Рабочая программа по живому миру для старших классов
рабочая программа

Будинова Виктория Винеровна

Программа по живому миру  и составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.   

Данная программа по предмету «Живой  мир» относится к образовательной области «Естествознание» является частью общеобразовательной программы в системе коррекционно-развивающей работы в специальной (коррекционной) школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zhivoy_mir_6-9_gotovaya.docx30.85 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Название предмета: «Живой мир»

Класс: с 6 по 9

Учебный год: 2016-2017

Общее кол-во часов  68,  кол-во часов в неделю 2

УЧИТЕЛЬ:

Будинова Виктория Винеровна

Пояснительная записка

            Программа по живому миру  и составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.         

           Данная программа по предмету «Живой  мир» относится к образовательной области «Естествознание» является частью общеобразовательной программы в системе коррекционно-развивающей работы в специальной (коррекционной) школе.

             При знакомстве с материалом предмета «Живой мир», продолжается формирование элементарных знаний о природе, о явлениях в природе, растениях, животных, человеке, полученных на предыдущих годах обучения. Расширяются представления о живой и неживой природе, их взаимосвязи и месте человека в окружающем мире, формируются первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, прививаются навыки бережного отношения к природе, к её ресурсам.

            Предмет «Живой мир» системно формирует знания учащихся и позволяет реализовать коррекционно-развивающую функцию обучения и первичную социализацию учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Программный материал может планироваться в иной последовательности, чем он изложен. Учитель самостоятельно варьирует его, учитывая состояние подготовленности учащихся, сезонные изменения в природе, проведение практических занятий.

            Программа построена по концентрическому принципу, а также с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.

Программа «Живой мир» не строится по принципу планирования на четверть, в ней представлены блоки тем, последовательности которых может варьироваться учителем самостоятельно. Раздел «Повторение» составляет резерв времени для учителя и может быть использовании как для повторения отдельных, наиболее сложных тем, так и для обобщающего повторения по разделам.

Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование).

Цель предмета:

Освоение знаний о неживой и живой природе и процессах природы.

Задачи предмета:

  • Уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных её элементах;
  • На основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
  • Формировать знания учащихся о природе своего края;
  • Формировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе;
  • Называть отдельных представителей диких и домашних животных, диких и домашних птиц, их детенышей;
  • Продолжать расширять ориентировку учащихся в окружающем. Начать формирование у учащихся представлений о целостности человеческого организма.

      Программа рассчитана на  2 часа в неделю в 6, 7, 8, 9 классах

Основной формой образовательного процесса является  урок. На уроках ведущая роль отводится учителю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность.

Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка, т.к. обучающиеся  со сложной структурой нарушений не являются однородной группой.

 В процессе обучения учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности: игровой (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра), элементарной трудовой, конструктивной, а также внеклассную работу по предмету (тематические) утренники. На уроке обучения грамоты используются учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и  дидактический материал.

В программе предусмотрено разграничение материала на 2 уровня т.к. учитываются разные возможности учащихся по усвоению в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта. Если тема не усвоена учащимися, предполагается выделение дополнительных часов для закрепления.

Требования к уровню подготовки учащихся:

6 класс

6 класс условно можно разделить на 2 подгруппы: учащиеся с достаточным уровнем подготовленности и низким уровнем.

1 уровень (достаточный): 

На занятиях по предмету Живой мир  учащиеся с этим уровнем подготовки должны:

* понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме совместно с педагогом;

* знать отличительные признаки живой и неживой природы;

* понимать закономерность сменяемости времён года, объяснять их с помощью педагога;

* соотносить изучаемый материал о многообразии растительного и животного мира с собственным опытом под руководством учителя;

* знать элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, объяснять их с помощью педагога;

* знать и применять на практике основные правила по охране природы.

2-й уровень (низкий): 

Учащиеся этой подгруппы пытаются:

* понять заданный вопрос и с помощью педагога показать ответ на него;

* понимать и узнавать  отличительные признаки времён года, с помощью учителя вести календарь погоды;

* соотносить изучаемый материал о многообразии растительного и животного мира с собственным опытом под руководством учителя;

Учащиеся этой подгруппы все задания выполняют с помощью или при участии педагога.

Требования к уровню подготовки учащихся

7 класс

7 класс условно можно разделить на 2 подгруппы: учащиеся с достаточным уровнем подготовленности и низким уровнем.

1 уровень (достаточный) 

На занятиях по предмету Живому миру  учащиеся с этим уровнем подготовки должны:

* понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме совместно с педагогом;

* Знать отличительные признаки живой и неживой природы;

* знать приметы погоды, понимать их разнообразие, особенности;

* понимать закономерность сменяемости времён года.

* соотносить изучаемый материал о многообразии растительного и животного мира с собственным опытом под руководством учителя;

* знать и называть грибы, дифференцировать съедобные и ядовитые ;

* знать и называть растения, знать их сходство и различие, строение;

* знать элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, объяснять их с помощью педагога;

2- й уровень:

* понимать заданный вопрос и с помощью педагога показать ответ на него;

* понимать отличительные признаки времён года, с помощью учителя вести календарь погоды;

* соотносить изучаемый материал о многообразии растительного и животного мира с собственным опытом под руководством учителя;

* узнавать и показывать растения;

* узнавать и показывать изображения грибов;

Учащиеся этой подгруппы все задания выполняют с помощью или при участии педагога.

Требования к уровню подготовки учащихся

8 класс

Учащихся 8-х классов условно можно разделить на 2 подгруппы: учащиеся с достаточным уровнем подготовленности и низким уровнем.

1 уровень (достаточный) 

На занятиях по предмету Живому миру учащиеся с этим уровнем подготовки должны:

  • знать основные представления о живой и неживой природе;
  • знать элементарные сведения о временах года, знать и называть времена года, месяцы по временам года; иметь элементарные представления о погоде, о её особенностях и разнообразии по временам года;
  • знать основные представления о рыбе;
  • знать о грибах (ядовитые, съедобные);
  • знать и называть насекомых (пчела, бабочка)
  • знать и называть перелетных птиц;
  • знать о труде людей осенью;

знать название  и называть животных (дикие, домашние);

 знать и уметь соблюдать правила поведения в природе;

 понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме совместно с педагогом;

практически участвовать в уходе за комнатными растениями;

участвовать в разных формах работы класса.

знать и применять на практике основные правила по охране природы.

2-й уровень (низкий): 

Учащиеся этой подгруппы пытаются:

понять заданный вопрос и с помощью педагога показать ответ на него;

понимать и узнавать отличительные признаки времён года, с помощью учителя вести календарь погоды;

иметь элементарные представления о многообразии животного и растительного мира;

составить представление о животных;

составить элементарные представления  о грибах (ядовитые, съедобные );

составить элементарные представления о  осенних цветах (астра, гладиолус, хризантема); ;

знать и уметь соблюдать правила повеления в природе;

 участвовать в различных формах работы в классе.

Особенность этой подгруппы класса выражается в невозможности устных ответов в связи с системным недоразвитием речи при умеренной и тяжёлой умственной отсталости. Все задания выполняются при помощи или совместно с педагогом.

Требования к уровню подготовки учащихся

9 класс

9 класс условно можно разделить на 2 подгруппы: учащиеся с достаточным уровнем подготовленности и низким уровнем.

1 уровень (достаточный) 

На занятиях по предмету Живой мир учащиеся с этим уровнем подготовки должны:

знать основные представления о живой и неживой природе;

знать элементарные сведения о временах года;

иметь элементарные представления о погоде, о её особенностях и разнообразии по временам года;

 знать мир природы осенью растения и деревья;

знать о грибах (ядовитые, съедобные );

знать и называть перелетных птиц;

знать о труде людей осенью;

знать строение человека;

знать органы (зрения, слуха, обоняния);

 знать и уметь соблюдать правила поведения в природе;

 понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме совместно с педагогом;

участвовать в разных формах работы класса.

2-й уровень (низкий):

У этих учащихся грубо нарушена познавательная деятельность. В процессе изучения программного материала  учащиеся данной подгруппы пытаются:

узнавать (по возможности показывать) основные свойства воды и воздуха;

узнавать (по возможности показывать) сведения о временах года;

составить представление ( по возможности показывать ) природы осенью растения и деревья;

составить представление ( по возможности показывать ) о грибах (ядовитые, съедобные );

составить представление ( по возможности показывать ) и называть цветы

составить представление ( по возможности показывать ) и называть перелетных птиц;

составить представление ( по возможности показывать )  труде людей осенью;

знать и уметь соблюдать правила повеления в природе;

 участвовать в различных формах работы в классе.

Особенность этой подгруппы класса выражается в невозможности устных ответов в связи с системным недоразвитием речи при умеренной и тяжёлой умственной отсталости. Все задания выполняются при помощи или совместно с педагогом.

Содержание программы учебного предмета

6 класс

Осень

Здравствуй осень. Составление рассказа с опорой на картинку.

Сентябрь – первый  месяц осени.

Признаки осени в сентябре.

Огород

Огород осенью

Собираем урожай. Обобщающее понятие «Овощи». Распознавание, внешний вид (цвет, вкус, форма)

Фруктовый сад

Плодовые деревья. Обобщающее понятие «фрукты». Распознавание, внешний вид (груша, слива, яблоки)

Витамины. Чем полезны фрукты.

Листопад . Золотая осень. Листопад Осенние листья (клен, рябина, дуб, береза)

Повторение темы «Осень»

Поздняя осень.  Ноябрь- последний месяц осени

Признаки осени в ноябре. Труд людей осенью

Грибы. Обобщающее понятие «грибы». Белый гриб, лисичка.  Строение, цвет, форма. Съедобный гриб. Съедобные и несъедобные грибы.

Зима. Время года – зима. Декабрь – первый месяц зимы. Признаки зимы в декабре.  Январь – середина зимы. Признаки зимы в январе.

Домашние животные. Обобщающее понятие «домашние животные». Расширение и обобщение знаний, полученных в предыдущих классах.  Лошадь (корова, свинья) где живет, чем питается, какую пользу приносит человеку.

Дикие животные. Обобщающее понятие «дикие животные». Расширение и обобщение знаний, полученных в предыдущих классах. Волк (лиса, медведь) где живет, чем питается, внешний вид. Повторение темы «Животные»

Зимующие птицы Понятие «Зимующие птицы». Расширение и обобщение знаний, полученных в предыдущих классах. «Трудно птицам зимовать» Помощь людей зимующим птицам . Кормушка. «Много снега намело…» Строение.

Весна . Март –первый месяц весны. Признаки весны в марте.  «Осторожно, сосульки!» Правила безопасности. Потепление. Измерение температуры воздуха на улице (практическая работа) Весенняя капель. Повторение темы «весна». Признаки весны в апреле. Май- последний месяц весны.

Птицы.  «Прилетели птицы» Грач. Внешний вид, чем питается. Скворечники. Человек помогает птицам.

Первоцветы. Первые весенние цветы. Подснежник. Внешний вид строение.

Луг. Обобщающее понятие «луг». Растения луга (травы, цветы) Название. Распознавание. Животные луга. Расширение и обобщение знаний, полученных в предыдущих классах.  Повторение темы «Луг» .Береги природу летом.

Содержание программы учебного предмета

7 класс

Осень.  Здравствуй осень. Составление рассказа с опорой на картинку. Сентябрь – первый  месяц осени. Признаки осени в сентябре.

Огород . Огород осенью.  Собираем урожай. Обобщающее понятие «Овощи». Распознавание, внешний вид (цвет, вкус, форма)

Фруктовый сад.  Плодовые деревья. Обобщающее понятие «фрукты». Распознавание, внешний вид (груша, слива, яблоки)

Грибы. Обобщающее понятие «грибы». Белый гриб, лисичка.  Строение, цвет, форма. Съедобный гриб. Съедобные и несъедобные грибы. Дифференциация грибов.

Ягоды. Обобщающее понятие «Ягоды». Распознавание, цвет, вкус, запах (клубника, малина)

Лес. Деревья. Растения леса (деревья, кусты) Название. Распознавание. Части дерева (корень, ствол, ветви, листья). Обобщающее понятие «деревья». Внешний вид, строение (береза, дуб, клен, сосна). Сходства и различия ели и сосны. Плоды.

Куст. Обобщающее понятие «куст». Части дерева (корень, ветви, листья).

Зима. Время года – зима. Декабрь – первый месяц зимы. Признаки зимы в декабре.  Январь – середина зимы. Признаки зимы в январе.

Домашние животные. Обобщающее понятие «домашние животные». Расширение и обобщение знаний, полученных в предыдущих классах.  Лошадь (корова, свинья) где живет, чем питается, какую пользу приносит человеку.

Дикие животные. Обобщающее понятие «дикие животные». Расширение и обобщение знаний, полученных в предыдущих классах. Волк (лиса, медведь) где живет, чем питается, внешний вид. Повторение темы «Животные»

Зимующие птицы Понятие «Зимующие птицы». Расширение и обобщение знаний, полученных в предыдущих классах. «Трудно птицам зимовать» Помощь людей зимующим птицам . Кормушка. «Много снега намело…» Строение.

Весна . Март –первый месяц весны. Признаки весны в марте.  «Осторожно, сосульки!» Правила безопасности. Потепление. Измерение температуры воздуха на улице (практическая работа) Весенняя капель. Повторение темы «весна». Признаки весны в апреле. Май- последний месяц весны.

Птицы.  «Прилетели птицы» Грач. Внешний вид, чем питается. Скворечники. Человек помогает птицам.

Первоцветы. Первые весенние цветы. Подснежник. Внешний вид строение.

Комнатные растения. Обобщающее понятие «комнатные растения. Распознавание. Внешний вид, строение ( герань, фиалка). Расширение и обобщение знаний, полученных в предыдущих классах. Уход за комнатными растениями. Повторение темы «Комнатные растения». Береги природу летом.

Содержание программы учебного предмета

8 класс

Осень.  Здравствуй осень. Составление рассказа с опорой на картинку. Сентябрь – первый  месяц осени. Признаки осени в сентябре.

Огород Собираем урожай. Обобщающее понятие «Овощи». Распознавание, внешний вид (цвет, вкус, форма). Огород осенью

Фруктовый сад. Плодовые деревья. Обобщающее понятие «фрукты». Распознавание, внешний вид (груша, слива, яблоки)

Витамины. Чем полезны фрукты. Для чего человеку нужны витамины.

Листопад . Золотая осень. Листопад Осенние листья (клен, рябина, дуб, береза) Различие осенних листьев. Строение дерева на примере осеннего листа.

Поздняя осень.  Ноябрь- последний месяц осени. Признаки осени в ноябре. Труд людей осенью. Повторение темы «Осень»

Грибы. Обобщающее понятие «грибы». Белый гриб, лисичка.  Строение, цвет, форма. Съедобный гриб. Съедобные и несъедобные грибы. Дифференциация грибов, польза для человека.

Зима. Время года – зима. Декабрь – первый месяц зимы. Признаки зимы в декабре.  Январь – середина зимы. Признаки зимы в январе.

Рыба. Обобщающее понятие «рыба». Расширение и обобщение знаний, полученных в предыдущих классах.  Окунь (сом, щука) где живет, чем питается, какую пользу приносит человеку.

Домашние животные. Обобщающее понятие «домашние животные». Расширение и обобщение знаний, полученных в предыдущих классах.  Лошадь (корова, свинья) где живет, чем питается, какую пользу приносит человеку. Животноводство

Дикие животные. Обобщающее понятие «дикие животные». Расширение и обобщение знаний, полученных в предыдущих классах. Волк (лиса, медведь) где живет, чем питается, внешний вид. Польза диких животных. Повторение темы «Животные»

Зимующие птицы Понятие «Зимующие птицы». Расширение и обобщение знаний, полученных в предыдущих классах. «Трудно птицам зимовать» Помощь людей зимующим птицам . Кормушка. «Много снега намело…» Строение.

Весна . Март –первый месяц весны. Признаки весны в марте.  «Осторожно, сосульки!» Правила безопасности. Потепление. Измерение температуры воздуха на улице (практическая работа) Весенняя капель. Повторение темы «весна». Признаки весны в апреле. Май- последний месяц весны.

Птицы.  «Прилетели птицы» Грач. Внешний вид, чем питается. Скворечники. Человек помогает птицам.

Первоцветы. Первые весенние цветы. Подснежник. Внешний вид строение.

Насекомые. Обобщающее понятие «насекомые ». Название. Распознавание. Животные луга. Расширение и обобщение знаний, полученных в предыдущих классах.  Повторение темы «Насекомые» .Береги природу летом.

Содержание программы учебного предмета

9 класс

Осень.  Здравствуй осень. Составление рассказа с опорой на картинку. Сентябрь – первый  месяц осени. Признаки осени в сентябре. Осенние осадки.

Огород Собираем урожай. Обобщающее понятие «Овощи». Распознавание, внешний вид (цвет, вкус, форма). Огород осенью. Труд людей осенью.

Фруктовый сад. Плодовые деревья. Обобщающее понятие «фрукты». Распознавание, внешний вид (груша, слива, яблоки). Польза фруктов для человека.

Витамины. Чем полезны фрукты. Для чего человеку нужны витамины.

Листопад . Золотая осень. Листопад Осенние листья (клен, рябина, дуб, береза) дифференциация. Различие осенних листьев. Строение дерева на примере осеннего листа.

Поздняя осень.  Ноябрь- последний месяц осени. Признаки осени в ноябре. Труд людей осенью. Повторение темы «Осень»

Грибы. Обобщающее понятие «грибы». Белый гриб, лисичка.  Строение, цвет, форма. Съедобный гриб. Съедобные и несъедобные грибы. Дифференциация грибов, польза для человека.

Зима. Время года – зима. Декабрь – первый месяц зимы. Признаки зимы в декабре.  Январь – середина зимы. Признаки зимы в январе.

Человек. Человек родился. Строение человека. Осанка. Здоровый образ жизни человека.

Как человек воспринимает мир. Глаза. Орган зрения. «Береги глаза», правила ухода за глазами. Уши. Орган слуха. Правила ухода за ушами.

Язык. Орган вкуса. Нос. Орган обоняния. Кожа. Орган осязания.

Повторение темы «Человек».

Домашние животные. Обобщающее понятие «домашние животные». Расширение и обобщение знаний, полученных в предыдущих классах.  Лошадь (корова, свинья) где живет, чем питается, какую пользу приносит человеку. Животноводство

Дикие животные. Обобщающее понятие «дикие животные». Расширение и обобщение знаний, полученных в предыдущих классах. Волк (лиса, медведь) где живет, чем питается, внешний вид. Польза диких животных. Повторение темы «Животные»

Зимующие птицы Понятие «Зимующие птицы». Расширение и обобщение знаний, полученных в предыдущих классах. «Трудно птицам зимовать» Помощь людей зимующим птицам . Кормушка. «Много снега намело…» Строение.

Весна . Март –первый месяц весны. Признаки весны в марте.  «Осторожно, сосульки!» Правила безопасности. Потепление. Измерение температуры воздуха на улице (практическая работа) Весенняя капель. Повторение темы «весна». Признаки весны в апреле. Май- последний месяц весны.

Птицы.  «Прилетели птицы» Грач. Внешний вид, чем питается. Скворечники. Человек помогает птицам.

Первоцветы. Первые весенние цветы. Подснежник. Внешний вид строение.

Луг. Обобщающее понятие «луг». Растения луга (травы, цветы) Название. Распознавание. Животные луга. Расширение и обобщение знаний, полученных в предыдущих классах.  Повторение темы «Луг» .Береги природу летом.

Формы и средства контроля

за уровнем знаний, умений и навыков учащихся

Проверка знаний, умений, навыков необходима для выявления уровня и особенностей познавательной деятельности учащихся. Кроме того, проверка знаний выполняет: обучающую, воспитывающую, диагностико-практическую, оценочную функции.

Нами используются следующие виды контроля: текущий, периодический, итоговый.

После прохождения темы курса, по итогам окончания полугодий и в конце учебного года рекомендуется провести контрольные упражнения в виде тестирования.

Критерии оценивания элементарных знаний и умений учащихся по живому миру

Знания оцениваются по пятибалльной системе в соответствии с двумя уровнями подготовки учащихся.

  • оценка «5» ставится, если все устные, письменные и практические задания выполнены самостоятельно и без ошибок.
  • Оценка «4» ставится, если при выполнении задания допускаются незначительные ошибки и требуется небольшая помощь учителя.
  • Оценка «3» ставится, учащимся, допустившим большое количество незначительных ошибок и выполнившим работу под постоянным контролем  учителя.

Учебно-методические средства обучения

  • Календарь природы;
  • Предметные картинки;
  • Сюжетные картинки;
  • Презентации;
  • Игры (времена года)

Список литературы:

  1. Программа Обучения детей с тяжелым недоразвитием под редакцией  И. М. Бгажноковой, М.; Владос 2011 г
  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. Подготовительный, 1-4 классы. Москва «Просвещение», 2001г.
  3. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Санкт-Петербург, «СОЮЗ», 2001г.
  4. Живой мир,  Н.М. Матвеева, М. С Котина. Москва «Просвещение», 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса. образовательная система "Школа 2100"...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , Концепции духовно-нравственного развит...

Рабочая программа по живому миру для 3 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Данная программа составлена на основе образовательной программы для учащихся 0 и 1-4 классов специального (коррекционного) учреждения VIII вида  И.М. Бгажноковой (2011 г.) и учебника для специаль...

Рабочая программа по живому миру

Рабочая программа  и календарно - тематическое планирование уроков живого мира в 9 классе для классов со ССД...

Рабочая программа курса "В мире музыки" 7 класс

Здесь представлены основные русские и зарубежные композиторы 19 го столетия Программа расчитана на 35 часов....

Рабочая программа курса «Живой мир» для 5 класса VIII вида

Рабочая программа курса «Живой мир» 5 (коррекционного) класса разработана на основе авторской программы « Природоведение» 5 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (...

Рабочая программа факультатива "В мире искусств", 5 класс.

Факультатив «В мире искусств» представляет собой интегрированный курс развивающего обучения в общеобразовательной школе, который формирует систему знаний, умений, навыков в изобразительной...