"Коррекционно-развивающая работа на уроках "Окружающего природного мира" в 1 классе с обучающимися с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
учебно-методическое пособие

Колдунова Кристина Павловна

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети - инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_posobie.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

"Коррекционно-развивающая работа с детьми с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)".

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети - инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в нашей школе ведется как на уроках, так и на внеурочных занятиях. Это кружки, факультативы, коррекционные курсы.

Что такое коррекционно-развивающая работа?

Коррекционно-развивающая работа – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.

Эта работа не подменяет собой обучение ребенка с особыми образовательными потребностями, которое тоже носит коррекционно-развивающий характер, а включена в психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе.

Особенности коррекционно-развивающей работы:

  1. создание положительной психологической атмосферы;
  2. задания выполняются в игровой форме;
  3. отметки за эти задания не ставятся, хотя отслеживание результатов развития обучающегося ведётся на каждом занятии;
  4. для достижения развивающего эффекта, необходимо неоднократное выполнение заданий обучающимися, но на более высоком уровне трудности.

Занятия по коррекции дефектов в развитии  проходят в индивидуальной или групповой форме. На каждом занятии создаются ситуации успеха и похвалы, способствующие повышению учебной мотивации и самооценки обучающихся, обеспечивается щадящий режим и дифференцированный подход.  Уроки строятся с учётом индивидуальных особенностей детей.

    В коррекционно-развивающей работе значительное место занимает психологическая и педагогическая коррекция.

  Главная функция психокоррекции – определение условий, наиболее благоприятствующих правильному формированию личности ребенка.

Одним из показателей успешности коррекционно-развивающей работы может служить уровень самостоятельности обучающихся при выполнении новых учебных и трудовых заданий. Из психологических исследований известно, что самостоятельность школьников зависит от уровня сформированности у них обобщенных учебных и трудовых умений. Поэтому осуществление принципа коррекции в обучении заключается в формировании у них этих умений, т.е. умений самостоятельно ориентироваться в требованиях к выполнению заданий, анализировать условия и планировать свою деятельность, привлекая для этого имеющиеся знания и опыт, делать выводы о качестве выполненной работы.

Вся система коррекционно - развивающей работы призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального воспитанника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества.

А моя задача – сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала, включать обучающихся в разнообразную творческую деятельность – изобразительную, игровую, литературную, трудовую и пр.

Данная работа проводится мною как на коррекционных занятиях в урочное время, так и во внеурочное время.

Сегодня я хотела бы представить некоторые коррекционно – игровые и познавательные фрагменты, используемые на уроках и коррекционных занятиях, ставя для этого следующие задачи:

Обучать детей в соответствии с требованиями программы ФГОС для детей с ОВЗ. Особое внимание уделять активизации их познавательной деятельности.

Развивать мышление, память, внимание, воображение, наблюдательность, восприятие, навыки самостоятельности и самоконтроля, используя разнообразные по характеру методы и приемы в процессе обучения и коррекционно – развивающей работы.

Работать над сохранением здоровья обучающихся.

Для решения данных задач, использую следующие приемы:

-Работа в группах;

- Использование наглядных пособий при ответе;

- Доступная система упражнений;

- Индивидуальные задания;

- Использование карточек, алгоритмов, опорных схем;

- Проговаривание, систематическое повторение.

На коррекционных занятиях в урочное и в неурочное время провожу различные коррекционные упражнения направленные на развитие внимания, мышления, воображения, речи, моторики, а так же провожу работу с родителями по коррекция отношений детей и взрослых.

1. Развитие внимания.

«Корректурная проба». В результате выполнения «корректурных проб» формируется внимательность.

«Найди слова»

На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово.

Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

2. Развитие мышления.

Помощь в развитии логического мышления оказывают такие упражнения:

- «Четвертый лишний»: задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех;

- загадки и логические задачи, головоломки.

3. Развитие воображения.

НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ФИГУРЫ.

Детям раздаю листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, различными ломаными линиями и т.д.). У каждого ребенка наборы фигур должны быть одинаковыми. Детям предлагают за 5-10 мин пририсовать к фигуркам все, что угодно, так чтобы получились предметные изображения, но при этом постараться, чтобы не было одинаковых рисунков. Каждый такой рисунок можно подписать, придумав ему необычное название.

Все проводимые коррекционно – развивающие занятия, направлены на развитие познавательной активности психических процессов, формирование обобщенных представлений, развитию аналитических способностей, умению работать по инструкции, соответственно развивать самоконтроль и контроль выполняемой работы в группе.

Создаваемая благоприятная атмосфера на уроке и во внеурочное время, создание ситуации успеха, положительно влияют на учебную мотивацию, которая ведет к успешному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий тематического занятия «Трагедия Беслана.» (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)) 7–11-х классов

Классный час был представлен на Городском фестивале педагогического мастерства "Формула воспитания - 2018"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 5 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))

Рабочая программа по Математике для 5 классов составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными н...

Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе

Рабочая    программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена для индивидуального обучения на дому учащегося 2 класса со сложной структурой дефекта....

«Формирование социальной адаптации обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках»

Социализация - важнейшая и первостепенная задача обучения умственно отсталого ребенка. Современная педагогика под социализацией понимает процесс усвоения и воспроизводства человеком культурно-историче...