животных.

Передвижение веществ в организмах, его значение. Передвижение веществ в растении. Передвижение веществ в организме животного. Кровь, ее значение. Кровеносная система животных.

Выделение — процесс выведения из организма продуктов жизнедеятельности, его значение.

Демонстрации: модели, коллекции, влажные препараты, иллюстрирующие различные процессы жизнедеятельности живых организмов; опыты, доказывающие выделение растениями на свету кислорода, образование крахмала в листьях, дыхание растений, передвижение минеральных и органических веществ в растительном организме.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №1.  «Поглощение воды корнем»

Лабораторная работа №2.  «Выделение углекислого газа при дыхании»

Лабораторная работа №3. «Передвижение веществ по побегу растения».

Тема №2. Размножение, рост и развитие организмов (7 ч)

Размножение как важнейшее свойство организмов, его роль в преемственности поколений, расселении организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных.

Вегетативное размножение организмов.  Черенкование, способы вегетативного размножения комнатных растений.

Половые клетки. Оплодотворение. Цветок - орган полового размножения растений, его строение и функции. Опыление. Усложнение полового размножения в процессе исторического развития. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира

Развитие животных с превращением и без превращения. Развитие человека и влияние вредных привычек на его  развитие. Агротехнические приёмы, ускоряющие рост растений, их значение.

Рост и развитие - свойства живых организмов. Причины роста организмов. Взаимосвязи процессов роста и развития организмов. Продолжительность роста растений и животных. Особенности роста растений.

Демонстрации: коллекции, иллюстрирующие различные способы распространения плодов и семян; различные способы размножения растений; опыты, доказывающие рост корня и побега верхушкой, необходимость условий для прорастания семян и роста проростка.

Лабораторная работа№4.  «Вегетативное размножение комнатных растений»

Лабораторная работа№5.  «Определение возраста деревьев по спилу».

Тема №3. Регуляция жизнедеятельности организмов (10 ч)

Раздражимость - свойство живых организмов. Реакция растений и животных на изменения в окружающей среде.  Биоритмы в жизнедеятельности в любом живом организме.

Эндокринная система, ее  роль в гуморальной регуляции организмов.  Биологически активные вещества. Гормоны.

Общее представление о нервной системе. Нейрон - структурная единица нервной системы.  Рефлекс - основа процессов жизнедеятельности  организмов. Рефлекторный  характер деятельности нервной  системы.  Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Поведение. Врождённое поведение. Инстинкты. Условные рефлексы.  Приобретённое поведение. Поведение человека. Высшая  нервная деятельность.

Движение – свойство живых организмов. Многообразие способов движения живых организмов. Передвижение одноклеточных организмов. Разнообразие способов передвижения многоклеточных организмов. Передвижение многоклеточных животных в разных средах обитания.

Организм - единое целое. Взаимосвязь клеток, тканей, систем органов и процессов жизнедеятельности

Демонстрации: модели головного мозга позвоночных; скелеты разных животных; видеофильмы, иллюстрирующие движения у растений и животных. Резервное время — 1 час

Формирование и развитие универсальных учебных действий

№1

 Жизнедеятельность организмов (17 ч)

Универсальные учебные действия

Регулятивные

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия;

уметь оценивать правильность выполнения действия

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

Познавательные

осуществление поиска необходимой информации

использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем

уметь выделять главное из текстов разных видов;

умение  доказывать, выдвигать гипотезы и их обосно

формулировать  проблему, предлагать пути их решения;

уметь осуществлять анализ  и синтез объектов;

умение осуществлять сравнение,  классификацию по заданным критериям;

умение устанавливать причинно-следственные связи;

умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

Коммуникативные

уметь задавать вопросы

уметь понятно, кратко,  точно,  вежливо излагать свои мысли

уметь контролировать свои действия

уметь слушать  других и высказывать свое мнение

уметь работать в паре и в группе

Личностные

умение объективно производить оценку действия других и самооценку своих  действий

уметь определять границы собственного знания и «незнания»

умение оценивать работу учителя

умение уважать мнение окружающих

№2

 

Размножение, рост и развитие организмов (7 ч) 

Универсальные учебные действия

Регулятивные

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия;

уметь оценивать правильность выполнения действия

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

Познавательные

осуществление поиска необходимой информации

использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем

уметь выделять главное из текстов разных видов;

умение  доказывать, выдвигать гипотезы и их обосно

формулировать  проблему, предлагать пути их решения;

уметь осуществлять анализ  и синтез объектов;

умение осуществлять сравнение,  классификацию по заданным критериям;

умение устанавливать причинно-следственные связи;

умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

Коммуникативные

уметь задавать вопросы

уметь понятно, кратко,  точно,  вежливо излагать свои мысли

уметь контролировать свои действия

уметь слушать  других и высказывать свое мнение

уметь работать в паре и в группе

Личностные

умение объективно производить оценку действия других и самооценку своих  действий

уметь определять границы собственного знания и «незнания»

умение оценивать работу учителя

умение уважать мнение окружающих

умение оценивать последствия своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму

соблюдение правил поведения в окружающей среде.

№3

Регуляция жизнедеятельности организмов (10 ч)

Универсальные учебные действия

Регулятивные

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия;

уметь оценивать правильность выполнения действия

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

Познавательные

осуществление поиска необходимой информации

использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем

уметь выделять главное из текстов разных видов;

умение  доказывать, выдвигать гипотезы и их обосно

формулировать  проблему, предлагать пути их решения;

уметь осуществлять анализ  и синтез объектов;

умение осуществлять сравнение,  классификацию по заданным критериям;

умение устанавливать причинно-следственные связи;

умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

Коммуникативные

уметь задавать вопросы

уметь понятно, кратко,  точно,  вежливо излагать свои мысли

уметь контролировать свои действия

уметь слушать  других и высказывать свое мнение

уметь работать в паре и в группе

Личностные

умение объективно производить оценку действия других и самооценку своих  действий

уметь определять границы собственного знания и «незнания»

умение оценивать работу учителя

умение уважать мнение окружающих

умение оценивать последствия своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму

соблюдение правил поведения в окружающей среде.

Сводно-тематический план

№ пп

Название разделов

Кол-во часов

1

Жизнедеятельность организмов

17

2

Размножение рост и развитие организмов

7

3

Регуляция жизнедеятельности организмов

10

4

Годовая контрольная работа

1

Итого

35

НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4": 
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. 
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Прогнозируемые  результаты обучения на конец 2013-2014 учебного года

Классы

Общая успеваемость

Качественная успеваемость

100%

70

100%

60

100%

65

100%

55

Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана.

Класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану школы

Реквизиты программы

УМК

обучающихся

УМК

учителя

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

35

-

-

Рабочая программа по биологии  по предметной линии учебников  «Линия жизни».

Авторы: В.В.Пасечник,  С.В.Суматохин,

Г.С.Калинова, Г.Г.Швецов, Г.Г.Гапонюк для 5-9 классов.

  1. Пасечник В. В. Биология. Биология  5-6 класс. Учебник / / М.: Просвещение, 2012 г
  2. Рабочая тетрадь / / М.:Просвещение, 2012 г.

Уроки биологии. 5-6 класс. Пасечник В. В. Пособие для учителей  / М.: Просвещение, 2012 г

Электронные  учебные пособия:

  1. Электронный диск  к учебнику «Уроки биологии». 5-6 класс. «Линия жизни». Под редакцией В.В. Пасечник.
  2. Авторские презентации к урокам

Ресурсы Интернет

  1. http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/ main.html   - Ресурсы по биологии
  2. http://www.en.edu.ru/db/sect/ 1798/  - Естественно-научный образовательный портал



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21»

 г. Нижневартовска

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

на 2013-2014 учебный год

Преподаватель        Шаймухаметова М.А.                                        

Предмет                БИОЛОГИЯ                                                        

Классы (указать направление: ТО, ГО, РО, КРО)     6А,6Б, 6В, 6Г

Общее количество часов по предметы по учебному плану:        35                

Из них:

По четвертям

Кол-во недель

Кол-во

уроков

Кол-во лабораторных работ

Кол-во контрольных

работ

I четверть         

8

8

2

1

2 четверть                       

8

8

1

1

 3 четверть                       

10

10

2

1

  4 четверть                   

9

9

0

1

Итого

35

35

5

4

 Учебник (автор, название учебника, издательство, год издания) 

Основной:   Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С.  5-6 класс. Учебник / М.: Просвещение, 2013г.

Основное учебное пособие: Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С 5-6 класс. Учебное пособие для учителя / М.: Просвещение, 2013г.

Календарно-тематический план составлен в соответствии с учебным планом школы,

утвержденным решением педсовета №      1      от   «         »                                           2013г.

и   программой (полное название, авторы, издательство, год издания   ФГОС  основного общего образования по биологии для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, разработанная авторским коллективом В.В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов.М., 2012г.

Преподаватель (подпись)        

Рассмотрен на заседании МО учителей  естественного цикла

Протокол №         1     _        от «     »                                      2013г

Календарно-тематическое планирование по биологии.  6 класс.

Дата

Тема урока

Элементы содержания урока

Виды деятельности

ученика

Тема №1. Жизнедеятельность организмов (17 часов)

4.09

Процессы жизнедеятельности организмов.

Обмен веществ

Обмен веществ - главный признак жизни. Составные компоненты обмена веществ: питание, дыхание, поступление веществ в организм, их транспорт и преобразование, выделение. Использование энергии организмами

Выделять существенные признаки обмена веществ. Обосновывать значение энергии для живых организмов. Доказывать родство и единство органического мира

11.09

Питание организмов. Питание растений Лабораторная работа №1.  «Поглощение воды корнем»

Почвенное питание растений. Автотрофный и гетеротрофный

типы питания организмов. Корень, его строение и функции. Поглощение воды и минеральных веществ.

Выделять существенные признаки почвенного питания растений. Объяснять роль питания в процессах обмена веществ.

Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты

18.09

Удобрения

Управление почвенным питанием

растений. Минеральные и органические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Меры

охраны природной среды

Объяснять необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивать вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводить доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды.

25.09

Фотосинтез, его

значение

Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе.

Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле. Проблема загрязнения воздуха

Выявлять приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определять условия протекания фотосинтеза. Объяснять значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека. Приводить доказательства (аргументация) необходимости охраны воздуха от загрязнений

2.10

Питание бактерий, грибов

Питание бактерий и грибов. Разнообразие способов питания.

Грибы сапротрофы и паразиты.

Симбиоз у бактерий и грибов

Определять особенности питания бактерий и грибов. Объяснять роль бактерий и грибов в природе

9.10

Питание животных

Растительноядные животные

Гетеротрофный тип питания.

Пища как строительный материал

и источник энергии для животных. Растительноядные животные, особенности питания и способы добывания пищи

Определять особенности питания и способы добывания пищи растительноядными животными

16.10

Питание плотоядных животных

Плотоядные и всеядные животные, особенности питания и способы добывания пищи. Хищные растения

Определять особенности питания и добывания пищи плотоядными и всеядными животными. Различать животных по способам добывания пищи

23.10

Дыхание, его роль в жизни организмов

Дыхание как компонент обмена

веществ, его роль в жизни организмов. Роль кислорода в процессе дыхания. Органы дыхания у животных. Особенности газообмена у животных

Выделять существенные признаки дыхания. Объяснять роль дыхания в процессе обмена веществ. Объяснять роль кислорода в процессе дыхания. Определять значение дыхания в жизни организмов

06.11

Дыхание растений, его сущность.

Лабораторная работа №2.  «Выделение углекислого газа при дыхании»

Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Применение знаний о дыхании при выращивании растений и хранении урожая.

Определять черты сходства и различия в процессах дыхания у растительных и животных организмов. Применять знания о дыхании при выращивании растений и хранении урожая. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты

13.11

Передвижение веществ, его значение.

Передвижение веществ в растениях.

Передвижение веществ в растении. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Запасание органических веществ в органах растений, их использование на процессы жизнедеятельности.  Защита растений от повреждений

Объяснять роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объяснять значение проводящей функции стебля. Приводить доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений

20.11

Лабораторная работа №3.  «Передвижение веществ по побегу растения».

Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении.

Объяснять особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Ставить биологические. эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты.

27.11

Передвижение веществ в организме животного.

Передвижение веществ у животных. Кровь, её состав, функции и значение. Роль гемолимфы и крови в транспорте веществ в организме животного и осуществлении связи между его органами

Объяснять особенности передвижения веществ в организме животных, значение крови  для животных

4.12

Кровеносные системы животных

Кровеносная система животных, органы кровеносной системы: кровеносные сосуды и сердце.

Объяснять особенности  кровеносной  системы разных животных.

Определять значение передвижения веществ в жизнедеятельности организмов

11.12

Выделение, как часть процесса обмена веществ.  Выделение у растений.

Выделение - процесс выведения

из организма продуктов жизнедеятельности. Образование конечных продуктов обмена веществ в процессе жизнедеятельности живых организмов.: удаление продуктов обмена веществ из растительного организма через корни, устьица, листья. Листопад.

Определять существенные признаки выделения. Объяснять роль выделения в процессе обмена веществ. Определять значение выделения в жизни организмов

18.12

Особенности процесса выделения у животных

Удаление продуктов обмена веществ из животного организма через жабры, кожу, лёгкие, почки.

Определять существенные признаки выделения. Объяснять роль выделения в процессе обмена веществ и в жизни организмов.

25.12

Полугодовая контрольная работа

Основные биологические термины и понятия по теме.

Выполнять тестовые задания разного типа, работать с рисунками, схемами.

Тема №2.  Размножение рост и развитие организмов (7 часов)

15.01

Размножение организмов.

Бесполое

размножение.

Размножение как важнейшее свойство организмов, его роль в преемственности поколений, расселении организмов. Способы

размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных.

Определять значение размножения в жизни организмов. Объяснять роль размножения. Определять особенности бесполого размножения. Объяснять значение бесполого размножения.

22.01

Лабораторная работа №4.  

«Вегетативное размножение комнатных растений»

Вегетативное размножение организмов.  Черенкование, способы вегетативного размножения комнатных растений.

Ставить биологические эксперименты по изучению вегетативного размножения организмов и объяснять их результаты

29.01

Половое размножение, его особенности.

Половые клетки. Оплодотворение. Цветок - орган полового размножения растений, его строение и функции. Опыление. Усложнение полового размножения в процессе исторического развития. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира

Определять особенности и преимущества полового размножения. Объяснять значение  полового размножения для потомства и эволюции органического мира

5.02

Рост и развитие организмов. Лабораторная работа №5.  «Определение возраста деревьев по спилу».

Рост и развитие - свойства живых организмов. Причины роста организмов. Взаимосвязи процессов роста и развития организмов. Продолжительность

роста растений и животных. Особенности роста растений.

Объяснять особенности процессов роста и развития у растительных и животных организмов. Определять возраст деревьев по годичным кольцам. Проводить биологические

исследования и объяснять их результаты.

12.02

Агротехнические приёмы, ускоряющие рост растений.

Агротехнические приёмы, ускоряющие рост растений, их значение.

Проводить наблюдения за ростом и развитием организмов

19.02

Развитие животных и человека

Развитие животных с превращением и без превращения. Развитие человека и влияние вредных привычек на его  развитие.

Объяснять особенности развития животных с превращением и без превращения.

Объяснять влияние никотина и алкоголя на развитие человека

26.02

Контрольная работа  по теме №2. «Размножение рост и развитие организмов»

Основные биологические термины и понятия по теме.

Выполнять тестовые задания разного типа, работать с рисунками, схемами.

Тема №3. Регуляция жизнедеятельности организмов (10 ч)

5.03

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.

Регуляция у растений

Раздражимость - свойство живых организмов. Реакция растений и животных на изменения в окружающей среде.  Биоритмы в жизнедеятельности в любом живом организме.

Выделять существенные признаки процессов регуляции жизнедеятельности организма. Объяснять согласованность всех процессов жизнедеятельности. Описывать реакции растений и животных на изменения в окружающей среде

12.03

Виды регуляции у животных. Гуморальная регуляция.

Эндокринная система, ее  роль в гуморальной регуляции организмов.  Биологически активные вещества. Гормоны.

Объяснять особенности гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности у различных организмов.

Объяснять роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов

19.03

Нервная регуляция.

Общее представление о нервной системе. Нейрон - структурная единица нервной системы.  Рефлекс - основа процессов жизнедеятельности  организмов. Рефлекторный  характер деятельности нервной  системы.

Объяснять особенности нервной регуляции у различных организмов. Объяснять рефлекторный характер деятельности нервной системы.

Объяснять роль нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности.

2.04

Нейрогуморальная регуляция у животных

Нейрогуморальная регуляция

процессов жизнедеятельности организмов.

Объяснять механизм нейрогуморальной регуляции процессов.  Объяснять значение саморегуляции физиологических процессов в организме.

9.04

Поведение организмов Безусловные рефлексы.

Поведение. Врождённое поведение. Инстинкты

Объяснять причины врождённого поведения.

16.04

Условные рефлексы.  Поведение человека.

Условные рефлексы.  Приобретённое поведение. Поведение человека. Высшая  нервная деятельность.

Различать врождённое и приобретённое поведение.

Наблюдать и описывать поведение человека и животных

23.04

Движение организмов, его значение.

Движение растений.

Движение – свойство живых организмов. Многообразие способов движения живых организмов.

Передвижение одноклеточных организмов

Наблюдать и описывать движение различных организмов. Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и способом передвижения организма

30.04

Движение животных

Передвижение многоклеточных

животных в разных средах обитания. Разнообразие способов передвижения многоклеточных организмов

Описывать способы передвижения многоклеточных организмов. Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и способом

передвижения организма

7.05

Организм - единое целое.

Организм - единое целое. Взаимосвязь клеток, тканей, систем органов и процессов жизнедеятельности

Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями в биологических процессах роста, развития, размножения

14.05

Повторение по курсу 6 класса

Все основные биологические термины  и понятия по курсу 6 класса

Объяснять процессы, сравнивать, объяснять значение процессов для разных организмов, обосновывать ответы.

21.05

Годовая контрольная работа

Все основные биологические термины  и понятия по курсу 6 класса

Выполнять тестовые задания разного типа, работать с рисунками, схемами.

28.05

Обобщение по курсу 6 класса. Летние задания

Все основные биологические термины  и понятия по курсу 6 класса

Объяснять процессы, сравнивать, объяснять значение процессов для разных организмов,  умение делать обобщения.

Итого  35 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о рабочей программе учителя начальной школы по новым ФГОС

Муниципальное общеобразовательное учреждениеБолгуринская средняя общеобразовательная школа Рассмотрено...

Рабочая программа по английскому языку по новому ФГОС к УМК М.З. Биболетова , 2 класс

Программа курса «Английский язык» предназначена для учащихся 2-х классов общеобразовательной школы...

Рабочая программа по биологии 5класс (по новым ФГОС)

Данная рабочая программа разработана на основе образовательной программы по биологии(автор Пасечник В.В.). по требованиям ФГОС 2 поколения....

Рабочая программа по биологии на ступень обучения (ФГОС, 5-9 классы).

Рабочая программа составлена в соответствии ФГОС по УМК Пасечника (линия "Вертикаль")....

Рабочая программа по географии 5 кл )Новые ФГОС)

рабочая программа по географии...

Рабочая программа по алгебре 7кл. по новым ФГОС-21

Рабочая программа составлена в конструкторе...

Рабочая программа по геометрии 7кл. по новым ФГОС-21

Рабочая программа составлена в конструкторе...