Главные вкладки

    Доклад "Формирование жизненных компетенций у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках швейного дела
    статья по технологии

    Новикова Наталья Николаевна

    Обобщение опыта работы по формированию жизненных компетенций у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках швейного дела.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

               

    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Горковская

    специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат

    для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья».

    Тема доклада:

       

    Формирование жизненной компетентности учащихся с ОВЗ  на уроках швейного дела.

     

    C:\Program Files\Common Files\Microsoft Shared\Clipart\cagcat50\PE03254_.wmf

     

    Из опыта работы учителя

    профессионально - трудового обучения

     Новиковой Натальи Николаевны.

    с. Горки, 2016 г.

    Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на  практические навыки, т.е. на компетентностный подход. Для данного подхода приоритетной целью образовательного процесса является формирование компетенций, а это значит, что задания имеют не только учебное, но и жизненное обоснование.

    Профессионально – трудовое  обучение «швейное дело» осуществляется по модифицированной программе, составленной на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией   В.В. Воронковой.  

    Внесение изменений в типовую программу связано с отсутствием базового предприятия в регионе (швейной фабрики) и дальнейшим трудоустройством  учащихся по специальности швеи - мотористки.

    Цель  модифицированной  программы - дать учащимся знания, умения и навыки по     индивидуальному пошиву белья  и легкой одежды, расширить знания и умения учащихся за счет введения новых разделов по технологиям декоративно – прикладного творчества.

    Задачу по формированию жизненной компетентности у учащихся по программе можно разделить на следующие составляющие:

    1.Выработка сознательного отношения к труду, воспитание трудолюбия.
    2.Формирование трудовых умений и навыков.
    3.Развитие творческих способностей учащихся.
            Данная программа, способствует формированию у учащихся с ОВЗ  
     умения экономить семейный бюджет и зарабатывать на жизнь (слайд 4).

    На уроках швейного дела учащиеся приобретают навыки, необходимые им в быту. Программа построена таким образом, что достаточное количество часов отводится на тему «Ремонт одежды». На протяжении всего периода обучения дети изучают эту тему. Они учатся выполнять все виды ремонта одежды от пришивания пуговиц, до вшивания «молнии». На уроках швейного дела всегда приветствуются ситуации, когда девочки приносят разорванную вещь или просят помощи вшить молнию. Часто мальчики приходят в швейную мастерскую и просят отремонтировать одежду. Девочки с удовольствием откликаются на такие просьбы. 

    Учимся, как правильно подобрать одежду на себя, как определить размер одежды. На уроках учащиеся получают навыки по пошиву различных видов одежды: постельного белья, фартуков, юбок, халатов, блуз.  

    Занимаясь  лоскутной техникой, учащиеся приобретают навыки обустройства быта.

    Полученные на уроках труда знания, умения и навыки по пошиву несложных швейных изделий, ремонту одежды дают возможность заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. Организуя труд детей по пошиву несложных швейных изделий, ремонту одежды, формируется личность ребенка, его жизненная компетентность.

     Для комплексного решения задач технологического обучения активно использую  различные методы (вербальные, наглядные, практические),  в том числе выполнение учебных технологических проектов.  

       Проектная деятельность – это активная самостоятельная деятельность учеников, направленная на  создание нового продукта.  

    С активной и самостоятельной деятельностью у наших учеников проблемы, поэтому метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта и на коллективную деятельность учащихся  (в старших классах   индивидуальную).  Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль.  

     В работе по проектной деятельности с учащимися ОВЗ, мною выявлены  особенности выполнения творческого проекта по этапам:

    Поисковый этап  – учащиеся определяются с изделием.

    Так как учащиеся с недостатком интеллекта не всегда могут самостоятельно определиться с тем, что они хотят, определить цели и задачи предстоящей работы, и помощь учителя в этом крайне необходима. Совместно с учениками в обсуждении определяем тему проекта, ставим цели и задачи предстоящей работы, определяем направления работы.

          - Изучение литературы и информационных ресурсов. Учитель готовит дополнительный материал, с которым работают дети. Приходится направлять ребят, раздавать задания, тщательно их продумывать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью».  К старшим классам (8-9 класс) дети сами разыскивают изделия или виды деятельности, которой бы они хотели научиться и предлагают учителю.

    - Учет возможностей учащегося. Иногда дети  хотят освоить   непосильную для них деятельность. Их желание поощряется, но  рекомендую освоить для начала более простой вариант, попробовать свои силы на чем-нибудь более доступном.

    - Учет возможностей подбора материалов. Это немаловажный компонент для нашей школы, т.к.  не всегда в наличии  имеется необходимый материал.

    - Рекомендации  учителя. Я предлагаю, советую, а иногда и настаиваю на выполнении той или иной деятельности, т.к. если ребенок не попробует что-то сделать, он не поймет, как это может быть интересно. Приходится направлять ребят, раздавать задания, тщательно их продумывать. Важно, чтобы задания были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью».  

    Технологический этап – разработка плана изготовления, подборка необходимых материалов и инструментов, изготовление изделия, соблюдая правила безопасной работы.

    - План работы составляется с помощью учителя и записывается в тетрадь          или    изучается  по технологической карте.

    - Подбор необходимого материала.

    - Подготовка инструментов и оборудования.

    - Выполнение проекта под контролем и руководством учителя.

    - Соблюдение правил безопасной работы.

    Аналитический этап –  защита проекта.  

    - Защита проекта заключается  в демонстрации изделия  и анализе выполненной работы. Девочки рассказывают, что получилось, а что не получилось по наводящим вопросам учителя.   

    В процессе выполнения проектов реализуется определенная часть учебной программы,  проектная деятельность в основном идет  параллельно с изучением материала по теме, только расширенно.  

            По окончанию обучения, выпускники нашей школы сдают государственный экзамен по профессионально-трудовому обучению, который проводится в форме защиты  творческого проекта.

    Пример. Презентация  творческого проекта Лонгортовой Алины, ученицы 9.

    Формирование жизненной компетенции  учащихся с ограниченными возможностями здоровья это длительные процесс. Успешность этой работы зависит от того, какие методы в своей работе применяет учитель, создана ли система работы по формированию профессионально - трудовой компетенции, сформирована ли положительная мотивация обучения.

     

     

     

      


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Формирование жизненной компетентности учащихся с ОВЗ на уроках швейного дела. Из опыта работы учителя профессионально - трудового обучения Новиковой Натальи Николаевны. с. Горки, 2016 г. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья».

    Слайд 2

    Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности . Компетентностный подход обеспечивает связь получаемых знаний с жизнью, без чего невозможна активная социальная адаптация в обществе, лиц с интеллектуальными нарушениями.

    Слайд 3

    Выработка сознательного отношения к труду, воспитание трудолюбия . Формирование трудовых умений и навыков. Формирование жизненной компетентности учащихся с ОВЗ на уроках швейного дела. Развитие творческих способностей детей. Цель программы - дать учащимся знания, умения и навыки по индивидуальному пошиву белья и легкой одежды, расширить знания учащихся за счет введения новых разделов по технологиям декоративно – прикладного творчества.

    Слайд 4

    Занятия экономического практикума «Что дешевле купить или сшить самому» Формирование знаний, умений, навыков по пошиву несложных изделий. Занятия лоскутной техникой, изготовление сувенирной продукции. Обучение ремонту одежды, «Вторая жизнь вещей». Умение экономить семейный бюджет и зарабатывать на жизнь. Включение учащихся в трудовую деятельность Формирование способности к индивидуальной трудовой деятельности. Формирование навыков жизнеобеспечения.

    Слайд 5

    Методы способствующие формированию жизненной компетентности на уроках швейного дела. Вербальные: - рассказ; - разные формы опроса; - работа с учебником; - дидактический материал и т.д. Наглядные: - практический показ действий; - технологические и инструкционные карты; опорные таблицы; мультимедийное оборудование и т.д. Практические: - планирование работы; - выполнение, контроль и проверка своей работы. Метод проектов.

    Слайд 6

    Особенности выполнения творческого проекта.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование экономической грамотности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики

    Формирование экономической грамотности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики Цветкова Раиса Васильевна, учитель математикиКОУ ВО «Новоусманская шк...

    Методическая разработка (опыт работы)«Практико-ориентированные задания на уроках математики, направленные на формирование жизненных компетенций у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации модели АГРОШКОЛА»

    Основным направлением развития коррекционной школы сегодня является поворот обучения к ребенку. В Федеральном Законе об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, одной из актуальных зада...

    Формирование базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках рисования в соответствии с требованиями ФГОС

    Формирование базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках рисования в соответствии с требованиями Федерального государственного обра...

    Доклад "Развитие самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках профессионально-трудового обучения".

    В докладе рассмотрены основные направления и приемы развития самостоятельности на уроках профессионально-трудового обучения....

    «Формирование социальной адаптации обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках»

    Социализация - важнейшая и первостепенная задача обучения умственно отсталого ребенка. Современная педагогика под социализацией понимает процесс усвоения и воспроизводства человеком культурно-историче...

    Работа по профессиональной ориентации учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики в коррекционном учреждения.

    Приоритетным направлением работы педагогов коррекционного учреждения для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является работа по социализации их и интеграции их в общество...

    Экологическое воспитание учащихся с умственной отсталостью / интеллектуальными нарушениями/ в свете внедрения ФГОС обучающихся с УО

    В данной статье обобщён опыт школы по формированию устойчивых экологических воззрений учащихся с умственной отсталостью в различных учебно - воспитательных формах и мероприятиях (семинары, акции, обще...