Доклад на педагогический совет«Профориентационная работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): теоретические и практические подходы».
материал

Шахматова Людмила Борисовна

Матерал является отчетом о работе по профориентационной напрвленности  с обучающимися коррекционной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ «Краснобаковская С(К)ШИ»

Доклад

«Профориентационная работа  с обучающимися с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): теоретические и практические подходы».

                                                                                                Подготовила:

                                                                                                Учитель

                                                                                                Шахматова Л.Б.

2023--2024 учебный год

Сл.2

Сегодня проблема трудоустройства  выпускников коррекционных школ является одной из самых злободневных.

Поскольку труд является одним из основных факторов, двигающих интеллектуальное развитие ребёнка вперёд (Л. С. Выготский), коррекционное учреждение  должно быть нацелено не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. В связи с этим коррекционная задача по развитию интеллектуальных функций теснейшим образом связана с общесоциальной задачей трудового воспитания в школе-интернате. Её решение позволяет выпускнику быть готовым к получению профессиональной подготовки и полноценному включению в производительный труд.

Сл.3

Профессиональная ориентация — это знакомство с миром профессий, цель которого — выбрать одну из них .Профориентация помогает найти подходящую человеку профессию, основываясь на его особенностях характера, жизненных ценностях и имеющемся опыте.

Сл.4

В решении этой проблемы существенную роль играет система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы, целью которых является способствование профессиональной интеграции в общество обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Задачи:

  • предоставление информации о мире профессий.
  • способствовать личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.
  •  формирование навыков самопрезентации и уверенного поведения, необходимые для успешной социальной и профессиональной адаптации.

Сл.5

Главным составляющим  успешной адаптации выпускников –это скоординированная  профориентационная  работа  всех специалистов школы и работа в одном направлении, дополняя друг друга.

Приобщение к профессии - дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а ежедневная работа, растянувшаяся на годы. Причем правильно ориентировать надо не только детей, но и их родителей, чтобы заручиться их вниманием и поддержкой. Конечно, не все выпускники выберут профессии, по которым их обучали в школе. На это есть много объективных причин. Но не надо считать свои усилия в профориентировании напрасными. От нас педагогов зависит, что явится результатом трудового обучения и воспитания: стойкий интерес к предмету, а затем к профессии или же пассивное и даже негативное отношение к ней. Ведь именно из школы дети должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважение к рабочим людям. А эти качества необходимы в любой профессии.

Сл.6

В круг вопросов, решающихся в процессе профориентационной работы в нашей школе, входит:

  • профессиональное просвещение обучающихся;
  • изучение и классификация профессий;
  • пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников коррекционной школы, посредством уроков трудового обучения;
  • участие обучающихся в конкурсах по профессиональному мастерству;
  • интеграция профориентации в учебные предметы;
  • экскурсии на предприятия района с целью изучения профессии;
  • сотрудничество с обучающими образовательными организациями;
  • мониторинг результатов всей профориентационной работы.

Сл.7

В Федеральном государственном образовательном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) личностным результатом является:

  • адекватное представление о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • мотивация к творческому труду, работа на результат;
  • готовность к самостоятельной жизни.
  • В связи с этим для учащихся 6-9-х классов разработана программа  курса  «Профминимум»,НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ. Рассчитана на  34 часа

       ( 1 час в неделю).

Сл.8,9

Занятия курса помогают  узнать о разнообразии мира профессий для обучающихся коррекционных школ, соотнести  свои возможности, интересы и способности, для  определения в своем профессиональном выборе.

Сл.10

В рамках классных часов проводятся различные профориентационные мероприятия с обучающимися, направленные на оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности

Сл.11

Основным направлением работы в нашей школе является:

 расширение представления обучающихся о мире профессий, овладение которыми доступно для выпускников коррекционной школы. Трудовое обучение в школе с 5 по 9 классы проходит по  профилям: столярное дело, швейное дело, сельскохозяйственный труд. 

Сл.12

На практических занятиях уроках труда закрепляется интерес детей к выбору профессии и содержанию труда в разных сферах деятельности. От применяемых методов в значительной степени зависит эффективность профессиональной ориентации. В процессе работы с обучающимися по профориентации, педагоги нашей школы знакомят обучающихся с понятиями «способность» и «профессиональная пригодность». Рассматривают способности человека как важном факторе профессиональной пригодности. Является значимым соотнесение полученных знаний со своими возможностями.

Сл.13,14,15

С 2019 года наши обучающиеся под руководством учителей профессионально-трудового обучения принимают участие в Региональном и  Национальном чемпионате России по профессиональному мастерству среди  лиц с инвалидностью и лиц c ограниченными возможностями "Абилимпикс». В 2022 году Румянцева Виктория заняла 1 место в региональном чемпионате в компетенции «Бисероплетение» (учитель Кузина И.Н.)

Участие обучающихся 9 класса в Региональном  чемпионате России по профессиональному мастерству среди  лиц с инвалидностью и лиц c ограниченными возможностями "Абилимпикс» под руководством учителя профессионально-трудового обучения Громова Ивана Григорьевича в компетенции «Резьба по дереву».

В 2023 году в региональном чемпионате наша школа приняла участие в компетенции «Швея» (Румянцева Виктория) учитель Левашова Л.В.

Сл.16

Интеграция профориентации в учебные предметы

  • Процесс профориентации продолжается на учебных предметах. Например, на уроках математики при решении задач, проводятся короткие беседы о профессии, упоминаемой в условиях задачи.
  • На уроках природоведения по теме «Деревья в жизни человека» учитель рассказывает о профессиях лесной отрасли (столяр, станочник по деревообработке и т.д.)
  • При изучении темы «Природа нашего края» учащиеся знакомятся с особенностями труда людей своей местности. Например, детям предлагают решить кроссворд, в котором по вертикали зашифровано слово, обозначающее профессию, а по горизонтали- предметы труда данного профессионала.

Сл.17

На уроках основы социальной жизни изучая тему «Трудоустройство» даю представления о   требованиях, предъявляемых профессиями к человеку, подробно рассматриваем доступные для обучающихся профессии.

При работе стараюсь сформировать у обучающихся представление о законах в области труда и занятости (Трудовом кодексе РФ как основном документе, регулирующем трудовые отношения); разъяснить понятие «рынок труда»; показать пути устройства на работу. Считаю, что целесообразно познакомить школьников с правилами оформления основных документов при поступлении на работу. Развивая у обучающихся интерес к миру профессий особое внимание уделяю развитию коммуникативных качеств, навыков сотрудничества. На занятиях нацеливаю старшеклассников на овладение наиболее полной информацией о содержании профессии, условиях работы, оплате труда. Уделяю внимание соответствию возможностей работника требованиям профессии.

Сл.18,19

На практических занятиях по основам социальной жизни, изучая тему «Питание» обучающиеся применяют свои знания на практике в приготовлении различных блюд и оформлении стола. Возможно кто-то из обучающихся в будущем выберет себе профессию, связанную с питанием.

На уроках основы социальной жизни у обучающихся формируются знания о бытовой и социальной сторонах жизни практические умения и навыки с целью применения в различных видах трудовой и профессиональной деятельности.

Сл.20

Профориентационная работа продолжается и во внеурочное время.  Во внеурочной деятельности в профессиональном самоопределении практикуем беседы, консультации, игры, тренинги и показ видеофильмов о профессиях, предприятиях поселка.

 Сл.21

Экскурсии на предприятия с целью изучения профессий  наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников коррекционной школы. В рамках договорных отношений с учреждениями-партнерами происходит обмен информацией о возможных вариантах профессионального определения выпускников школы.

  Сл.22

Тесное сотрудничество с обучающими образовательными организациями.

 Сл.23,24 Мониторинг

Таблица

Сл.25,26

             Мониторинг о выпускниках ГКОУ «Краснобаковская С(К)ШИ»

за 3 года (2020-2023 гг)

Мониторинг является предпосылкой для будущей деятельности по профориентационной работе, по ознакомлению обучающихся с предметом, содержанием, условиями труда интересующих старшеклассников профессий, ознакомлениями их особенностями рынка труда, формированию позитивной мотивации к выбору будущей профессии.

        Считаю, что проводимая таким образом в школе профориентационная работа, способствует профессиональному самоопределению обучающихся и успешной социальной адаптации.

Сл.27

Подводя итог своего выступления основными ожидаемыми  результатами работы по профориентации обучающихся с умственной отсталостью хотелось выделить:

  • понимание обучающимися состояния своего здоровья и умение соотносить их с требованиями выбранной профессии и рынка труда,
  • изменение личностных установок на такие виды профессий, которые наиболее приемлемы;
  • применение полученных знаний в различных видах трудовой и профессиональной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО по теме "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Выступление на МО начальных классов по теме"Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нару...

Доклад "Формирование жизненных компетенций у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках швейного дела

Обобщение опыта работы по формированию жизненных компетенций у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках швейного дела....

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

Тема: «Создание педагогами условий для формирования жизненных компетенций у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе деятельностного подхода».

Обучающиеся на коррекционных занятиях    получать знания о профессиях, и как  добросовестно трудиться .(повар, кондитер, швея, столяр)....

Доклад "«Диагностика уровня сформированности базовых учебных действий обучающихся по АООП основного общего образования для обучающихся с НОДА и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Программа мониторинга представляет собой исследование, направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности БУД. Данные, полученные в ходе мониторинга используются для опе...

Адаптированная основная рабочая программа по предмету «Предметно – практические действия» для обучающегося 5 класса с умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II)

Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной (интеллектуальны...