Формирование экономической грамотности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики
статья на тему

Формирование экономической грамотности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики

 

Цветкова Раиса Васильевна, учитель математики

КОУ ВО «Новоусманская школа-интернат»

 

 

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое ″Я″ среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками. Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление.

В современных условиях рыночных отношений проблема экономического воспитания умственно отсталых учащихся приобретает все более важную значимость. Изменения социально-экономических условий жизни людей, реформирование общества в целом требуют глубокой и серьезной экономической подготовки обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Экономическое воспитание - это многогранный процесс воздействия на человека повседневной экономической жизни, под влиянием которой формируются определенные отношения к труду, собственному производству, распределению материальных и культурных благ. Формирование элементов экономических знаний у учащихся коррекционной школы является для них жизненно важным. Сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы  обучающийся с умственной отсталостью знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; что такое цена товара и от чего она зависит; как создаются блага, представлял назначение денег и т. д. Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их интеграции в общество.

Актуальность экономической тематики в современных условиях очевидна. Опыт показывает, насколько плохо ориентируются школьники с ограниченными возможностями здоровья  в жизненно важных вопросах – как пользоваться средствами связи, как устроиться на работу, как получить необходимое медицинское обследование, как распределить бюджет и многое другое. Им приходится сталкиваться с более жесткими экономическими условиями, чем выпускникам средней школы из-за слабой конкурентоспособности на рынке труда, низких заработков и прочих обстоятельств. Дети на каждом шагу встречаются с такой терминологией, как кредит, товар, бартер и т.д. Применительно к домашнему хозяйству экономика - это наука о том, как человек зарабатывает себе на жизнь и удовлетворяет потребности личные и своей семьи. Вот в этом смысле и можно говорить об элементах экономического образования в коррекционной школе. Это и бюджет семьи, планирование расходов на покупку различных промышленных и продовольственных товаров, оплата за различные коммунальные услуги, умение пользоваться услугами банков. Задачей обучения детей в школе-интернате для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) являются максимальное преодоление дефектов развития учащихся, подготовка их к участию в производительном труде и общественной жизни. В силу особенностей психофизического развития умственно отсталые дети не все имеют возможности продолжить обучение в каком-либо ином учебном заведении (есть дети, которые учатся в специальных группах ПТУ, техникумах но у многих на этом образование заканчивается), поэтому знания, которые ученики получают в школе, должны иметь законченный характер, знания должны быть осознанными.

С элементами экономики учащиеся с умственной отсталостью 5-9 классов наиболее часто встречаются на уроках математики.

Предмет математика является необходимой частью подготовки учащихся с умственной отсталостью к самостоятельности, их адаптации к современным экономическим условиям, независимой жизни экономически самостоятельного человека. Школа должна дать «такие знания, умения и навыки, которые помогут лучше распознавать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические знания к решению конкретных практических задач, которые повседневно ставит жизнь». Формирование элементов экономических знаний у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является для них жизненно важным. «Наиболее общее понимание экономики – способ ведения хозяйства. В переводе с греческого языка экономика – «хозяйствование по правилам в соответствии с законом». Применительно к домашнему хозяйству экономика – это наука о том, как человек зарабатывает себе на жизнь и удовлетворяет потребности личные и своей жизни». Каждому выпускнику придётся столкнуться со многими экономическими задачами. Это формирование своего бюджета, оплата коммунальных услуг, расчёт возможности покупок, приобретение билетов на транспорт и т.д. Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся, их интеграции в общество. Уроки математики с элементами экономики способствуют коррекции процесса формирования личности и недостатков познавательной деятельности, готовят учащихся и воспитанников к самостоятельной жизни, более адекватной оценке своего и чужого труда и социальных действий государства.  

Опыт работы показывает, что дети лучше усваивают учебный материал, если сами     видят жизненную необходимость данной темы. Следовательно, задача учителя как  можно чаще осуществлять практическую направленность уроков математики. С этой  целью предлагать ученикам такие задания (примеры и задачи), в которых чётко видна жизненная необходимость изучения данного учебного материала. Согласно принципу коррекционной направленности в учебном процессе, урок должен быть организован таким образом, что ребёнок не только осваивает учебный материал по предмету, но и получает дополнительные знания и навыки. Экономические знания и умения, включенные в урок математики, делают урок более практичным. При этом выделяются дополнительные задачи уроков:

·      раскрывается экономическая суть вопросов быта, производства, сельского хозяйства, сферы торговых отношений;

·      формируются экономические понятия;

·      обогащается и активизируется словарный запас;

·      происходит имитация включения в самостоятельную жизнь;

·      моделируется трудовая деятельность;

·      происходит начальный этап социализации.

Умение невозможно сформировать, если школьник не знает, зачем ему необходимо данное конкретное знание. Здесь мы подходим к очень важному моменту личностно-значимого обучения – развитию мотивации учебной деятельности. В ходе занятий по математике замечено, что ученики, слабо решавшие задачи из   учебника и не проявлявшие интереса к математике, с удовольствием решают задачи с практическим содержанием. Для составления таких задач необходимо иметь   сюжетный и числовой материал, добытый учителем или самими детьми. Задачи должны быть связаны с конкретной жизненной ситуацией, понятны и интересны всем детям. Так, при изучении десятичных дробей можно использовать квитанции по оплате за коммунальные услуги. Эти данные даны в десятичных дробях. Есть возможность работать на конкретном материале.  Квитанции можно адаптировать для учащихся данной категории. Кроме вычислений письменных по ним можно работать устно, в том числе читать десятичные дроби, упражняться в преобразованиях. Особого объяснения требуют услуги. Например, за отопление оплата – с 1 кв.м, а вода (холодная, горячая) – в куб.м с человека в месяц или по счётчикам. Таким образом, учащиеся учатся ориентироваться в тарифах, видах услуг и единицах измерения на каждый вид услуги. Необходимо говорить учащимся об экономии. При установке счётчиков и бережливом отношении к природным ресурсам мы экономим денежные средства. Учащиеся убеждаются в этом при решении практических задач.

Знания нам нужны не сами по себе, не как «мертвый» груз памяти, а как живой инструмент для решения любых (прежде всего, нестандартных) учебных и практических  задач. При изучении темы «Нахождение процентов от числа», практическая направленность значительно усиливается. Решение однообразных примеров на нахождение процентов не вызывает интереса у детей. Если примеры предлагаются со смысловым (практическим) содержанием, то ситуация резко меняется. Дети проявляют живой интерес, лучше усваивают учебный материал.  Например:

·      вычислите профсоюзный налог, если ваша зарплата составляет 15 000 руб.,  28 000 руб.;

·      предлагается  вычислить налог  с доходов (13%) от разной зарплаты, делается   вывод: какая сумма больше;

·      вычислите аванс (40%);

·      вычислите сумму алиментов (25%) от разной зарплаты.

Каждая задача, которая решается по теме «Проценты» обязательно имеет связь с  жизнью. Например: 

·      какую зарплату получит рабочий на руки, после удержания всех налогов;

·      высчитывается сумма кредита;

·      сколько рублей выплачивать каждый месяц;

·      вычисляется в рублях процентная ставка в банке.

Выпускники школы-интерната для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должны уметь пользоваться услугами банков. Познакомить с процентными ставками различных банков для того, чтобы  выбрать банк для хранения денег, оформление кредита и т.д. Дети с огромным удовольствием принимают участие в решении подобных задач. При решении арифметических задач создаются условия, которые моделируют жизненные ситуации.

Актуально на сегодняшний день научить учащихся сравнивать и выбирать, как сэкономить, выбирая оплату коммунальных услуг по тарифу или по индивидуальным счётчикам, установленным в квартире. Покупать продукты: на рынке, супермаркетах или магазинах типа «Эконом».

В активный словарь учащихся вводятся понятия: «доходы», «расходы», «услуга», «налог», «абонент», «счётчик», «коммунальные услуги», «абонентская плата», «техобслуживание», «тарифы», «льготы», «субсидии», «наем жилья», «себестоимость», «договор», «электроэнергия», «кабельное телевидение», «штрафы», «пени». Вводимые термины могут меняться в зависимости от места жительства и семейных условий учащихся. С каждым из этих понятий составляется задача, например, производится расчет стоимости потреблённой воды или сумма субсидий.     

Примерное  содержание  практических задач:

1.         Сбербанк  дает ссуду под 22%  годовых. Сколько это составляет в рублях, если взять кредит в размере  25 000 рублей на год?

2.         Сколько денег будет на счету у вкладчика через год, если он положил деньги в банк, годовые 8%, а денег было : 10 500., 13 800., 30 250 рублей?

3.         Рассчитать подоходный налог.

Начисление, руб.

Подоходный налог, %

Количество находящихся на иждивении

Подоходный налог

15 458

13

0

?

43 700

13

1

?

26 330

13

2

?

17 670

13

3

?

 

4.         В магазине предпраздничные скидки 15%. Сколько будет стоить  мужской костюм, если его цена до скидки 5 300 рублей?

5.         В магазине «Дружба» скидки на электротовары на 10%. Сколько будет стоить холодильник, если его цена 13 650 рублей?

6.         Рабочему выплачивается премия в размере 25% от месячного тарифа. Какую премию получит рабочий, если среднемесячный тариф 14 000?

7.         Предыдущее показание счетчика 7088, последнее показание – 7205. Сколько нужно заплатить за электроэнергию?

8.         Абонентская плата за телефон – 260 рублей. Рассчитайте, сколько денег уходит на абонентскую плату за телефон за 2 месяца, полгода, год?

9.         Семья из 3 человек живет в квартире общей площадью 48 кв.м. Сколько стоит оплата за отопление? Изменится ли оплата за отопление, если в семье станет на 1 человека больше? Почему?

10.      Рассчитать оплату за холодную и горячую воду по показаниям счетчиков.

Показания ХВС

Показания ГВС

предыдущее

последующее

предыдущее

последующее

5, 538

8,307

9,724

12,396

 

11.     Сколько платит семья  за капитальный ремонт жилых зданий ежемесячно, если площадь квартиры 32 кв. м? Сколько платит за полгода, год?

12.     Рассчитать оплату за коммунальные услуги  в месяц, если в семье 2 человека и площадь квартиры 42 кв. м. Квартира неприватизированная, счетчики воды не установлены.

В заключение хотелось бы сказать, что проведение уроков математики с экономическим содержанием, экономического практикума - требование времени и меняющихся условий жизни. Элементарные экономические знания позволяют детям понять роль и права человека в обществе, воздействуют на нравственное развитие детей, готовят ученика к адекватному восприятию общества и производства, которые будут существовать через несколько лет, помогают ему определить для себя сферу деятельности в будущем.

 

Литература:

1.         Бгажнокова И.М. Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью. Программа. \\ Дефектология.-2000.-№5.

2.         Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. -184 с. – (Коррекционная школа).

3.         Коррекционная педагогика.-3(15),2006. Автор статьи Колосова Е.Е. "Программа и планирование по математике с элементами экономики для учащихся 10-12классов (I -III курсов) специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида".

4.         Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе, М.: Вако, 2007

5.         Учебник «Математика» 7класса / Т.В. Алышева, / Москва «Просвещение» 2012г.

6.         Учебник «Математика» 8 класса / В.В. Эк, / Москва «Просвещение» 2012г.

7.         Учебник «Математика» 9 класса / М.Н. Перовой, / Москва «Просвещение» 2012г.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetkova_r.v.docx33.25 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экономической грамотности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики

Цветкова Раиса Васильевна, учитель математики

КОУ ВО «Новоусманская школа-интернат»

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое ″Я″ среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками. Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление.

В современных условиях рыночных отношений проблема экономического воспитания умственно отсталых учащихся приобретает все более важную значимость. Изменения социально-экономических условий жизни людей, реформирование общества в целом требуют глубокой и серьезной экономической подготовки обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Экономическое воспитание - это многогранный процесс воздействия на человека повседневной экономической жизни, под влиянием которой формируются определенные отношения к труду, собственному производству, распределению материальных и культурных благ. Формирование элементов экономических знаний у учащихся коррекционной школы является для них жизненно важным. Сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы  обучающийся с умственной отсталостью знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; что такое цена товара и от чего она зависит; как создаются блага, представлял назначение денег и т. д. Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их интеграции в общество.

Актуальность экономической тематики в современных условиях очевидна. Опыт показывает, насколько плохо ориентируются школьники с ограниченными возможностями здоровья  в жизненно важных вопросах – как пользоваться средствами связи, как устроиться на работу, как получить необходимое медицинское обследование, как распределить бюджет и многое другое. Им приходится сталкиваться с более жесткими экономическими условиями, чем выпускникам средней школы из-за слабой конкурентоспособности на рынке труда, низких заработков и прочих обстоятельств. Дети на каждом шагу встречаются с такой терминологией, как кредит, товар, бартер и т.д. Применительно к домашнему хозяйству экономика - это наука о том, как человек зарабатывает себе на жизнь и удовлетворяет потребности личные и своей семьи. Вот в этом смысле и можно говорить об элементах экономического образования в коррекционной школе. Это и бюджет семьи, планирование расходов на покупку различных промышленных и продовольственных товаров, оплата за различные коммунальные услуги, умение пользоваться услугами банков. Задачей обучения детей в школе-интернате для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) являются максимальное преодоление дефектов развития учащихся, подготовка их к участию в производительном труде и общественной жизни. В силу особенностей психофизического развития умственно отсталые дети не все имеют возможности продолжить обучение в каком-либо ином учебном заведении (есть дети, которые учатся в специальных группах ПТУ, техникумах но у многих на этом образование заканчивается), поэтому знания, которые ученики получают в школе, должны иметь законченный характер, знания должны быть осознанными.

С элементами экономики учащиеся с умственной отсталостью 5-9 классов наиболее часто встречаются на уроках математики.

Предмет математика является необходимой частью подготовки учащихся с умственной отсталостью к самостоятельности, их адаптации к современным экономическим условиям, независимой жизни экономически самостоятельного человека. Школа должна дать «такие знания, умения и навыки, которые помогут лучше распознавать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические знания к решению конкретных практических задач, которые повседневно ставит жизнь». Формирование элементов экономических знаний у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является для них жизненно важным. «Наиболее общее понимание экономики – способ ведения хозяйства. В переводе с греческого языка экономика – «хозяйствование по правилам в соответствии с законом». Применительно к домашнему хозяйству экономика – это наука о том, как человек зарабатывает себе на жизнь и удовлетворяет потребности личные и своей жизни». Каждому выпускнику придётся столкнуться со многими экономическими задачами. Это формирование своего бюджета, оплата коммунальных услуг, расчёт возможности покупок, приобретение билетов на транспорт и т.д. Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся, их интеграции в общество. Уроки математики с элементами экономики способствуют коррекции процесса формирования личности и недостатков познавательной деятельности, готовят учащихся и воспитанников к самостоятельной жизни, более адекватной оценке своего и чужого труда и социальных действий государства.  

Опыт работы показывает, что дети лучше усваивают учебный материал, если сами     видят жизненную необходимость данной темы. Следовательно, задача учителя как  можно чаще осуществлять практическую направленность уроков математики. С этой  целью предлагать ученикам такие задания (примеры и задачи), в которых чётко видна жизненная необходимость изучения данного учебного материала. Согласно принципу коррекционной направленности в учебном процессе, урок должен быть организован таким образом, что ребёнок не только осваивает учебный материал по предмету, но и получает дополнительные знания и навыки. Экономические знания и умения, включенные в урок математики, делают урок более практичным. При этом выделяются дополнительные задачи уроков:

  • раскрывается экономическая суть вопросов быта, производства, сельского хозяйства, сферы торговых отношений;
  • формируются экономические понятия;
  • обогащается и активизируется словарный запас;
  • происходит имитация включения в самостоятельную жизнь;
  • моделируется трудовая деятельность;
  • происходит начальный этап социализации.

Умение невозможно сформировать, если школьник не знает, зачем ему необходимо данное конкретное знание. Здесь мы подходим к очень важному моменту личностно-значимого обучения – развитию мотивации учебной деятельности. В ходе занятий по математике замечено, что ученики, слабо решавшие задачи из   учебника и не проявлявшие интереса к математике, с удовольствием решают задачи с практическим содержанием. Для составления таких задач необходимо иметь   сюжетный и числовой материал, добытый учителем или самими детьми. Задачи должны быть связаны с конкретной жизненной ситуацией, понятны и интересны всем детям. Так, при изучении десятичных дробей можно использовать квитанции по оплате за коммунальные услуги. Эти данные даны в десятичных дробях. Есть возможность работать на конкретном материале.  Квитанции можно адаптировать для учащихся данной категории. Кроме вычислений письменных по ним можно работать устно, в том числе читать десятичные дроби, упражняться в преобразованиях. Особого объяснения требуют услуги. Например, за отопление оплата – с 1 кв.м, а вода (холодная, горячая) – в куб.м с человека в месяц или по счётчикам. Таким образом, учащиеся учатся ориентироваться в тарифах, видах услуг и единицах измерения на каждый вид услуги. Необходимо говорить учащимся об экономии. При установке счётчиков и бережливом отношении к природным ресурсам мы экономим денежные средства. Учащиеся убеждаются в этом при решении практических задач.

Знания нам нужны не сами по себе, не как «мертвый» груз памяти, а как живой инструмент для решения любых (прежде всего, нестандартных) учебных и практических  задач. При изучении темы «Нахождение процентов от числа», практическая направленность значительно усиливается. Решение однообразных примеров на нахождение процентов не вызывает интереса у детей. Если примеры предлагаются со смысловым (практическим) содержанием, то ситуация резко меняется. Дети проявляют живой интерес, лучше усваивают учебный материал.  Например:

  • вычислите профсоюзный налог, если ваша зарплата составляет 15 000 руб.,  28 000 руб.;
  • предлагается  вычислить налог  с доходов (13%) от разной зарплаты, делается   вывод: какая сумма больше;
  • вычислите аванс (40%);
  • вычислите сумму алиментов (25%) от разной зарплаты.

Каждая задача, которая решается по теме «Проценты» обязательно имеет связь с  жизнью. Например:  

  • какую зарплату получит рабочий на руки, после удержания всех налогов;
  • высчитывается сумма кредита;
  • сколько рублей выплачивать каждый месяц;
  • вычисляется в рублях процентная ставка в банке.

Выпускники школы-интерната для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должны уметь пользоваться услугами банков. Познакомить с процентными ставками различных банков для того, чтобы  выбрать банк для хранения денег, оформление кредита и т.д. Дети с огромным удовольствием принимают участие в решении подобных задач. При решении арифметических задач создаются условия, которые моделируют жизненные ситуации.

Актуально на сегодняшний день научить учащихся сравнивать и выбирать, как сэкономить, выбирая оплату коммунальных услуг по тарифу или по индивидуальным счётчикам, установленным в квартире. Покупать продукты: на рынке, супермаркетах или магазинах типа «Эконом».

В активный словарь учащихся вводятся понятия: «доходы», «расходы», «услуга», «налог», «абонент», «счётчик», «коммунальные услуги», «абонентская плата», «техобслуживание», «тарифы», «льготы», «субсидии», «наем жилья», «себестоимость», «договор», «электроэнергия», «кабельное телевидение», «штрафы», «пени». Вводимые термины могут меняться в зависимости от места жительства и семейных условий учащихся. С каждым из этих понятий составляется задача, например, производится расчет стоимости потреблённой воды или сумма субсидий.      

Примерное  содержание  практических задач:

  1. Сбербанк  дает ссуду под 22%  годовых. Сколько это составляет в рублях, если взять кредит в размере  25 000 рублей на год?
  2. Сколько денег будет на счету у вкладчика через год, если он положил деньги в банк, годовые 8%, а денег было : 10 500., 13 800., 30 250 рублей?
  3. Рассчитать подоходный налог.

Начисление, руб.

Подоходный налог, %

Количество находящихся на иждивении

Подоходный налог

15 458

13

0

?

43 700

13

1

?

26 330

13

2

?

17 670

13

3

?

  1. В магазине предпраздничные скидки 15%. Сколько будет стоить  мужской костюм, если его цена до скидки 5 300 рублей?
  2. В магазине «Дружба» скидки на электротовары на 10%. Сколько будет стоить холодильник, если его цена 13 650 рублей?
  3. Рабочему выплачивается премия в размере 25% от месячного тарифа. Какую премию получит рабочий, если среднемесячный тариф 14 000?
  4. Предыдущее показание счетчика 7088, последнее показание – 7205. Сколько нужно заплатить за электроэнергию?
  5. Абонентская плата за телефон – 260 рублей. Рассчитайте, сколько денег уходит на абонентскую плату за телефон за 2 месяца, полгода, год?
  6. Семья из 3 человек живет в квартире общей площадью 48 кв.м. Сколько стоит оплата за отопление? Изменится ли оплата за отопление, если в семье станет на 1 человека больше? Почему?
  7.  Рассчитать оплату за холодную и горячую воду по показаниям счетчиков.

Показания ХВС

Показания ГВС

предыдущее

последующее

предыдущее

последующее

5, 538

8,307

9,724

12,396

  1. Сколько платит семья  за капитальный ремонт жилых зданий ежемесячно, если площадь квартиры 32 кв. м? Сколько платит за полгода, год?
  2. Рассчитать оплату за коммунальные услуги  в месяц, если в семье 2 человека и площадь квартиры 42 кв. м. Квартира неприватизированная, счетчики воды не установлены.

В заключение хотелось бы сказать, что проведение уроков математики с экономическим содержанием, экономического практикума - требование времени и меняющихся условий жизни. Элементарные экономические знания позволяют детям понять роль и права человека в обществе, воздействуют на нравственное развитие детей, готовят ученика к адекватному восприятию общества и производства, которые будут существовать через несколько лет, помогают ему определить для себя сферу деятельности в будущем.

Литература:

  1. Бгажнокова И.М. Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью. Программа. \\ Дефектология.-2000.-№5.
  2. Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. -184 с. – (Коррекционная школа).
  3. Коррекционная педагогика.-3(15),2006. Автор статьи Колосова Е.Е. "Программа и планирование по математике с элементами экономики для учащихся 10-12классов (I -III курсов) специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида".
  4. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе, М.: Вако, 2007
  5. Учебник «Математика» 7класса / Т.В. Алышева, / Москва «Просвещение» 2012г.
  6. Учебник «Математика» 8 класса / В.В. Эк, / Москва «Просвещение» 2012г.
  7. Учебник «Математика» 9 класса / М.Н. Перовой, / Москва «Просвещение» 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках рисования в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках рисования в соответствии с требованиями Федерального государственного обра...

Работа по профессиональной ориентации учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики в коррекционном учреждения.

Приоритетным направлением работы педагогов коррекционного учреждения для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является работа по социализации их и интеграции их в общество...

Формирования жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами предметной недели математики .

Статья представляет опыт работы учителя математики коррекционной школы с по формированию жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами предметно...

Доклад "Формирование жизненных компетенций у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках швейного дела

Обобщение опыта работы по формированию жизненных компетенций у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках швейного дела....

Формирование навыков социального поведения у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами современных педагогических технологий

Многие дети с умственной отсталостью плохо приспосабливаются к самостоятельной жизни, нуждаются в опеке со стороны взрослого. Однако при создании специальных условий они становятся  трудоспособны...

Формирование компьютерной грамотности у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Являюсь руководителем объединением дополнительного образования "Мир информатики". Главная задача объединениия  обучить учащихся новым компьютерным технологиям для лучшей социализации, н...