Выступление на МО. Доклад "Необходимость уроков швейного дела в коррекционной школе для трудовой адаптации учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Усынина Евгения Валерьевна

Доклад "Необходимость уроков швейного дела в коррекционной школе для трудовой адаптации учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ГБОУ «Селенгинская СКОШИ»

Доклад

Необходимость уроков швейного дела в коррекционной школе для трудовой адаптации учащихся с умственной отсталостью

 (интеллектуальными нарушениями)

Учитель трудового обучения:  Усынина Е.В.

2023 год

 «Необходимость уроков швейного дела в коррекционной школе для трудовой адаптации учащихся с умственной отсталостью

 (интеллектуальными нарушениями)»

   Трудовое обучение в коррекционной школе ставит своей целью подготовить работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на массовых производственных предприятиях в условиях обычного трудового коллектива. Развитие самостоятельности учащихся на уроках швейного дела происходит при строгом соблюдении правила: от простого к сложному, от более известного к менее известному.

В течении всех лет обучения швейному делу, учащиеся получают первоначальные навыки работы на бытовой швейной машине, приобретают первичные навыки в раскрое изделий, технологии пошива, моделировании, знакомятся с различными фасонами одежды, производстве влажно-тепловой обработки ткани.

Анализируя программу по швейному делу можно сделать вывод, что она в целом предусматривает воспитание у учащихся умения самостоятельно работать. Программа предлагает формирование  определенной системы производственных, операционных навыков по швейному делу.

Но, часто, у учащихся возникает отсутствие самостоятельности в выполнении заданий по труду, в силу того, что они не умеют целенаправленно использовать в работе свои навыки и знания. Это выражается в неумении пользоваться инструкциями (устными и письменными), чертежами и образцами, в неумении планировать свою работу, выполнять ее в определенной последовательности (примеры из учебника).

Степень самостоятельности зависит от новизны работы, места уроков в общей ступени обучения, от умения учащихся использовать специальную терминологию в своей речи.

       Анализируемое изделие, шов, рисунок  дети должны рассматривать вблизи, взять в руки, осмотреть со всех сторон. Для этого, в кабинете, или как мы называем, в швейной мастерской, огромная коллекция наглядного материала. Который весь систематизирован.

Если изделие анализируется по вопросам учителя, то он должен сформировать вопросы так, чтобы учащиеся, используя вопрос, смогли четко правильно дать на него ответ.

Например, «Как называется изделие? Где оно применяется? Какую форму имеет?» Ответы на вопросы мы оформляем в тетради в виде рассказа об изделии.

       На первых этапах работы с детьми я даю им такие несложные задания, которые вполне доступны самостоятельному выполнению или с незначительной помощью. Более сильные учащиеся работают самостоятельно. Со слабыми учащимися повторяю материал и показываю методы обработки изделий. При этом я всячески подчёркиваю, что ученица уже может сама выполнить задание, что в другой раз она выполнит даже более сложное задание. По мере усложнения учебного материала и степени обученности учащихся я меняю формы и методы организации самостоятельной деятельности, так как меняется степень самостоятельности самих учащихся.

        Достаточно большая часть учебного материала по швейному делу предполагает не столько рассказы по теме, сколько наглядные показы некоторых познавательных моментов. Информация о прядильном, ткацком и швейном производстве, о современном оборудовании, о новых направлениях моды, разнообразие и ассортимент новых материалов, и многое другое доступно показать и рассказать только с использованием ИКТ. На уроках профессионально – трудового обучения при изучении темы «Швейная машина» я использую видеоролики об истории создания швейной машины; «Оборудование современного швейного производства» - о возможностях современного оборудования на современном производстве. При изучении таких тем, как: «Пошив юбки», «Пошив фартука», «Пошив пижамы» и др. использую презентации об истории развития одежды, что способствует активизации учащихся на учебный процесс, формирует познавательные способности.

         На всех уроках труда учащимся прививаются правильные приёмы работы. Работа в этом направлении начинается с демонстрации учителем приёмов работы. Так на уроках швейного дела, при знакомстве со швейными машинами, первоначально за швейную машину садится учитель. Он фиксирует внимание учащихся на своей позе, положении рук, положении ног на педали машины. Обращает внимание учащихся на правильную посадку. В дальнейшем, при малейших недочётах учеников, необходимо разбирать, совместно с классом, допущенные ошибки.

В работе учащихся часто возникают ошибки, связанные с недостатками самоконтроля. Некоторые из этих ошибок связаны с неумением выполнить, контрольное действие (применить линейку, угольник).

В процессе урока стараюсь оказывать минимальную помощь детям, допустившим дефекты в работе. Прежде, чем делать замечание, стимулирую их мышление, для того, чтобы каждый пытался сам найти свои ошибки.

Например, задаю вопрос: «Правильно ли ты сложила детали? На каком расстоянии должна проходить первая строчка? Всё ли на рабочем столе у тебя правильно?» Подобного рода вопросы активизируют контрольные действия учащихся. Они начинают более внимательно осматривать детали или изделие и зачастую находят ошибку сами.                                  
На уроках швейного дела, как и на любом другом уроке труда, существует ряд опасных факторов для здоровья детей. Это, прежде всего, специальное оборудование (швейные машины, утюг). Изучение и закрепление знаний по правилам техники безопасности происходит во время всего обучения. В 5 классе, по существующей программе, учащиеся знакомятся с правилами безопасной работы с иглой и ножницами. Изучение правил происходит по схеме:
• Рассказ учителя об устройстве изучаемого оборудования и правила безопасной работы с ним.
• Чтение учебника.
• Запись текста правила в тетрадь.
Это общепризнанная методика. Но если ограничиться только такими видами работ, то учащиеся будут плохо запоминать правила и, главное, не смогут применить их на практике. Для более успешной работы в данном направлении хорошо использовать ролевые игры. Например, я предлагаю девочкам примерить на себя роль мамы. И разыграть ситуацию с глажением белья. А после игры задать обучающимся вопросы:
- Что мама сделала неверно?
- Как бы ты работала в данной ситуации?
По мере приобретения первичных трудовых навыков можно видоизменять ситуацию. Занятия такого характера позволяют не только лучше запоминать правила, но и почувствовать ответственность взрослого человека. Таким образом, даже на уроке, можно у детей формировать определённые бытовые навыки. Иначе говоря, ребёнок учиться у взрослых, как быть взрослым. Это важная составляющая социализации личности.
     На уроках швейного дела в коррекционных школах учащиеся приобретают навыки, необходимые им в быту. Программа построена таким образом, что достаточно много часов отводится на тему « Ремонт одежды». Этот раздел повторяется на протяжении всего периода обучения. Девочки учатся выполнять все виды ремонта одежды от пришивания пуговиц, до вшивания молнии. На своих уроках я всегда приветствую ситуации, когда девочки приносят разорванную вещь или просят помочь вшить молнию. Такую работу они выполняют самостоятельно, но обязательно с предварительным разбором порядка действия. Очень важно сформировать у учащихся правильный подход к ремонту своей одежды. Они должны уметь и, главное всегда самостоятельно выполнять, посильный ремонт. В таком подходе кроется большое воспитательное воздействие. Иначе мы можем воспитать потребительское отношение к жизни у детей.

На своих уроках я часто рассказываю девочкам, как правильно подобрать одежду на себя. При изучении тем, связанных с построением выкроек, мы записываем размеры девочек в тетрадь и объясняем выбранный размер соответствующей меркой. Иногда, в целях лучшего формирования измерительных навыков, можно объяснить, как с помощью мерки длины стопы подобрать размер обуви. На уроках швейного дела девочки получают навыки по пошиву различных видов одежды. От простейших косынок, носовых платков, постельного белья, до юбок и платьев.
Лишь немногие учащиеся будут в дальнейшей жизни шить одежду на себя, но выполнить качественно ремонт, подогнать одежду по своей фигуре, способны почти все выпускницы. К концу 9 класса почти все девочки умеют шить постельное белье, женскую и детскую легкую одежду, владеют скоростными приемами труда на швейных машинах.

        Чтобы приблизить обучение к реальной действительности на занятиях практического повторения и во время практики мы выполняем заказы школы. Это костюмы для выступлений на школьных и районных конкурсах. При этом подробно рассматриваем требования к качеству изделий, обсуждаем, как лучше организовать работу по выполнению заказа, т.е. пооперационно разделить труд.

        Для развития познавательных способностей учащихся, обогащения их социального опыта проводятся экскурсии   в магазин тканей, в ателье. Экскурсии создают своего рода зону ближайшего интеллектуального и эмоционального развития, так как поток новой информации позволяет обогащать понятийный и речевой запас учащихся.

           Трудовая адаптация учащихся осуществляется и во время внеклассной работы по предмету. На конкурсах по трудовому обучению учащиеся знакомятся с профессиями. Дети выполняют различные задания, отвечают на вопросы, которые касаются профессий, делятся впечатлениями.

Я всегда стараюсь помочь ребенку поверить в свои силы, добиться успеха в учебе, полюбить труд. Этому способствуют праздники труда, выставки работ, конкурсы лучшего по профессии.

 С  2022 года учащиеся 7, 8 и 9 классов нашей школы приняли участие в  региональном отборочном  чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» в Республике Бурятия.

      Таким образом, работа по трудовой адаптации в коррекционной школе дает положительные результаты только тогда, когда соблюдаются следующие принципы:

 - принцип последовательности, предусматривающий постепенное накопление, расширение социально-бытовых знаний и умений;

- принцип систематичности, требующий разносторонней, каждодневной, а не эпизодической работы со школьниками.

- принцип практической направленности, который приближает обучение на уроках трудового обучения к реальной бытовой жизни.

Спасибо!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционного курса «Занимательная математика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5-9 класс

Программа коррекционного курса «Занимательная математика»для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)5-9 класс 1. Пояснительная запискаПрограмма  по коррекционном...

Формирование экономической грамотности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики

Формирование экономической грамотности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики Цветкова Раиса Васильевна, учитель математикиКОУ ВО «Новоусманская шк...

Выступление на МО по теме :"Уроки ПТО, как один из ключевых этапов по подготовке обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к успешной социализации в обществе".

В работе изложены некоторые аспекты деятельности учителя трудового обучения по подготовке обучающихся на уроках слесарного дела к успешной социализации в обществе....

Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" для обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Пояснительная запискаРабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для 3 класса составлена на основе примерной  адаптированной  основной  образователь...

Работа по профессиональной ориентации учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики в коррекционном учреждения.

Приоритетным направлением работы педагогов коррекционного учреждения для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является работа по социализации их и интеграции их в общество...

Доклад "Формирование жизненных компетенций у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках швейного дела

Обобщение опыта работы по формированию жизненных компетенций у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках швейного дела....

"Коррекционно-развивающая работа на уроках "Окружающего природного мира" в 1 классе с обучающимися с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети - инвалиды либо другие дети ...