Исследовательская работа:"Школа наш Эко дом"
опыты и эксперименты (биология, 10 класс) по теме

Реськова Александра Григорьева

исследовательская работа " Эко дом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eko-dom.rar701.14 КБ

Предварительный просмотр:

Районный конкурс научно-исследовательских работ по экологии и охране природы

Номинация: комплексное  исследование экосистем.

Исследовательская работа по теме:

«Школа - наш Экодом».

Исследование компонентов

окружающей среды для оценки экологической ситуации в школе.

                                                                     Выполнили ученицы 10 класса

                                                                     «МОУ Малыгинская СОШ»

Ковровского  района

                                                                      Владимирской области

Ваганова Кристина,

Сальникова Кристина.

                                                                      Руководитель:

 учитель биологии

первой кв. категории

Реськова А.Г.

                                                             

2011-2012 учебный год

                                             

Содержание

                                               

I. Введение                                                                                                       стр 3-4

2. Тема, цель и задачи исследования                                                                    4-5

II. Основная часть.

1. Исследование запыленности школьных помещений.                                  6-9

2.Исследование шумового загрязнения школьных помещений.                    9-17

3. Исследование освещенности школьных помещений.                                  17-18

4.. Исследование качества питьевой воды.                                                        19-21

III .Заключительная часть

1. Выводы.                                                                                                                21                                                                                              

2.Рекомендации                                                                                                       22-23

4.Литература.                                                                                                           24

5.Приложения.                                                                                                        25-31

  I. ВВЕДЕНИЕ (актуальность исследования)   

                 Термин «экологическая безопасность жилища» в наши дни приобретает все большее значение для человека. Мы проводим большое количество времени в школе, она стала для нас вторым домом.

 Пословица гласит: « Мой дом – моя крепость», но действительно ли  это так в экологическом аспекте?

Заинтересовавшись данным вопросом, мы решили провести исследовательскую работу по выявлению экологически опасных факторов воздействия на человека в школьных помещениях.

 В любом, даже самом уютном помещении, есть неблагоприятные зоны, которые постоянно оказывают на человека негативное воздействие. Изучив и выявив эти факторы, их можно свести до минимума, тогда «опасных» мест в нашей  школе будет гораздо меньше.                                                                                                          

Никто не может оставаться равнодушным к загрязнению окружающей среды. “Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо”, – гласит народная мудрость. Исходя из всего изложенного выше, мы поставили перед собой  задачу: изучить экологическое состояние в нашей школе.  В первую очередь  необходимо было провести сбор первичной информации по интересующей нас проблеме. С этой целью мы провели  анкетирование, в котором приняли участие учащиеся 6-10 классов и педагоги школы. Цель данного анкетирования - выяснить:

  • Как учащиеся и учителя  оценивают экологическую ситуацию в школе?
  • Какие источники загрязнения, по их мнению, влияют на экологическую ситуацию в школьных помещениях?

Анкетирование учителей и учащиеся школы по вопросам:

1.Как вы оцениваете экологическое состояние нашей школы?

 -  хорошее

 - удовлетворительное

- неудовлетворительное

2. Как вы считаете, может ли экологическое состояние школы повлиять на ваше здоровье?

-  да

- нет

- не знаю

3. Какие, по вашему мнению, факторы влияют на экологическую обстановку в школе?

- запыленность помещений

- освещение

   - температурный режим

- качество питьевой воды

-  комнатные растения

- шум

- персональный компьютер

                      - все факторы  вместе.

                     4 .Какие меры, по вашему мнению, способны улучшить экологическую обстановку в         школе?

                         - увеличить в классах количество комнатных растений

                         - чаше проветривать помещения и проводить влажную уборку

                         - обязательная сменная обувь в школе

                         - тихо вести себя на уроках, не кричать и не бегать на переменах.

                         - использовать для освещения классов энергосберегающие лампы

                   5. Какие  еще меры, на ваш взгляд, могут сделать экологическую обстановку в школе ещё более благоприятной?

Результаты анкетирования: экологическую ситуацию в школе

считают благоприятной   -  80%

удовлетворительной         - 18%

неудовлетворительной -     2%

Основными  факторами, влияющими на экологическую ситуацию в школе, считают:

  -   запыленность                   70%

  -   шум                                   80%

  -   освещение                        70%

  -    качество питьевой воды  40 %

Исходя из данных анкетирования,  мы определили основные объекты нашего исследования.

   Цель исследования: 

Исследовать  незамкнутую экосистему школы  и предложить меры по созданию экологически безопасной  для школьников и преподавателей среды обитания.

Задачи:

  • исследовать влияние пыли на здоровье учащихся и педагогов;
  • изучить степень шумового загрязнения, его влияние на здоровье школьников

       и преподавателей;

  • определить качество питьевой воды, используемой для приготовления пищи в школьной столовой;
  • изучить уровень освещенности школьных помещений и его влияние на зрение учащихся.

Место проведения: МОУ «Малыгинская средняя общеобразовательная школа»

Сроки проведения: март 2011г. - октябрь 2011г.

Объект исследования: экосистема МОУ «Малыгинская СОШ».

Этапы исследования.

1 этап. Выбор объекта исследования (Март).

2 этап. Сформулировать цель исследования. (Март- Апрель).

3 этап. Выдвинуть гипотезу исследования. (Апрель).

4 этап. Сформулировать задачи исследования. (Май).

5 этап. Изучение и анализ литературы (Май).

6 этап. Выбрать методы исследования. Создание модели проведения эксперимента (Май- Июнь).

7 этап. Проведение экспериментов, систематизация работы, анализ результатов (Июнь- Сентябрь).

8 этап. Оформление исследовательской работы. (Сентябрь).

9 этап. Подготовка доклада для защиты работы. (Октябрь).

10 этап. Подготовка компьютерной презентации. (Октябрь).

Методы исследования:

  • Теоретические (абстрагирование, анализ и синтез);
  • Эмпирические (наблюдение, сравнение, эксперимент);
  • Математические (статистические, использование диаграмм, таблиц);
  • Исследовательские (проведение эксперимента).

 II . Основная часть

Глава 1. Теоретическая часть   

Запыленность воздуха – это важнейший фактор, сопровождающий нас повсюду. Пылью считаются любые твердые частицы, взвешенные в воздухе. Безвредной пыли не существует.

Воздух внутри помещения практически всегда более пыльный, чем на улице.

При проветривании помещений, когда потоки уличного воздуха входят в помещение через форточку и выходят через вентиляционные решетки или другую форточку, скорость и направление воздушного  потока постоянно меняются. При этом пыль выпадает в осадок, а на улицу выходит очищенный воздух. Специалисты измерили, что за сутки вместе с воздухом мы вдыхаем в среднем около двух столовых ложек пыли! И чем меньше пыль, тем глубже она проникает в наши легкие. Частицы пыли повреждают стенки альвеол, нарушают иммунный барьер и открывают путь инфекциям и аллергенам.

Изученная специалистами под микроскопом, прошедшая химический анализ

и биологические исследования пыль из помещений оказалась намного опаснее уличной. Биологический анализ выявил также в образцах пыли опасные для здоровья виды плесневых грибов, их споры и большое количество бактерий. В помещениях, где много книг  и бумаг, в больших количествах присутствует бумажная пыль, вызывающая

специфическую аллергию, от которой часто страдают работники библиотеки. Так что серьезно заболеть на работе и в школе гораздо вероятнее, чем на улице, где мелкая пыль уносится ветром, прибивается и смывается дождем.

В своей исследовательской работе мы решили выяснить, что является основным источником загрязнения воздуха в нашей школе.

   Цели первого исследования:

  • Дать оценку степени запыленности школьного пространства;
  • Определить условия, влияющие на степень запыленности

Условия, влияющие на степень запыленности:

  • Проветривание помещений;
  • Количество комнатных цветов в помещении;
  • Высота наибольшего скопления пыли;
  • Наличие книг в помещении.

Рабочая гипотеза:    

  • Проветривание помещения, большое количество цветов в помещении уменьшает

     степень запыленности.

  • Основная масса пыли сосредоточена на высоте одного метра от пола. 

.

Методика исследования пыли

  • собрали пыль с разных поверхностей помещений кабинета биологии, математики, библиотеки, спортивного зала.( Приложение1)
  • собранные виды пыли разместили по предметным стеклам и пронумеровали.
  • рассмотрели образцы под микроскопом и сфотографировали их.
  • дали описание исследуемым образцам.
  • обработали результаты и сделали выводы.

Определяли чистоту воздуха при помощи метода “Исследование воздуха на содержание     твердых примесей”. ( Литература: Проектная деятельность учащихся. М.В.Высоцкая стр.133)

Пылью считаются любые твердые частицы, взвешенные в воздухе. Экологическая опасность пыли для человека определяется их природой и концентрацией в воздухе. Присутствие в воздухе твёрдых частиц – важная характеристика чистоты воздуха.

Состав пыли:

  •    библиотечная пыль (целлюлоза)
  • шерстяные волокна
  • волосы и эпидермис человека
  • споры плесневых грибов и бактерии
  • частицы мебели и т.д.

 Определение запыленности.

Для определения относительной запыленности были взяты предметные стекла, на них наносилась капля воды, после этого стекла раскладывали в библиотеке, кабинетах биологии, математики, спортивном зале. Через определенное время готовили микропрепараты, рассматривали их через микроскоп и подсчитывали количество пылинок в поле зрения микроскопа. Замеры производили в учебное время и во время каникул. Содержание пыли в воздухе школы в учебное время в 3-4 раза выше, чем во время каникул. (Приложение 2)

Оборудование: электронный микроскоп, предметное стекло, вода.

Ход    работы.

1.Нанесли каплю воды на чисто вымытое предметное стекло и оставили его

лежать на 15 минут в кабинетах биологии и математики, у окна в библиотеке, в  спортивном зале.

2. Если капля не высохла, осторожно накрывали ее покровным стеклом и                                      подсчитывали число пылинок в разных участках препарата.

3.Если при увеличении препарата число пылинок не превышает 15-20, уровень запыленности можно считать небольшим. (Приложение 3)

Результаты исследования.

Исследование пыли в школе мы проводили с помощью школьного микроскопа. (рис.3) Максимальное количество пыли оседает в жилых помещениях на поверхности мебели, а также в труднодоступных для уборки местах. Рассмотрев частицы пыли под микроскопом,

мы обнаружили, что они неоднородны по составу и размеру. Пыль неоднородна и по структуре:

  • книжная пыль – серого цвета, состоит из мельчайших частиц (рис. 4)
  • меловая пыль – светлая, с крупными частицами.
  • пыль, собранная с мягких  стульев в библиотеке, содержит крупные частицы,  соединенных ворсинками (рис.5), которые могут содержать  волосы человека (рис.6)

             ( Приложение 3.)

Определение запыленности проводили и другим методом: вырезали из плотной бумаги несколько прямоугольников  размером 10x6 см, сделали в их центре прямоугольное отверстие размером 3x2 см,  заклеили центральные прямоугольники липкой лентой.                

Вывесили полученные образцы в разных местах: в кабинетах биологии и математики, у окна в библиотеке, в  спортивном зале. (Приложение 2)

Через 4 часа собрали образцы и оценили качество воздуха: в начале на глаз, а затем под микроскопом. Сосчитали количество твёрдых частиц на каждом образце. Провели   классификацию твёрдых частиц по размеру. Оформили результаты в таблицу.

Таблица № 1

Размер частиц

В библиотеке

В кабинете математики

В спортзале

В кабинете биологии

Более 1 мм

Менее 1 мм

Более 1 мм

Менее 1 мм

Более 1 мм

Менее 1 мм

Общее число

20% - воздух чистый

30%- воздух средней чистоты

35 % более - воздух загрязненный

20%- воздух чистый

        

                Оценка запыленности школьного пространства

Выводы:

  • Проветривание помещения, большое количество цветов в помещении уменьшает степень запыленности.
  • Основная масса пыли сосредоточена на высоте одного метра до пола.

  • Ежедневная влажная уборка помещений уменьшает степень запыленности.
  • Ношение второй обуви в школе также значительно уменьшает степень запыленности.

   Цели второго исследования :

  • Дать оценку  влиянию звуков (шума) на человека.
  • Определить условия, влияющие на степень шума.

Методика работы:

1. Анкетирование (учителей, учащихся).

2. Измерение шума с помощью шумометра.

3. Математический анализ.

Под термином «шум» понимается всякий неприятный и нежелательный звук (или совокупность звуков), мешающий восприятию полезных сигналов, оказывающий раздражающее или вредное воздействие на организм человека, снижающий его работоспособность.

Школа – это место, где собирается большое количество детей и взрослых. Каждый издает звуки: кто-то кричит, кто-то поет, разговаривает. Есть уроки, на которых неминуемы громкие звуки – музыка, физкультура. На переменах масса детей устремляется по разным кабинетам, в столовую. Часто эти перемещения сопровождаются шумом. Длительное воздействие шума неблагоприятно сказывается на самочувствии человека. Шум не имеет неприятного запаха, не выделяет никакого излучения и ядовитых газов. Тем не менее, он действует на наше здоровье, вызывая нервозность, головные боли, нарушение сна,  слуха, негативные стрессы, повышенное кровяное давление и т.д.

Здоровье учеников, их эмоциональное состояние, физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются внешней средой, теми условиями, в которых они живут. Для детей 6-17 лет основной средой жизни является школа, где они могут проводить до 70% времени бодрствования. Говоря о психогигиенической обстановке в школе, нельзя обойти вниманием такой существенный фактор, как шум. Слабый уровень звукового фона (субпороговый) человек не воспринимает, но он ему просто необходим. Абсолютно бесшумная обстановка плохо влияет на психику человека, поскольку полная тишина не является для него привычным окружающим фоном.

Но вот сильный шум, как показывают специальные исследования и повседневные наблюдения, повышает отвлекаемость, снижает концентрацию внимания, работоспособность, увеличивает вероятность утомления, а при длительном и постоянном воздействии - риск развития состояний депрессии, хронической усталости. Шум нарушает отношения между людьми, повышая уровень нервозности, агрессивности, конфликтности. Он ухудшает течение некоторых заболеваний. Неприятное воздействие шума сильнее сказывается на умственной работоспособности, чем на физической. А шум в школе, особенно на перемене, значительно превышает допустимые показатели.

Длительный шум неблагоприятно влияет на органы слуха, понижая чувствительность к звуку. К тому же он обладает аккумулятивным эффектом, то есть акустические раздражения, накапливаясь в организме, всё сильнее угнетают нервную систему. Шумы вызывают функциональные расстройства сердечно–сосудистой системы; оказывают вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток.

Человеческое ухо — очень чувствительный прибор. Как известно, ухо человека способно воспринимать звуковые волны с частотой от 16 Гц до 20 кГц. Но звуковая палитра мира, окружающего человека, включает в себя довольно широкий спектр шумов (табл. 1). 

               

 

Уровень шума измеряется в единицах звукового давления — децибелах (дБ).

Это давление воспринимается не беспредельно, так например:

Таблица №1

Источники звукового давления

Звуковое давление

Болевой порог

160дб

Ракетный двигатель                                                        

140 дб

Громкая музыка  

120 дб

Дробильная машина

110 дб

Пресс, метро

100 дб

Уровень шума, вредный для слуха

90 дб

Товарный поезд (на расстоянии 33 м )

80 дб

Пылесос (на расстоянии 3м)

70 дб

Автомобильное движение на автостраде

60 дб

Разговор

40 дб

Шелест листвы

10 дб

Разговор учеников во время перемены

40 дб

Хлопанье в ладоши во время представления

88 дб

«Ура» - всем классом

127 дб

Визг, особенно девчачий

140 дб

Одним из таких шумов является так называемый «школьный шум», под влиянием которого у учащихся проявляются изменения функционального состояния центральной нервной системы. Уровень интенсивности шума на уроках находится преимущественно в пределах от 50 до 80 дБ, с частотой от 500 до 2000 Гц. Шум до 40 дБ не вызывает отрицательных изменений, они становятся выраженными при воздействии шума в 50 и 60 дБ. Решение арифметических примеров требовало при шуме в 50 дБ на 15-55%, а в 60 дБ — на 81-105% больше времени, чем до воздействия шума. При шуме в 65 дБ у школьников отмечено снижение внимания на 12-16%. Уровень шума свыше 80–100 дБ способствуя увеличению числа ошибок в работе, снижая производительность труда примерно на 10 – 15% и одновременно значительно ухудшая его качество.

Как и любое другое учреждение, наша школа страдает от шумового загрязнения — внешнего и внутреннего, и еще неизвестно, что наносит больший вред (табл. 2).

Табл. 2. Источники шумового загрязнения в нашей школе

Источники шума

Нижний предел чувствительности уха

Уличные шумы

Шум на переменах

Шум в классе во время урока

Школьный звонок

Автомобильный транспорт

Болевой порог

В  60 метрах от нашей школы расположена автотрасса федерального значения. Шум, создаваемый проходящими автомобилями, составляет около 80 дБ, в то время как болевой порог человека — 130 дБ. Ко всему прочему, такой шум отрицательно влияет на работоспособность учеников, отвлекает внимание и становится причиной многих нервных расстройств.  Конечно, хорошие стеклопакеты несколько уменьшают этот шум, но стоит открыть окно — и в класс снова врывается грохот проезжающих  мимо автомобилей. «Школьный шум» оказывает отрицательное влияние на работоспособность. От чрезмерного уровня шума усиливается состояние дискомфорта: на переменах школьное здание «гудит», во время урока в классах с большой наполняемостью ученикам приходится напрягать слух.

Учителю также приходится работать с повышением голоса.

 К концу учебного дня устают и те, и другие. Уровень шума в школе снижается лишь к пятому уроку, когда уменьшается поток учеников среднего звена— основного «источника» шума. А до этого времени на переменах стоит невообразимый шум: бегают дети, раздается громкий смех, крики. Тут не то что отдохнуть — устать можно! В результате к концу дня ученики чувствуют себя совершенно утомленными, у некоторых может болеть голова. Как же бороться с этой проблемой?

Нужно объяснить ученикам последствия такого шума, его влияние на нервную систему. Важно, чтобы они сами осознали необходимость соблюдения тишины во время урока и на переменах. Конечно, требовать абсолютной тишины во время перемен неразумно, но относительного спокойствия все же надо добиться. А вот отсутствие шума на уроках — явление крайне необходимое. Так учителю легче работать, да и сами ученики смогут лучше сосредоточиться.

В ходе нашей работы было проведено два анкетирования — среди учителей и среди учеников. В результате мы узнали  отношение респондентов к близости автомобильной дороги, к шуму во время урока и на переменах.

2. Анкета для учащихся и учителей школы.

1. Какой шум тебе (вам) мешает?

2. В каких случаях тебе(вам) нравятся громкие звуки?

3. В каких ситуациях тебе(вам) приятны тихие звуки или просто тишина?

4. Какие шумы твои родители воспринимают как помеху?

5. Какие шумы учителя воспринимают как помеху?

6. Веришь ли ты, что шум может стать причиной болезни?

7. Чувствуешь ли ты себя усталым после уроков?

8. Является ли шум причиной твоей усталости?

На вопросы анкеты отвечали ученики 6-х  классов (по мнению педагогов, это самая «шумная» параллель), девятиклассники, учителя.

2. Результаты анкетирования учащихся и учителей школы:

1. На первый вопрос (какой шум мешает) были получены следующие ответы:

  • громкие разговоры;
  • крики и галдеж;
  • громкая музыка;
  • громкий звук школьного звонка;
  • телевизор;
  • дискотека;
  • шум бытовой техники.

Причем, варианты ответов учеников и учителей были сходны.

2. В каких случаях тебе(вам) нравятся громкие звуки?

Дети отвечали следующее:

  • любимая музыка;
  • когда хорошее настроение;
  • на праздниках;
  • когда сами шумим;
  • исполнение песен;
  • музыка дискотек.

Учителя отвечали, что громкие звуки многим не нравятся, но можно послушать громкое пение песен и любимую музыку.

3. В каких ситуациях тебе приятны тихие звуки или просто тишина?

Ответы детей:

  • когда засыпаю, сплю;
  • когда делаю уроки;
  • когда тишина в классе на уроке;
  • когда читаю;
  • когда думаю.

Учителям нравится тишина после работы, чтобы отдохнуть, при подготовке к урокам.

4. Какие шумы твои родители воспринимают как помеху?

  • громкая музыка;
  • смех, крики;
  • звуки игр – «стрелялок» на компьютере.

5. Какие шумы учителя воспринимают как помеху?

  • разговоры на уроке;
  • смех, крики, свист, галдеж;
  • звук мобильного телефона на уроке;
  • шорканье ногами.

6. Веришь ли ты, что шум может стать причиной болезни?

Ответы учеников:

Да – 54 % опрошенных;

Нет – 33 %;

Не знаю – 13 %.

Ответы учителей:

Да – 100 % опрошенных.

7. Чувствуешь ли ты себя усталым после уроков?

Ответы учеников:

Да – 78 %;

Нет – 18 %;

Не знаю – 4 %.

Ответы учителей:

Да – 90 % опрошенных;

Нет – 10 %.

8. Является ли шум причиной твоей усталости?

Ответы учеников:

Да – 80 %;

Нет – 15 %;

Не знаю – 5 %.

Ответы учителей:

Да – 85 % опрошенных;

Нет – 15 %.

Таблица № 3.

 Вывод: После анализа этой анкеты можно сделать выводы о том, что многим детям нравятся громкие звуки, учителя же предпочитают тишину. Однако большую часть детей и учителей раздражают громкие разговоры, крики, свист, звучание музыки  мобильных телефонов. Большинство респондентов осознают негативное влияние звука на состояние здоровья. Многие согласились с тем, что шум вызывает усталость и может стать причиной болезни.

Сильная перегрузка слухового анализатора приводит к перевозбуждению нервной системы, изменениям психического состояния, к снижению адаптационных ресурсов организма, а значит, к переутомлению. Как видно из диаграмм, незначительная часть опрошенных негативно относится к соседству автомобильной  дороги, т.к. шум автомашин отвлекает и мешает сосредоточиться на уроках только весной и осенью.

Но в то же время немало и тех, кто попросту не обращает на него внимания. Приятно узнать, что у большей части  опрошенных на уроках нешумно — сберегают нервы и себе, и учителю. А вот мнения остальных разделились: одна половина страдает от этого шума, а другая его вовсе не замечает. В отношении шума на переменах мнение практически однозначно: он раздражает почти 20% опрошенных. Что же касается наполняемости класса, то здесь лидирует вариант 15-20 человек – 29%, хотя большинство вообще считают, что это не влияет на уровень шума в классе.

Методика исследования.

(Литература: Практикум по экологии под редакцией С.В.Алексеева. Стр.47)

1. Определение уровня шума в разных школьных помещениях.

Микрофон шумомера устанавливается на расстоянии 30-50 см от места измерения. После этого определяется уровень шума в разных местах школы.  ( Приложение 4, 5). Эти места выбирались в зависимости силы источника звука (в местах массового скопления детей, в местах, где находится звонок). Исследования проводились однократно.

Результаты  измерений уровня шума в школьных помещениях

Помещение

Уровень шума, дБ

Результаты измерения

Допустимый уровень

Учебный кабинет во время урока

40

40

Пустой учебный кабинет

30

40

Кабинет пения (во время урока)

80

60

Рекреация начальных классов на перемене

100

80

Спортзал во время урока

70

60

Коридор на 2 этаже

73

80

Коридор на 1 этаже (где находится звонок)

90

80

Фойе на 1 этаже

90

80

Лестница между 1 и 2 этажом

85

80

Столовая

70

60

Превышен допустимый уровень шума в коридорах во время перемен. На уроках музыки,  физкультуры также наблюдается превышение уровня шума. В большинстве кабинетов во время уроков уровень шума не превышает допустимый.

Выводы:

1. Высокий уровень шума вызывает дискомфортное состояние учеников и учителей.

2. Максимальный шум в школе на переменах выявлен на 1 этаже (в районе расположения звонка и массового скопления учащихся).

3. Во время урока самые шумные места школы – спортивный зал, кабинет музыки.

4. Учителя и многие ученики негативно относятся к громкому шуму.

Результаты исследования шумового загрязнения школы.

Нами было проведено исследование шумового загрязнения в школе и получены следующие результаты. Помимо внешнего шумового загрязнения, создаваемого проходящими автомобилями, наша школа страдает и от внутреннего — «школьного шума». И если с первым нам остается лишь смириться, то уровень шума  на уроках и переменах полностью зависит от самих учеников. Наша задача — обезопасить себя и окружающих от такого небезопасного шумового фона, ведь он сказывается отрицательно на самочувствии и учителей, и учеников, способствует быстрому утомлению. Наше здоровье — в наших руках.

Рекомендации:

1. Довести до сведения учеников, учителей, родителей результаты исследований.

2. Продолжить исследования уровня шума, чтобы определить самый шумный класс и самый шумный кабинет.

3. Окна открывать весной и осенью только с целью проветрить класс и только на переменах.

4. Каждому члену школьного коллектива напоминать о том, что разговор на переменах и уроках вполголоса поможет сохранить здоровье.

5. Распространить информацию о звуках, благоприятно влияющих на организм человека (музыкотерапия, звукотерапия)

6. Тихо вести себя на уроках, на переменах выходить из класса, не бегать и не шуметь.

   Цель третьего исследования:

  • Изучить освещенность рабочих мест учащихся  МОУ «Малыгинская СОШ», за каждым из которых закреплено своё постоянное место
  • Изучение освещения классных комнат.

Объект исследования: Объектами исследования были кабинеты, в которых занимаются старшеклассники : № 3 (кабинет русского языка); № 6 (кабинет ОБЖ); №8 (кабинет технологии); № 10 (кабинет истории); № 14 (кабинет биологии);  а также кабинет учащихся начальных классов №2. ( Приложение 5)   Кабинеты по ряду параметров отвечают гигиеническим нормам. Мебель соответствует росту учащихся, цветовое оформление помещений создаёт комфортность (нет ярких цветовых контрастов, пестроты, которые утомляют зрение, стены выкрашены в   пастельные цвета).

Методика исследования

( Литература:  Практикум по экологии под редакцией С.В.Алексеева, стр. 58)

Естественное освещение

В кабинете физики и биологии площадь окон равна 16,4 м2.  Застекленная площадь одного окна составляет 4,1 м2. В исследуемых кабинетах по 4 окна. Общая площадь окон в обоих кабинетах составила по 16,4 метров2. Занавеси располагаются между проемами стен, затемнение не образуют. Величину естественной освещённости помещения определили по формуле: в кабинете биологии СК (световой коэффициент) = 0,25 %, в кабинете физики = 0,27 %, что соответствует норме (0,25%). Естественный свет падает с левой стороны. Световой коэффициент ( СК) подсчитали по формуле   СК= S о /S ,  где S о – площадь застекленной части окон; S – площадь пола

  • При изучении характера освещения рабочего места  измеряли освещённость поверхности классной доски, поверхности 1,2,3 и 4 парт 2-го ряда. Измерения проводили при помощи  прибора люксметра Ю-116.   Люксметр - переносной прибор для измерения освещенности. Полученные значения сравнивали с требованиями ГОСТ   .Таблица освещённости рабочих мест учащихся в разных кабинетах.

Кабинет

                                Освещённость, люкс

Доска

1 парта

2 ряда

2 парта

2 ряда

3 парта

2 ряда

4 парта

2 ряда

 Среднее значение

ГОСТ

№3

170

160

150

140

190

162

150

№6

180

155

160

140

150

157

150

№8

170

150

155

140

170

157

150

№10

170

160

155

160

150

159

150

№14

170

150

160

130

140

150

150

№ 2 начальных классов

320

100

105

120

130

171

225

  • Измерения проводились в сентябре 2011 года в 10.00 часов с включенным светом.
  • Из этих данных видно, что освещённость соответствует нормам ГОСТ во всех кабинетах, кроме кабинета начальных классов

   Цель   четвертого исследования:

  • Изучить  качество питьевой воды, взятой из разных источников на школьной территории
  • Определить качество питьевой воды

Объект исследования:  пробы водопроводной воды, взятой в кабинете химии- биологии, в столовой и туалетной комнате.

Теоретическая часть.

«Вода – ты сам жизнь!»- так писал о воде автор сказки о маленьком принце французский писатель Антуан де Сент Экзюпери. Вода необходима нам как воздух и пища, без неё не- возможно себе представить жизнь.   Вода – самое  распространённое  неорганическое  соединение  на  нашей  планете. В  естественном  состоянии вода никогда  не  свободна  от примесей. В    ней  растворены различные  газы  и  соли, находятся  взвешенные  твёрдые  частицы. В литре  пресной  воды  может  содержаться  до  1 г солей.   Человек  всегда  заботился  о  чистоте  и  свежести  воды  для  питья. Ещё  издревле  питьевая  вода  всячески  очищалась  и  дезинфицировалась  человеком. Современные  методы  очистки  питьевой  воды  весьма  совершенны.  Они  позволяют  обнаружить  не  больше  60 элементов  таблицы  Менделеева, многие  из  которых  не   подвергаются  очистке.

         При  увеличении  ПДК  некоторые  химические  элементы  способствуют  развитию  таких  заболеваний, как  язва  желудка (бериллий), раку  лёгких (мышьяк), повреждение  почек (свинец) и др.

 Вода – это уникальное природное вещество. Она является участником биохимических реакций, внутренней средой организма. Без воды невозможно существование живых организмов на нашей планете, поэтому её необходимо беречь и охранять.

Методика исследования:

( Литература: Учебник «Химия. 8 класс», автор О.С. Габрилян  стр.112. и «Практикум по экологии» под редакцией С.В.Алексеева. Стр. 133 )

Исследование проводилось по двум направлениям:

1. Сравнение качества воды по некоторым параметрам: цвет, запах, прозрачность, кислотность, наличие осадка.

2. Сравнение воды различной степени жесткости

Опыт: сравнение качества воды

Цель: определить и сравнить качество питьевой воды из различных источников:

 столовой, кабинета химии- биологии, туалетной комнаты. ( Приложение 6)

Наливали в стаканы воду из различных источников, проводил исследования по плану:

1.  Оценка запаха воды

В коническую колбу с пробкой  наливали исследуемую воду до 2/3 объема и сильно

 встряхивали в закрытом состоянии. Затем открывали колбу и оценивали характер и интенсивность запаха.

Таблица № 4   Оценка запаха      воды

Интенсивность запаха

Описательное определение

балл

Образец

№ 1(кабинет химии- биологии)

Образец    № 2       (столовая)

Образец

№ 3                          (туалетная комната)

Отсутствие ощутимого запаха

Отсутствие ощутимого запаха

0

-

0

0

Очень слабый

Запах ощущается опытным наблюдателем,

Не ощущается потребителем

-

-

-

      -

 слабый

Обнаруживается если обратить внимание

2

-

-

2

Заметный

Ощущается легко

   3

3

        -

-

  отчетливый

  Запах обращает на себя внимание

   4

        4

        -

         -

 Очень сильный

Реакция среды       PH

Настолько сильный, что вода  совершенно  непригодна для питья

   

5

6.5- 7

     

-

6.5

 

-

7

-

   6.8

 Вывод: Больше всего запах ощущается в кабинете биологии, где еще старые трубы, в столовой и туалетных комнатах  железные трубы заменили на пластиковые.

2.Цвет и прозрачность: если видны изменения в цвете воды (стакан ставят на чистый лист белой бумаги), то их описывают словом: зеленоватый, светло-коричневый и т. д.

Для опыта мы брали плоскодонный стеклянный цилиндр. Устанавливали цилиндр на печатный текст и наливали воду до тех пор, пока можно было читать текст. Измеряли

 высоту столбцов линейкой. Высота столба воды (см), при которой текст становиться невидимым, и является мерой прозрачности. Цветность определяли, рассматривая пробирку (заполненную водой на 10- 12 см) сверху на белом фоне при достаточном боковом освещении. Мутность воды определяли, рассматривая пробирку сверху на темном фоне при достаточном боковом освещении.

Таблица №5  

Параметры образцов воды

Показатели воды

Образец

№ 1(кабинет химии- биологии)

Образец    № 2       (столовая)

Образец

№ 3                          (туалетная комната)

 Привкус

Вода имеет неприятный металлический вкус

Вода не имеет привкуса

Вода имеет легкий металлический привкус

 Цветность

Прозрачная, но со временем при нагревании приобретает металлический вкус

 прозрачная

Прозрачная, но со временем при нагревании приобретает металлический вкус

 Мутность                       (прозрачность)

Мутная с наличием взвешенных частиц (песка, железистого осадка)    26 см

 Прозрачная без наличия взвешенных частиц

  30 см

Мутноватая с наличием взвешенных частиц

   28 см

  Металлические примеси                                                                                            

Наличие железистых бактерий, частиы

 железных труб

 Без примесей

Есть  железистые бактерии

            

 Требованиях по государственному стандарту к питьевой воде: запах - не более 2, прозрачность – не менее 30 см, бесцветна; кислотность – от 6,9 до 9,5 рН.

Результаты исследования.  

Качество питьевой воды.

Практическим путем мы установили, что  водопроводная вода школы, взятая в кабинетах, туалетах и школьной столовой  не обладает цветом, в ней нет органических примесей, обладает слабым запахом, температура = 18,5  градусов по Цельсию, вода признана прозрачной. Кислотность воды исследуемых образцов примерно одинакова и близка к норме (7-7,5). В результате использования на очистных сооружениях веществ - умягчителей жесткость водопроводной воды снижена и составляет от 3,8 до 4,0 (норма: 5,0).

III. Заключительная часть

Выводы:

Рассмотрев влияние различных экологических факторов на состояние экосистемы нашей школы,  мы отмечаем следующее: на экосистему школы  и здоровье учащихся и учителей  влияют  пыль, шумовое загрязнение, качество питьевой воды, освещенность. Максимальное количество пыли оседает в жилых помещениях на поверхности мебели, а также в труднодоступных для уборки местах. Помимо внешнего шумового загрязнения, создаваемого проходящими автомобилями, наша школа страдает и от внутреннего — «школьного шума». И если с первым нам остается лишь смириться, то уровень шума  на уроках и переменах полностью зависит от самих учеников. Наша задача — обезопасить себя и окружающих от такого небезопасного шумового фона, ведь он сказывается отрицательно на самочувствии и учителей, и учеников, способствует быстрому утомлению. Наше здоровье — в наших руках! Шум вредно отражается на состоянии здоровья человека, прежде всего, ухудшается слух, состояние нервной и сердечно-сосудистой системы. Надо бороться с вредным влиянием шума путем контроля уровня шума, а также при помощи специальных мер по снижению уровня шума.

        По результатам исследования  установлено: запыленность школьных помещений  не превышает допустимые нормы. Основная масса пыли сосредоточена до метра от пола.

Проветривание помещений, большое количество цветов и ежедневная влажная уборка уменьшает степень запыленности. Ношение второй обуви в школе, также уменьшает степень запыленности.

Рекомендации:

По итогам нашего исследования с целью улучшения экологической ситуации в школе  мы рекомендуем:

1. Довести до сведения учеников, учителей, родителей результаты исследований                             2. Для снижения уровня запыленности ежедневно проветривать помещения  до начала занятий и во время перемен.

3.Увеличить количество комнатных цветов в учебных кабинетах, что приведет уменьшению степени запыленности.

4.Ввести ношение второй обуви в течение всего учебного года, что также уменьшает степень запыленности.

5. При освещении классных комнат использовать энергосберегающие лампы. В кабинете начальных классов установить дополнительное освещение, чтобы  освещение соответствовало нормам СанПиН.

6. Продолжить исследования уровня шума, чтобы определить самый шумный класс и самый шумный кабинет.

7.  Каждому члену школьного коллектива напоминать о том, что разговор на переменах и уроках вполголоса поможет сохранить здоровье.

8. Распространить информацию о звуках, благоприятно влияющих на организм человека (музыкотерапия, звукотерапия)

9.Для улучшения качества  воды в кабинете химии- биологии заменить старые железные трубы на новые пластиковые, что приведет к исчезновению железистых бактерий и осадка.

        

Литература

1. Алексеева С.В. Практикум по экологии. – М.: Дрофа, 2000 г.  

2.Высоцкая М.В. Проектная деятельность учащихся.- Волгоград: Учитель, 2008 г.                                                                          3. Габриелян О.С. Химия – 8 класс. - М: Дрофа, 2005 г.

4. Рыжов И. Н., Ягодин Г. А. Школьный экологический мониторинг. Учебное пособие. – Галактика, 2000 г.

5. Материалы Интернет - сайта mhtvl:file 

6.О.Г.Левина. Первые шаги в науку. Как проводится исследование? Ярославль 2000г.

7. Плужников М.С., Рязанцев С.В. Среди запахов и звуков.- М.: Молодая гвардия, 1991г.

8.Статья « Девять шагов экологического проекта» стр. 42 -47 журнал   биология для школьников 2000г.

9.  Юдина Е.Я. Борьба с шумом- М.:Просвещение,1991 г.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Англицизмы на страницах учебника немецкого языка в школе": исследовательская работа ученицы 10 класса МБОУ СОШ №7 Яровой Евгении.

Данная исследовательская работа содержит информацию о причинах и  разных видах заимствований из английского языка в немецкий , список слов, словосочетаний, являющихся англицизмами....

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ТЕМА: «СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА ПЕРЕД ПОСТУПЛЕНИЕМ В ШКОЛУ, ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВИТИЯ И ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК «ПАПА, МАМА. Я – СПОРТИВНАЯ СЕМЬЯ»».

Для родителей- о подготовки физического состояния ребенка к поступлению в школу. Для коллег мониторинг и контроль состояния ребенка при поступлении на учебу, способы корекции физического состояния. Сц...

Поисково-исследовательская, научно-исследовательская работа в школе.

Рекомендации  по написанию научно-исследовательской работе для обучающихся....

Исследовательская работа «История одной фотографии военного фотокорреспондента Павла Трошкина» Автор работы-Лукьянов Владислав, 4 класс "Д" ГБОУ «Школа № 463 им. Героя Советского Союза Д. Н. Медведева» Руководитель работы-Корнеева Е.А.

Исследовательская работа  была представлена на Московском городском конкурсе исследовательских и проектных работ обучающихся в 2017/2018 учебном году и признана "победителем". В 20...

Всероссийской научно-практической конференции на тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельности в школе и вузе» Научно-исследовательская работа по теме: « Возрождение старинных традиций и обычай на основе материалов школьного

Всероссийской научно-практической конференциина тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельностив школе и вузе»  Научно-исследовательская работа по теме: ...

Из опыта работы. Исследовательская работа в школе.

Внеурочная работа. Вот уже более 20 лет занимаюсь исследовательской работой в Луковецкой школе. Ценность этой работы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные п...

Научно-исследовательская работа "Школа без агрессии"

Научно-исследовательская работа "Школа без агрессии"Цель: разработиать комплекс профилактических мероприятий, исходя из доминирующих форм агрессивного поведения школьников....