Главные вкладки

    Всероссийской научно-практической конференции на тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельности в школе и вузе» Научно-исследовательская работа по теме: « Возрождение старинных традиций и обычай на основе материалов школьного
    статья по краеведению

    Маркова Светлана Петровна

    Всероссийской научно-практической конференции

    на тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельности

    в школе и вузе»

     

     

    Научно-исследовательская работа по теме: « Возрождение старинных традиций

    и обычай на основе материалов школьного краеведческого материала  

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Республики Татарстан

    Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан

    ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Институт управления, экономики и финансов

    Региональное отделение Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» в Республике Татарстан

    МКУ «Управление образования Буинского муниципального района Республики Татарстан»

    МБОУ «Гимназия имени М.М. Вахитова» г.Буинска Республики Татарстан

    Всероссийской научно-практической конференции

    на тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельности

    в школе и вузе»

    Научно-исследовательская работа по теме: « Возрождение старинных традиций

    и обычай на основе материалов школьного краеведческого материала  

                                                           Автор работы : учитель истории и обществознания

                        Маркова Светлана Петровна

                                          учитель 1 квалификационной категории

                                                     Адрес работы : 422464  Республика Татарстан

                                         Дрожжаноский район , с.Новый Убей,

    улица Мира,д.7

            сот. телефон -89603022167

            электронная почта :markovasveta2014@yandex.ru

                                 МБОУ «Новоубеевская основная

                             общеобразовательная школа»

            

    г. Буинск- 2019г

    Вводное слово

    «Нет будущего у народа,

    который забывает своё прошлое», -

     гласит чувашская народная пословица.

       

       Что нас ждёт в будущем? Чему нас учит прошлое? Краеведение помогает ответить на эти важные вопросы, даёт материал для вдумчивого и взвешенного анализа места и роли родного края, народов, населяющих его в историческом развитии России, а также задуматься о его будущем.

    Под краеведением обычно понимают изучение края местными силами в совокупности явлений общественно- политических, культурных, экономических и природных. Нужно отметить, что краеведение подразумевает не только знания о местном крае, но и пути познания, поиска и распространения этих знаний. Это не только способ сохранения и освоения исторического опыта, но и обретение личного опыта, возможность социализации подростка, вовлечение ребёнка

    в деятельность наравне с взрослыми. Другими словами, это способ сохранения и освоения исторического опыта. В этой связи краеведение является мощным воспитательным фактором, средством развития патриотизма, любви к своей «Малой Родине».

       Богата и колоритна этнографическая культура нашего Дрожжановского района.  Всё это даёт широкие возможности для исследовательской работы учащихся. Интерес к краеведческому исследованию всегда актуален и перспективен. Применяя разнообразные методы и формы в работе с учащимися, можно создавать ситуации, позволяющие каждому ученику проявить самостоятельность, инициативу, стимулировать свободу мышления, высказывания без боязни ошибиться, умение самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы. Самовоспитание, самовыражение, самореализация учащихся, на мой взгляд, возможны в процессе краеведческого исследования, что отвечает концепции личностно ориентированного образования. Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Учитель способен добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у детей желание «напиться» из источника знаний? Есть много способов внешней мотивации.  Но успешность учебной деятельности ,а  в конечном счёте качество образования зависят от внутренней мотивации. Для того чтобы быть успешной, учебная деятельность должна соответствовать  основному требованию - быть как для обучающего так и для обучаемого разносторонне мотивированным процессом. Еще Ушинский говорил: « Деятельность должна  быть моя, увлекать меня, исходить из души моей”.

        Где же истоки учебной мотивации? На какие «кнопочки» можно нажимать, к каким внутренним источникам активности ребенка подключаться, для того чтобы побуждать его к учебному труду? Вашему вниманию я предлагаю еще один из таких источников- это возрождение старинных традиций и обрядов, на основе материалов школьного краеведческого материала.

    Актуальность работы:  обеспечение успешного обучения, повышение мотивации учащихся на традициях истории родного края через краеведческое исследование, сотворчество и сотрудничество учителя и ученика.

    Цель моего исследования это познакомить с основными традициями, обычаями, культурным наследием чувашского народа и на примере нашего сельского поселения показать, как они возрождаются, передаются будущему поколению.

    Исходя из цели для  ее реализации выполняются следующие задачи:

    - формировать представление о культурных ценностях и народных  традициях;

    - воспитывать интерес к истории и культуре родного края, чувства гордости за свою родину и свой народ, а также уважения к фольклорному наследию других народов;

    Знания о национальной культуре своего  края и других регионов дети получают в школе на уроках истории и родного чувашского языка, на занятиях декоративно-прикладного творчества, при проведении внеклассных краеведческих мероприятий. Так же, хотелось бы отметить, что националь-ный праздник Акатуй, который прошел в этом году в нашей деревне, тоже яркий пример возрождение и знакомство молодого поколения с традициями и обычаями чувашского народа наяву. На творческих отчетных концертах, каждый год стараемся знакомить с промыслами нашими предков. Например, ткацкое дело на ткацком станке, или же чистка шерсти и прядильное дело. Возрождаются старинные песни и пляски, национальные узоры и вышивка. Это дело очень нужное и полезное.

    Основная часть

    Праздники, обряды.

    У чувашского народа много традиций и обрядов. Некоторые из них позабыты, другие не дошли до нас. Они дороги нам как память о нашей истории. Без знания народных традиций и обрядов невозможно полноценное воспитание молодого поколения. Отсюда и стремление осмыслить их в контексте современных тенденций развития духовной культуры народа. Сегодня, наблюдается возрождение интереса к истории народа и национальной культуре. С течением времени детали исполнения обрядов менялись, но оставалась их суть, их дух.

    Обряд дождя (Çумăр чуке)

    Так что же такое «обряд»? Сначала мы ответим на этот вопрос. Обряд - совокупность действий стереотипного характера, которой присуще символическое значение. Стереотипный характер действий обряда отражает происхождение слова. С точки зрения этимологии оно означает именно «приведение чего-либо в порядок». Обряд нередко характеризуют как традиционное действие человека. Зная это, мы приступим к его рассмотрению на более конкретных примерах из культурного наследия народа.

    Данный обряд привлек мой интерес, в первую очередь, своей необычной историей возникновения, по тону не свойственной для подобных традиций.

    По преданию, более 2 веков тому назад в наши места приехал портной Мишанкка, который зарабатывал на жизнь шитьем одежды для крестьян. Когда он ушел из деревни, на него напали неизвестные в овраге Хорновары, отобрали деньги, а самого убили. Похоронен он был на том же месте, и на могиле его поставили столб. С тех пор и повелось у людей, что коли дождей долго нет – то Мишанкка разгневался. В том случае старожилы из деревни Малые Убеи ходили по дворам и собирали продукты, а затем с ними они шли на одинокую могилу портного и проводили поминки, вызывая дождь. Тут же и устраивали инсценировку драки воров с Мишанккой.

    Другой подход имели жители деревни Новые Убеи, где проводился так называемый «Утюк пăтти». Суть его состоялась в том, что старожилы собирались в ложбине на конце улицы и варили кашу из различной крупы, молились, и, следуя поверью, после этих действий непременно шел дождь.

    Просить влаги у бога ходил и церковный поп с народом. Этот крестный ход совершался после пасхи, в день вознесения. Такое хождение совершалось раз в год в обязательном порядке, а если год выпадал засушливый – то и вовсе несколько раз. Поп с церковной свитой шел на кладбище, а народ нес стол и каравай хлеба, иконы и хоругви, выпрашивая у бога дождя. Хлеб делили и оставляли на кладбище. Обряды эти продолжались вплоть до Троицы, только по воскресным дням.

    Хоть эти подходы к обряду полностью различны, их все-таки связывает одно: призыв к некоей мистической высшей силе, способной наградить народ своим даром – урожайной погодой. Все три относятся к церковной обрядности.

    Праздник-хăят (Хăят уяве)

    Не стоит удивляться, что обряды сопровождали жителей поселения круглый год, каждый сезон имея определенную причину на их совершение и от того символическое значение.

    Летом, после Троицы, где-то 25-28 июня, местное население выходило на берега реки Цильна и варило кашу. У каждой деревни имелось свое место для совершения этого обряда. Названия праздника тоже рознились, но смысл и сценарий сохраняли свое сходство. Собирались все: и стар, и млад. Каждый приносил что у него имелось, и все это варилось в большом котле на берегу оврага. Совершалось моление по правилам дохристианского обряда, во время которого поименно вспоминались первые переселенцы поселения. Далее умывали заранее пойманного воробья, смазывали его маслом и выпускали. Оканчивалось событие хороводом и чувашскими народными песнями.

    Уже осенью крестьяне проводили «праздник урожая» в честь успешной уборки полей. Народ убирался дома и встречался с родными. Девушки собирались на посиделки (улах), а парни плели лапти. В честь их окончания проводился «улах сăри», в ходе которого девушка выбирала себе гостью и в паре с парнем приглашала ее за стол, после чего они шли в общий дом, где собирались все гости. Проводилось подобное и между разными деревнями.

    Следующий ближайший праздник – «сурхури», проходивший в ночь на 14 и 18 января. Девушки и парни проводили игры, плясали и гадали. В день крещения пекли колобки.

    С уходом зимы наступала масленица – праздник встречи весны. Целый день на улице веселился празднично одетый народ. Вслед за ней – семь недель Великого поста, «типе тытни», за которыми следовала Великая пасха. Празднующие наводили порядок, топили печи и пекли пироги. Пожилые люди за день до праздника не спали, прислушивались к звукам животных. Если ночь проходила спокойно – пасха пройдет без происшествий. Праздновали ее целую неделю.

    Через семь недель наступал следующий праздник – троица. Симек. Праздники летнего цикла начинались с симек – общественных поминок покойников; уйчук – жертвоприношения и моления об урожае, приплоде скота, здоровья, когда люди приносили жертвоприношения великому богу Тура, его семейству и помощникам с целью поддержания всеобщей гармонии и моление о хорошем урожае, приплоде скота, здоровье и достатке.;

      Молодые люди украшали лентами ветки берез, обливали водой прохожих. Молодежь из деревни Новые Убеи собиралась на ложбине между этой деревней и поселком Канаш, а на противоположной стороне – из Малых Убей. Команды соревновались между собой, у кого шире хоровод. Пожилые люди собирались на кладбище и устраивали поминки.

    Уяв – молодежные хороводы и игрища. В весенне-летний период молодежь всего селения, а то и нескольких селений, собиралась на открытом воздухе на хороводы уяв (вайа, така, пуху). Зимой устраивались посиделки (ларни) в избах, где временно отсутствовали старшие хозяева. На посиделках девушки пряли, а с приходом юношей начинались игры, участники посиделок пели песни, плясали и т. д. В середине зимы проводился праздник хер сари (дословно — девичье пиво). Девушки в складчину варили пиво, пекли пироги и в одном из домов совместно с юношами устраивали молодежную пирушку.  

    Акатуй — В конце весны во многих поселениях Чувашии проходит народный праздник Акатуй. Он посвящен окончанию весенне-полевых работ и хранит в себе древние традиции. В старом чувашском быту акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых. Название акатуй сейчас известно чувашам повсеместно. Однако сравнительно недавно верховые чуваши этот праздник называли сухат (суха «пахота» + туйĕ «праздник, свадьба»), а низовые — сапан туйĕ или сапан (из татарского сабан «плуг»). По окончании всего цикла весенних земледель-ческих работ проводилась торжественная часть праздника акатуй. В этнографической литературе термин «акатуй», часто объясняется как «свадьба плуга», но это не совсем верно. Гораздо правильнее будет перевести «акатуй» как «праздник земледелия». Весь ход праздника показывает, что он посвящен завершению весенних полевых работ.

    Для проведения ритуальной части акатуй заранее варилось пиво, готовились съестные припасы, красились яйца. Празднование акатуя в разных домах начиналось в разные дни. Праздник продолжается неделю. Приготовившийся к празднику в определенный день созывает родственников и соседей. К их приходу в избе накрывается богатый стол. Во главу стола ставится алтăр (братина) с пивом, в середину стола на специальном вышитом полотенце — блюдо с караваем хлеба и кругом сыра. Еще до полудня население деревни начинало стекаться на традиционное место проведения конных скачек. Впереди шли выборные старики. Вместе с ними верхом на коне ехал один из парней, который нес длинный шест с привязанным к верхнему концу полотенцем – своеобразной эмблемой праздника. Многие отправлялись на акатуй на подводах, тарантасах. Лошадей и сбрую празднично украшали, в гривы вплетали разноцветные ленты и кисти из шерстяной пряжи, дугу обертывали цветной тканью или полотенцем. Когда народа собиралось достаточно, начинались состязания: бег, скачки, прыжки, борьба, стрельба из лука по цели и т. д.  Как правило, состязания начинали мальчики. Сначала соревновались в беге на полверсты. Победители получали до десятка яиц. Детей сменяли взрослые, они бегали на дистанцию от одной до двух верст.

    Самым популярным видом соревнования на акатуе является борьба на поясах. В качестве пояса используется полотенце. Каждый борец держит полотенце в руках, охватывая им талию противника. Борьбу также начинали мальчики, постепенно очередь доходила до взрослых. Оставшийся непобежденным борец получал титул богатыря (паттăр). Его обычно награждали бараном.

    Одним из центральных моментов на состязаниях праздника акатуй были конные скачки на три, пять, иногда и до восьми верст. Победителям скачек дарили вышитые полотенца, призы обычно привязывали к шеям лошадей.

    Улах-посиделки. Осенью и зимою, когда обыкновенно ночи длинные, молодежь проводит время на посиделках – «Улах». Посиделки организовывают девушки. Девушки приходят с рукоделием: вышивкой, вязанием. Потом приходят парни с гармошкой. Молодежь на посиделках веселится. Поют песни, шутят, пляшут, играют. В творческих отчетных концертах сельского дома культуры показывают старинные посиделки, старинные игры и танцы. Все это молодежь показывает в творческих отчетах сельского дома культуры. И у них это вызывает большой интерес.

    Составление летописи села и школы, родословной своей семьи воспитывают понимание того, что человек не одинок, у него глубокие и давние корни на этой земле.

    Заключение

        Все собранные материалы, вещи и реликвии вылились в создание в школе краеведческого музея. Организация школьного музея - результат работы учащихся, учителей и родителей разных поколений под моим руководством учителя истории  Марковой С.П. - в основе этого лежит поиск, глубокий интерес к прошлому, любовь к родному краю. Музей является связующей нитью разных поколений учителей и учащихся, жителей нашего села и близлежащих деревень, наших далёких предков. В школьном музее  собран большой материал: предметы одежды (национальный костюм), предметы быта (пряха, лампа, гребни, утюг, посуда и др.), фотографии, записи фольклорных песен, описания некоторых обрядов.
    Здесь настоящий уголок чувашской культуры. Все экспонаты — это убранство чувашской избы: на окнах «выбитые» занавески, красный угол с иконами и лампадкой, утварь и посуда, вышитые наволочки, самотканые и лоскутные дорожки. Есть у нас в музее старинная люлька и прялка. Мы можем подержать в руках орудия труда крестьян: серп, мельницу. А в ступе с толкачом можно и сейчас истолочь сушёные груши для пирога.

    В результате совместного труда школы и местного историка, архивиста Ярухина В.Е. выпущены 3 тома про историю нашего поселения «Уби паттар». Готовиться к выпуску еще один том про односельчан воинов- интернационалистов (авганцы и чеченцы). Он очень помогает нам, делится добытым материалом, проводит совместные исследования, привлекает наших учеников.

    В честь празднования 110 - летия  Дементьева П.В. , нашего односельчанина, в  сельском доме культуры открыт музей имени Дементьва П.В. Героя Социалисти-ческого Труда министра авиации СССР в годы Великой Отечественной войны. Так же, работает еще один краеведческий музей по истории нашего поселения.

    В своей работе  я хотела показать, что обычаи и традиции надо знать и соблюдать, хотя бы потому, что их соблюдали наши предки, родители, чтобы не прерывалась связь времен и сохранилась гармония в душе. А своим  ученикам я часто говорю: «Соблюдение обычаев - это то, что позволяет нам чувствовать себя чувашами. И если мы перестанем соблюдать их, тогда кто мы?»

    Используемая литература:

    1. Ярухин В.Е.  « Потомки Уби Паттар», 2014г, г.Ульяновск
    2. Материалы школьного краеведческого музея


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.Физическая культура, спорт, туризм. "Проблемы вхождения молодого специалиста - учителя по ФК и спорту в педагогический коллектив." ( часть 1)

    Очень редко рассматривается вопрос именно начала пути становления педагога как мастера. Выпускники современных ВУЗов, несмотря на достаточно большое количество педагогической практики, зачастую, оказы...

    Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.Физическая культура, спорт, туризм. "Проблемы вхождения молодого специалиста - учителя по ФК и спорту в педагогический коллектив." ( часть 2)

    Очень редко рассматривается вопрос именно начала пути становления педагога как мастера. Выпускники современных ВУЗов, несмотря на достаточно большое количество педагогической практики, зачастую, оказы...

    Актуальные подходы в вопросах здоровьесберегающей и инновационной деятельности образовательных учреждений.Материалы III Всероссийской научно-практической конференции

    Статья называется: Психолого - педагогические условия формирования личных качеств спортсменов,необходимых для командных взаимодействий....

    Резолюция Форума "Физическая культура - образование будущего" и Всероссийской научно-практической конференции "Научно-методическое обеспечение внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в образовательных организациях".

    Резолюция Форума "Физическая культура - образование будущего" и Всероссийской научно-практической конференции "Научно-методическое обеспечение внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного к...

    Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Современные педагогические технологии в организации образовательного процесса в ОУ СПО»

    В сборнике предоставлены материалы, которыми может воспользоваться каждый педагог в целях самообразования и самосовершенствования....

    Статья в сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции "Инклюзивные процессы в образовательных организациях: опыт, проблемы и перспективы". г. Армавир, 2018 г.

    Целевая комплексная воспитательная программа по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?" для учащихся начальных классов специальных (коррекционных) учреждений постр...