Главные вкладки

    Педагогический проект на тему: « Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста».
    учебно-методический материал на тему

    Свергунова Светлана Теймуразовна

     В  сентябре 2016 года  в соответствии с годовым планом работы учителя-логопеда  проведена диагностика  речевого развития детей подготовительной к школе   группы МБОУ «ЦО № 34»  отделения «Крепыш», в ходе которой  выявлено, что все дошкольники посещающие данную группу имеют те или иные отклонения в речевом развитии.  Проанализировав результаты мониторинга (сентябрь, 2016г.), пришла к выводу, что у детей   в большей или меньшей степени имеются нарушения в лексико-грамматическом строе, словарный запас находится на бытовом уровне, недостаточно развита связная речь, звукопроизношение, имеются отклонения в состоянии общей, тонкой и артикуляционной моторики.

     Так как в дошкольном учреждении не имеются специализированные  группы для детей с нарушением речи, возникла необходимость   использования на индивидуальных и подгрупповых занятиях с дошкольниками нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в течение учебного 2016-2017 года.       

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_uchitelya-logopeda.docx30.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Центр образования № 34

    имени Героя Советского Союза Николая Дмитриевича Захарова»

    Педагогический проект на тему:

    « Использование здоровьесберегающих  технологий  в логопедической работе с детьми  дошкольного возраста».

    Подготовила:

    Учитель-логопед МБОУ «ЦО № 34»

    Свергунова Светлана Теймуразовна

    Тула 2017 г.

    Актуальность проекта.

              В  сентябре 2016 года  в соответствии с годовым планом работы учителя-логопеда  проведена диагностика  речевого развития детей подготовительной к школе   группы МБОУ «ЦО № 34»  отделения «Крепыш», в ходе которой  выявлено, что все дошкольники посещающие данную группу имеют те или иные отклонения в речевом развитии.  Проанализировав результаты мониторинга (сентябрь, 2016г.), пришла к выводу, что у детей   в большей или меньшей степени имеются нарушения в лексико-грамматическом строе, словарный запас находится на бытовом уровне, недостаточно развита связная речь, звукопроизношение, имеются отклонения в состоянии общей, тонкой и артикуляционной моторики.

     Так как в дошкольном учреждении не имеются специализированные  группы для детей с нарушением речи, возникла необходимость   использования на индивидуальных и подгрупповых занятиях с дошкольниками нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в течение учебного 2016-2017 года.          

    Цель проекта: разработать и проводить логопедические занятия (индивидуальные и подгрупповые), включая в их планирование здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие каждому ребенку укрепление  психического и физического развития, формирования привычки к здоровому образу жизни.                                           

    Задачи проекта:

    1. Изучить уровень речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся  в логопедической поддержке.
    2.  Определить основные направления и содержания работы с каждым из дошкольников.
    3. Развивать с помощью здоровьесберегающих технологий лексико-грамматический строй речи, связную речь, повысить уровень развития словарного запаса, улучшить звукопроизношение, развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику.
    4. Повысить с помощью здоровьесберегающих технологий адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
    5. Создать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.
    6. Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, самому себе, его оценку действительности, взглядов, вкусов, идеалов.

    Новизна проекта:

    1. Использование  здоровьесберегающих технологий в игровой форме на традиционных логопедических   занятиях.                                                               2. Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни  на логопедических  занятиях.

    3. Новые формы взаимодействия  с семьей и приобщение детей к здоровому образу жизни.

    4. Активное сотрудничество учителя-логопеда с воспитателями, медицинским работником ДОУ.

    Тип проекта:

    • Практико-ориентированный.

    Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели группы, дети  старшего дошкольного  возраста и их родители.

    Длительность: долгосрочный (2016-2017 учебный год).

    Для решения поставленных задач необходимо использовать комплекс взаимодополняющих методов:

    - теоретических (анализ педагогической, психологической, методической литературы, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, программ и технологий развития речи  детей дошкольного возраста);

    - практических (анкетирование, наблюдение, тестирование, дидактические и подвижные  игры и упражнения, методы моделирования).

    - наглядных  (наблюдения, рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр видеозаписей, прослушивание аудиозаписей).

    - словесных (рассказы, беседы, чтение художественной литературы).

    1. Ресурсы проекта:
    • Материально – технические:

     Дидактические игры, сюжетные картинки, фотоаппарат, магнитофон, музыкальные произведения.  Практическая помощь родителей в создании развивающей среды.

    • Учебно-методические:
    1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Е.  Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 2015г.
    2.  Галанов А. С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб, 2007;
    3. Ковалько  В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М., 2005;
    4. Куликовская Т. А, Массаж лицевых мышц. М., 2004;
    5. Ткаченко Т. А.Физкультминутка для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. М., 2001;
    6.  Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей с ФФН;
    7. Малюкова  И.  Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму. Дошкольное воспитание, 2008, №2
    8. Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно. Дошкольное воспитание, 2006, №11;
    9.  Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей. Дошкольное воспитание, 1998, №11;
    10. Любина Г.  Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития.Ребенок в детском саду, 2004, №3;
    11. Яблинская Т. Сенсорно-моторная зона в логопедическом кабинете.  Ребенок  в детском саду, 2008, №6;
    12.  Манапова Е. Логопедическое занятие.   Ребенок в детском саду, 2009, №3;
    13.  Пивнюк Е., Бердникова Е. Занятие по логоритмике. Ребенок в детском саду, 2004, №2
    14.  Борисова Л. Е.  Здоровый ребенок – хороший ученик. Начальная школа, 2009 №10;
    15.   Михайдарова Д. М. Коррекционная работа по развитию мелкой моторики. Дошкольное воспитание, 1998, №11;
    16.  Щелчкова Л. А.  Наша программа «Здоровье»Начальная школа, 1996, №2;
    17.  Елизарова Л. Н., Чирихин С. Н.  Оздоровительная работа в начальной школе.Начальная школа, 2000, №9;
    18.  Астапова Т. В. Дифференциация звуков (с), (з). Логопед, 2007, №5;
    19.  Соловьева  Н. В. Новые варианты традиционной методики. Логопед, 2008, №8.

    Наглядно-дидактические пособия:        

    - Дидактический материал для самомассажа:  Су Джок, массажные шарики, мячики, массажные перчатки, массажные валики.

    - Дидактический материал для развития мелкой моторики: марблс, массажеры, прищепки,  «Космический песок», «Ниткография».

    - Игры на развитие целенаправленной воздушной струи «Дуйбол», «Футбол», «Волшебный ветерок», вертушки, трубочки, бутылочки для упражнения «Снегопад».

    - Набор массажных  логопедических зондов (автор Новикова Е.В.)

    Формы работы над проектом:

    - проведение индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий.

    Продукты проекта:

    для детей: 

    -   развитие  лексико-грамматического строя  речи, улучшение связной речи, повышение  уровня развития словарного запаса, исправление звукопроизношения, развитие артикуляционной, мелкой  и общей  моторики.  

     - формирование  положительного отношение к окружающему миру,  к своей семье, самому себе.

    для педагогов:

    - консультация для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста».

    - презентация данного проекта  на педагогическом совете, пополнение предметно – развивающей среды групп.

    для родителей:

    - проведение обучающего семинара-практикума: «Правила выполнения артикуляционной  гимнастики».  

    - использование  наглядных  папок - передвижек по темам:

    1. Почему ребенок говорит неправильно?
    2. Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения?
    3. Развитие связной речи детей в семье.
    4.  Играем пальчиками и развиваем речь.
    5. Речевая подготовка детей к школе  в семье.

    -  привлечение родителей к формированию мотивационного отношения ребенка к обучению у логопеда;

    - индивидуальные консультации родителей в течение года.

    - проведение родительского собрания по итогам учебного года и показ открытого занятия на тему: «Я красиво говорю».

     Этапы реализации:

    1. Накопительный (информационно – подготовительный)

    Учитель-логопед

    С детьми

    С родителями

    1.Изучение литературы по данной теме.   2.Накопление методического материала. 3. Знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями , оценка возможности их применения на логопедических занятиях. 4.Определение задач и реализации проекта на учебный год.               5.Анализ запросов со стороны педагогов и родителей, постановка проблемы. 6.Формулирование темы проекта, его целей, задач.

     

    1.  Подбор диагностического материала.

    2. Логопедическая диагностика детей .

    3. Выявление  общего уровня детей, имеющих проблемы речевого развития.

    4. Составление индивидуального плана работы на каждого ребенка.  

     

    1. Беседы с родителями  детей.  Имеющих нарушения в речевом развитии.
    2. Оформление  домашних тетрадей и разработка рекомендаций для занятий с детьми в домашних условиях .

     3. Привлечение родителей к изготовлению пособий и дидактических игр с применением здоровьесберегающих технологий.

     

    1. Практический (организационный, реализация проекта)

    Учитель-логопед

    С детьми

    С родителями

    1.Логопедические занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.

    2.Развлечения и досуги с использованием здоровьесберегающих технологий для детей и их родителей.

    Здоровьесберегающие компоненты:

    - Дыхательная гимнастика;

    - Развитие целенаправленной воздушной струи;

    - Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения;

    - Развитие мелкой и общей моторики;

    - Су Джок терапия;

    - Комплексы упражнений на релаксацию;

    - Артикуляционные упражнения;

    - Дыхательная гимнастика;

    - Игровой массаж, самомассаж, зондовый массаж.

     Дыхательная гимнастика.

    Комплекс упражнений по методике Стрельниковой.

    Развитие целенаправленной воздушной струи.

    Упражнения : «Футбол», «Снегопад», «Бабочка», «Задуй свечу», «Волшебный ветерок», «Вертушки», «Дуйбол»  и т.д.

    Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения.

    Адаптированные упражнения на основе разработок НИИ глазных болезней им. Гельмгольца.

    Развитие общей моторики.

    Физкультурные минутки.

    Су Джок терапия.

    Стимуляция высокоактивных точек, индивидуально с каждым ребенком. Массажные шарики.

    Развитие мелкой моторики.

    Проговаривание стихотворений с одновременным движением пальцев рук, графические диктанты, шаблоны, штриховки, «Сухой бассейн», «Ниткография», «Космический  песок», марблс, прищепки.

    Комплексы упражнений на релаксацию.

    «Кулачки», «Олени», «Штанга», «Порхание бабочек» и т.д.

    Динамические паузы.

    Комплексы упражнений в течение дня.

    Артикуляционные упражнения.

    Комплексы упражнений индивидуально с каждым ребенком перед зеркалом.

    Игровой массаж, самомассаж, зондовый массаж.

    С применением зубной щетки, точечный самомассаж, с применением зондов Новиковой Е.В., массажные перчатки, массажные валики.

    1.Консультации, дни открытых дверей.

    2.Оформление родительских уголков, папок – передвижек.

     3.Рекомендации родителям по закреплению правильного звукопроизношения дома.

     4. Проведение обучающего семинара-практикума: «Правила выполнения артикуляционной  гимнастики».  

    5. Проведение родительского собрания на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дома».

    Основная форма логопедической деятельности в ДОУ – это логопедические занятия,  в ходе которых проводится коррекционно-воспитательная работа с дошкольниками, имеющими нарушения речи.

     В процессе обучения учителем-логопедом  проводятся два типа занятий:

    Индивидуальные. Использование комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. Постановка, автоматизация и дифференциация звуков.

    Подгрупповые. Основная цель -  первоначальное закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях. Организуются они для  детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи. Развитие лексико-грамматических категорий, связной речи, пополнение словарного запаса.

    Заключительный этап:

    Учитель-логопед

    С детьми

    С родителями

    1. Подведение итогов проекта.                                    2.  Фотоотчет.                        3. Выступление на совете педагогов по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста».                                  4. Создание методических рекомендаций и пособий по данной теме.

    1.Итоговое логопедическое обследование детей дошкольного возраста, выявление динамики в речевом развитии.

     1. Ознакомление родителей с результатами логопедической диагностики.  

     2. Проведение родительского собрания по итогам учебного года и показ открытого занятия на тему: «Я красиво говорю».

     

    Перспектива развития проекта:

    - продолжить работу по данной теме с детьми  в 2017-2018 учебном году;

    - продолжать пополнять логопедический кабинет методическим материалом и дидактическими играми с использованием здоровьесберегающих и нетрадиционных технологий;

    - создать видеофрагменты  использованием здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях, для показа воспитателям, родителям и студентам, проходящим педагогическую практику в ДОУ.

    Связь со специалистами:

    - старший воспитатель – проводит консультации для воспитателей ДОУ, обеспечивает воспитателей материально-техническим и учебно-методическими ресурсами;

    - воспитатели – используют здоровьесберегающие технологии в работе с детьми имеющими нарушения речи в свободное от занятий время.

    Результативность  работы:

             В конце 2016-2017 учебного года был проведен мониторинг. Главной целью мониторинга являлось определение динамики речевого развития воспитанников, выявление проблем и улучшение состояния коррекционной работы. Объектом мониторинга являлись дошкольники участвующие в данном проекте. 

    Задачей мониторинга было:

    - определения качества логопедического воздействия с применением здоровьесберегающих технологий.

     По результатам обследования можно сделать следующий вывод:

     У детей дошкольного возраста значительно улучшилось состояние лексико-грамматического строя речи, звукопроизношение, достаточно развилась мелкая, общая и артикуляционная моторика, фонематические процессы, связная речь.

    Такие показатели коррекционно-логопедической работы подтверждают эффективность использования учителем-логопедом здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический проект на тему: «Использование деятельностного подхода на уроках природоведения – путь повышения познавательного интереса учащихся основной школы»

    Проект направлен на внедрение деятельностного подхода на уроках природоведения в целях развития познавательного интереса учащихся. В ходе работы над проектом изучаются теоретические аспекты деятельнос...

    Проект педагогического совета на тему "Использование современных образовательных технологий – залог успешного обучения"

    Данный проект предлагает план проведения педагогического совета по теме "Использование современных образовательных технологий – залог успешного обучения". Разработан творческой группой....

    педагогический проект на тему: "Использование ИКТ на уроках математики"

    Опыт работы учителя математики по использованию ИКТ- технологий на уроках...

    Проект педагогического эксперимента по теме: "Использование игровых технологий на уроках физической культуры для повышения уровня физической подготовленности школьников".

    Цель проекта : экспериментально доказать необходимость применения игровых технологий, как средства развития уровня физической подготовленности школьников на уроках физической культуры....

    Педагогический проект на тему «Использование некоторых элементов дифференцированного подхода в формировании положительной мотивации к изучению математики»

    Цель  проекта:сформировать   положительную мотивацию  к   изучению   математики  с помощью дифференцированного подхода в обучении математики. Для достижения цели про...

    План – конспект мастер-класса по теме: «Использование интерактивного метода «Работа в паре» в коррекционно- логопедической работе с детьми дошкольного возраста»

    План – конспект мастер-класса по теме:«Использование интерактивного  метода «Работа в паре»  в коррекционно- логопедической  работе с детьми дошкольного возраста...

    Опыт работы. Практика организации цифровой педагогической интернатуры на тему: «Взаимодействие специалистов и воспитателей группы раннего возраста в период адаптации детей в рамках детско-родительского клуба «Гармония»

    Опыт работы. Практика организации цифровой педагогической интернатуры на тему: «Взаимодействие специалистов и воспитателей группы раннего возраста в период адаптации детей в рамках детско-родите...