Рабочая программа " Биология .Живой организм" для 6 кл.
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Паршина Людмила Михайловна

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений. –М.: Дрофа. Содержит пояснительную записку,  тематическое планирование, календарно- тематическое планирование, материально- техническое обеспечение, список литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_biologiya_zhivoy_organizm_dlya_6kl.doc197.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БОЛЬШЕЕЛХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Рассмотрена

и одобрена на заседании  кафедры

биологии и химии

Протокол от 29.08.2014 г.№1

Руководитель кафедры

_______ Л.М. Паршина

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»

_________  А.М. Афроськин

Приказ №34 от 30.08.2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 учебного курса « Биология. Живой организм»

в  6б классе


 

Составитель: учитель биологии

МОУ «Большеелховская СОШ»

Л.М. Паршина


 
 

2014

Пояснительная записка

Изучение биологии в данном курсе направлено на достижение следующих целей:

1.Расширить представление учащихся о разнообразии живых организмов, их особенностях строения, жизнедеятельности.

2.Формировать способность использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.

3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, общеучебных навыков и умений (речи, логического мышления, памяти, внимания, способности к самообразованию и т.д.).

4.Совершенствовать умения работать с микропрепаратами и микроскопом, проводить наблюдения, сравнения, формулировать выводы, работать с учебником, его текстом и рисунками.

5.Формирование  умений работать в паре, малых группах, развитие умений защищать свои убеждения и давать оценку деятельности другим учащимся.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2006., полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся и Программы основного общего образования  по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина.

Общая характеристика учебного предмета.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не только на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: 

Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» - М.: Дрофа, 2012. -48с.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы  и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений. –М.: Дрофа, 2012. – 174с.;

  Курс «Биология. Живой организм» предназначен для изучения основ биологии в шестых классах общеобразовательных учреждений и является логическим продолжением курса «Природоведение. 5 класс» (авторы А.А.Плешаков, Н.И.Сонин). Эти курсы разработаны по двум из основных линий биологического образования (авторы Н.И.Сонин, В.Б.Захаров).

С целью достижения высоких результатов  образования в процессе реализации данной программы по курсу биологии «Живой организм» использованы:

  • Формы образования – урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок, лабораторные работы.
  • Технологии образования – индивидуальная работа, работа в малых и больших группах, проектная, исследовательская, поисковая работа, развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение.
  • Методы мониторинга знаний и умений учащихся – тесты, контрольные работы, устный опрос, творческие работы (рефераты, проекты, презентации).

Уровень образованности обучающихся осуществляется по следующим составляющим результата образования: предметно – информационной (знает), ценностно – ориентационной (умеет), деятельностно - коммуникативной (применяет).

В данной рабочей программе были внесены следующие изменения:

1.        Поменялось количество часов по разделам;

2.        Вместо  13 лабораторных работ запланировано – 11, так как нет необходимого учебного оборудования.

 Место предмета в базисном учебном плане.

  Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю, итого рассчитана на 34 часа.

Межпредметные  связи

   Учёт межпредметных связей необходим, так как является пропедевтическим для таких предметов, как физика, химия, физической географии, экология, история, литература, краеведение.

  Результаты освоения курса

Личностные  результаты:

-знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье - сберегающих технологий;

-реализация установок здорового образа жизни;

-сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);

-эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения программы по биологии являются:

-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

-умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

-выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

 - приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

-соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов,

- ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

-классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

-объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

- механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

-различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

-сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

-выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

-овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

В ценностно-ориентационной сфере:

-знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

-анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

В сфере трудовой деятельности:

-знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

-соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

В сфере физической деятельности:

-освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

- рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

В эстетической сфере:

-овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Тематическое планирование курса «Биология. Живой организм»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

В том числе

Теоретическое обучение, ч

Практические работы, ч

Контрольная работа, ч

1

Раздел 1: СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

11

4

7

2

Тема 1.1: Основные свойства живых организмов.

1

3

Тема 1.2. Химический состав клетки.

1

1

4

Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток.

2

1

5

Тема 1.4. Деление клетки.

1

1

6

Тема 1.5. Ткани растений и животных.

2

1

7

Тема 1.6. Органы и системы органов.

3

2

8

Тема 1.7. Организм как единое целое.

1

9

Раздел 2. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА.

18

14

4

10

Тема 2.1. Питание и пищеварение.

2

11

Тема 2.2. Дыхание.

2

12

Тема 2.3.Транспорт веществ в организме.

2

1

13

Тема 2.4. Выделение.

2

14

Тема 2.5. Скелет – опора организма.

1

1

15

Тема 2.6. Движение.

1

1

16

Тема 2.7. Координация и регуляция.

3

1

17

Тема 2.8. Размножение.

3

1

1

18

Тема 2.9. Рост и развитие.

2

19

Раздел 3. ОРГАНИЗМ И СРЕДА.

2

2

20

Тема 3.1. Среда обитания организмов. Факторы среды.

1

21

Тема 3.2. Природные сообщества.

1

22

4. ОБОБЩЕНИЕ.

3

1

1

Всего:

34

23

8

5

Содержание  программы

Раздел 1. Строение живых организмов (11 часов)

Учащиеся должны знать, уметь: основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение); химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ; особенности строения ядерных и безъядерных клеток, отличия строения растительных и животных клеток; строение ядерной клетки, основные функции её органоидов; типы деления клеток, их роль в организме; особенности строения тканей, органов и систем органов, растительных и животных организмов; распознавать органоиды клетки;

Тема 1.1. Чем живое отличается от неживого (1 час)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Тема 1.2. Химический состав клеток (1 час)

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Лабораторная  работа№ 1.Органические вещества семени.

Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток (2 часа)

Клетка – элементарная единица живого. Ядерные и безъядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.

Лабораторная работа №2.Строение растительной и животной клеток.

Тема 1 4. Деление клетки (1 час)

Деление – важнейшее свойство клеток. Два основных типа деления – митоз и мейоз. Роль хромосом при делении клеток. Одинарный и двойной набор хромосом.

Тема 1.5. Ткани растений и животных (2 часа)

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Тема 1.6. Органы и системы органов (4 часа)

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист, строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольных и двудольных растений. Система органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

Лабораторные работы. №3.Строение корня и почки. № 4. Простые и сложные листья. Строение цветка. Строение семян.

Тема 1.7. Организм как единое целое (1 час)

Взаимосвязь клеток, тканей, органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.

Раздел 2. Жизнедеятельность организма (18 часов)

Учащиеся должны знать, уметь: основные жизненные функции растительных и животных организмов (питание, пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие); узнавать органы и системы органов изученных организмов

Тема 2.1. Питание и пищеварение (2 часа)

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

Демонстрации. Действие желудочного сока на белок, слюны на крахмал.

Тема 2.2: Дыхание (2 часа)

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождении энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

Демонстрации. Опыты, иллюстрирующие дыхание прорастающих семян. Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Тема 2.3. Передвижение веществ в организме (2 часа)

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Гемолимфа, кровь, ее составные части (плазма, клетки крови).

Лабораторная работа №5.Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю растений.

Тема 2.4.  Выделение (2 часа)

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.

Тема 2.5. Опорные системы (2 часа)

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.

Лабораторная работа № 6.Строение костей животных.

Тема 2.6. Движение (2 часа)

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

Лабораторная работа № 7.Движение инфузории туфельки.

Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности (2 часа)

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

Тема 2.8. Размножение (3 часа)

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных. Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Лабораторная работа №8.Черенкование комнатных растений.

Тема 2.9. Рост и развитие (2 часа)

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша. Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Раздел 3. Организм и среда (2 часа)

Учащиеся должны знать, уметь: характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания, составлять простейшие цепи питания.

Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды (1 час)

Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.

Тема 3.2. Природные сообщества (1 час)

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

Раздел 4. Обобщение (3 часа). Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов.

Календарно – тематическое планирование 

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Всего часов

Виды самостоятельной работы

Дата проведения занятия

План.

Факт.

1.

Строение и свойства живых организмов

11

1.1

(1)

Многообразие живых организмов, их основные свойства. Инструктаж по технике безопасности.

Объяснение

1

Работа с учебником

1.2.

(2)

Химический состав клетки.

Беседа

Практическое занятие

1

Лабораторная работа №1. «Органические вещества семени»

1.3.

(3)

Клетка – элементарная частица живого. Строение растительной клетки.

Занятие исследовательского типа

1

Работа в рабочих тетрадях

1.4.

(4)

Строение животной клетки. Сравнение растительной и животной клеток.

Беседа

Практическое занятие

1

Лабораторная работа №2.  «Строение растительной и животной клеток».

1.5.

(5)

Тест №1.Строение и свойства живых организмов. Деление клетки.

Итоговое занятие

1

Тест

1.6.

(6)

Ткани растений.

Объяснение

1

Работа в рабочих тетрадях

1.7.

(7)

Ткани животных.

Тест №2. Ткани растений и животных

Зачёт

1

Тест

1.8.

(8)

Строение корня и побега.

Беседа

Практическое занятие

1

Лабораторная работа №3

«Строение корня и почки».

1.9.

(9)

Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян.

Беседа

Практическое занятие

1

Лабораторная работа №4

«Простые и сложные листья. Строение цветка.  «Строение семян».

1.10.

(10)

Органы и системы органов животного.

Лекция

1

Работа с текстом учебника

1.11.

(11)

Организм как единое целое.

Беседа

1

Работа с рисунками

2

Жизнедеятельность организмов 

18

2.1

(12)

Особенности питания растительного организма.

Фотосинтез и его значение в жизни растений.

Объяснение

1

Работа с текстом учебника

2.2.

(13)

Особенности питания животных.

Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты.

Объяснение

1

Работа с рисунками учебника.

2.3.

(14)

Дыхание у растений.

Занятие исследовательского типа

1

Работа с текстом учебника

2.4.

(15)

Дыхание у животных.

Занятие исследовательского типа

1

Работа с текстом учебника

2.5.

(16)

Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении.

Беседа

Практическое занятие

1

Лабораторная работа №5 «Передвижение воды, минеральных и органических веществ по стеблю».

2.6.

(17)

Перенос веществ в организме беспозвоночных и позвоночных животных.

Демонстрация

1

Работа по карточкам

2.7.

(18)

Выделение у растений и позвоночных животных.

Занятие исследовательского типа

1

Работа с текстом учебника

2.8.

(19)

Обмен веществ и энергии у растений и животных. Тест №3. Жизнедеятельность организмов.

Зачёт

1

Тест

2.9.

(20)

Опорные системы растений и животных, их значение в жизни организма.

Беседа

Практическое занятие

1

Лабораторная работа №6 «Строение и свойства кости»

2.10.

(21)

Движение.

Беседа

Практическое занятие

1

Лабораторная работа №7

« Движение инфузории туфельки».

2.11.

(22)

Регуляция процессов жизнедеятельности организма. Раздражимость. Тест №4. Скелет, движение.

Зачёт

1

Тест

2.12.

(23)

Эндокринная система и её роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных.

Лекция

1

Составление рисунков и схем в тетрадях

2.13.

(24)

Регуляция процессов жизнедеятельности у растений.

Объяснение

1

Работа с рисунками учебника

2.14.

(25)

Размножение, его виды. Бесполое размножение. Вегетативное размножение растений.

Беседа

Практическое занятие

1

Лабораторная работа №8 « Черенкование комнатных растений». 

2.15.

(26)

Половое размножение животных.

Беседа

1

Составление схемы

2.16.

(27)

Половое размножение растений. Тест №5.Размножение.

Зачёт

1

Составление схемы

2.17.

(28)

Рост и развитие растений.

Беседа

1

Составление схемы

2.18.

(29)

Рост и развитие животных.

Беседа

1

Работа с рисунками

3.

Организм и среда

2

3.1.

(30)

Среда обитания организмов. Экологические факторы.

Урок-игра

1

Работа с рисунками

3.2

(31)

Природные сообщества.

Беседа

1

Работа с плакатом

4.

Обобщение

3

4.1

(32)

Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов.

Опрос

Работа с карточками

4.2

(33)

Годовая контрольная работа.

Зачёт

1

Тест в формате ГИА

4.3

(34)

Итоговый урок.

Конкурс

1

Итого

34

Л\Р-8, К\Р-6

Материально - техническое обеспечение

Натуральные объекты

Гербарии

Основные группы растений

Сельскохозяйственные растения

Растительные сообщества

Коллекции

Голосеменные растения

Семена и плоды

Развитие насекомых с полным превращением. Шелкопряд тутовый

Развитие животных с неполным превращением. Саранча

Морское дно

Раковины моллюсков

Чучела позвоночных животных

Грач

Скелеты позвоночных животных

Человек, кошка, голубь, костистая рыба, лягушка, змея, ящерица.

Комплекты микропрепаратов

Ботаника I

Ботаника II

Зоология

Анатомия

Объёмные модели

Гидра

Инфузория туфелька

Строение клеточной оболочки

Строение корня

Строение листа

Стебель растения

Цветок капусты

Цветок картофеля

Цветок пшеницы

Цветок яблони

Цветок тюльпана

Цветок гороха

Скелет конечностей лошади и овцы

Ланцетник

Строение мозга позвоночных (сравнительная)

Рельефные таблицы

Археоптерикс

Внутреннее строение брюхоногого моллюска

Внутреннее строение дождевого червя

Внутреннее строение жука

Внутреннее строение рыбы

Внутреннее строение лягушки

Внутреннее строение ящерицы

Внутреннее строение голубя

Внутреннее строение собаки

Наборы муляжей

Плоды, овощи, фруктовые растения, грибы

Приборы

Демонстрационные

Для демонстрации водных свойств почвы

Для демонстрации всасывания воды корнями растений

Для обнаружения дыхательного газообмена у растений и животных

Раздаточные

Для сравнения содержания СО2 во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе

Лупа ручная

Лупа препаровальная

Микроскопы

Посуда и принадлежности для опытов

Демонстрационные

Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ (КДОБУ)

Штатив лабораторный (ШЛб)

Доска для сушки посуды

Столик подъёмно-поворотный с двумя плоскостями

Лабораторные

Набор препаровальных инструментов

Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии (НПБЛ)

Спиртовка лабораторная литая

Печатные пособия

Демонстрационные

Комплект  таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения.

Комплект таблиц «Ботаника 2. Строение и систематика

цветковых растений»

Комплект таблиц «Зоология 1. Беспозвоночные»

Комплект таблиц «Зоология 2. Позвоночные»

Портреты биологов

Раздаточные

Комплект таблиц «Разнообразие животных. Птицы»

Комплект таблиц «Разнообразие животных. Млекопитающие»

Дидактические материалы

Раздел «Растения» 6 класс

Экранно-звуковые средства обучения

Учебные видеофильмы

Слайд-альбомы

«Млекопитающие»

«Птицы»

«Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся»

Транспаранты

«Зоология. Млекопитающие»

«Зоология. Птицы»

«Культурные растения»

«Размножение и развитие»

Мультимедийные средства обучения

Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Растения. Бактерии. Грибы»

Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Животные»

Список литературы

Основная учебно - методическая литература:

  1. . Биология. Живой организм. 6 класс: Поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина / Авт.-сост.

 М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2009. – 256 с.

  1.  Биология.  Живой организм. 6 кл.: Тестовые задания / С.В. Баготский, Л.И. Рубачева, Л.И. Шурхал.    М.: Дрофа, 2008. – 192 с.

3. Контрольно-измерительные материалы. Биология: 6 класс / Сост. С.Н. Березина. – М.: ВАКО, 2010.    112 с. – (Контрольно-измерительные материалы).

4. Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений. – М.:    Дрофа, 2012. – 176с.

5. Е.Т. Бровкина, Н.И. Сонин «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику  Н.И. Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2010.;

6. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 классы. 2009– 138 с.;

7. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2010;

дополнительная литература для учителя:

          1) Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 6 класс. Живой организм» - Дрофа,: 2010.–218 с.;

          2) Биология. Живой организм. 6 класс: Поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина / Авт.-сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2009. – 255 с.

          3) Биология.  Живой организм. 6 кл: Тестовые задания / С.В. Баготский, Л.И. Рубачева, Л.И. Шурхал. – М.: Дрофа, 2010. – 192 с.

           4 Биология.6 класс. Тематические тестовые задания  для подготовки к ГИА./ авт. Сост. Г.П. Игошин.- Ярославль: Академия развития, 2010.-160 с.: ил.- ( Государственная итоговая аттестация).

Дополнительная литература для учащихся

  1. Беркинблит М.Б., Чуб В.В. Биология - 6 кл / экспериментальный учебник. - М., Вентана - Граф, 2010.
  2. Малеева Н.В., Чуб В.В. Биология: флора - 7 кл./ Экспериментальный учебник. - М., Дрофа, 1997.
  3. Генкель П.А. Физиология растений. -  М., Просвещение, 1985.
  4. Петров  В.В Растительный  мир  нашей  родины. - М., Просвещение, 1991.
  5. Демьяненков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. – М., Просвещение, 2012.
  6. Рохлов В.С., Теремов А.В., Петросова Р.А. Занимательная ботаника. - М., АСТ-Пресс, 2006.
  7. Боброва Н.Г Эта увлекательная ботаника. - Самара, 2008.

Интернет-ресурсы:

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Кроме того, при ведении курса в 6 классе используется серия мультимедийных уроков, разработанная учителем Паршиной Л.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка “Живая химия” для учащихся 8-10 классов на 2012-2013 учебный год

Мир растений чрезвычайно разнообразен. Растения обладают рядом специфических особенностей строения, и поэтому их выделяют в отдельное царство организмов. К настоящему времени в мире...

Рабочая программа по живому миру для 3 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Данная программа составлена на основе образовательной программы для учащихся 0 и 1-4 классов специального (коррекционного) учреждения VIII вида  И.М. Бгажноковой (2011 г.) и учебника для специаль...

Рабочая программа по живому миру

Рабочая программа  и календарно - тематическое планирование уроков живого мира в 9 классе для классов со ССД...

Рабочая программа кружка " Живое слово"

Программа внеурочной деятельности по русскому языку,  предназначена для учащихся 6 класса,  имеет пояснительную записку , УУД и ожидаемые результаты, содержание и тематический план....

Рабочая программа факультатива "Живой организм"

Рабочая программа рассчитана на 7 и 8 классы (1 час в неделю). Предусматривает как практические так и лабораторные работы, в том числе виртуальные....

Рабочая программа курса «Живой мир» для 5 класса VIII вида

Рабочая программа курса «Живой мир» 5 (коррекционного) класса разработана на основе авторской программы « Природоведение» 5 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (...

Рабочая программа кружка «Живая планета» по биологии для 7 класса

Рабочая программа кружковой работы носит предметно-ориентированный характер. Данный курс связан с базовым курсом биологии основной школы, а также с курсом географии (принципы расселения животных на пл...