Адаптированная рабочая программа по учебному предмету ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класс
рабочая программа

Жигарина Ольга Николаевна

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена для индивидуального обучения на дому учащегося 2 класса со сложной структурой дефекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_prirodnyy_mir_2_kl._-ind._ob._na_domu.docx60.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

КОУ «Радужнинская школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

от «___» __________ 201__ г. №______

Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету

ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР

для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

2 класс

на 2018/2019 учебный год

Составитель: Жигарина О. Н.,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория

Пояснительная записка.

Нормативно-правовые документы, в соответствии с которыми разработана адаптированная рабочая программа

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для индивидуального обучения на дому учащегося 2 класса                             составлена в соответствии с требованиями и на основании следующих нормативно-правовых документов:

  •  Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  •  приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  •  приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
  •  приказа Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2015 г. № 734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015»;
  •  постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  •  примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
  •  письма Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № ВК-11788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  •  приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Юры от 03 июля 2016 г. № 1214 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях»;
  •  письма Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30 августа 2018 г. №10-Исх-8639 «О примерном режиме работы общеобразовательных организаций, расположенных на территории автономного округа, в 2018-2019 учебном году»;
  •  приказа от 17.08.2018 № 242 «Об утверждении адаптированных общеобразовательных программ»;
  •  приказа от 30.08.2018 № 250 «Об организованном начале 2018-2019 учебного года»;
  •  приказа от 31.08.2018 № 269 «О мероприятиях по выполнению адаптированных рабочих программ по предметам учебного плана»;
  • приказа от 31.08.2018 № 275 «Об организации индивидуального обучения на дому обучающегося 2 класса                            ».

Цели и задачи с учётом психофизических особенностей обучающегося

Данная программа адресована учащемуся 2 класса                                     , обучающемуся на дому. У мальчика полное отсутствие внешней речи. Ребенок не говорит ни одного звука, не пользуется звукокомплексами. Может только плакать. Обращенную речь на элементарном уровне (дай - на) не понимает, на элементарные словесные инструкции не реагирует.   Контакт затруднен, во взаимодействии не заинтересован. Наблюдаются проявление негативизма и аффективные реакции. На похвалу не реагирует. Эмоциональная сфера устойчивая, наблюдается эмоциональное напряжение, тревожность вне дома, при появлении незнакомых людей. Сосредоточен на аффективно значимых действиях: ходит по комнате, сидит на корточках. На поощрения не реагирует, уводит взгляд от взрослого, отворачивается, уходит в сторону. Контакт со взрослыми возможен, но интенсивность и длительность зависит от привыкания ребенка. В совместную деятельность не включается.

        Игровая деятельность не сформирована даже на уровне манипуляции с игрушкой. Интерес к учебной деятельности не проявляет, учебная мотивация недоступна. Наблюдаются отказы от деятельности, проявления негативизма, уход. Работоспособность низкая.

Физический слух, зрение в норме. Восприятие окружающего мира затруднено. На музыку и чужие голоса закрывает уши. Порог чувствительности снижен (кусает руки себе, не чувствует укол, может засунуть руку в горячее и не отреагировать). Все сенсорные эталоны не сформированы.

        Внимание истощаемое, отвлекаемое, рассеянное, концентрация и распределение внимания очень низкие. 

Наглядно-действенное мышление не сформировано. Действует с предметами механически (берет и бросает), объяснение взрослого не принимает. Обобщение недоступно. Не сформированы общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка. В свободной самостоятельной деятельности не проявляет интереса ни к играм, ни к игрушкам, телевизор не смотрит, даже мультфильмы.

Общая моторика развита недостаточно. Самообслуживание не сформировано: самостоятельно не принимает пищу (мама кормит с ложки), ходит в памперсе, санитарно-гигиенические навыки не сформированы. Мальчик нуждается в присмотре  и полном объеме помощи со стороны окружающих. 

Данная программа построена с учётом индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка, является индивидуальной адаптированной рабочей программой для обучающегося                                              , имеющего сложную структуру дефекта.

Цель образования: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Задачи:

  1. формировать представления об объектах и явлениях неживой природы;
  2. формировать временные представления;
  3. формировать представления о растительном и животном мире.

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена на основе программно-методических материалов «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ВЫРАЖЕННЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА». / Под ред. И.М. Бгажноковой (Л.Б Барякова): - М.: ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ВЛАДОС, 2010 и направлена на максимальное развитие жизненной компетенции и социализации его в обществе.

Общая характеристика учебного предмета

В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней. Формирование представлений должно происходить по принципу «от частного к общему».

Важным аспектом обучения детей с интеллектуальными нарушениями является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающегося представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Программа ориентирована на обязательный учёт индивидуально-психологических особенностей учащегося. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанника с ограниченными возможностями здоровья.

Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы». Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования социально окружающего мира у обучающегося.

Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, побуждать учащегося к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность ребенка. Учебную работу на уроках по предмету «Окружающий природный мир» необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность ребенка на различных уроках.

Место учебного предмета в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта предмет «Окружающий природный мир» входит в образовательную область «Окружающий мир» и обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 68 часов, 2 часа в неделю.

Планируемые результаты освоения

Основным ожидаемым результатом освоения, обучающимся АРП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

В соответствии с требованиями ФГОС к АОП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Ожидаемые личностные результаты:

  • освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Ожидаемые предметные результаты:

АРП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным.

Базовый (достаточный) уровень

1. Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе; умений адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям:

  • интерес к объектам и явлениям неживой природы;
  • расширение представлений об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, водоемы, формы земной поверхности и др.);
  • представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека;
  • умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.

2. Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека:

  • интерес к объектам живой природы;
  • расширение представлений о живом и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные - вредные», «дикие - домашние» и другие);
  • опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;
  • умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и другое).

3. Элементарные представления о течении времени:

  • умение различать части суток, дни недели, месяцы, соотнесение месяцев с временем года;
  • представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д.

Минимальный уровень

  • Представления о временах года, характерных признаках времен года.
  • Различать животных, птиц, домашних и диких животных.
  • Представления о неживой природе (вода, воздух, земля, огонь).
  • Различать по признакам день и ночь.

Содержание учебного предмета

Растительный мир

Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок). Узнавание (различение) деревьев (берёза, рябина, ель, осина, сосна). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) кустарников (шиповник, крыжовник, смородина). Знание особенностей внешнего строения кустарника. Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, земляника, черника, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху). Знание значения ягод в жизни человека. Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание способов переработки грибов.

Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка, колокольчик, василек, подснежник, ландыш); знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). Узнавание травянистых растений. Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, одуванчик, подорожник, крапива). Узнавание (различение) лекарственных растений (зверобой, ромашка, календула и др.). Знание значения лекарственных растений в жизни человека. Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка). Знание строения растения. Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека. Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по внешнему виду. Знание значения зерновых культур в жизни человека. Узнавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма). Знание особенностей растений природных зон жаркого пояса.

Животный мир

Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных.

Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок). Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок). Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, морж). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил). Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Знание строения птицы. Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы». Знание значения домашних птиц в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова). Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы». Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы». Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь). Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры). Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания рыб. Узнавание (различение) речных рыб (окунь, щука). Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе. Знание строения насекомого. Установление связи строения тела насекомого с его образом жизни. Знание питания насекомых. Узнавание (различение) речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Знание способов передвижения насекомых. Знание значения насекомых в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда). Знание строения морских обитателей. Установление связи строения тела морского обитателя с его образом жизни. Знание питания морских обитателей. Знание значения морских обитателей в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.).

Объекты природы

Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Узнавание изображения Земли из космоса. Узнавание глобуса - модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в природе и жизни человека. Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе.

Узнавание (различение) форм земной поверхности. Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизни человека. Узнавание некоторых полезных ископаемых (например: уголь, песок, глина и др), знание способов их добычи и значения в жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание реки. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке.

Узнавание водоема. Знание значения водоемов в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на озере (пруду). Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.

Временные представления

Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток

по расположению солнца. Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев.

Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года.


Тематическое планирование

Раздел и темы

учебного предмета

Количество часов

Виды учебной деятельности

Текущий и промежуточный контроль. Формы контроля

Раздел 1.  Временные представления. 21 час

Человек и природа.

«Осень, в гости просим!»

Одежда и обувь человека осенью.

Явления природы: дождь, листопад.

Занятия и труд людей осенью.

"Здравствуй, зимушка-зима!"

Зимние явления природы (снег, лед).

Изменения, происходящее в жизни животных в зимний период.

Что делают растения зимой? Елка.

Одежда и обувь человека зимой.

Занятия и труд людей зимой.

Зимние забавы.

Части суток: день, ночь.

Части суток: утро, день, вечер, ночь.

Времена года.

Явления природы: солнце, ветер.

Весна.

Растения весной.

Одежда и обувь весной.

Занятия и труд людей весной.

Времена года, и их характерные признаки

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Практические задания.

Составление гербария.

Совместная деятельность.

Составление гербария

Текущий контроль - освоение учебного материала по темам, разделам через практические задания в форме наблюдения за обучающимся.

Итоговый контроль - оценивание достижений образовательных результатов обучающегося в форме

наблюдения, мониторинга.

Практические задания.

Демонстрация.

Экскурсия.

Совместная деятельность

Практические задания.

Дидактические игры.

Презентация.

Совместная деятельность

Практические задания.

Дидактические игры.

Демонстрация.

Практические задания.

Дидактические игры.

Презентация.

Совместная деятельность

Практические задания.

Дидактические игры.

Демонстрация.

Совместная деятельность

Раздел 2. Растительный мир. 18 часов

«Что нам осень принесла?».

Дары осени. Овощи.

Значение овощей в жизни человека.

Дары осени. Фрукты.

Значение фруктов в жизни человека.

Что такое ягоды.

Грибы.

Растения: деревья, травы.

Деревья

Трава

Растения осенью

Растения.

Комнатные растения. Уход.

Зерновые культуры. Хлеб.

Растения природных зон холодного пояса.

Растения природных зон жаркого пояса.

2

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Практические задания.

Дидактические игры.

Демонстрация.

Совместная деятельность

Текущий контроль - освоение учебного материала по темам, разделам через практические задания в форме наблюдения за обучающимся.

Итоговый контроль - оценивание достижений образовательных результатов обучающегося в форме

наблюдения, мониторинга.

Практические задания.

Демонстрация.

Экскурсия.

Совместная деятельность

Практические задания.

Дидактические игры.

Демонстрация.

Совместная деятельность

Раздел 3. Животный мир. 19 часов

Птицы.

Перелетные и зимующие птицы.

Водоплавающие птицы.

Значение птиц в жизни человека.

Домашние животные.

Животные, живущие в квартире: кошка, собака.

Домашние животные в жизни человека.

Дикие животные.

Дикие животные в жизни человека.

Животные, обитающие в природных зонах холодного пояса.

Животные, обитающие в природных зонах жаркого пояса.

Животные.

Животные весной.

Рыбы.

Животные, живущие в квартире.

Значение речных рыб в природе, жизни человека.

Насекомые.

Значение насекомых в природе, жизни человека.

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Практические задания.

Дидактические игры.

Презентация.

Совместная деятельность.

Просмотр видеофильма.

Текущий контроль - освоение учебного материала по темам, разделам через практические задания в форме наблюдения за обучающимся.

Итоговый контроль - оценивание достижений образовательных результатов обучающегося в форме

наблюдения, мониторинга.

Практические задания.

Дидактические игры.

Презентация.

Совместная деятельность.

Практические задания.

Дидактические игры.

Презентация.

Совместная деятельность.

Просмотр видеофильма.

Раздел 4.  Объекты природы. 7 часов

Текущий контроль - освоение учебного материала по темам, разделам через практические задания в форме наблюдения за обучающимся.

Итоговый контроль - оценивание достижений образовательных результатов обучающегося в форме

наблюдения, мониторинга.

Солнце и луна.

Воздух и вода. Значение для человека и животных.

Огонь. Значение для человека.

Земная поверхность: горы, суша, водоёмы, леса.

Наш дом - Земля.

Растения и животные леса.

Луг. Луговые цветы.

1

1

1

1

1

1

1

Практические задания.

Дидактические игры.

Презентация.

Совместная деятельность.

Просмотр видеофильма.

Раздел 5. Повторение. 3 часа

Закрепление: "Животные".

Закрепление: "Птицы".

Закрепление: "Растения".

1

1

1

Дидактические игры.

Презентация.

Совместная деятельность.

Просмотр видеофильма.

Итого

68 часов


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Наглядный учебный материал: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и др.; наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; изображения сезонных изменений в природе; аудио и видеоматериалы.

Дидактический материал: Комплекты заданий на развитие психических процессов. Комплект «Загадки – отгадки». Комплект раскрасок. Рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал.

Технические средства обучения: компьютер, ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)

Оценочные материалы

У обучающегося 2 класса надомного обучения с умеренной умственной отсталостью безотметочная система оценки результатов учебной деятельности. С этой целью предусмотрен мониторинг достижений образовательных результатов обучающегося по предмету.

Контроль достижений обучающимся осуществляется в виде текущего и итогового контроля в форме наблюдения за обучающимся.

Формы контроля:

- текущий контроль на каждом уроке.

- итоговый контроль представляет систему оценивания достижений образовательных результатов обучающегося, осуществляющегося в виде мониторинга по окончании 1 и 2 полугодий и отражается в СИПР.

№ п/п

Возможные результаты

1 полугодие

2 полугодие

Сезонные изменения

  • Признаки осени
  • Признаки зимы
  • Признаки весны
  • Признаки лета

Живая природа

  • Различать животных, птиц. Домашних и диких животных

Неживая природа

  • Признаки дня
  • Признаки ночи
  • Иметь представления о неживой природе

Представления о себе

  • Различать части тела
  • Называть своё имя

Гигиена тела

  • Соблюдать правила гигиены

Обращение с одеждой и обувью

  • Уметь одеться и раздеться самостоятельно

Туалет

  • Знать значение туалетной комнаты

Приём пищи

  • Уметь пользоваться приборами за столом

Семья

  • Знать имена членов семьи

Условные обозначения

Уровни освоения (выполнения) действий / операций

1. Пассивное участие / соучастие:

 - действие выполняется взрослым

 (ребенок позволяет что-либо сделать с ним)

-

2.Активное участие. Действие выполняется ребенком:

- со значительной помощью взрослого

дд

- с частичной помощью взрослого

д

- по последовательной инструкции

(изображения или вербально)

ди

- по подражанию или образцу

до

- самостоятельно с ошибками

сш

Сформированность представлений

  1. Представления отсутствуют

-

  1. Не выявить наличие представлений

?

  1. Представления на уровне:

- использования по прямой подсказке

пп

- использования с косвенной подсказкой

 (изображение)

п

- самостоятельного использования

+


Календарно- тематическое планирование

по предмету

«ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»

68 часов

(2 часа в неделю)

1 четверть

18 часов

01.09 - 02.11

2 четверть

14 часов

12.11 - 28.12

3 четверть

21 час

10.01 - 22.03

4 четверть

15 часов

01.04 - 30.05

урока

Дата проведения

Тема урока

Цели урока

Тип урока

Методы

и приемы

Формируемые

БУД

Словарь

план

факт

1 четверть – 18 часов

Временные представления.

1.

04.09.

Человек и природа.

Дать первоначальное понятие «человек и природа».

Вводный урок

Создание увлекательных ситуаций, беседа, игровые приёмы.

Освоение роли ученика. Формирование интереса (мотивации) к учению.

Владение правилами поведения в учебной ситуации.

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя (правильно сидеть за партой).

Слушать учителя.

Человек

Природа

2.

06.09.

«Осень, в гости просим!»

Формирование первоначальных представлений времён года «осень».

Урок формирования новых знаний

Приём наглядности и иллюстрированности.

Осень

3.

11.09.

Одежда и обувь человека осенью.

Замечать осенние изменения в природе.

Комбинированный

Одежда

Обувь

4.

13.09.

Явления природы: дождь, листопад.

Формировать представления о явлениях природы осенью. Собрать и оформить гербарий «Осенние листья».

Комбинированный

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Составление гербария.

Листья

Листопад.

5.

18.09.

Занятия и труд людей осенью.

Дать представления   о труде людей осенью.

контрольный

Беседа проверочная работа

Огород

Сад

Урожай

Растительный мир

6.

20.09.

«Что нам осень принесла?».

Уточнить знания об осени.

Комбинированный

Беседа, дид. игра. Экскурсия.

Освоение роли ученика. Формирование интереса (мотивации) к учению.

Владение правилами поведения в учебной ситуации.

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя (правильно сидеть за партой).

Слушать учителя

7.

25.09.

Дары осени. Овощи.

Учить узнавать и различать овощи

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал

Овощи

Морковь

Лук

Картофель

Капуста

Помидор

Огурец

8.

27.09.

Дары осени. Овощи.

Комбинированный

9.

02.10.

Значение овощей в жизни человека.

Комбинированный

10.

04.10.

Дары осени. Фрукты.

Учить узнавать и различать фрукты

Урок формирования новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа в тетради.

Фрукты

Яблоко

Груша

11.

09.10.

Значение фруктов в жизни человека.

Комбинированный

12.

11.10.

Что такое ягоды.

Учить узнавать и различать ягоды

Урок формирования новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа в тетради.

Ягода

Клюква

Брусника

Черника

13.

16.10.

Грибы.

Учить узнавать гриб

Урок формирования новых знаний

Гриб

14.

18.10

Грибы.

Комбинированный

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа в тетради

Собрать.

15.

23.10.

Растения: деревья, травы.

Учить узнавать и различать дерево и траву

Урок формирования новых знаний

Деревья Трава

16.

25.10.

Деревья

Учить узнавать части дерева

Комбинированный

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа в тетради

Деревья

17.

30.10

Трава

Учить узнавать траву

Урок формирования новых знаний

Трава

18.

01.11

Растения осенью

Закреплять знания об изученных растениях

Урок закрепления знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа в тетради

Овощи

Фрукты

Ягоды

Гриб

Деревья Трава

2 четверть – 14 часов

Животный мир.

19.

13.11

Птицы.

Дать представления о птицах.

Урок формирования новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа в тетради

Освоение роли ученика. Формирование интереса (мотивации) к учению.

Владение правилами поведения в учебной ситуации.

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя (правильно сидеть за партой).

Слушать учителя

Птицы.

20.

15.11

Перелетные и зимующие птицы.

Дать представления о зимующих и перелётных птицах.

Урок формирования новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа в тетради

Синица

Голубь

Гусь

Утка

21.

20.11

Водоплавающие птицы.

Расширить представления о птицах.

Урок формирования новых знаний

22.

22.11

Значение птиц в жизни человека.

Расширить  представления значения птиц в жизни человека. Обобщить полученные знания  и представления

контрольный

беседа проверочная работа

Временные представления

23.

27.11

"Здравствуй, зимушка-зима!"

Дать понятие «зима».

Урок формирования новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Освоение роли ученика. Формирование интереса (мотивации) к учению.  Владение правилами поведения в учебной ситуации.

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя, правильно сидеть за партой.

Слушать учителя.

Зима

24.

29.11

Зимние явления природы (снег, лед).

Формирование представлений о явлениях природы зимой.

Комбинированный

Снег

Лёд

25.

04.12

Изменения, происходящее в жизни  животных в зимний период.

Дать представления о жизни животных в зимний период.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности.

Холод

Мороз

26.

06.12

Что делают растения зимой? Елка.

Систематизировать представления о жизни растений зимой, хвойное дерево.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности.

Ель.

27.

11.12

Одежда и обувь человека зимой.

Учить узнавать зимнюю одежду и обувь

Комбинированный

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения

Валенки

Варежки

28.

13.12

Занятия и труд людей зимой.

Дать представления   о труде людей в зависимости от времени года.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности

29.

18.12

Зимние забавы.

Обобщить полученные знания  и представления по теме.  Проверить качество усвоения понятий и представлений изученной темы.

обобщающий

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения

Санки

Горка

Животный мир.

30.

20.12

Домашние животные.

формировать умение узнавать и показывать домашних животных

Урок формирования новых знаний

Приём наглядности и иллюстрированности

Освоение роли ученика. Формирование интереса (мотивации) к учению.  Владение правилами поведения в учебной ситуации.

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя, правильно сидеть за партой.

Слушать учителя.

Домашние.

31.

25.12

Домашние животные.

32.

27.12

Животные, живущие в квартире: кошка, собака.

Расширить представления о домашних животных на примере кошки, собаки.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности

Кошка, собака.

3 четверть – 21 час

33.

10.01

Домашние животные в жизни человека.

Обобщить полученные знания  и представления по теме.

Обобщающий

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения

34.

15.01

Дикие животные.

формировать умение узнавать и показывать диких животных

Урок формирования новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Волк

лиса

медведь заяц

белка

ёж

35.

17.01

Дикие животные в жизни человека.

Расширить  представления значения диких животных в жизни человека.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности

36.

22.01

Животные, обитающие  в природных зонах холодного пояса.

Дать представления о животных, обитающих в природных зонах холодного пояса.

Урок формирования новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения

Белый медведь, пингвин, олень

37.

24.01

Животные, обитающие  в природных зонах жаркого пояса.

Дать представления о животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса.

Урок формирования новых знаний

Верблюд, лев, жираф, слон, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил.

38.

29.01

Животные.

Обобщить и систематизировать знания о животных.

Обобщающий

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

Объекты природы.

39.

31.01

Солнце и луна.

Формирование значения солнца и луны в жизни человека и в природе.

Урок формирования новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения

Работа в тетради

Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

Солнце, луна

40.

05.02

Воздух и вода. Значение для человека и животных.

Формирование знаний о значении воздуха и воды в жизни человека и в природе.

Урок формирования новых знаний

Воздух

Вода

41.

07.02

Огонь. Значение для человека.

Формирование значения огня в жизни человека, правила обращения с огнём.

Урок формирования новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа в тетради.

Огонь.

42.

12.02

Земная поверхность: горы, суша, водоёмы, леса.

Дать первоначальные представления о формах земной поверхности.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

Горы,

земля,

река,

 лес,

песок

43.

14.02

Наш дом - Земля.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал

44.

19.02

Растения и животные леса.

Систематизировать знания о растениях и животных леса, правила поведения в лесу.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал

Поляна

45.

21.02

Луг. Луговые цветы.

Дать первоначальное понятие «луг», луговые цветы.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал

Цветы

Ромашка,

Колокольчик

Растительный мир.

46.

26.02

Растения.

Дать первоначальное представление растения.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

Уважительное и бережное отношение  к окружающему миру; заинтересовать в приобретении и расширение знаний;  Расширение словаря  умение слушать,

узнавать растения по их виду и признаку.

Растения

47.

28.02

Комнатные растения. Уход.

Систематизировать знания о комнатных растениях, особенности ухода за комнатными растениями.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности

Практические задания

Герань, кактус, фиалка

48.

05.03

Зерновые культуры. Хлеб.

Дать первоначальное представление «зерновых» культур.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

Мука

Крупа

Хлеб

49.

07.03

Растения природных зон холодного пояса.

Дать представления о растениях, обитающих в природных зонах.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

Мох

50.

12.03

Растения природных зон жаркого пояса.

Комбинированный

Беседа

иллюстрации

Кактус, пальма,

Временные представления.

51.

14.03

Части суток: день, ночь.

Дать представления о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь)

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию

Уважительное и бережное отношение  к окружающему миру; заинтересовать в приобретении и расширение знаний;  Расширение словаря  умение слушать,

узнавать растения по их виду и признаку

День

 Ночь

Утро

Вечер

52.

19.03

Части суток: утро, день, вечер, ночь.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

53.

21.03

Времена года.

Дать представления о временах года.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

Осень

Зима

Весна

Лето

4 четверть – 15 часов

54.

02.04

Явления природы: солнце, ветер.

Учить наблюдать  явления природы.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, наблюдение

Солнце, ветер.

55.

04.04

Весна.

Дать первичные знания о признаках весны

Урок формирования новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа в тетради.

Весна

Сосульки

Капель

Лужа

56.

09.04

Растения  весной.

Дать представления о жизни растений в весенний период.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

Наблюдение

Подснежник

Капель

Ручьи

Сапоги

Куртка

57.

11.04

Одежда и обувь весной.

Учить наблюдать за  весенними изменениями в природе.

Комбинированный

58.

16.04

Занятия и труд людей весной.

Дать представления   о труде людей в зависимости от времени года.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

Копать

Садить

59.

18.04

Времена года, и их характерные признаки.

Обобщить полученные знания  и представления по теме.  Проверить качество усвоения понятий и представлений изученной темы.

Обобщающий

беседа,  

видеофильм

Животный мир.

60.

23.04

Животные весной.

Дать представления о жизни животных весной.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал.

Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию

Уважительное и бережное отношение  к окружающему миру; заинтересовать в приобретении и расширение знаний;  Расширение словаря  умение слушать,

узнавать животных по их картинкам

61.

25.04

Рыбы.

Дать понятие «рыба», строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники).

Урок формирования новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа в тетради.

Рыба

62.

30.04

Животные, живущие в квартире.

Расширить представления о животных, живущих вместе с человеком; уход за ними.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование видео.

Кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки.

63.

07.05

Значение речных рыб в природе, жизни человека.

Формирование значения речных рыб в жизни человека и в природе.

Комбинированный

Вода

Озеро

Ловить

64.

14.05

Насекомые.

Дать понятие «насекомые», узнавание.

Урок формирования новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа в тетради.

Жук, бабочка, муха,

комар, пчела, таракан

65.

16.05

Значение насекомых в природе, жизни человека.

Обобщить полученные знания по теме.

Обобщающий

Повторение.

66.

21.05

Закрепление: "Животные".

Обобщить и систематизировать знания по данной теме.

Обобщающий

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа с тетрадью.

Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

67.

23.05

Закрепление: "Птицы".

Обобщить и систематизировать знания по данной теме.

Урок формирования и закрепления умений

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

68.

30.05

Закрепление: "Растения".

Обобщить и систематизировать знания по данной теме.

Урок формирования и закрепления умений

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

Список литературы:

Учебно-методическая литература:

  1. Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно-методические материалы – М.: Владос, 2010.
  2. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Учебное пособие – М.: АСАДЕМА, 2011.
  3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1- 4 классы. / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М. Просвещение, 2008.

Учебно-практическая:

  1. Шевченко С.Г. Основы безопасности жизнедеятельности: поурочные планы, 2 класс/ С.Г. Шевченко.  – Волгоград: Учитель, 2009. – 124с.
  2. Тематический словарь в картинках: Мир человека: Транспорт.-(Программа «Счастливый ребёнок).- М.:Школьная книга, 2014.-40с.:цв.ил.
  3. Тематический словарь в картинках: Мир человека: Планета Земля. Родина. Город, улица, дом. Квартира, мебель.(Программа «Счастливый ребёнок).- М.:Школьная книга, 2014.-40с.:цв.ил.
  4. Тематический словарь в картинках: Мир человека: Город, улица, дом. Квартира, мебель.(Программа «Счастливый ребёнок).- М.:Школьная книга, 2014.-40с.:цв.ил.
  5. Тематический словарь в картинках: Мир человека: Профессии.(Программа «Счастливый ребёнок).-М.:Школьная книга, 2014.-40с.:цв.ил.
  6. Тематический словарь в картинках: Мир человека: Посуда. Продукты питания.(Программа «Счастливый ребёнок). М.:Школьная книга, 2014.-40с.:цв.ил.
  7. Тематический словарь в картинках: Мир человека: Электричество и электробытовая техника.(Программа «Счастливый ребёнок).-М.:Школьная книга, 2014.-40с.:цв.ил.

Интернет источники:

  1. http://pedsovet.su/fgos/6048_typy_urokov_po_fgos

 Типы уроков по ФГОС в школе: требования к урокам нового типа, виды уроков и примерная структура урока каждого типа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи» для обучающегося 8 класса для детей с ОВЗ (умеренная умственная отсталость)

Адаптированная  рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи» для обучающегося 8 класса для детей с ОВЗ (умеренная умственная отсталость), находящегося  на индиви...

Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 7 класс

Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариа...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету Профессионально - трудовое обучение (швейное дело) дляобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс

Адаптированная рабочая программа по профессионально -  трудовому  обучению профиль  «швейное дело» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6...

"Коррекционно-развивающая работа на уроках "Окружающего природного мира" в 1 классе с обучающимися с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети - инвалиды либо другие дети ...

Рабочая тетрадь к учебному предмету "Окружающий социальный мир" для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Рабочая тетрадь по учебному предмету «Окружающий социальный мир» составлена для  работы с обучающимися,   в классах  с умеренной и тяжелой умственной отсталостью....