технологическая карта урока на тему: "Грибы. Многообразие грибов".
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме

Шишова Ирина Анатольевна

Тип урока:  усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.

Форма урока: урок- исследование.

Метод: комбинированный,  групповая работа.

Модель обучения: углубленный уровень (5 класс –2часа  в неделю).

Педагогические технологии: технология проблемного обучения, компьютерные технологии

Урок проведен с использованием элементов системно-деятельностного подхода.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Грибы. Многообразие грибов».

Тип урока:  усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.

Форма урока: урок- исследование.

Метод: комбинированный,  групповая работа.

Модель обучения: углубленный уровень (5 класс –2часа  в неделю).

Педагогические технологии: технология проблемного обучения, компьютерные технологии

Урок проведен с использованием элементов системно-деятельностного подхода.

Цели урока:

Образовательные:   Формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений и животных

Развивающие:

 Выделение существенных особенностей представителей царства Грибы. Знание правил оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Воспитывающие: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность.

 Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку;

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
  5. Физ. минутка.
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление отметок за урок.

Технологичная карта урока.


Этап урока

Содержание учебного материала

 Деятельность учителя

 Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

Оценка результатов деятельности ученика

 1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута).

- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

 Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.

Включение  в  деловой  ритм.

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Устная оценка учителя

 2. Актуализация

знаний, сообщение темы и целей урока

(4 минуты)

 Что за чудище такое?

Есть как мизер, есть большое.

Можно встретить под берёзой,

На пеньке, среди травы.

Можно в баночке литровой,

И на хлебе те дары.

Могут паразитом быть-

Злаков урожай сгубить.

Могут портить древесину,

Поселившись на стволах.

Могут в тесте размножаться,

Если тесто на дрожжах.

Есть плодовые тела

И разросшиеся клетки.

Так о ком же речь была?

Догадались ли, вы, детки?

Тема урока: «Грибы. Многообразие грибов».

Выдвигает проблему, сообщает тему урока

 Решая проблему, выдвигают предположения о теме урока.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Устная оценка учителя

 3. Постановка учебной задачи.

(4 минута)

 - Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Добро пожаловать в   царство  грибов! (Слайд 1)

- Откройте тетради, запишите число.   Тему урока.

- Мы продолжаем знакомиться с основными  царствами живой природы.

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

- Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать  грибы,  знать особенности их строения,  уметь различать съедобные и ядовитые для человека грибы, роль грибов в природе и жизни человека. (Слайд 2).

обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

Запись учащимися числа, темы урока.

Презентация проекта о многообразии грибов, выполненная опережающей формой обучения.

Учащиеся конкретизируют цель урока

  Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование

ЦЕЛЬ - создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Устная оценка учителя, оценивание проекта индивидуально.

4.  Усвоение новых знаний.

4 минуты

 По своему химическому составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения. В грибах содержится большое количество воды (больше 90%) до 80% сухого вещества составляют белки. В 1 кг сушеных грибов белков в два раза больше, чем в говядине и в 3 раза больше чем в рыбе. Есть в грибах и витамины, и микроэлементы. Правильно приготовленные грибы вкусны и полезны для здоровья. Отсюда видно, насколько велика необычность грибов. Сегодня мы продолжим знакомство с грибами. Наиболее известными среди грибов являются шляпочные грибы. Как вы думаете, почему они получили такое название? 

Под сосною у дорожки 
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть - 
Нет головы.
У малютки-кавалера 
Чрезвычайно важный вид,
Он в огромнейшем сомбреро
На одной ноге стоит.)

http://festival.1september.ru/articles/314189/img1.gif 

В шляпке два слоя: верхний -покрыт кожицей и окрашен пигментами, а нижний –у одних грибов пронизан трубочками (трубчатые грибы), а у других –пластинками (пластинчатые).

Грибница – главная часть гриба. Ее клетки двухъядерные и не содержат пластид. На них развивается плодовое тело.

 Учитель показывает строение  шляпочных грибов, используя презентацию,  муляжи грибов.

Указывает на доску

Работа с рабочими тетрадями, подписывают основные части  шляпочных грибов.

Работа с учебниками стр.  48, изучение рисунка 26. Строение  шляпочного гриба

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя,  делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД:  умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Устная оценка учителя

5. физкультминутка(пауза релаксации)

1 минута

Стали мы учениками,

Соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись.

А потом мы умывались,

Аккуратно одевались,

Завтракали не торопясь,

В школу, к знаниям, стремясь.

6. Первичное закрепление знаний.

7 минут

1 группа – исследователи: выполняют работу по  инструктивной карте по изучению плесневых грибов и дрожжей

2 группа – энциклопедисты: по дополнительному материалу  обобщают материал о роли грибов в природе и жизни человека

3 группа –  практики: распределяют грибы на съедобные и ядовитые, находят признаки грибов двойников.

Дается индивидуальное задание группам, ограничивая время его выполнения

Учащиеся выполняют  задания по группам, готовят обобщение материала, делают выводы о проделанной работе.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя,  делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД:  умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Устная оценка учителя

7. Закрепление изученного материала

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

 «Итоговое тестовое задание»

1.По способу питания грибы похожи на животных, так как:

А) способны к фотосинтезу

Г) питаются готовыми органическими веществами

У) поглощают пищу путём всасывания

2.Оболочка клеток большинства грибов содержит:

Р) хитин

О) целлюлозу

Т) муреин

3.Симбиоз грибницы с корнем дерева называется

Ж) мицелий

Д) плодовое тело

И) микориза

4.Дрожжи размножаются

А) спорами

Б) почкованием

В) мицелием

5.Симбиоз – это тип взаимоотношений между двумя организмами, при котором:

К) выгодно одному из организмов

О) не выгодно обоим

Н) выгодно обоим

6.Гриб, питающийся органическими веществами отмерших организмов

М) мукор

И) трутовик

К) фитофтора

7.К пластинчатым грибам относится

Ц) лисичка

О) подосиновик

М) маслёнок

8.Половое размножение у грибов происходит

А) при слиянии специализированных клеток

Г) с помощью спор

У) почкованием

1

2

3

4

5

6

7

8

Ответ

Г

Р

И

Б

Н

И

Ц

А

Учитель задает вопросы

 Учащиеся в тетради отвечают

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.

Познавательные УУД:  умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Устная оценка учителя

8. Рефлексия деятельности.

3 минуты

 Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Я знал

Я узнал

Я хочу узнать

По результатам урока заполни табличку, и оцени уровень твоей работы на уроке с помощью шкалы, поставь крестик на том уровне, какой ты достиг

Учащиеся заполняют таблицу и шкалу

Личностные  УУД:

Самооценка на основе успешности    

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности  

Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли  

Познавательные УУД:  Рефлексия.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

9. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

§12.

 Индивидуальное задание на выбор:

а) подготовить презентацию «В царстве грибов»;

б) устное сообщение «Грибы-рекордсмены» (необычные грибы);

в) сообщение о плесневых грибах;

г) галерея грибника. Рисунки съедобных и ядовитых грибов с приложением - пояснением (краткое описание);

д) сказка собственного сочинения по теме урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россошь Россошанского района Воронежской области Урок- презентация на тему: «Грибы. Многообразие грибов». 5 «в» класс. 2013-2014г Автор: Шишова Ирина Анатольевна

Слайд 2

Что это ? Что за чудище такое? Есть как мизер, есть большое. Можно встретить под берёзой, На пеньке, среди травы. Можно в баночке литровой, И на хлебе те дары. Могут паразитом быть- Злаков урожай сгубить. Могут портить древесину, Поселившись на стволах. Могут в тесте размножаться, Если тесто на дрожжах. Есть плодовые тела И разросшиеся клетки. Так о ком же речь была? Догадались ли, вы, детки ?

Слайд 3

20.11.2013г. Тема урока: «Грибы. Многообразие грибов».

Слайд 4

Наши версии: 1. Что такое грибы? 2. Какие бывают грибы? 3. Различать съедобные и ядовитые шляпочные грибы. 4. В чем отличие грибов от других царств живой природы?

Слайд 5

Что мы узнаем на уроке? Признаки грибов и их отличительные особенности. Черты сходства и отличия грибов от растений и животных. Строение шляпочных грибов, типы их питания и размножения. Правила сбора грибов. Научимся: Различать съедобные и ядовитые шляпочные грибы. Оказывать первую медицинскую помощь при отравлении грибами.

Слайд 6

Домашнее задание Индивидуальное задание на выбор: а) подготовить презентацию «В царстве грибов»; б) устное сообщение «Грибы-рекордсмены» (необычные грибы); в) сообщение о плесневых грибах; г) галерея грибника. Рисунки съедобных и ядовитых грибов с приложением - пояснением (краткое описание); д) сказка собственного сочинения по теме урока.

Слайд 8

Группа « Исследователи №1». 1. Как называется наука о грибах? 1.Какой химический состав имеют грибы? 2.Какие грибы называются трубчатыми, пластинчатыми?

Слайд 9

Группа « Исследователи №2». 1.Создать модель шляпочного гриба. Назвать части гриба. 2.Назвать черты сходства и различия грибов с растениями и животными

Слайд 10

Признаки грибов, сближающие их с царством растений Признаки грибов, сближающие их с царством животных Прикрепленный образ жизни Наличие хитина в клеточных стенках Неограниченный рост в течение жизни Наличие мочевины в качестве промежуточного продукта метаболизма Наличие целлюлозы в клеточных стенках некоторых грибов (только у водных грибов) Не имеют хлорофилла. Верхушечный рост Запас углеводов в виде гликогена Черты сходства грибов с растениями и животными

Слайд 11

Группа «Энциклопедисты ». 1.Рассказать о средах обитания грибов. 2.Как питаются грибы? (стр.105 учебника). 3.Какую роль выполняют грибы в природе и жизни человека?

Слайд 12

Способы питания грибов Грибы Сапрофиты Паразиты Симбионты Хищники

Слайд 13

Практическое значение грибов «Если положить на чаши весов полезную и вредную для человека деятельность грибов, то весы примерно уравновесятся» М.В. Горленко

Слайд 14

Группа «Практики». 1.Определить грибы съедобные и ядовитые, особенности ядовитых грибов и грибов двойников. 2.Меры первой медицинской помощи при отравлении грибами. 3.Правила сбора грибов.

Слайд 15

Грибы Съедобные Ядовитые

Слайд 16

Характерными признаками являются булавовидное утолщение и чехол на нижней части ножки гриба. Появляющийся из земли гриб находится как бы в мешочке. В верхней части ножки – бахромчатое кольцо. На изломе выделяется млечная жидкость. Особенности ядовитых грибов

Слайд 17

Первая помощь при отравлении 1. До приезда врача уложить больного в постель и дать выпить ему 4 – 5 стаканов кипяченой воды комнатной температуры или содового раствора (1 чайная ложка соды на стакан воды), либо слабый раствор марганцовки. 2. Вызвать рвоту. Повторить 5-6 раз. 3. Предложить выпить слабительные средства. 4. При жажде давать крепкий чай, кофе, подсоленную воду. 5. Остатки грибов следует передать в лабораторию для исследования.

Слайд 18

Собирать следует только те грибы, которые ты твердо знаешь, что они съедобные. Нельзя собирать съедобные, но старые грибы, т.к. в них накапливаются ядовитые вещества. Нельзя собирать грибы растущие вдоль проезжих дорог. Нельзя собирать червивые грибы, т.к. черви загрязняют мякоть гриба вредными выделениями. Грибы нельзя вырывать из земли, а нужно осторожно срезать ножом или выкручивать не разрушая грибницу (мицелий). Собирать гриба лучше в плетеную корзину или тару, через которую проходит воздух. Иначе грибы испортятся. Правила сбора грибов

Слайд 19

Выпишите номера вопросов, против них запишите номера правильных ответов 1 вариант Какие вещества поглощает гриб из корней деревьев? 1.Минеральные вещества 2. Органические вещества 3. Воду 2. Выпишите номера съедобных грибов Белый гриб 2. Рыжик 3. Бледная поганка 4. Лисичка 5. Мухомор 6. Опенок 2 вариант Какие вещества получают корни деревьев от грибов? 1.Минеральные вещества 2. Органические вещества 3. Воду 2 . Выпишите номера ядовитых грибов Белый гриб 2. Рыжик 3. Бледная поганка 4. Лисичка 5. Мухомор 6. Опенок

Слайд 20

Ключ к тесту №2 1 вариант I -2 II -1,2,4,6 2 вариант I -1,3 II – 3,5

Слайд 21

Рефлексия деятельности. 1. Что мы узнали нового на уроке? 2.Что мы для этого сделали? 3.Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке , в повседневной жизни? 4.Что получилось на уроке? 5.Что вызвало у вас затруднения на уроке?

Слайд 22

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Биологии 5 класс - "Плесневые грибы и дрожжи".

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКАРазработала учитель биологии   МКОУ «Дарьинская ООШ» Суджанского района Кононова Галина АлексеевнаПредмет: БиологииКласс: 5Тип урока: Комбинированный.(Урок от...

Технологическая карта урока «Грибы. Многообразие грибов». 5 класс Биология

Форма урока: урок- исследование.Метод: комбинированный,  групповая работа.Модель обучения: 5 класс –1час  в неделюПедагогические технологии: технология проблемного обученияУрок проведен с ис...

Технологическая карта урока биологии 7 класс. Многообразие и значение прокариот.

Технология урока:  кейс-метод (кейс-стади)3 урок в разделе царство «Прокариоты».Цель -обобщение  знаний учащихся о прокариотах  и необходимости соблюдать правила лично...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе Грибы.

Цели урока: Обучающие: • раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств...

Технологическая карта урока биологии по теме: "Плесневые грибы и дрожжи"

Технологическая карта урока биологии в 5 класса  по программе В.В. Пасечника. Тема урока "Плесневые грибы и дрожжи"....

Рабочая карта урока по теме: Грибы. Общая характеристика. Многообразие и значение грибов.

Рабочая карта урока по теме: "Грибы. Общая характеристика. Многообразие и значение грибов". Можно использовать в 5 классе при изучении новой темы, при закреплении, во время проведения дистан...