РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Предметного курса «Основы экологии»
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме
Техногенная культура больше не способствует общественному прогрессу, а наоборот порождает средства уничтожающие цивилизацию. Слова «экология» у всех на «слуху», но мало кто может объяснить, что это такое. Школьные курсы биологии, химии, географии и физики рассматривают эти проблемы, но в основном в старших классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya.docx | 61.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации муниципального образования городского округа «Усинск»
«Усинск» кар кытшын муниципальной юкбнлон администрацияса йбзбс велодомон веськодланш
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска
(МБОУ «СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска)
«Откымын предмет пыдкянь велодан 4 №-а шор школа» Усинск к. муниципальной велодан сьомкуд учреждение
РЕКОМЕНДОВАНА
Научно-методическим советом
Протокол № _4 От « 27 » апреля 2012 г
даЗЕШШЗЗЯ;
й''^|Щк МБОУ «СОШ № 4 с
угЩф£&тшм изучением
^отдейкн^йфредметов»
года
Е^р13ойтМьянова
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Предметного курса
«Основы экологии»
7-8 класс (1 час)
г.Усинск 2012г.
Составитель:
Канева Т.К.. учитель биологии
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тип образовательной программы
Составительская.
Категории и группы обучающихся:
Учащиеся 7-8 классов средней Общеобразовательной школы любой формы обучения. Объем учебного времени: Всего 6-8 часов, в том числе: Теоретические занятия - 38 часов практические занятия - 30 часов Продолжительность реализации программы: 2 учебных года.
Подведение итогов обучения, формы контроля: Собеседование, зачет, контрольные срезы, отчеты групп, индивидуальные работы, итоговые игровые занятия по основным разделам курса Составитель программы: Учитель биологии и экологии СОШ № 4 Канева Тамара Константиновна
2
Особенности современной системы образования в России связаны с проблемами развития общества. К ним относятся экономический, энергетический, экологический кризисы, социальные и национальные конфликты. Техногенная культура больше не способствует общественному прогрессу, а наоборот порождает средства уничтожающие цивилизацию. Слова «экология» у всех на «слуху», но мало кто может объяснить, что это такое. Школьные курсы биологии, химии, географии и физики рассматривают эти проблемы, но в основном в старших классах. В начальном звене есть хороший учебник природоведение (автора Плешаков А. А., Н.И. Сонин) в котором заложены экологические знания, но в среднем звене получается разрыв. Этот разрыв прерывается в 9 классе. Изучением курса экологии по учебникам Черновой Н.И. и Крикскунова, а в 10-11 классах учебнику Миркина Б.М. Вводить курс экологии по этим учебникам трудно для учителя, т.к. у школьников не усвоены многие понятия и уровень восприятия низкий. Кроме этого информация существует, но нигде в учебниках среднего звена не содержится. Это создает у школьников много вопросов на которые часто нет в учебниках ответов.
Следует учесть, что здоровье подрастающего поколения плохое и только 7% молодежи способных иметь здоровых будущих детей, то крайне необходимо в школе формировать знания и убеждения здорового образа жизни. Чтобы оградить организм детей от вредных факторов окружающей среды, необходимы знания об окружающей среде, вредных и полезных воздействиях.
В 13-15 лет подростки начинают увлекаться громкой музыкой, модными напитками, следуют рекламе, пробуют курить, используют косметику увлекаются компьютерными играми и просмотрами
«боевиков», «триллеров» и т.д. Все делается чрезмерно и вред от увлечений очевиден. Родители часто не авторитетны или не компетентны сами в этих вопросах и доступно объяснить и убедить детей не могут. Именно здесь важна роль школы, учителя. На уроках в доступной форме формируются знания и убеждения в необходимости правильного поведения в окружающей среде.
Настоящая программа использует некоторые разделы
общеобразовательной государственной программы по экологии. При составлении учитывались психологические и физиологические возможности подростков, а так же базовые знания по школьным курсам физики, биологии, географии. Программа включает части аутэкологии, социальной, глобальной экологии и синэкологию.
Аутэкология - это экология организмов тесно связана с курсом биологии 7-8 классов, используются также базовые знания 4-5 классов.
Социальная экология - дает знания как себя вести в окружающей среде, чтобы не навредить своему и чужому здоровью.
Синэкология - экология сообществ создает базу для изучения курса экологии в старших классах, что делает его понятным и результативным.
Глобальная экология вводит в проблемы нации, народа, человечества и одного человека в целом.
Экология человека (часть социальной) формирует знания прикладного характера и используются в повседневной жизни. Многие родители с интересом выслушивают детей и применяют знания в быту
Итак этот курс позволяет решать следующие задачи;
- подготавливает учащихся к восприятию курса экологии старших классов, делая его более понятным; связывает в единую систему естественнонаучные дисциплины, в частности курса биологии;
- формирует научное мировоззрение и общественное сознание; знакомит с правилами здорового образа жизни;
- дает практические знания необходимые для сохранения и укрепления здоровья;
- учит логически мыслить и творчески искать решения;
- формирует основы экологической грамотности и
- формирует чувство персональной ответственности за свой дом, город, страну, планету в целом.
4
'
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ» (7-8 класс)
Наименование разделов 7 класс (34 часа) | Кол-во часов | Теор. занятия | Прак занятия | |
5аздел 1 | Экология организмов | 24 | 15 | 9 |
Тема1.1 | ^то изучает экология. | 1 | 1 | 0 |
Тема1.2 | Преды жизни и местообитания >рганизмов. | 2 | 1 | 1 |
Тема1.3 | Эсновные экологически факторы, их юздействие на организмы. | 4 | 2 | 2 |
Тема1.4. | \Епропогенный фактор, его воздействие т природу, | 2 | 1 | 1 |
Тема 1.5 | Преды жизни.Ыаземно-воздушная среда. | 1 | 0 | |
Тема1.6. | "игиена воздуха в помещениях, среде Питания человека. | 2 | 1 | |
Тема1.7 | Состояние воздушной среды в Усинском зайоне. | 2 | 1 | |
Тема 1.8 | Преда жизниБодная среда. | 2 | 1 | |
Тема1.9 | Литьевой режим. Способы очистки юды. | 2 | 1 | |
Тема1.10 | Состояние водной среды в Усинском районе. | 1 | 0 | |
Тема1.11 | Преда жизни. Почва как среда жизни. | 1 | 0 | |
Тема1.12 | Охрана почвы - охрана здоровья. | 2 | 1 | |
Тема1.13 | Кивые организмы как среда жизни. | 1 | 0 | |
Тема1.14 | Эбобщающее повторение раздела <Экология организмов» | 1 | 0 |
5
Раздел 2 | Экология человека. | 10 | 7,5 | 2,5 |
Тема2.1 | Человек и окружающая среда. | 1 | 0 | |
Тема 2.2 | -lama квартира и уход за ней. | 1 | 0 | |
Тема2.3 | эытовые приборы и здоровье. | 1 | 0 | |
Тема 2.4 | Злияние шума на организм. | 1 | 0 | |
Тема 2.5 | Домашние животные в квартире. | 0 | 1 | |
Тема 2.6 | Осторожно лекарства, косметика, бытовая химия. | 1 | 0 | |
Тема 2.7 | Эдежда и обувь, которую носим. | 0 | 1 | |
Тема 2.8 | 1олезные и вредные продукты питания. | 1 | 0 | |
Тема 2.9 | Человек и телевизор. | 0,5 | 0,5 | |
Гема 2.10 | 1ричины утомления. Профилактика стрессов. | 1 | 0 | |
8СЕГО: | 34 | 23 | 11 | |
8 класс | ||||
5аздел 3 | Экология сообществ | 6 | 4 | 2 |
ГемаЗ. 1 | круговорот вещества и энергии в природе. Типы экосистем. | 2 | 1 | 1 |
Гема 3.2. | Зстественные и искусственные жосистемы | 2 | 1 | 1 |
Гема 3.3. | Лричины изменения биоценозов. | 1 | 1 | 0 |
Гема 3.4 | Сонцентрация вредных веществ впиптевых lerwx. | 1 | 1 | 0 |
Раздел 4 | Охрана природных территорий. | 4 | 2,5 | 1,5 |
Гема 4.1. | Охраняемые территории в Усинском районе | 1 | 1 | 0 |
Гема 4.2 | {расная книга Республики Коми. | 2 | 1 | 1 |
Гема 4.3 | Международные организации | 1 | 0,5 | 0,5 |
жраняющие природу. | ||||
'аздел 5 | "лобальная экология. | 4 | 3 | 1 |
Тема 5.1 | Сислотные дожди. Парниковый эффект в пмосфере. | 2 | 1 | 1 |
Гема 5.2 | Невидимки фреоны и озоновый экран. | 1 | 0 | |
Гема5.3 | Планетные экологические кризисы Земли | 1 | 0 | |
эаздел 6 | Социальная экология. | 13 | 6 | 7 |
Гема 6.1 | 'астения в городе. | 2 | 1 | |
Гема 6.2 | Кивотные в городе. | 2 | 1 | |
Гема 6.3 | Человек в городе. | О 4* | 1 | |
Гема 6.4. | Основные источники загрязнения окт/жяютттей шелы. | 2 | 1 | |
Гема 6.5 | Экология и экономика. | 3 | 2 | |
Гема 6.6 | Человек XXI века. | 2 | 1 | |
5аздел 7 | Экологический практикум «Человек часть 1рироды». | 7 | 0 | 7 |
Гема 7.1 | Наблюдение состояния леса в районе Чеоной >ечки. | 2 | 0 | 2 |
Гема 7.2 | Эценка состояния окружающей среды школы i пвишкольного участка. | 4 | 0 | 4 |
Гема 7.3 | Jto люди выбрасывают. | 1 | 0 | 1 |
8СЕГО: 34 15,5 18,5 |
7
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ»
7 класс
Экология организмов(24 часа) Раздел 1
Что изучает экология(1 час) Тема 1
Определить уровень подготовленности учащихся к восприятию курса (анкетирование).
История развития экологи, как науки. Цели и задачи экологи в настоящее
время.
Среды жизни и местообитания организмов (2 часа) Тема 1.2
Среды жизни, среды обитания, местообитания знакомых животных, растений, грибов, бактерий.
Практические занятия:
- Определение среды жизни, среды обитания, местообитания животных.
- Определение среды жизни по внешним признакам.
■ Основные экологические факторы Тема 13
• и их воздействие на организм (4 часа)
Классификация экологических факторов: абионических, бионических, антропоггенных. Воздействие экологических факторов на организм. Практические занятия:
•Определение и классификация организмов по степени зависимости от воздействия тепла и света.
• Определение и классификация организмов на степени зависимости от потребления воды.
Антропогенный фактор, его Тема 1.4
воздействие на природу (2 часа)
Роль человека в загрязнении воздуха, воды, почвы, сведении лесов, создании свалок мусора. Законы Барри Коммонера. Практические занятия:
• Уборка и классификация мусора на тропе «здоровья» у Черной речки.
8
• Описание видов мусора на берегу реки и в мусорных машинах.
Среды жизни. Наземно- Тема 1.5
воздушная среда (1 час)
Характерные признаки животных, растений, человека для жизни в наземно-
воздушной среде.
Гигиена воздуха в помещениях Тема 1.6
среде обитания человека (2 часа)
Состав воздуха. Способы очистки воздуха. Влияние химического и физического состава воздуха на организм. Пыль. Микропыль. Способы борьбы с пылью. Болезни связанные с воздухом.
Практические работы:
- Определение запыленности воздуха в помещении.
- Определение мутности воздуха. •Скорость оседания пыли.
•Определение содержания углекислого газа и водяных паров.
Состояние воздушной Тема 1.7 *
среды в Усинском районе (2 часа)
Причины загрязнения воздуха в Усинском районе. Основные источники загрязняющие воздух.
Практические работы:
- Определение наиболее загрязненных участков.
- Наблюдение загазованности воздуха в различное время суток и дней недели.
- Определение качества воздуха по растениям и животным индикаторам. Среды жизни. Водная среда. Тема 1.8*
(2 часа)
Характерные признаки организмов живущих в водной среде. Органы дыхания. Форма тела. Слои воды. Температурная инверсия водоемов. Свойства воды в различных агрегатных состояниях. Практические работы:
• Анализ дождевой и снеговой воды.
• Определение цвета, мутности, прозрачности воды из разных
источников.
9
Питьевой режим. Способы Тема 1.9
очистки воды (2 часа)
Значение воды для клеток организма. Вода природный растворитель. Объем воды необходимый человеку, растениям, животным. Расход воды в семье. Способы очистки воды в домашних условиях и на природе. Практические работы:
- Мягкая или жесткая вода.
- Изучаем воду под микроскопом. •Можно ли пить такую воду. •Способы очистки воды.
Состояние водной среды Тема 1.10
в Усинском районе (2 часа)
Анализ заболеваний связанных с грязной водой. Состояние очистных сооружений. Причины нехватки чистой воды и введение графика. Основные источники загрязнений водной среды в районе.
Среды жизни. Почва Тема 1.11
как среда жизни (1 час)
Характерные признаки организмов обитающих в почве постоянно, временно, иногда. Многообразие организмов — обитателей почвы. Плодородие. Воздушный и водный режим.
Охрана почвы - охрана Тема 1.12
здоровья (2 часа)
Спосо.бы увеличения плодородия почвы. Внесение органических и минеральных удобрений. Способы борьбы с вредителями культурных растений. Биологический способ борьбы. Практические работы:
•Определение нитратов в растениях индикатором. • Визуальное определение недостатка питательных веществ в почве по растениям.
Живые организмы как Тема 1.13
среда жизни (1 час)
Эндопаразиты. Эктопаразиты. Приспособленность организмов живущих в других организмах. Гельминты. Меры борьбы и профилактики.
Обобщение раздела 1 Тема 1.14
«Экология организмов»
Игра по картам заданиям для групп. Итоговый тест контроль понятий.
Экология человека (10 часов) Раздел 2
Человек и окружающая среда (2 часа) Тема 2.1
Место человека в природе. Значение знания законов природы для здоровья.
Законы Барри Коммонера. Статистические показатели продолжительности жизни,
занятиях спортом, курении, алкоголизма, экологическом благополучии разных стран.
Наша квартира и уход Тема 2.2
за ней (1 час)
Экологически грамотная уборка. Использование пылесоса, чистящих и моющих средств. Обои. Половое покрытие. Вред герметичности помещений. Радиоактивный родон. Статическое электричество. Ремонтные работы. Необходимость увлажнения воздуха и проветривания. Влияние мебели, углов и цвета на организм.
Бытовые приборы и здоровье (1 час) Тема 23
Значение электроэнергии. Экономия энергии. Положительное и Отрицательное
электричество. Электричество притягивает. Электромагнитное излучение. Соблюдение
санитарных норм при использовании компьютера, телевизора, холодильника. Вред
радиотелефонов. Заземление. Линии электропередачи. Трансформаторы.
Распределительные щитки. Вред электромагнитного излучения,
Влияние шума на организм (1 час) Тема 2.4
Звук - упругие колебания в различных средах. Звуковые волны. Как устроено и работает ухо. Уровень звуков. Инфразвук и ультразвук. Шкала громкости. Кумуляция шума в организме. Вред плэйера и рок-музыки. Причины снижения слуха. Звукоизоляция.
Домашние животные в квартире (1 час) Тема 2.5
Психологический эффект от общения с животными. Ответственность человека за животного. Причины аллергий и кишечный инфекций связанных с животными.
Практические работы;
- Составить правила содержания кошки и собаки.
- Составить список животных которых нельзя содержать в
квартире.
Осторожно лекарства, косметика, Тема 2.6
бытовая химия (1 час)
Хранение лекарств, косметики, бытовой химии. Упаковка. Срок годности. Совместимость. Запах веществ. Вред сыпучих веществ. Причины аллергии. Определение качества веществ.
Одежда и обувь, Тема 2.7
которую носим (1 час)
Все живые организмы сами регулируют температуру тела. Воздух, как теплоизолятор и охлаждающая среда. Правильно подобранная одежда и обувь - условие безопасного существования.
Практические работы:
- Сравнение тепловых изоляторов.
- Определение типа волокон и вида одежды с позиций сохранения тепла и дыхания кожи.
Полезные и вредные продукты Тема 2.8
питания (1 час)
Продукты - аккумуляторы жизни. Наиболее полезные (легко усваиваются, много
энергии; витаминов и минеральных веществ) и вредные (трудно усваиваются «пустые»
калории, нет витаминов) продукты
питания. Пищевые добавки. Красители. Консерванты. Стабилизаторы.
Хранение. Срок годности.
Телевизор и человек (1 час) Тема 2.9
Электромагнитное и радиоактивное излучение. Звуковые волны. Статическое электричество. Микропыль. Безопасное расстояние и освещение. Размеры экрана. Количество и качество телепередач. Воздействие на органы слуха, зрения и центральную нервную систему. Вред агрессивных фильмов для психики. Утомление.
Практические работы:
•Составить график просмотра телепередач в соответствии с санитарными нормами.
Причины утомления. Тема2.10
Профилактика стрессов (1 час)
Виды утомления. Профилактика утомления. Способы устранения утомления. Понятие стресс. Борьба со стрессом. Здоровый образ жизни. Самонаблюдение. Самовоспитание.
12
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ»
8 класс
Экология сообществ (6 часов) Раздел 3
Круговорот вещества и энергии Тема 3-.1
в природе. Типы экосистем (2 часа)
Способы питания организмов. Биологический круговорот. Производители, потребители, разрушители органического вещества. Понятие экосистемы. Биоценозы. Живые системы.
Практические работы:
- Составить схемы круговорота биоценозов.
- Составление пищевой сети биоценозов.
Естественные и искусственные Тема 3 2
экосистемы (2 часа)
Агроценозы. Отличия аггроценозов. Круговорот вещества и энергии агроценоза. Удобрения. Вредители. Биологический способ борьбы. Практическое значение знаний экологии для сельского хозяйства.
Практические работы;
• Составление схемы круговорота вещества и энергии в агроценозах.
Составление пищевой сети агроценозов.
Причины-изменения биоценозов (1 час) Тема 3.3*
Понятие сукцессии. Действие экологических факторов. Антропогенное влияние. Масштабы изменений биоценозов в Усинском районе, Республике Коми.
Концентрация вредных веществ Тема 3.4*
в пищевых цепях (1 час)
Пестициды. Отходы промышленности и транспорта. Основные источники загрязнения окружающей среды. Болезнь «Миномата». Чернобыльская авария. Наиболее загрязненные ткани и органы животных и растений. Болезни связанные с загрязнением сред жизни. Борьба с загрязнением.
13
Охрана природных территорий (4 часа) Тема 4
Охраняемые территории в Усинском Тема 4.1
районе (1 час)
Объекты охраны в районе. Статус болотных заказников, Главный
охраняемый объект — Усинский комплексный заказник. Ихтиологические
заказники. Памятники геологии, Правила любительского лова и сбора трав с
ягодами.
Красная книга Республики Коми (2 часа) Тема 4.2
Статус книги. История создания. Страницы книги (красные, белые, желтые, серые, зеленые). Черный список. Охраняемые животные и растения коми.
Практические работы;
• Определение по картам атласа и пособию охраняемых животных и
растений Усинского района.
Международные организации Тема 4.3
охраняющие природу (1 час)
МСОП. Штаб-квартира ЮНЕСКО город Глан. Международные программы сотрудничества. Программы «Тигр», «Девственные леса Севера». Римский клуб. «Гринпис». Зеленые партии. Общество защиты животных. Скауты, Голубые патрули.
Практические работы:
• Расшифровка аббревиатуры названий международных организаций по
справочникам.
Глобальная экология (4 часа) Раздел 5
Кислотные дожди. Парниковый Тема 5.1
эффект атмосферы (2 часа)
Загрязнение атмосферы. Значение углекислого газа для организмов. Нарушение баланса газов в атмосфере. Эффект парника. Смог. Температурные инверсии. Кислотные дожди. Причины образования кислотных дождей. Законы Барри Коммонера. Практические работы;
- Анализ снеговой и дождевой воды из разных мест.
- Анализ листьев растений собранных из разных мест.
14
• Невидимки фреоны и Тема 5.2
озоновый экран (1 час)
Озоновый экран. Слои атмосферы. Результаты испытаний в озоновом слое американцами во время войны во Вьетнаме. Фреоны. Значение в жизни человека. Озоновой дыры. Болезни от ультрафиолетового облучения. Международное сотрудничество по охране озонового слоя.
Планетные экологические Тема 53
кризисы Земли (1час)
Кризисы опустынивания и обезлесивания. Пресной воды. Разрушения почв.
Ресурсов. Энергии. Перенаселения. Радиоактивных отходов.
Социальная экология (13 часов) Раздел 6
Растения в городе (2 часа) Тема 6.1
Значение света и влаги для растений. Питание, увлажнение, освещение.
Температурные инверсии. Гибель корней и почвообразующих
микроорганизмов от перегрева и переохлаждения почвы. Запыленность воздуха. Фотохимический смог. Кислотные дожди. Растения-фильтры. Поглощение шума.
Практические работы:
• Наблюдение за изменением хвои и листьев деревьев, распространением
лишайников в городе (экскурсия по городу, сбор гербария).
• Составление экологической карты города (начало работы)
Животные в городе (2 часа) Тема 6.2
Ответственность человека за домашних животных. Животные переносчики опасных болезней. Приспособление животных к жизни в городе. Борьба с грызунами и насекомыми. Животные индикаторы чистоты воздуха.
Практические работы:
- Мусор - ловушка для животных (экскурсия по городу, уборка мусора, наблюдение за животными «застрявшими» в мусоре).
- Составление экологической карты города (продолжение).
Человек в городе (2 часа) Тема 63
Урбанизация населения. Болезни горожан. Проблемы городской среды: мусор, шум, электромагнитное излучение, перенаселение, избыточное освещение, архитектура, смог, кислотные дожди. Стресс. Адаптация к жизни в городе.
15
Практические работы;
Составление экологической карты города и микрорайона (продолжение работы).
Основные источники загрязнения Тема 6.4
окружающей среды
Транспорт. Химическое производство. Аварии. Отходы и захоронения. Радиоволны. Электромагнитное излучение. Источники шума, пыли, смога.
Практические работы:
• Составление экологической карты города и района
(продолжение работы).
Экология и экономика (3 часа) Тема 6.5
Замкнутые технологические циклы производств. Рециклирование, Агропромышленные комплексы на базе очистных сооружений. Контроль за расходом воды, энергии, тепла. Товар и стоимость упаковки. Утилизация мусора. Рациональное использование ресурсов. Новые источники энергии.
Практические работы:
- Определение стоимости мусора и хлама.
- Определение стоимости бумаги.
• Вторая жизнь мусора и хлама (изготовление нужных вещей в хозяйстве).
• Разработка и защита проекта группами «Экономическая жизнь
города».
Человек XXI века (2 часа) Тема 6.6
Социальные и экологические проблемы выдвинутые Римским
клубом. Концепция экологической безопасности. Природа, искусство,
нравственность. Декларация РИО по окружающей среде. Практические работы:
• Определение по карте наиболее экологически опасных
регионов России. «Составление характеристики человека XXI века (работа в группах).
16
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ (7 часов)
«Человек часть природы» Раздел7
Наблюдение за состоянием леса Тема7.1
в районе Черной речки (2 часа)
Практические работы:
- Составление экологической карты города и микрорайона (продолжение работы).
- Классификация и уборка мусора в районе Черной речки.
- Экологическая характеристика деревьев, мхов, лишайников, трав и кустарников.
Составление экологической Тема 7.2
характеристики школы и пришкольного участка (4 часа)
Практические работы;
- Классификация и уборка мусора.
- Составление экологической карты города, микрорайона,
- ближайшего леса (окончание работы). Итог.
- • Изготовление листовок и плакатов с экологической тематикой.
- • Уход за деревьями и кустарниками вокруг школы.
Что люди выбрасывают (1 час) Тема 13
Расклейка листовок возле мусоропроводов с призывами и разъяснениями
о необходимости чистоты, экономии энергии, воды, упаковки.
17
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ,
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДАННОЙ ПРОГРАММЕ.
- Практическое знакомство с кругом проблем, связанных с окружающей человека средой и качество жизни, и способами из разрешения.
- Выработка навыков научного мышления и самостоятельной экспериментальной работы: представление о рациональном потреблении энергии и ресурсов, о здоровье и правильном питании, о значении экологических знаний.
- Формирование у учащихся первоначальных представлений в системе человек - окружающая среда (природа, семья, школа), общество и человек -человек, которые включают в себя:
понимание и знание окружающей среды;
- оценку взаимной зависимости людей и окружающей их среды;
- знание и оценку аспектов естественной и искусственной среды, которые определяют качество жизни;
- развитие речи, практических знаний, навыков и умений.
Учащиеся должны знать:
- методы изучения окружающей среды - наблюдение, эксперимент,
описание, измерение;
- понятия: гидросфера, атмосфера, литосфера, биосфера;
- понятия: экология, экологические факторы, среды жизни, экосистема,
биоценоз, биологический круговорот, цепи питания; понятия: охрана природы, Красная
книга, заповедник, заказник,
национальный парк, памятник природы, мониторинг;
- понятия: микропыль, угарный газ, электромагнитное излучение, радиация, статистическое электричество;
- понятия; кислотный дождь, озоновая дыра, парниковый эффект, перенаселение;
- понятия: пищевые добавки, аллергия, пестициды, нитраты, организмы индикаторы;
- понятия: о ресурсах и их экономии;
понятия: о здоровом образе жизни;
1»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Алексеев В.А., «300 вопросов и ответов по экологии», Ярославль, Академия развития, 1998.
- Алексеев СВ. Экология, Санкт-Петербург, СМНО Пресс, 1997,
- Государственная программа по экологии, М.Просвещение, 1997.
- Географический атлас Республики Коми, Сыктывкар, 1996.
- Журналы «Свет» за 1996-1999 годы.
- Журналы «Здоровье» за 1997-98 годы.
- Журналы «Экология и жизнь» за 1998-99 годы.
- Красная книга Республики Коми, Сыктывкар, 1998.
- Методическое пособие для учителей «Наша окружающая среда» для 6-го класса, Екатеринбург, 1998.
Ю.Ю.Миркин Б.И., Наумова Л.Г. Экология России, М.Юнисам,1997. П.И.Пасечник В.В. Школьный практикум «Экология» для 9 класс, М. Дрофа,1998. 12.Школенко Ю.А. Эта хрупкая планета, М.Мысль, 1988. 1 З.Чернова Н.М. Основы экологии, М.Просвещение, 1997.
- основные занятия человека и их влияние на чистоту воздуха, воды, почвы и биосферы в целом.
Учащиеся должны уметь:
-пользоваться лабораторным оборудованием: микроскопом, посудой (колбы, пробирки, бюретки, пипетки), снегомерами,
- дождемерами, индикаторной бумагой, рулеткой, гербарием, картой,
справочниками, таблицами;
- задавать вопросы, придумывать пути решения проблемы, планировать ход опыта;
- проводить наблюдения, записывать результаты;
- читать и составлять таблицы, диаграммы и графики;
- делать выводы из практических работ;
- оценивать поведение человека в природе;
- анализировать качество пищи, ориентироваться в информации на упаковка продуктов;
- определять санитарное состояние воздуха и питьевой воды;
- оценивать состояние своего здоровья и укреплять его;
- защищать свои организм от воздействия электромагнитного излучения и шума;
- выбирать безопасные косметические и моющие средства;
- правильно хранить и использовать предметы бытовой химии и лекарства;
- придерживаться и пропагандировать здоровый образ жизни;
- объяснять причины и следствия изменения природы под влиянием
- деятельности человека;
-предлагать свои пути и способы сохранения гармонии в системе -Человек-Природа.
19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная программа элективного курса «Основы медицинских знаний» для учащихся 9 классов
Основной задачей подготовки в области защиты от ЧС является обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от чрезвычайных ситуаций, приемам...
Авторская учебная программа по курсу «Основы молекулярной биологии, цитологии и генетики»
Концепция программы курса заключается в том, что её разработка связана с разработкой системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах и направлено на реализацию личностно...
Рабочая программа элективного курса "Основы экологии"
В школьном курсе биологии очень малый объём занимают материалы по экологии. А ведь экологические знания важны каждому человеку и в каждой профессии. Много вопросов вызывают вопросы по экологии при под...
Учебная программа по курсу "Основы Безопасности Жизнедеятельности"
Рабочая программа для 8,10,11 классов...
Учебная программа элективного курса «Основы инженерной графики» для учащихся 11 классов
Инженерная графика и основы начертательной геометрии преподаются в высших учебных заведениях технического профиля уже на первом курсе. Преподавание ведётся с опорой на знания и навыки, которые должны ...