Выступление на педагогическом совете на тему «Использование новых педагогических технологий в работе учителя географии и биологии с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
методическая разработка

Дмитриева Татьяна Симфориановна

За последние годы в педагогике активно развиваются технологии, которые могут быть адаптированы под нужды детей с ОВЗ.

Моя тема самообразования звучит: "Формирование чувства патриотизма через экологическое образование обучающихся с УО в учебной деятельности". Поэтому, при применении педагогических технологий, стараюсь закладывать именно патриотический смысл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_31.03.2025g.docx26.58 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx139.88 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Республики Марий Эл «Школа № 2 г. Йошкар-Олы»

Выступление на педагогическом совете

Тема:
«Использование новых педагогических технологий

в работе учителя географии и биологии

с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Подготовила:
учитель высшей категории

 Дмитриева Т.С. 

Йошкар-Ола, 2025 г.

        Сегодня я хотела бы поделиться опытом и размышлениями о применении новых педагогических технологий в обучении географии и биологии обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

/СЛАЙД 1/

        Современное образование ориентировано на личностно-ориентированный подход, и особенно важно учитывать это при работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Обучающиеся с умственной отсталостью требуют особого внимания, адаптированных методик и технологий, позволяющих им не только усваивать знания, но и развивать жизненные компетенции, формировать познавательную активность, а также социализироваться в обществе.

/СЛАЙД 2/        

 Цель:
повышение эффективности обучения детей с ОВЗ через внедрение современных педагогических технологий.

 Задачи:

  • обеспечить доступность знаний;
  • развивать жизненные навыки;
  • повысить мотивацию к учёбе;
  • формировать ключевые компетенции.

/СЛАЙД 3/        

        Особенности обучающихся с умственной отсталостью

        Прежде всего, важно понимать, что у таких детей наблюдаются

  • Ограниченные когнитивные способности. Это и нарушения памяти, внимания, мышления;
  • Замедленное восприятие информации;
  • Ограниченные способности к обобщению и переносу знаний;
  • Высокая потребность в наглядности, повторении, пошаговых инструкциях;
  • Необходимость создания ситуации успеха.

        В связи с этим работа педагога должна строиться на принципах наглядности, повторяемости, практической направленности и доступности.

         Современные педагогические технологии: что применимо?

        За последние годы в педагогике активно развиваются технологии, которые могут быть адаптированы под нужды детей с ОВЗ. В своей работе я применяю следующие современные педагогические технологии и их элементы:

- информационный метод;

- информационно-коммуникативные технологии (ИКТ - технологии);

- метод проектов (в адаптированной форме);

- проблемный метод обучения

- игровые технологии

- технология разноуровневого обучения

- здоровьесберегающие технологии

         Моя тема самообразования звучит: «Формирование чувства патриотизма через экологическое образование обучающихся с УО в учебной деятельности». На всех уроках решаются задачи воспитательного плана. На сегодняшний день формирование чувства патриотизма стоит особенно остро. Поэтому, при применении педагогических технологий, стараюсь закладывать именно патриотический материал,  

        Информационный метод – одно из средств патриотического воспитания на уроках предметной области «Естествонание». Использование дополнительной информации из статьи учебника, из рубрик «Это интересно», «Для любознательных», из дополнительной литературы, в которых не только рассказывается об интересном событии, но и дает учащимся понять, что данным событием, объектом по праву необходимо гордится. Это и статьи из журналов, газет, и отрывки из художественной литературы. При этом отбираемое описание, должно открывать, например, географическую специфику объекта, подчеркивать привлекательность, развивать интерес обуучающихся, волновать чувства.

  •    Внедрение  ИКТ  оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности. При использовании ИКТ знания приобретаются по разным каналам восприятия, а значит, лучше усваиваются и запоминаются. Информационно-коммуникационные технологии становятся неотъемлемой частью уроков. Использование адаптированных обучающих программ, аудио- и видеоматериалов, онлайн-ресурсов, (интерактивных тренажеров) позволяет разнообразить подачу материала, повысить мотивацию и вовлеченность. Презентации с яркими иллюстрациями, видео о природных явлениях; интерактивные карты (Google Earth); работа с глобусом и картой помогают повысить интерес к учебному маткриалу.

 Я использую следующие варианты применения ИКТ:

1.     Мультимедийные презентации.

        Подготовка презентаций – серьезный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать географическую информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме, что очень важно для обучения географии. Такие презентации как «Реки России» 6 класс; «Реки Сибири», «Байкал – жемчужина Сибири» 7 класс;         «Россия –Родина моя» 9 класс; и др., которые показывают широту, красоту нашей Родины. Презентация «Республика Марий Эл - мой край родной» рассказывает о родных местах, людях и их занятиях.

        2. Просмотр учебных видеофильмов. Просмотр фильма должен длиться не больше 10 – 15 минут от урока, перед просмотром обязательно дается задание по содержанию фильма, которое делает эту форму работы осознанной.  В видеофильме «В тундре», учащиеся видят как семейный быт, традиции, общее дело скрепляют семью оленеводов. Фильм «Горы России» показывает, как величавы и высоки горы нашей Родины.

        Особую  роль в патриотическом воспитании учащихся играет метод проектной деятельности.  Новизна заключается в том, что применение метода проектов в обучении географии и биологии представляет собой активный творческий процесс, поиск, совместную работу учащихся и учителя, позволяющий найти оптимальное решение поставленной проблемы, предложить интересный вариант развития события. Проектный метод способствует реализации проектно-ориентированного обучения, при этом результатом любой проектной деятельности должен стать какой-либо авторский «продукт», идея, замысел (обязательно защищаемый автором). Разнообразие учебных проектов позволяет организовать и реализовывать проектную деятельность весьма уместно, применительно к каждому разделу и теме. С обуучающимися с особыми образовательными потребностями проект выполняется в совместной деятельности. Кратковременные проекты, как «Водные ресурсы России»  7 класс, «Народы России»7 класс, «Освоение космоса» 6 класс,  «Города-герои» 7 класс, «Природные достопримечательности России» 7 класс, среднесрочные – создание настольной игры «Волшебные кубики»     (Природные и исторические достопримечательности РМЭ), проект «Семь чудес природы РМЭ». В 4 четверти в рамках урока географии выполним с обучающимися 9х классов         Мини-проект "Моя малая Родина". Ученики приносят фотографии родного города, деревни (возможно куда-то ездят на лето, на каникулы…) составляют коллаж, коротко рассказывают о природе.
Формируются коммуникативные навыки, интерес к родному краю.

        Мини-проект "Уход за комнатным растением". Дети ухаживают за растением, ведут календарь наблюдений. Формируются ответственность, наблюдательность, самообслуживание.

      В свою работу с детьми внедряю элементы проблемного обучения. Проблемная ситуация создается посредством проблемных вопросов и задач. Отдельным фактором является заинтересованность каждого учащегося в данной проблеме. Исходя из результатов, полученных после проведения проблемных уроков, можно выделить следующие критерии постановки проблемной ситуации на уроке:

       1) эмоциональная окраска самого материала и формы его подачи; постоянное стремление вызвать у учащихся сопутствующие материалу эмоции, впоследствии переходящие в устойчивые чувства, которые во многом определяют наличие интереса;

2) опора на опыт и имеющиеся у учащегося знания и умения для того, чтобы проблема стала для него не только учебной, но и реально значимой;

3) творческий подход  к постановке проблемы, а также развитие творческого мышления учащихся (т.е. умения найти выход в нестандартных ситуациях).

  Такие темы занятий, как   «Охрана местных водоемов» (6 класс) «Охрана лесов» (7 класс) требует от  учащихся осознанного поведения в природе. Перед учащимися ставлю проблему, как вести себя в природе? В совместной деятельности вырабатываем правила поведения в лесу, на водоёме. Далее ставится вопрос перед учащимися «Зачем необходимо выполнять эти правила?» Такое задание – вопрос «Верно ли, на ваш взгляд утверждение «Человек – царь природы?», также формирует у детей гражданскую позицию.

Тема: "Стороны горизонта" (5 класс) Проблемный вопрос: «Как определить, где север, если ты заблудился?». Дети предлагают варианты, учимся использовать компас, ориентироваться по солнцу и мху.
Развиваем логическое мышление и практическое применение знаний, полученных на уроке.

Проблемное обучение + жизненные ситуации

Тема: "Гигиена тела" (6 класс природоведение, 9 класс биология). Вопрос: «Что будет, если не мыть руки?», просмотр видео, обсуждение.
Формируются навыки личной гигиены и ЗОЖ.

Игровые технологии

  • Географическое лото;
  • Ролевые игры: "Путешествие по материкам";
  • Викторины по пройденным темам.

Тема: "Домашние животные" (6 класс).  Игра "Узнай по описанию", карточки: детёныш – пища – место обитания.
Развиваются память, классификация, речь.

Технология разноуровневого обучения

На каждом уроке применяю дифференциацию заданий:

  • Сильные ученики — выполняют задания на поиск и анализ;
  • Остальные — работают по образцу, с подсказками, в паре с учителем.

Пример:
По географии: одни подписывают материки, другие — обводят.
По биологии: одни называют части растения, другие — соединяют картинки.

Это позволяет создать условия успеха для каждого.

 Здоровьесберегающие технологии

На каждом уроке обязательно:

  • Физкультминутки ("географическая зарядка", дыхательные упражнения);
  • Чередование видов деятельности;
  • Работа в комфортном темпе;
  • Использование аудио и цветотерапии (звуки природы, мягкий свет).

Эти меры помогают сохранить работоспособность, снизить утомляемость, создать комфортную атмосферу.

         Уроки географии и краеведения, биологии, природоведения в школе способствуют развитию интереса к родной земле, традициям и культуре своего народа, воспитанию патриотических чувств юных граждан страны.  

        Вывод:

Использование современных педагогических технологий в сочетании с адаптированными УМК (Т.М. Лифанова и Н.В. Никишова) на своих уроках географии и биологии

- повышает мотивацию и интерес к обучению;

- формирует жизненные навыки и компетенции;

- развивает познавательные, речевые и социальные способности;

- создаёт условия для успеха каждого обучающегося.

        Наша задача — не просто передать знания, а научить применять их в жизни и помочь каждому ребёнку реализовать свой потенциал.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ РМЭ "Школа № 2 г. Йошкар-Олы» Использование новых педагогических технологий в работе учителя географии и биологии с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Подготовила: учитель Дмитриева Т.С. Педагогический совет 2025

Слайд 2

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Цель: повышение эффективности обучения детей с ОВЗ через внедрение современных педагогических технологий. Задачи: о беспечить доступность знаний; р азвивать жизненные навыки; п овысить мотивацию к учёбе; ф ормировать ключевые компетенции.

Слайд 3

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УО 👧👦 ограниченные когнитивные способности замедленное восприятие информации о граниченные способности к обобщению и переносу знаний сложности в запоминании потребность в наглядности и поддержке необходимость повторения и практики н еобходимость создания ситуации успеха

Слайд 4

Используемые педагогические технологии на уроках географии и биологии (5-9 классы) - информационный метод; - информационно-коммуникативные технологии (ИКТ - технологии); - метод проектов (в адаптированной форме); - проблемный метод обучения - игровые технологии - технология разноуровневого обучения - здоровьесберегающие технологии

Слайд 5

ПРИМЕРЫ ИЗ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ 🧭 "Стороны горизонта" — как найти север в лесу? 📈 "Погода" — календарь наблюдений. 📌 Проект "Моя малая Родина" — коллаж, рассказ, фото. 🎲 Географическое лото, путешествие по материкам. 🗺️ Работа с глобусом, картами.

Слайд 6

ПРИМЕРЫ ИЗ УРОКОВ БИОЛОГИИ 👀 "Органы чувств" — опыты по восприятию 🐶 "Домашние животные" — игры, классификация 🌿 "Строение растения" — аппликации, муляжи 🪴 Проект "Комнатное растение" — уход, наблюдение 🧼 "Гигиена" — видео, обсуждение, выводы

Слайд 7

РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ 🔄 Индивидуальный подход 📌 Примеры: География: 🔹 Сильные — подписывают карту 🔹 Остальные — обводят, раскрашивают Биология: 🔹 Одни называют части тела 🔹 Другие соединяют карточки 🎯 Доступность и успех для каждого!

Слайд 8

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ 🧘Что применяю на уроках: Физкультминутки ("географическая зарядка") Минутки релаксации (звуки природы) Дыхательные упражнения Комфортный темп работы Свет, цвет, удобная посадка 💚 Забота о здоровье = качественное обучение

Слайд 9

ЭФФЕКТ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ 📈 Что даёт внедрение технологий: Повышение интереса к предмету Активное участие каждого ученика Развитие речи, мышления, общения Формирование жизненных компетенций Снижение утомляемости Ситуация успеха для всех

Слайд 10

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 📝 Вывод: Современные технологии и адаптированные УМК - 🔹 делают обучение доступным 🔹 развивают социальные и бытовые навыки 🔹 способствуют социализации 🔹 создают условия для успеха каждого ребёнка

Слайд 11

Ребёнок не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь." — Плутарх Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО по теме " Деятельность учителя по формированию у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) навыков самооценки и потребности к труду"

В выступлении даны критерии деятельности учителя по формированию у обучающихся навыков самооценки и потребности к труду....

Выступление на МО по теме :"Уроки ПТО, как один из ключевых этапов по подготовке обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к успешной социализации в обществе".

В работе изложены некоторые аспекты деятельности учителя трудового обучения по подготовке обучающихся на уроках слесарного дела к успешной социализации в обществе....

Выступление на МО по теме "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Выступление на МО начальных классов по теме"Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нару...

НОВЫЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ. КОМПЬЮТЕР В РУКАХ ДЕФЕКТОЛОГА Использование обучающей компьютерной программы «Море Словесности» в работе учителя-логопеда с младшими школьниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Аннотация: В статье представлен опыт применения компьютерной программы «Море Словесности» в работе по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с умственной...

Здоровьесберегающие технологии и их комплексное использование на уроках профильного труда в контексте ФГОС образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

laquo;Здоровье - это одно из естественных прав человека независимое от расы, пола, а также экономической и политической ситуации», - такое определение здоровью даёт всемирная организация здраво...