Рабочая программа по живому миру
рабочая программа на тему

Манцерева Елена Борисовна

Рабочая программа  и календарно - тематическое планирование уроков живого мира в 9 классе для классов со ССД

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по живому миру

9 класс

(2 часа в неделю – 66 часов)

Содержание программы

Человек

Общие сведения Человек — часть живой природы. Необходимость для человека воздуха, воды, тепла, пищи. Отличия человека от животных (мышление, речь, труд). Развитие человека после рождения.

Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.

Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.

Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры т. д.). Простудные и инфекционные болезни и способы их предупреждения. Табак и алкоголь — враги здоровья.

Элементарные представления об опорно-двигательной системе. Осанка и здоровье человека.  Значение физического труда и физкультуры для укрепления мышц.

Элементарные представления о кровообращении, работе сердца. Пульс. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца.

Дыхание. Элементарные представления об органах дыхания. Вред курения. Правила

гигиены.

Элементарные представления об органах пищеварения. Здоровое (рациональное) питание. Пища растительная и животная. Витамины. Режим питания. Правила питания. Меню на день.

Элементарные представления об органах выделения.

Покровы тела. Кожа и её роль в жизни человека. Производные кожи: волосы, ногти. Уход за кожей. Гигиенические требования к одежде, обуви.

Элементарные представления о нервной системе. Режим дня. Правильное чередование труда и отдыха.

Органы чувств. Элементарные представления. Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены.

Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах, ссадинах, ожогах.

Практические работы

Составление распорядка дня.

Определение правильной осанки.

  Упражнение   в   оказании   первой   медицинской   помощи   (обработка   ссадин,   наложение   пластыря,   перевязывание   мелких порезов). Подсчет частоты пульса, измерение температуры  тела.

Составление правил ухода за кожей.

Уборка классного помещения (проветривание, влажная уборка).

Составление схем, зарисовка по контуру, работа на магнитной  доске (показ на таблицах и муляжах частей тела и важнейших органов).

Работа по карточкам.

Экскурсия в школьный медицинский кабинет, поликлинику, аптеку.

        Предполагаемые результаты:

1 уровень:

  • знание  названий,   элементарных   функций   и   расположения   основных органов в организме человека;
  • знание  влияния физической нагрузки на организм;
  • нормы правильного питания;
  • названия специализации врачей, к которым можно обратиться за помощью;
  • меры предупреждения скалиоза;
  • знание о вредном влиянии никотина, алкоголя на организм человека;
  • умение соблюдать санитарно-гигиенические правила
  • оказывать элементарную доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах.

2 уровень:

  • элементарное знание об органах человека;
  • знание о вредном влиянии никотина, алкоголя на организм человека;
  • умение соблюдать санитарно-гигиенические правила.  

Учебно - методическое сопровождение программы.

Плакаты, таблицы.

Модель скелета.

Модель головного мозга.

Модели внутренних органов.

Презентации, видеофильмы.

Карточки с индивидуальными заданиями.

Биология И.В.Романов, И.Б. Агафонова, г.Москва «ДРОФА» 2011г. 9 кл.

Список литературы

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 1-4 кл./Под ред. В.В. Воронковой. -М.: Просвещение, 2009.
  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 5-9 кл./Под ред. В.В. Воронковой. -М.: Просвещение, 2006.
  3. Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида в 0-4 кл/Под редакцией И.М. Бгажноковой.-М.: Владос, 2011
  4. Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида в 5-9 кл/Под редакцией И.М. Бгажноковой.-М.: Владос, 2011
  5. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта /Под.ред. И.М. Бгажноковой .- М.: Владос, 2007
  6. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития/Под.ред. И.М. Бгажноковой .- М.: Владос, 2007



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование уроков живого мира на 2013 -2014 учебный год в 9 «А» классе

(сложная структура дефекта) - 66ч. - 2ч. в неделю

    Учитель: Манцерева Е.Б.

Дата

Кол-во

часов

Тема урока

Цель урока

Виды работ

Индивидуальная работа

Оборудование

Iч.

(18ч.)

1

Роль и место человека в природе.

Дать понятие о человеке и его особенностях. Показать взаимосвязь человека и природы.

Просмотр презентации.

Беседа на основе жизненного опыта и по иллюстрациям. Иллюстрирование. Работа по карточкам.

1 уровень – работа по учебнику, беседа по прочитанному.

 

1

Внешнее строение человека.

Продолжить знакомство с внешним строением человека.

Беседа на основе просмотренного видеоматериала и по иллюстрациям. Сравнение строения тела человека и животных. Составление рассказа по иллюстрации. Работа по карточкам.

1 уровень – самостоятельное выполнение заданий на карточках. 2,3 уровень – соотнесение названия частей тела и иллюстрации.

Плакаты, таблицы, иллюстрации, настольные игры, видеоматериал, компьютер, атлас, учебники, аудиозаписи.

2

Значение знаний о своём организме и укреплении здоровья.

Продолжить знакомство детей с организмом человека, дать понятие «моё здоровье».

Словарная работа. Беседа на основе просмотренного видеоматериала и по иллюстрациям. Работа по карточкам. Практическая работа – измерение веса и роста.

1 уровень – работа по учебнику, беседа по прочитанному.

Плакаты, таблицы, иллюстрации, настольные игры, видеоматериал, компьютер, атлас, учебники, аудиозаписи.

2

Основные органы человека.

Продолжить знакомство детей с организмом человека, системами органов.

Словарная работа. Просмотр презентации.

Беседа на основе жизненного опыта и по иллюстрациям. Иллюстрирование. Работа по карточкам.

1 уровень – работа по учебнику, беседа по прочитанному.

Плакаты, таблицы, иллюстрации, настольные игры, видеоматериал, компьютер, атлас, учебники, аудиозаписи.

1

Значение опорно – двигательной системы.

Дать понятие об опоре тела и мышцах. Показать взаимосвязь всех органов тела человека. Формировать у детей представления о здоровом образе жизни, укреплять гигиенические навыки.

Словарная работа. Просмотр презентации.

Беседа на основе жизненного опыта и по иллюстрациям. Работа по карточкам.

1 уровень – составление памятки об укреплении здоровья.

Плакаты, таблицы, иллюстрации, настольные игры, видеоматериал, компьютер, атлас, учебники, аудиозаписи.

1

Скелет. Основные части скелета.

Познакомить с понятием скелет, его основными частями.

Словарная работа. Просмотр презентации.

Беседа на основе жизненного опыта и по иллюстрациям. Работа по карточкам.

1 уровень – работа по учебнику, беседа по прочитанному.

Плакаты, таблицы, иллюстрации, настольные игры, видеоматериал, компьютер, атлас, учебники, аудиозаписи.

1

Череп. Его значение. Меры  предупреждения черепно- мозговых травм.

Познакомить детей со значением черепа для организма человека.

Словарная работа. Просмотр презентации.

Беседа на основе жизненного опыта и по иллюстрациям. Работа по карточкам.

1 уровень – работа по учебнику, беседа по прочитанному.

Плакаты, таблицы, иллюстрации, настольные игры, видеоматериал, компьютер, атлас, учебники, аудиозаписи.

2

Позвоночник. Роль правильной осанки и посадки человека. Меры предупреждения искривления позвоночника.

Познакомить с понятием позвоночник, его ролью в организме человека.

Словарная работа. Просмотр презентации.

Беседа на основе жизненного опыта и по иллюстрациям. Работа по карточкам. Практическая работа.

1 уровень – работа по учебнику, беседа по прочитанному.

1 уровень – составление памятки об укреплении здоровья.

Плакаты, таблицы, иллюстрации, настольные игры, видеоматериал, компьютер, атлас, учебники, аудиозаписи.

1

Грудная клетка и её значение.

Познакомить детей со значением грудной клетки для организма человека.

Словарная работа. Просмотр презентации.

Беседа на основе жизненного опыта и по иллюстрациям. Работа по карточкам.

1 уровень – работа по учебнику, беседа по прочитанному.

Плакаты, таблицы, иллюстрации, настольные игры, видеоматериал, компьютер, атлас, учебники, аудиозаписи.

2

Кости верхних и нижних конечностей. Первая помощь при переломах костей.

Продолжить знакомство с организмом человека. Формировать у детей представления о здоровом образе жизни, укреплять гигиенические навыки.

Словарная работа. Просмотр презентации.

Беседа на основе жизненного опыта и по иллюстрациям. Работа по карточкам. Практическая работа.

1 уровень – работа по учебнику, беседа по прочитанному.

Плакаты, таблицы, иллюстрации, настольные игры, видеоматериал, компьютер, атлас, учебники, аудиозаписи.

2

Суставы и связки. Первая доврачебная помощь при вывихах суставов и растяжении связок.

Продолжить знакомство с организмом человека. Формировать у детей представления о здоровом образе жизни, укреплять гигиенические навыки.

Словарная работа. Просмотр презентации.

Беседа на основе жизненного опыта и по иллюстрациям. Работа по карточкам. Практическая работа.

1 уровень – работа по учебнику, беседа по прочитанному.

Плакаты, таблицы, иллюстрации, настольные игры, видеоматериал, компьютер, атлас, учебники, аудиозаписи.

2

Мышцы. Работа мышц. Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц.

Продолжить знакомство с организмом человека. Формировать у детей представления о здоровом образе жизни, укреплять гигиенические навыки

Словарная работа. Просмотр презентации.

Беседа на основе жизненного опыта и по иллюстрациям. Работа по карточкам.

Практическая работа.

1 уровень – составление памятки о здоровом образе жизни.

Плакаты, таблицы, иллюстрации, настольные игры, видеоматериал, компьютер, атлас, учебники, аудиозаписи.

II ч.

(14ч.)

1

Кровь. Её значение.  Группы крови.

Познакомить с понятием кровь, её значением для человека. Продолжить работу над правилами сохранения и укрепления здоровья.

Словарная работа. Беседа на основе просмотренного видеоматериала и по иллюстрациям.

1 уровень – работа по учебнику, беседа по прочитанному.

Плакаты, таблицы, иллюстрации, настольные игры, видеоматериал, компьютер, атлас, учебники, аудиозаписи.

2

Органы кровообращения. Сердце, кровеносные сосуды. Пульс, кровяное давление.

Познакомить с органами кровообращения. Продолжить работу над правилами сохранения и укрепления здоровья.

Словарная работа. Просмотр презентации.

Беседа на основе жизненного опыта и по иллюстрациям. Работа по карточкам.

Практическая работа.

1 уровень – работа по учебнику, беседа по прочитанному.

Плакаты, таблицы, иллюстрации, настольные игры, видеоматериал, компьютер, атлас, учебники, аудиозаписи.

2

Заболевания сердца. Профилактика сердечно – сосудистых заболеваний.

Продолжить работу над правилами сохранения и укрепления здоровья.

Словарная работа. Беседа на основе просмотренного видеоматериала и по иллюстрациям.

1 уровень – работа по учебнику, беседа по прочитанному.

Плакаты, таблицы, иллюстрации, настольные игры, видеоматериал, компьютер, атлас, учебники, аудиозаписи.

2

Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца.

Продолжить работу над правилами сохранения и укрепления здоровья.

Словарная работа. Просмотр презентации.

Беседа на основе жизненного опыта и по иллюстрациям. Работа по карточкам.

Практическая работа.

1 уровень – работа по учебнику, беседа по прочитанному.

Плакаты, таблицы, иллюстрации, настольные игры, видеоматериал, компьютер, атлас, учебники, аудиозаписи.

2

Влияние вредных привычек на работу сердца.

Дать представление о вредных привычках.

Словарная работа. Просмотр презентации.

Беседа на основе жизненного опыта и по иллюстрациям. Работа по карточкам.

Практическая работа.

1 уровень – работа по учебнику, беседа по прочитанному.

Плакаты, таблицы, иллюстрации, настольные игры, видеоматериал, компьютер, атлас, учебники, аудиозаписи.

2

Первая помощь при кровотечениях. Донорство.

Продолжить работу над правилами сохранения и укрепления здоровья.

Словарная работа. Просмотр презентации.

Беседа на основе жизненного опыта и по иллюстрациям. Работа по карточкам.

Практическая работа.

1 уровень – работа по учебнику, беседа по прочитанному.

Плакаты, таблицы, иллюстрации, настольные игры, видеоматериал, компьютер, атлас, учебники, аудиозаписи.

2

Значение дыхания для человека. Органы дыхания человека.

Дать понятие о дыхании, органах дыхания.

Плакаты, таблицы, иллюстрации, настольные игры, видеоматериал, компьютер, атлас, учебники, аудиозаписи.

1

Гигиена дыхания. Болезни органов дыхания и их предупреждение. Влияние вредных привычек на органы дыхания.

Продолжить работу над правилами сохранения и укрепления здоровья.

IIIч. (18ч.)

1

Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях. Значение комнатных растений для здоровья человека.

Продолжить работу над правилами сохранения и укрепления здоровья.

1

Загрязнение атмосферы. Значение зелёных насаждений для здоровья человека.

Продолжить работу над правилами сохранения и укрепления здоровья.

2

Значение питания для человека. Пища растительная и животная. Состав пищи. Витамины. Значение овощей и фруктов для здоровья человека.

Ознакомить учащихся с необходимыми организму питательными веществами.

1

Органы пищеварения.

Ознакомить учащихся с органами пищеварения.

2

Зубы значение пережёвывания пищи. Уход за зубами.

Повторить правила ухода за зубами.

1

Гигиена питания. Нормы питания. Культура поведения во время питания.

Познакомить с правилами правильного питания.

1

Заболевания пищеварительной системы и их профилактика.

Познакомить с причинами заболеваний пищеварительной системы и их профилактикой.

 

1

Причины и признаки пищевых отравлений. Первая помощь при отравлениях. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему.

Продолжить знакомить с правилами правильного питания. Формировать у детей представления о здоровом образе жизни, укреплять гигиенические навыки.

1

Органы выделения. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организма. Предупреждение почечных заболеваний.

Познакомить с органами выделения, их ролью в процессе жизнедеятельности организма. Продолжить работу над правилами сохранения и укрепления здоровья.

1

Размножение и развитие. Биологическое значение размножения. Культура межличностных отношений. Рост и развитие ребёнка.

Продолжить знакомство с организмом человека. Формировать у детей представления о здоровом образе жизни, укреплять гигиенические навыки.

1

Кожа, её роль и значение в жизни человека.

Ознакомить с понятием «кожа» и её функциями. Раскрыть значение кожи для человека.

2

Гигиена кожи. Уход за кожей, ногтями, волосами. Гигиенические требования к одежде и обуви.

Продолжить знакомство с организмом человека. Формировать у детей представления о здоровом образе жизни, укреплять гигиенические навыки.

1

Кожные заболевания и их профилактика.

Продолжить знакомство с организмом человека. Формировать у детей представления о здоровом образе жизни, укреплять гигиенические навыки.

1

Закаливание организма.

Формировать у детей представления о здоровом образе жизни, укреплять гигиенические навыки.

2

Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечных ударах, ожогах, обморожении.

Продолжить знакомство с организмом человека.

IVч. (16ч.)

2

Нервная система (спинной и головной мозг, нервы).

Познакомить с нервной системой, её значением для человека.

Модель головного мозга.

1

Гигиена умственного и физического труда. Режим дня.

Продолжить работу над правилами сохранения и укрепления здоровья.

2

Сон и его значение. Гигиена сна.

Продолжить работу над правилами сохранения и укрепления здоровья.

1

Заболевания нервной системы. Профилактика травматизма и заболеваний нервной системы.

Продолжить знакомство с организмом человека.

1

Значение органов чувств у животных и человека.

Ознакомить детей с органами чувств и их значением для человека.

Разгадывание кроссворда.

2

Функции и значение органа зрения. Болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз.

Продолжить знакомство с органами зрения.  Учить беречь органы зрения.

Отгадывание загадки.

Муляж глаза.

2

Функции и значение органа слуха. Болезни органов слуха, их профилактика. Гигиена слуха.

Продолжить знакомство с органами слуха.  Учить беречь органы слуха.

Отгадывание загадки.

Муляж уха.

2

Органы осязания, обоняния, вкуса. Расположение и значение этих органов. Охрана органов чувств.

Продолжить знакомство с органами осязания, обоняния, вкуса. Продолжить работу над правилами сохранения и укрепления здоровья.

Отгадывание загадки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка “Живая химия” для учащихся 8-10 классов на 2012-2013 учебный год

Мир растений чрезвычайно разнообразен. Растения обладают рядом специфических особенностей строения, и поэтому их выделяют в отдельное царство организмов. К настоящему времени в мире...

Рабочая программа по живому миру для 3 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Данная программа составлена на основе образовательной программы для учащихся 0 и 1-4 классов специального (коррекционного) учреждения VIII вида  И.М. Бгажноковой (2011 г.) и учебника для специаль...

Рабочая программа " Биология .Живой организм" для 6 кл.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений. –М.: Дрофа. Содержит пояснительную записку,  тем...

Рабочая программа кружка " Живое слово"

Программа внеурочной деятельности по русскому языку,  предназначена для учащихся 6 класса,  имеет пояснительную записку , УУД и ожидаемые результаты, содержание и тематический план....

Рабочая программа факультатива "Живой организм"

Рабочая программа рассчитана на 7 и 8 классы (1 час в неделю). Предусматривает как практические так и лабораторные работы, в том числе виртуальные....

Рабочая программа курса «Живой мир» для 5 класса VIII вида

Рабочая программа курса «Живой мир» 5 (коррекционного) класса разработана на основе авторской программы « Природоведение» 5 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (...

Рабочая программа по живому миру для старших классов

Программа по живому миру  и составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.   Данная программа по предмету «Живой...