Участие во Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ СОЦИУМА»доклад на тему: «Специфика организации певческого музицирования на уроках с детьми дошкольного возраста»
учебно-методический материал

Зайцева Лариса Николаевна

Пение – это один из самых любимых детьми видов деятельности. Благодаря слову, песня становится доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр.  Исходя из своего педагогического опыта, я считаю, что дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период для приобщения детей к искусству, творчеству и музыке.

Пение способствует развитию и укреплению легких, голосового аппарата ребёнка, объединяет детей общим настроением и приучает к совместным действиям на занятиях. Голосовой аппарат ребенка отличается от взрослого тем, что он очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма. Гортань с голосовыми связками в  два с половиной раза меньше гортани взрослого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaytseva_l.n.docx30.97 КБ

Предварительный просмотр:

СПЕЦИФИКА  ОРГАНИЗАЦИИ ПЕВЧЕСКОГО

МУЗИЦИРОВАНИЯ НА УРОКАХ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Л.Н. Зайцева,

г. Железногорск Курской области

Литература:

Винш В. Формирование человека посредством музыки.- М.: Парсифаль, пер. с нем., 1998.

Гладкая С. «О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах» в кн. «Музыкальное воспитание в школе». Выпуск 14. Москва 1989.

Монтессори М. Разум ребенка. - М.: Грааль 1997.

Тютюнникова Т.Э. Музыка детства. // Ремесло и искусство педагога. Концептуально-методические основы музыкального воспитания. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2019.

Пение – это один из самых любимых детьми видов деятельности. Благодаря слову, песня становится доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр.  Исходя из своего педагогического опыта, я считаю, что дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период для приобщения детей к искусству, творчеству и музыке.

Пение способствует развитию и укреплению легких, голосового аппарата ребёнка, объединяет детей общим настроением и приучает к совместным действиям на занятиях. Голосовой аппарат ребенка отличается от взрослого тем, что он очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма. Гортань с голосовыми связками в  два с половиной раза меньше гортани взрослого.

Голос детей слаб, поэтому необходимо петь не громко. Тихое пение обостряет слух, не напрягает голосовой аппарат, тем самым способствуя чистому интонированию. Все мы знаем, что надо прививать детям любовь к пению, научить петь легко и естественно, но самое главное, нужно, чтобы они пели в унисон. Одновременно поющих на 20 разных голосов детей с хорошей дикцией и вокализацией вряд ли можно назвать эталонным пением. Грамотный педагог-дирижёр способен справиться с проблемой хорового унисона за два-три месяца. Ведь это первейшая задача! Решение обозначенной методической проблемы находится в соединении вышеуказанной работы с координированием детского слуха и голоса с помощью дыхательной и артикуляционной гимнастики, речевой игры. Данный вид работы становится доступен с дошкольниками 5-6 лет. В этом возрасте у детей появляется способность к произвольному вниманию и осознанному наблюдению.

Так что же необходимо понимать под словом «координация»? В данном случае – согласованную работу гортани и слуха, где слух помогает исправить неточности музыкального интонирования, а гортань мышцами как бы «слышит» нужное звучание и подстраивается на нужную высоту. Налаживание такой координации составляет основу первоначальной работы по вокализации и интонированию. Одновременно педагогу надо помнить, что у детей пение достаточно долго не вычленяется осознанно из речи: они, скорее говорят, чем поют. Овладение вокализацией, формируется длительно и не всегда просто.

В работе по налаживанию координации между слухом и голосом необходимо учитывать возраст детей: в младшем дошкольном возрасте  налаживание координации проходит интуитивно с опорой на понятные образы: «как птичка», «как ветерок», «песенка прыгает к солнышку», «песенка спустилась в подвальчик». В дальнейшем координация должна быть постепенно выведена на уровень осознанного контроля детьми за собственным пением и его качеством. Уровень, когда старшие дошкольники в процессе пения будут «наблюдать» слухом за тем, что они поют, а не просто мелодически произносить хором текст как придется, вполне достижим.

На уроке, в самом начале работы в игровой форме, я провожу прослушивание каждого ребенка. Конечно, никакое индивидуальное тестирование сольно в данной ситуации невозможно, поэтому всем сидящим на уроке хора детям можно предложить петь знакомую песенку или короткую попевку. А педагог прислушивается к каждому ребенку по очереди.

Детей, сразу подстроившихся к голосу педагога, следует запомнить, затем я прошу их спеть отдельно. Благодаря им другие дети, не могущие пока ухом и голосом подстраиваться к голосу педагога, получат представление о том, что такое унисон в виде слухового эталона. С этого шага и начинается дорога к чистому пению, дети должны слышать к чему им стоит стремиться.

Целью такого прослушивания является не только выбор чисто поющих детей, но и «гудошников». При этом следует иметь в виду, что певческое интонирование у дошкольников не отличается устойчивостью, поэтому даже чисто поющие дети неожиданно могут «загудеть» или «запищать».

Первое, о чем надо задуматься педагогу, столкнувшись с проблемой «гудошников», это их внутреннее ощущение тяжести, излишней приземленности. Как считает известный музыкальный педагог В. Вюнш, «причиной слишком низкого пения или гудения, часто является чрезмерная подверженность внутренних движений воздействиям силы тяжести. Это, может быть, не единственная, но наиболее частая тому причина». [В. Вюнш,  с.16.] Поэтому самым простым приемом, который может помочь детям приобрести легкость и точность в пении, будут «легкие» образы, например, попробовать с ними изобразить руками взмахи крыльев летящей птицы, постепенно укорачивая движения, переводя их во внутренний план (представление) и возрождая затем в пении. Приобретенные таким образом внутренняя легкость и подвижность также способствует правильной постановке голоса. Пение различными группами «слышащих» и «гудошников», то всех вместе или смешенными группами, дает возможность много раз подряд слышать правильное пение в исполнении сверстников. Подобная работа быстро приводят к хорошим результатам, поскольку дети учатся контролировать свое интонирование и подстраиваться к голосам других. Они привыкают «держать ушки на макушке», то есть осуществлять слуховой контроль во время пения, учатся умению сравнивать: «Что пою я сам, что поют другие? Что поет педагог, похоже ли это на то, что пою я?» Такое слуховое воспитание называется сфокусированным.

Описанный алгоритм работы я повторяю систематически на каждом занятии. Группа «слышащих» детей будет увеличиваться со временем. Конечно, для детей, которые пока нечисто поют, подобная соревновательная работа психологически является сложным испытанием: они не понимают, что делают не так. Поэтому нужно быть чутким педагогом. Можно и нужно «гудошникам» исполнять песни вместе со всеми детьми, равномерно распределив их среди чисто поющих детей. Они не должны чувствовать, что с ними «что-то не так».

Чистота интонации зависит еще и от степени развитости музыкального слуха, от объема слуховых представлений.  Для достижения более высокого звучания на своих занятиях я применяю короткие упражнения на небольших интервалах (секунда, терция, кварта) в виде подражанию крику гусей («га-га»), пению кукушки («ку-ку»),  или лаянье собачки («гав-гав»), мяуканью кошечки (мя-у) и т. д. Такие простые упражнения очень нравятся детям. Так же я прошу их определить,  сколько звуков они слышат и куда они движутся (вверх или вниз). Таким образом, постепенно у детей развивается гармонический слух.

Еще я применяю два педагогических приема, которые помогают  достичь успеха в освоении чистого пения – это пение детей без аккомпанемента и пение очень простых песенок, состоящих, как правило, из одной мелодической формулы. Поскольку для налаживания у детей координация между слухом и голосом необходимо, чтобы каждый ребенок услышал свой собственный очень тихий голосок, то любой дополнительный звук этому мешает. Если  педагог поет громко и громко играет, то голос «гудошника» утопает в массе звуков, а сам ребенок думает, что он поет хорошо и красиво, поэтому не надо громко играть на фортепиано, чтобы скрыть нестройное пение детей. Также, чтобы помочь им держаться в ладу и правильно интонировать, подключать фортепиано к пению нужно только изредка и на последнем этапе работы над песней. В результате такой целенаправленно выстроенной работы количество «гудошников» через два-три месяца уменьшится наполовину.

В моей работе очень важен подбор репертуара. Неподходящий для работы с детским голосом репертуар –  самая главная причина того, что дети поют плохо. Лучшим методическим материалом  являются фольклорные и народные песенки на двух-трех звуках. Можно также мелодизировать любые стихи на нужные интонации. Песенный репертуар должен отличаться простой мелодией и текстом, желательно, чтобы песенка содержала не более 2-3 куплетов.

Педагогу, работающему  с дошкольниками, нужно знать, почему весь детский музыкальный фольклор не имеет развернутых мелодий, а состоит из одной  формулы, которая много раз повторяется. Например, «Андрей-воробей», «Сорока-сорока», «Уж как шла лиса», «Та-та, два кота»,  «Сидит кот у ворот», «Петушок» - эти песенки имеют в основе единственную мелодическую формулу.  Через многократное повторение простого и легкого,  дети научатся ее петь. Голосовые мышцы привыкают попадать на нужные звуки и вот уже песенка поется чисто и красиво, можно браться за другую.

Для активизации музыкального слуха во время пения важны и сами формы работы, которые удерживают внимание, тренирует реакцию и память, и способствуют обострению слухового восприятия. На занятиях я предлагаю детям поиграть в змейку (петь по одному) или спеть одну строчку песенки вслух, затем петь ее же про себя, а так же пропеваю мелодическую  фразу сама, а следующую фразу поют дети.

Анализируя выше сказанное, можно с уверенностью подчеркнуть, что для успешной работы с детским голосом надо помнить следующее:

  • Правильное и хорошее детское пение должно быть тихим, потому что оно не может быть другим в принципе.
  • В работе по пению должны сочетаться голосовые, артикуляционные, дыхательные и речевые игры с целенаправленной работой над навыками пения в унисон.
  • Возможность хорового пения в унисон возникает из способности ребенка слышать и контролировать слухом свой собственный голос.
  • Воспитание первоначальных навыков произвольного слухового контроля –  важнейшая задача музыкального воспитания детей. Нельзя заниматься с детьми музыкой не обращаюсь каждую секунду к их слуху.
  • Основой для пения с дошкольниками является формульный детский фольклор, так как он дает возможность хорошо освоить множество разных интонаций.
  • Для налаживания у детей слухового контроля и формирования пения в унисон, как правило, бывает достаточно грамотной работы над двумя-тремя  коротенькими песенками, последующая работа в том же ключе закрепляет успех и дарит детям радость чистого, красивого пения.
  • Работа над унисоном должна носить характер увлекательной игры или захватывающего соревнования, в котором ни один ребенок не должен сомневаться, что у него тоже сегодня все получится.
  • Не забывайте, что виновным в ошибках детей в классе бывает только один человек – педагог. И хорошо, когда он это отчетливо понимает.
  • Хвалите детей даже тогда, когда вам кажется, что не за что. Педагог всегда знает, что дороги к цели у всех разной длины.

Музыкальное развитие дошкольника не возможно само по себе, оно находится в непрерывной связи с всесторонним развитием личности, все составляющие части которого гармонично дополняют друг друга. Следует помнить, что в руках опытного педагога музыка будет подобна инструменту ювелира, который постепенно, шаг за шагом превращает неграненый алмаз сознания ребенка в бриллиант.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные педагогические технологии музыкального воспитания в работе с одаренными детьми дошкольного возраста»

Цель - Создание условий для реализации и развития творческого потенциала музыкально одаренных дошкольников.Обоснование технологии:Психологи, исследуя возрастные и личностные кризисы пришли к выв...

Организация занятий по заданию учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста

В данном пособии раскрываются основные правила работы при выполнении домашних заданий с детьми дощкольного возраста....

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ «НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: НОВЫЙ ДИЗАЙН»

Профессиональное развитие руководителей образовательных организацийhttp://edu.asou-mo.ru/index.php/1j-den/nepreryvnoe-obrazovanie-spetsialistov-novye-vyzovy-podkhody-modeli-sub-ekty...

Педагогический проект на тему: « Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста».

В  сентябре 2016 года  в соответствии с годовым планом работы учителя-логопеда  проведена диагностика  речевого развития детей подготовительной к школе   группы МБО...

Организация индивидуальной логопедической работы с детьми дошкольного возраста при устранении дизартрии

В презентации раскрывается понятие дизартрии и стертой дизартрии, значимость комплексного подхода, актуальность ранней помощи. Коротко раскрыты этапы коррекции, особенности нарушений мышечного тонуса ...

«Специфика организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста с использованием игр В.В. Воскобовича»

Цель: расширение и систематизация знаний педагогов об организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста с использованием игр В. В. Воскобовича.Задачи:1.Активизирова...