«Формирование социальной адаптации обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках»
статья

Ярославцева Галина Ивановна

Социализация - важнейшая и первостепенная задача обучения умственно отсталого ребенка. Современная педагогика под социализацией понимает процесс усвоения и воспроизводства человеком культурно-исторического опыта (знаний, умений, норм, ценностей и т.п.) того общества, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит как в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, так и в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания.
Под социальной адаптацией подростков с выраженным нарушением интеллекта  подразумевается привитие им ряда социально значимых навыков и умений (обслуживающего труда, бытовой ориентировки, общения, организации досуга), позволяющих приобрести относительную долю самостоятельности в устройстве собственной жизни и повышение ее качества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат»

Сообщение

«Формирование социальной адаптации обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

 на уроках»

                                                                                  Подготовила:

учитель Ярославцева Г. И.

Социализация - важнейшая и первостепенная задача обучения умственно отсталого ребенка. Современная педагогика под социализацией понимает процесс усвоения и воспроизводства человеком культурно-исторического опыта (знаний, умений, норм, ценностей и т.п.) того общества, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит как в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, так и в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания.
Под социальной адаптацией подростков с выраженным нарушением интеллекта  подразумевается привитие им ряда социально значимых навыков и умений (обслуживающего труда, бытовой ориентировки, общения, организации досуга), позволяющих приобрести относительную долю самостоятельности в устройстве собственной жизни и повышение ее качества. Для достижения данной цели  определены основные дидактические принципы, содержание, методы и формы педагогической работы, представленные на рисунке

Основным дидактический принцип, на который мы опираемся в своей работе, является принцип коррекционно-развивающей и воспитывающей направленности обучения. Еще Л.С. Выготский указывал на то, что «глубоко умственно отсталый ребенок, овладевающий зачатками мышления, человеческой речью, примитивными формами труда, должен и может получить от воспитания нечто качественно иное, чем просто фонд автоматических навыков» [Выготский 1983]. Речь идет о развитии познавательной деятельности (формировании на элементарном уровне простейших обобщающих понятий, умений ориентироваться в доступном аналогичном задании, способности критически оценивать результаты своей деятельности, готовности к взаимопомощи). Кроме того, в процессе коррекционно-развивающей работы воспитанников необходимо приучать к дисциплине, общепринятым нормам поведения, адекватной реакции на определенные учебные и бытовые ситуации, что должно стать для них потребностью, привычкой.

Обучение должно вестись на таком уровне трудности, который находится в «зоне ближайшего развития» познавательных возможностей детей. Известно, что по отношению к детям с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости применение данного принципа является крайне сложным. Поэтому педагоги часто опираются лишь на имеющийся уровень познавательных способностей воспитанников и приспосабливают к ним учебный материал, существенно облегчая его. А ведь еще Л.С. Выготский указывал, что «под влиянием пессимистического взгляда на глубоко отсталых детей происходит обычно снижение требований, заведомое сужение, сокращение границ и пределов, которые ставит себе воспитание этих детей» [Выготский 1983]. Следовательно, обучение должно строиться таким образом, чтобы дети справлялись с работой, преодолевая определенные трудности, требующие хоть небольшого, но постоянного увеличения степени самостоятельности. Во-вторых, вся коррекционно-воспитательная работа с данным контингентом детей должна опираться на относительно сохранный у них «практический интеллект», который, по мнению Л.С. Выготского, может явиться точкой приложения компенсации, средством выравнивания других интеллектуальных функций [Выготский 1983].

Обучение детей с интеллектуальными нарушениями умеренной степени осуществляется на основе специальной индивидуальной программы развития (СИПР), которая разрабатывается в доступном для каждого обучающегося объеме. Обучение ориентировано на формирование жизненных компетенций, позволяющих достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач.

Для  детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталостью наиболее значимыми являются не академические знания, а овладение навыками самообслуживания, общения, приспособления к ежедневной жизни людей. Поэтому основной акцент делается на достижение оптимального для каждого воспитанника уровня развития в физическом, речевом, интеллектуальном, эмоциональном, социобытовом и социокультурном планах.

Формирование навыков самообслуживания

Цель данного направления это повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности. Цель этого направления решается на уроках домоводства. Учебный предмет домоводство предполагает обучение овладению умениям выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома.  Это освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.

Обучение начинается с раздела «Обращение с кухонным инвентарем» здесь формируются умения:

  • Мыть посуду
  • Обращаться с бытовыми приборами, используемыми на кухне.  
  • Накрывать на стол.

Обучение начинается с узнавания и различения предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), и дополняется обучение узнаванием и различением предметов посуды для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож)

Обучение мытью посуды следует начинать с небольших, удобных для мытья предметов посуды (блюдце, небольшая тарелка), затем дети учатся мыть более крупные предметы посуды (суповая тарелка, салатница и т.д.), столовые приборы и кастрюли, сковородки. Если ребенок не запоминает последовательность действий при мытье посуды, необходимо представить ее графическими изображениями (фотографии, пиктограммы, слова) в виде алгоритма. 

Соблюдение последовательности действий при мытье и сушке посуды: очищение посуды от остатков пищи, замачивание посуды, намыливание посуды моющим средством, чистка посуды, ополаскивание, сушка

http://ege.pskgu.ru/media/k2/galleries/1088/130.jpg C:\Users\Галина\Downloads\199.jpgClick to enlarge image 199.jpg Click to enlarge image 199.jpg

При изучении раздела  покупки формируются умения:

  •         планировать покупки
  •         выбирать место совершения покупок
  •         ориентироваться  в магазине
  •         находить нужный товар в магазине
  •         соблюдать последовательность действий при взвешивании товара
  •         складывать покупки в сумку
  •         соблюдать последовательность действий при расчете на кассе
  •         раскладывать продукты в места хранения

В разделе «приготовление пищи» обучающиеся изучают виды продуктов питания, последовательность действий при приготовлении салата, полуфабрикатов, бутербродов и выбор инвентаря для их приготовления. В разделе «уходу за вещами» формируются навыки ухода за одеждой и обувью, в разделе  «уборка помещения и территории» навыки уборки жилой комнаты при уборки территории обучаются уборке бытового мусора, подметания территории сгребанию травы и листьев, уборке снега и уходу за уборочным инвентарем.

Уроки домоводства строятся на принципе наглядности. Основной формой обучения является практическая деятельность  в реальных бытовых условиях и с реальными предметами. Практикуются также беседы и сюжетно-ролевые игры. Также помощи педагога.

Уровни помощи  при работе с детьми.

·         совместное действие, осуществляемое «рука в руку» с ребенком, сопровождаемое пошаговой инструкцией или комментарием действий;

·         частичная помощь действием (последнее действие ребенок осуществляет сам);

·         педагог помогает начать действие, а продолжает и заканчивает ребенок самостоятельно при контроле взрослого;

·         ребенок осуществляет действие сам от начала до конца, опираясь на пошаговую речевую инструкцию педагога;

·         ребенок осуществляет действие полностью самостоятельно.

Заметно тормозить обучение обслуживающему труду и общению обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будет несформированность  ряда психомоторных и речевых умений и навыков, потенциально возможных у данного контингента обучающихся.

Исходя из этого, осуществляемая  педагогическая деятельность на уроках включает следующие основные направления.

Реализация потенциальных психомоторных и речевых возможностей

Коррекция психомоторики  включает в себя:

  • развитие крупной моторики (статической и динамической координации движений);

например: физминутки на уроках с движением в сопровождении стихотворением или счетом

- развитие мелкой моторики (тонких движений кистей и пальцев рук, зрительно-ручной координации); 

На уроках выполняем упражнения на развитие динамической координации движений пальцев

«Соревнования по бегу» — средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе).

«Посчитай-ка» — сжать руку в кулачок, считать пальцы, разгибая их (сначала на правой руке, затем на левой).

  • формирование и совершенствование двигательных умений

ходьба по следовым дорожкам

Для этого используются специально подобранные игры и упражнения практической направленности, которые способствуют выработке ряда двигательных стереотипов. Широко используются показ педагогом физических упражнений и поясняющие их жесты, а также «контактный» метод, когда педагог, взяв руки воспитанника, выполняет движения вместе с ним.

Упражнения на зарядке

Выполняем движения вместе. Т.к наблюдаются Сенсорные и сенсорно-двигательные стереотипии

Формирование и совершенствование двигательных умений происходит на уроках физкультуры через выполнение упражнений.

Коррекция речи направлена на формирование и совершенствование доступных им способов коммуникации.

Неговорящих подростков целесообразно обучать невербальным средствам коммуникации: жестам; «чтению» и «письму» посредством картинок, символов, графических знаков. Чтение и письмо в данном случае трактуются в более широком значении, чем это принято в образовании. Так, чтение включает следующие умения и навыки:

  • «чтение» ситуации (уметь выделять существенные признаки реальной ситуации, понимать ее);
  • «чтение» картинок (узнавать предметы, действия, получать информацию);

Ребенок обучается дополнительным социальным жестам

  • Смотри (указательный палец к глазу).
    •Слушай (указательный палец к уху).
    • Говори (указательный палец ко рту).
  • Сюжетные картинки
  • Картинки предметов, действий, из окружающей среды на разные темы.

Мыть посуду  Убирать в помещении

По мере изучения и накопления картинок они помещаются в коммуникативные таблицы, папки, позволяющие общаться на различные темы.

В классе размещена коммуникативная доска,  к которой  прикрепляются заученные картинки.

С помощью карточек можно быстрее обучить ребенка проявлять
инициативу и спонтанно произносить слова, общение для ребенка с окружающими людьми становится более доступным и, таким образом, становится возможным обобщение приобретенных вербальных навыков.

 -глобальное «чтение» слов (узнавание слов в связи с определенной ситуацией );

  • Глобальное чтение является одной из ведущих методик
    дополнительной коммуникации для стимуляции речевого развит

Обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребёнка до овладения произношением. Кроме того, глобальное чтение развивает зрительное внимание и память.

Кроме указанных направлений педагогической работы, осуществляются как входящая диагностика индивидуальных возможностей подростков, так и систематическое отслеживание (мониторинг) динамики данных показателей в процессе обучения посредством специально разработанной диагностической программы.

Цель коррекционно – развивающей работы в конечном счёте - социальная адаптация, дальнейшее приспособление к жизни. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развить у них жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять необходимую работу, жить в семье и в трудовом коллективе.

Список литературы

  1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. / Л.С. Выготский. – М., 1983.

  1. Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома- М.: Теревинф, 2006. - 40 с. - (Лечебно-педагогические программы)

  1. Тверская О.Н., Щепелина М.А; Альтернативная и дополнительная коммуникация : сборник методических материалов семинара в рамках образовательного форума «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями» / сост. выпуск. ред. А.Г. Гилева; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т.– Пермь. 2018. – 160 с.
  2. Уфимцева Л.П., Сафонова Л.М. Педагогические средства обеспечения социальной адаптации подростков с выраженной степенью умственной отсталости-Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2009 (1). СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
  3. Учебно-методический комплекс по разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР) http://ege.pskgu.ru/index.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД «Социально-коммуникативное развитие детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как средство социальной адаптации»

Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Основная задача в работе с умственно отсталыми д...

Формирование базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках рисования в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках рисования в соответствии с требованиями Федерального государственного обра...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена для индивидуального обучения на дому учащегося 2 класса со сложной структурой дефекта....

Доклад "Формирование жизненных компетенций у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках швейного дела

Обобщение опыта работы по формированию жизненных компетенций у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках швейного дела....

"Коррекционно-развивающая работа на уроках "Окружающего природного мира" в 1 классе с обучающимися с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети - инвалиды либо другие дети ...