Рабочая программа учебного курса" Биология Живой организм" . 5 кл
рабочая программа (биология, 5 класс) по теме

Паршина Людмила Михайловна

Учебный курс « Живой организм» составлен с учетом требований стандарта и обязательного минимума содержания биологического образования, определяемых целью и задачами биологической подготовки школьников. В нём сохранена сложившаяся и оправдавшая себя система изучения основ биологии: многообразие живого (растения, бактерии, грибы, животные, человек). Программа включает материал, необходимый для понимания процессов, происходящих в неживой и живой природе. Основное место отведено на ознакомление с живыми телами (организмами) и человеком как частью живой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivoy_organizm_5_klass.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БОЛЬШЕЕЛХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Рассмотрена

и одобрена на заседании  кафедры биологии и химии

Протокол от 30.08.2013 г.№1

Руководитель кафедры

_______ Л.М. Паршина

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»

_________  А.М. Афроськин

Приказ №36/4-Д от 31.08.2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 учебного курса по биологии

« Биология. Живой организм» в  5 кл.


 
 

Составитель: учитель биологии

МОУ «Большеелховская СОШ»

Л.М. Паршина


 
 

2013

Пояснительная записка

Цели изучения курса:

освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;

овладение начальными исследовательскими умениями: проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе решения познавательных задач;

воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Учебный курс « Живой организм» составлен с учетом требований стандарта и обязательного минимума содержания биологического образования, определяемых целью и задачами биологической подготовки школьников. В нём сохранена сложившаяся и оправдавшая себя система изучения основ биологии: многообразие живого (растения, бактерии, грибы, животные, человек). Программа включает материал, необходимый для понимания процессов, происходящих в неживой и живой природе. Основное место отведено на ознакомление с живыми телами (организмами) и человеком как частью живой природы.

В разделе "Растения, бактерии, грибы и лишайники" сохранена традиционная и оправдавшая себя структура материала: вначале рассматриваются цветковые растения (строение, жизнедеятельность, систематика), а затем отделы растений в порядке усложнения их организации, бактерии, грибы.

Раздел « Растения» включает общее знакомство с цветковыми растениями", "Внешнее строение органов цветковых растений", "Клеточное строение растения", "Жизнедеятельность, рост и развитие цветковых растений", "Размножение и расселение цветковых растений". Такое распределение материала дает возможность рассматривать растения как целостные организмы. При этом каждая изученная тема подготавливает учащихся к изучению последующей. Ознакомление с цветковыми растениями заканчивается рассмотрением их многообразия и классификации.

Раздел «Животные» включает материал по всем основным типам и классам животных, начиная с одноклеточных и кончая высокоорганизованными многоклеточными животными. Особое внимание в нем уделено ознакомлению с многообразием и единством животного мира, жизненными отправлениями животных, усложнением их организации в процессе исторического развития, приспособлениями к средам жизни и конкретным местообитаниям, выяснению родственных отношений животных изучаемых типов и их происхождения. Материал раздела логично развивает знания, заложенные в программе по естествознанию и в разделе программы, выделенном на изучение растений, бактерий и грибов, и подготавливает учащихся к изучению биологии в последующих классах.

Содержание теоретического материала приведено в соответствие с современными достижениями в области биологических и медицинских наук.

В изложении учебного материала использован системный подход.

Предлагаемая программа обеспечит подготовку школьников к овладению в средних классах предпрофильной подготовки.

Материал, программы ориентирован на развитие у школьников познавательного интереса к изучению биологии, естественнонаучного мировоззрения и решение других воспитательных и развивающих задач, способствующих всестороннему развитию личности школьника.

Программа включают необходимые демонстрации, лабораторные работы, экскурсии.

Данный курс рассчитан на 34 ч.

Форма итоговой аттестации обучающихся - тестовые задания.

Результаты освоения курса

Личностные  результаты:

знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье - сберегающих технологий;

реализация установок здорового образа жизни;

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения программы курса обучающимися являются:

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения программы являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

В ценностно-ориентационной сфере:

знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

В сфере трудовой деятельности:

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

В сфере физической деятельности:

освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Тематическое планирование по курсу «Биология. Живой организм»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

В том числе

Теоретическое обучение, ч

Практические работы, экскурсии, ч

I.

Введение в курс. Разнообразие

живых организмов

1

1

I.1.

Растения.

12

9

3

I.2.

Бактерии.

1

1

I.4

Грибы.

1

1

II.

Животные.

13

12

1/1

II.1

Гигиена человека.

5

5

Итоговое тестирование.

1

1

Итого

34

30

5

Содержание программы

Раздел I. Растения (13 ч)

Тема 1. Разнообразие живых организмов. 1ч

Живые тела, или организмы, их отличия от тел неживой природы. Особенности жизнедеятельности растительного организма. Основные царства природы. Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

Тема 2. Строение растительного организма.  Вегетативные органы.1ч

Понятие орган. Вегетативные органы.

Лабораторная работа №1 « Вегетативные органы растений»

Тема 3. Генеративные органы: цветки, плоды, семена 1ч

Основные части цветка и их значение. Лабораторная работа №2  « Строение цветка»

Тема 4 Изучение устройства микроскопа. Растительная клетка.

Строение клетки. Отличительные особенности растительной клетки.

Лабораторная работа №3 « Строение клетки листа элодеи»

Тема 5 Ткани растений.1ч

Что такое ткань. Знакомство с тканями растений. Лабораторная работа №4«Рассматривание тканей под микроскопом».

Тема 6 Особенности жизнедеятельности и растительного организма. Почвенное питание растений. 1ч

Питание растений. Строение корня растения (продольный срез). Опыт, показывающий поглощение воды корнем.

Тема 7 Минеральные удобрения.1ч

Минеральное питание растений, знакомство с минеральными удобрениями. Недостаток и избыток минеральных удобрений.

Тема 8 Фотосинтез.1ч

Что такое фотосинтез. Роль в природе и в жизни человека. Опыт, доказывающий образование крахмала при фотосинтезе.

Тема 9. Передвижение веществ в растении. 1ч

Значение передвижения веществ по растению. Поперечный срез трехлетнего стебля липы. Опыт, показывающий передвижение веществ.

Тема 10. Дыхание растений.1ч

Значение дыхания в жизни растений. Опыт по дыханию семян.

Тема 11. Размножение растений. Вегетативное размножение.1ч

Значение размножения в жизни растений. Вегетативное размножение. Видоизменённые побеги.

Тема 12 Семенное размножение растений.1ч

Семенное размножение. Строение тычинок. Опыление.

Тема 13 Рост и развитие растений 1ч

Рост корня и побега. Пикировка растений.

Тема 14 Строение и жизнедеятельность бактерий 1ч.

Особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Роль бактерий в природе. Использование бактерий в народном хозяйстве.

Тема 15. Особенности строения и жизнедеятельности грибов1ч.

Сходство и различие грибов и растений. Питание, размножение и расселение шляпочных Грибов. Значение плесневых Грибов. Грибы паразиты. Демонстрация муляжей грибов.

Учащиеся должны знать:

- признаки сходства и различия неживых и живых тел природы;

- царства живой природы и их представителей;

- место и роль человека в природе;

меры по сохранению неживой и живой природы.

Учащиеся должны уметь:

Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):

  • Взаимосвязь строения и функций клеток, органов систем органов  и организма и среды как основу их целостности;
  • Роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, меры по ее охране;
  • Необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
  • Ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.

Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):

  • Организмы бактерий, грибов, растений, лишайников;
  • Клетки, органы и системы органов растений;
  • Наиболее распространенные и исчезающие виды растений региона;
  • Съедобные и ядовитые грибы.

Соблюдать правила:

  • Приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
  • Наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений;
  • Проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений;
  • Бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
  •  Поведения в природе;
  • Здорового образа жизни человека;
  • Выращивания культурных растений.

Владеть умениями:

  • Излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы;
  • Использовать рисунки;
  • Самостоятельно изучать отдельные вопросы программы по учебнику.

Раздел II. Животные. (13ч)

Тема 16 Общая характеристика животных. Значение животных в жизни человека1ч

Общее знакомство с животными. Признаки, отличающие растений от животных.

Многообразие животного мира. Среды жизни животных. Приспособленность животных к средам жизни и к местообитаниям. Сходство животных с другими организмами и их отличие.

Тема 17. Особенности клеточного строения организма животного. 1ч

Сходство и отличие клеток растений и животных. Особенности строения клетки животного.

Тема 18. Ткани организма животного. Эпителиальная и соединительная ткани. 1ч

Что называют тканью. Виды основных тканей, их функции. Отличие эпителиальной ткани от соединительной.

Тема 19 Мышечная и нервная ткани. 1ч. Лабораторная работа №3. Рассматривание тканей под микроскопом.

Особенности строения мышечной ткани. Серое и белое вещество мозга.

Тема 20. Системы органов животного.1ч

Системы органов в организме животного, их значение. Понятие системы органов.

Тема 21. Кровеносная система. Нервная система. 1ч

Строение кровеносной системы позвоночных животных, строение нервной системы. Организм - единое целое.

Тема 22. Питание животных. 1ч.

Классификация животных по способу питания.

Тема 23. Дыхание животных1ч

Органы дыхания животных. Газообмен. Дыхание животных атмосферным воздухом.

Тема 24. Перенос веществ в организме животного. 1ч

Система органов для переноса питательных веществ. Гемоглобин.

Тема 25. Выделение ненужных веществ из организма животного1ч.

Органы выделения. Процесс выделения у животных, имеющих почки.

Тема 26. Передвижение животных 1ч

Способы передвижения животных.

Тема 27. Размножение и развитие животных. 1ч

Размножение одноклеточных организмов. Обоеполые и раздельнополые животные.

Тема 28. Поведение животных 1ч.

Что называют поведением животных. Врожденное и приобретённое поведение. Экскурсия на агрофирму. Демонстрация чучел животных.

Тема 29. Особенности организма человека 1ч.

Сходство человека с животными.

Тема 30. Уход за кожей. 1ч.

Требования личной гигиены.

Тема 31. Уход за волосами и ногтями. 1ч. 

Красота волос.

Тема 32. Берегите зубы.1ч

Кариес зубов. Основные правила ухода за зубами. Сообщения учащихся о вреде курения.

Тема 33. Организация учебного труда.1ч

Переутомление, причины. Основные правила организации учебного труда школьника.

Сообщения учащихся о вреде алкоголя.

Тема 34. Итоговое тестирование.1ч

Знать: Общая характеристика царства Животные. Разнообразие животных:

одноклеточные и многоклеточные животные. Охрана животного мира.

Уметь: Выделять существенные признаки животных. Сравнивать представителей разных групп животных, делать выводы на основе сравнения.

Объяснять роль различных животных в природе и жизни человека.

Оценивать с эстетической точки зрения представителей животного мира.

Находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её.


Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Всего часов

Виды самостоятельной работы

Дата проведения занятия

Планируемая

Фактическая

1.

(1)

Введение в курс. Разнообразие

живых организмов.

Объяснение

1

2.0

Растения

12

2.1

(2)

Строение

растительного

организма.

Вегетативные

органы.

Практическое занятие

Лабораторная работа №1 « Вегетативные органы растений»

2.2

(3)

Генеративные органы: цветки, плоды, семена.

Практическое занятие

1

Лабораторная работа №2  « Строение цветка». Изготовление муляжа из пластилина.

2.3

(4)

Изучение устройства микроскопа. Растительная клетка.

Практическое занятие

Лабораторная работа №3« Строение клетки листа элодеи»

2.4 (5)

Ткани растений.

Лекция

1

2.5

(6)

Особенности жизнедеятельности  растительного организма. Почвенное питание растений.

Беседа

Работа с карточками

2.6

(7)

Минеральные удобрения.

Беседа

1

Рассматривание коллекций удобрений

2.7 (8)

Фотосинтез.

Объяснение

1

2.8

(9)

Передвижение веществ в растении.

Объяснение

1

Работа с диском

2.9

(10)

Дыхание растений.

Объяснение

1

2.10

(11)

Размножение растений. Вегетативное размножение.

Объяснение

1

Работа с  карточками

2.11

(12)

Семенное размножение растений.

Демонстрация

1

Работа с  плакатами

2.12

(13)

Рост и развитие растений.

Объяснение

1

3.0

Бактерии

1

3.1

(14)

Строение и жизнедеятельность бактерий.

Объяснение

1

Работа с  плакатами

4.0

Грибы

1

4.1

(15)

Особенности строения и жизнедеятельности грибов.

Демонстрация

1

Рассматривание муляжей

5.0

Животные

13

5.1

(16)

Общая характеристика животных. Значение животных в жизни человека.

Занятие исследовательского типа

1

Работа со справочниками

5.2

(17)

Особенности клеточного строения организма животного.

Лекция

1

Работа над презентацией

5.3

(18)

Ткани организма

животного. Эпителиальная и соединительная ткани.

Беседа

1

Работа с плакатами

5.4

(19)

Мышечная и нервная ткани.

Беседа

Практическое занятие

1

Лабораторная работа №4. «Рассматривание тканей под микроскопом».

5.5

(20)

Системы органов животного.

Беседа

1

Работа с плакатами

5.6

(21)

Кровеносная система. Нервная система.

Беседа

1

Работа с плакатами

5.7

(22)

Питание животных.

Беседа

1

Заслушивание сообщений

5.8

(23)

Дыхание животных.

Беседа

1

Заслушивание сообщений

5.9

(24)

Перенос веществ в организме животного.

Объяснение

1

Работа над презентацией

5.10

(25)

Выделение ненужных веществ из организма животного.

Объяснение

1

Работа над презентацией

5.11

(26)

Передвижение животных.

Объяснение

1

Работа с карточками

5.12

(27)

Размножение и развитие животных.

Объяснение

1

5.13

(28)

Поведение животных.

Занятие - экскурсия

1

Экскурсия на агрофирму

6.0

Гигиена

6

6.1

(29)

Особенности организма человека.

Объяснение

1

Работа над презентацией

6.2

(30)

Уход за кожей.

Объяснение

1

Заслушивание  сообщения

6.3

(31)

Уход за волосами и ногтями.

Объяснение

1

Заслушивание  сообщения о вреде курения

6.4

(32)

Берегите зубы.

Объяснение

1

Подготовить сообщение о вреде

алкоголя

6.5

(33)

Организация учебного труда.

Объяснение

1

Работа по карточкам

6.6

(34)

Итоговое тестирование.

Зачёт

1

Тестирование

Итого:

34

5

Материально- техническое обеспечение

Технические средства обучения

Компьютер;

Интерактивная доска;

Микроскопы;

Лупы.

Натуральные объекты

Гербарии

Основные группы растений

Сельскохозяйственные растения

Растительные сообщества

Коллекции

Голосеменные растения

Семена и плоды

Развитие насекомых с полным превращением. Шелкопряд тутовый

Развитие животных с неполным превращением. Саранча

Морское дно

Раковины моллюсков

Чучела позвоночных животных

Грач

Скелеты позвоночных животных

Костистая рыба, лягушка, голубь,человек, кошка, ящерица, змея.

Комплекты микропрепаратов

Ботаника I

Ботаника II

Зоология

Анатомия

Объёмные модели

Гидра

Строение клеточной оболочки

Строение корня

Строение листа

Стебель растения

Скелет конечностей лошади и овцы

Строение мозга позвоночных (сравнительная)

Рельефные таблицы

Внутреннее строение брюхоногого моллюска

Внутреннее строение дождевого червя

Внутреннее строение жука

Внутреннее строение рыбы

Внутреннее строение лягушки

Внутреннее строение ящерицы

Внутреннее строение голубя

Внутреннее строение собаки

Развитие птицы и млекопитающего (человека)

Разнообразие высших хордовых I

Разнообразие высших хордовых II

Разнообразие низших хордовых

Деление клетки. Митоз и мейоз

Наборы муляжей

Плоды, овощи, фруктовые растения, грибы

Приборы

Демонстрационные

Для демонстрации водных свойств почвы

Для демонстрации всасывания воды корнями растений

Для обнаружения дыхательного газообмена у растений и животных

Раздаточные

Лупа ручная

Лупа препаровальная

Микроскоп

Посуда и принадлежности для опытов

Печатные пособия

Демонстрационные

Комплект  таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения.

Комплект таблиц «Ботаника 2. Строение и систематика цветковых растений»

Комплект таблиц «Зоология 1. Беспозвоночные»

Комплект таблиц «Зоология 2. Позвоночные»

Портреты биологов

Дидактические материалы

Раздел «Растения» 6 класс

Раздел «Животные» 7-8 класс

Экранно-звуковые средства обучения

Учебные видеофильмы

Слайд-альбомы

«Млекопитающие»

«Птицы»

«Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся»

Мультимедийные средства обучения

Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Растения. Бактерии. Грибы»

Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Животные»

Список литературы

1.Гиляров, М. С. (гл. ред.). Биология. Большой энциклопедический словарь. - 3-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2006.

2.Т.В. Иванова, Г.С. Калинова. « Природоведение». Методическое пособие. 5 класс.

З.А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. « Твои открытия». Альбом-задачник.5 класс.

4.Я познаю мир. Энциклопедия /СВ. Истомин - М.: ООО «Изд-во АСТ», 2007.- 383с.

5. Иванов, Б. В. Природоведение: игры, загадки, ребусы, шарады, задачи, стихи / Б. В. Иванов. - СПб.: Вигорос, 2000.

.6 Никишов А.И.Естествознание: Неживые тела. Организмы: Учебник для учащихся 5 классов.

7. Семенцова, В. Н. Природоведение 5 класс. Технологические карты уроков: метод, пособие / В. Н. Семенцова. - СПб. : Паритет, 2001.

8. Хрестоматия по природоведению: пособие для учителей / сост. В. П. Горощенко. - М. : Просвещение, 1979.

Дополнительная литература для учащихся:

1. Акимушкин И. И. Занимательная биология / И. И. Акимушкин. - М. : Молодая гвардия, 1972.-304 с. :ил.

2. Артамонов, В. И. Занимательная физиология / В. И. Артамонов. - М. : Агропромиздат, 1991.-336 с.

3. Артамонов, В. И. Зеленые оракулы / В. И. Артамонов. - М.: Мысль, 1989. - 185 с.

4. Артамонов, В. И. Редкие и исчезающие растения (по страницам Красной книги СССР). Кн. 1 / В. И. Артамонов. - М.: Агропромиздат, 1989. - 383 с. : ил.

5. Биология и анатомия: универ. энцикл. шк. / сост. А. А. Воротников. - Минск : Валев, 1995.-528 с. :ил.

6. Биология. Энциклопедия / гл. ред. М. С. Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

7. Биология. Энциклопедия для детей. - М.: Аванта+, 1994. - С. 92-684.

8. Васильева, Е. Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы / Е. Д. Васильева. - М. : Дрофа, 2005.

9. Верзилин, Н. М. По следам Робинзона / Н. М. Верзилин. - М.: Дрофа, 2005.        

10. Верзилин, Н. М. По следам Робинзона: книга для учащихся средн. и ст. шк. возраста / Н. М. Верзилин. - М. : Просвещение, 1994. - 218 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Рабочая программа " Биология .Живой организм" для 6 кл.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений. –М.: Дрофа. Содержит пояснительную записку,  тем...

Рабочая программа факультатива "Живой организм"

Рабочая программа рассчитана на 7 и 8 классы (1 час в неделю). Предусматривает как практические так и лабораторные работы, в том числе виртуальные....

Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...

Рабочая программа курс "Живые организмы" 7 класс

Рабочая программа составлена в рамках УМК по биологии 7 класс (авторы ВМ Константинов, ВГ Бабенко, ВС Кучменко. М.: Вентана - Граф)....

Рабочая программа учебного курса "Биология: Многообразие живых организмов: Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина

Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология&raqu...

Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета БД.07 «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» , Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

I. Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе:1) Федерального государственного образовательного стандарта средне...