Программа по биологии
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме

Щербакова Юлия Геннадьевна

Программа по биологии и методические рекомендации при выполнении самостоятельных работ по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kopiya_biologiya.zip222.67 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ

2011 г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) среднего (полного) общего образования по профессиям начального профессионального образования (далее НПО)

140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям).

     210401.01 Радиомеханик.

     210401.02 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов.                  

     210723.03 Электромонтер оборудования электросвязи и проводного  вещания.

     210723.04 Электромонтёр по ремонту линейно-кабельных  сооружений и проводного вещания.

     210801.01 Оператор связи.

     220703.03 Электромонтёр охранно-пожарной сигнализации.

Организация-разработчик: Бюджетное образовательное     учреждение омской области

        Среднего профессионального образования

                                              «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ УПРАВЛЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Разработчик: Щербакова Ю.Г., преподаватель химии и биологии высшей  категории БОУ СПО «ОГКУ и ПТ»


                                                 СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4 - 6

  1. СТРУКТУРА и

      содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

8 - 21

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

21 - 23

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

24 - 26


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Биология

1.1. Область применения программы

Программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по профессиям НПО, входящим в состав укрупненной группы профессий: 1400000 ЭНЕРГЕТИКА, ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА по направлению подготовки 140400 Электроэнергетика и электротехника:

             140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям).

210000 ЭЛЕКТРОННАЯ ТЕХНИКА, РАДИОТЕХНИКА И СВЯЗЬ

по направлению подготовки 210400 Радиотехника:

                  210401.01 Радиомеханик,

                  210401.02 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов.                  

по направлению подготовки  210700 Информационно-коммуникационные технологии и системы связи

        210723.03 Электромонтер оборудования электросвязи и проводного  вещания,

        210723.04 Электромонтёр по ремонту линейно-кабельных  сооружений и проводного вещания.

по направлению подготовки 210500 Почтовая связь

                  210801.01 Оператор связи.

220000 АВТОМАТИКА И УПРАВЛЕНИЕ

        220703.03 Электромонтёр охранно-пожарной сигнализации.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в естественно-научный цикл общеобразовательной подготовки.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения биологии на базовом уровне обучающийся

должен:

Знать / понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

Уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы

дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, экскурсии 6 часов;

самостоятельной работы обучающегося  39 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

        лабораторные опыты – 16 работ

8

       лабораторные работы

4

        контрольные работы

8

        экскурсии

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:

       тематика внеаудиторной самостоятельной работы

39

Итоговая аттестация в форме зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, демонстрации, лабораторные опыты и практические работы,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

РАЗДЕЛ 1. БИОЛОГИЯ КАК НАУКА.
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
.

6

Тема 1.1. Биология как наука. Методы научного познания.

6

Тема 1.1.1.  Биология как наука.

Тема 1.1.2. Методы научного познания.

Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Объект изучения биологии – биологические системы. Общие признаки биологических систем.

2

1

Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

2

2

Демонстрации

Уровни организации живой природы.

Методы познания живой природы.

Биологические системы.

Самостоятельная работа выполнение домашних заданий по теме, написание докладов, рефератов.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Отрасли биологии.

Связь биологии с другими науками.

Современная естественнонаучная картина мира.

Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

2

1

2

3

4

РАЗДЕЛ 2. КЛЕТКА.

24

Тема 2.1. Клеточная теория. Строение клетки.

12

Тема 2.1.1. Клеточная теория.

Тема 2.1.2. Элементный состав клетки.

Тема 2.1.3. Химический состав клетки

Тема 2.1.4. Органоиды клетки.

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

2

2

Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы.

2

2

Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

2

2

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки.

2

2

Демонстрации

Строение молекулы белка.

Строение молекулы ДНК.

Строение молекулы РНК.

Строение клетки.

Строение клеток прокариот и эукариот.

1

Лабораторные опыты

3

4

1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

2. Сравнение строения клеток растений и животных.

3. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Лабораторная работа №1 Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

2

Самостоятельная работа выполнение домашних заданий по теме, написание докладов, рефератов.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Химический состав клетки.

Роль органоидов в клетке.

Доядерные и ядерные клетки.

4

Тема 2.2. Клетка – генетическая единица живого.

12

Тема 2.2.1. Неклеточные формы жизни.

Тема 2.2.2. Профилактика ВИЧ, СПИДа.

Тема 2.2.3. Клетка – генетическая единица живого.

Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.

2

2

Профилактика ВИЧ, СПИДа.

2

2

Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

2

2

Демонстрации

Строение вируса.

Хромосомы.

Характеристика гена.

Удвоение молекулы ДНК.

1

2

3

4

Самостоятельная работа выполнение домашних заданий по теме, написание докладов, рефератов.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Вирусы.

Вирусные заболевания.

СПИД – глобальная проблема человечества.

Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код.

4

Итоговое занятие

Контрольная работа №1 по разделам 1 и 2.

2

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗМ.

36

Тема 3.1. Оплодотворение и развитие организмов.

12

Тема 3.1.1. Организм – единое целое.

Тема 3.1.2. Размножение.

Тема 3.1.3. Онтогенез

Тема 3.1.4. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

        

1

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

2

2

Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

2

2

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье.

2

2

Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

2

2

3

2

4

Демонстрации

Одноклеточные и многоклеточные организмы.

Ткани растений и животных.

Способы бесполого размножения.

Оплодотворение у растений и животных.

Внешнее и внутреннее оплодотворение.

Стадии развития зародыша позвоночного животного.

Постэмбриональное развитие.

Партеногенез у животных.

Самостоятельная работа выполнение домашних заданий по теме, написание докладов, рефератов.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Одноклеточные и многоклеточные организмы.

Бесполое и половое размножение.

Онтогенез.

Влияние на организм человека алкоголя, никотина и наркотиков.

4

Тема 3.2. Генетика.

24

Тема 3.2.1. Методы генетики.

Тема 3.2.2. Законы Менделя.

Тема 3.2.3. Наследование, сцепленное с полом.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика. Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и символика.

2

2

Закономерности наследования, установленные Г.Менделем,

 их цитологические основы.

2

2

Закономерности сцепленного наследования. Закон Т.Моргана. Определение пола. Типы определения пола. Наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Хромосомная теория наследственности. Теория гена.

2

2

1

        2

3

4

Тема 3.2.4. Изменчивость.

Тема 3.2.5. Профилактика наследственных заболеваний человека.

Тема 3.2.6. Селекция, биотехнология.

Тема 3.2.7. Методы селекции.

Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Виды мутаций, их причины. Последствия влияния мутагенов на организм.

2

2

Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.

2

2

Селекция, ее задачи. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

2

2

Методы селекции, их генетические основы. Особенности селекции растений, животных, микроорганизмов. Биотехнология, ее направления. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома).

2

2

Демонстрации

Моногибридное скрещивание.

Дигибридное скрещивание.

Перекрест хромосом.

Неполное доминирование.

Сцепленное наследование.

Наследование, сцепленное с полом.

Наследственные болезни человека.

Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.

Мутации.

Модификационная изменчивость.

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

Искусственный отбор.

Гибридизация.

Исследования в области биотехнологии.

1

2

3

4

Лабораторные опыты

4. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

5. Составление простейших схем скрещивания. Решение элементарных генетических задач

6. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

7. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Лабораторная работа №2 Создание портрета ребенка в юношеском возрасте

Самостоятельная работа выполнение домашних заданий по теме, написание докладов, рефератов.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Генетическая терминология и символика.

Цитологические основы законов Менделя. Решение задач по генетике.

Модификационная и мутационная изменчивость.

Селекция. Достижения в области биотехнологии.

Достижения отечественных селекционеров. Клонирование.

8

Итоговое занятие

Контрольная работа №2 по разделу 3.

2

РАЗДЕЛ 4. ВИД.

24

Тема 4.1. Эволюционные идеи в биологии.

9

Тема 4.1.1. Доказательства эволюции живой природы.

1

Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства.

2

2

3

2

4

Тема 4.1.2. Эволюционные идеи в биологии.

Тема 4.1.3. Эволюционное учение Дарвина.

Развитие эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.-Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида.

2

2

Учение Ч.Дарвина об эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Движущие силы эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Синтетическая теория эволюции.

2

2

Демонстрации

Критерии вида  

Популяция – структурная единица вида, единица эволюции

Движущие силы эволюции.

Лабораторные опыты

8. Описание особей вида по морфологическому критерию. Выявление изменчивости у особей  одного вида.

9. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.

Лабораторная работа №3 Описание особей вида по морфологическому критерию. Выявление изменчивости у особей  одного вида

Лабораторная работа №4 Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

Самостоятельная работа выполнение домашних заданий по теме, написание докладов, рефератов.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Доказательства эволюции живой природы.

Эволюционные идеи в биологии.

Учение Ч.Дарвина об эволюции.

Движущие силы эволюции.

Синтетическая теория эволюции.

3

1

2

3

4

Тема 4.2.  Происхождение жизни на Земле.

15

Тема 4.2.1. Популяция. Вид.

Тема 4.2.2. Гипотезы происхождения жизни на Земле.

Тема 4.2.3. Этапы эволюции органического мира на Земле.

Тема 4.2.4. Гипотезы происхождения человека.

1

Популяция – элементарная единица эволюции Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы.

Микро- и макроэволюция. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). Пути и направления эволюции (А.Н.Северцов, И.И.Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологического регресса.

2

2

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого.

2

2

Этапы эволюции органического мира на Земле. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

2

2

Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными.  Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

2

2

Демонстрации

3

4

Возникновение и многообразие приспособлений у организмов.

Образование новых видов в природе.

Эволюция растительного мира.

Эволюция животного мира.

Редкие и исчезающие виды.

Формы сохранности ископаемых растений и животных.

Движущие силы антропогенеза.

Происхождение человека.

Происхождение человеческих рас.

2

Лабораторные опыты

10. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. Анализ и оценка различных гипотез происхождения  человека.

Самостоятельная работа выполнение домашних заданий по теме, написание докладов, рефератов.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Факторы эволюции.

Формирование приспособленности к среде обитания.

Причины биологического прогресса и биологического регресса.

Гипотезы происхождения жизни на Земле.

Гипотезы происхождения человека.

Этапы эволюции человека.

5

Итоговое занятие

Контрольная работа №3 по разделу 4.

2

РАЗДЕЛ 5. ЭКОСИСТЕМЫ.

 

18

Тема 5.1. Экосистемы.

6

Тема 5.1.1. Экологические факторы.

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы.  Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

2

2

Тема 5.1.2. Экосистемы.

        1

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

2

2

3

2

4

Демонстрации

Экологические факторы и их влияние на организмы.

Биологические ритмы. Фотопериодизм.

Экосистема. Ярусность растительного сообщества.

Пищевые цепи и сети. Трофические уровни экосистемы.

Правила экологической пирамиды. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме

Сукцессия. Агроэкосистема.

Лабораторные опыты

11. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

12. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

13. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

14. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

1

Самостоятельная работа выполнение домашних заданий по теме, написание докладов, рефератов.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Экологические факторы, общие закономерности их влияния на организмы.

Биологические ритмы.

Пищевые связи в экосистеме.

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме.

Сукцессия. Агроэкосистемы.

2

2

3

4

Тема 5.2. Биосфера.

12

Тема 5.2.1. Биосфера.

Тема 5.2.2. Антропогенные изменения в биосфере.

Тема 5.2.3. Последствия деятельности человека в окружающей среде.

1

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот. Биогенная миграция атомов. Эволюция биосферы.

2

2

Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.

2

2

Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

2

2

Демонстрации

Биосфера. Биоразнообразие.

Круговороты углерода, азота, фосфора,  кислорода.

Глобальные экологические проблемы.

Последствия деятельности человека в окружающей среде.

Биосфера и человек. Заповедники и заказники России.

Лабораторные опыты

15. Решение экологических задач.

16. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Самостоятельная работа выполнение домашних заданий по теме, написание докладов, рефератов.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Биосфера – глобальная экосистема.

Эволюция биосферы.

Глобальные антропогенные изменения в биосфере.

Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

2

4

3

4

Итоговое занятие

Контрольная работа №4 по разделу 5.

2

Примерные темы экскурсий

6

1. Способы размножения растений в природе (окрестности).

Изменчивость организмов (окрестности).

2. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности). Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма или сельскохозяйственная выставка).

3. Естественные и искусственные экосистемы (окрестности).

2

2

2

Самостоятельная работа

Отчеты по экскурсиям

3

Всего

максимальной учебной нагрузки обучающегося,

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося

экскурсии

самостоятельной работы обучающегося  

117

72

6

39

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Биология» и лаборантской для хранения оборудования.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- демонстрационный стол;

- комплект учебно-наглядных пособий «Биология»;

-микроскоп;

- натуральные объекты, модели, муляжи, коллекции.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

Оборудование лаборантской:

по количеству обучающихся:

- раздаточные лотки, приборы, посуда.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. М.: 2007.
  2. Биология. Пособие для поступающих в вузы / А.Г. Мустафин, Ф.К. Лагнуев, Н.Г. Быстренина и др., под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высшая школа, 2008.
  3. Биология. Справочник школьника и студента / Под ред. З. Брема, И. Мейнке. – М.: Дрофа, 2009.

Дополнительные источники:

  1. Биологическое разнообразие /Лебедева Н.В., Криволуцкий Д.А., Дроздов Н.Н., Кривалуцкий Д.А. Изд.: ВЛАДОС, 2006.
  2. Биология: В 2 кн. Учебник / Васильева В.И., Ярыгин В.Н., Волков И.Н.,
  3. Биология  / Под ред. Ярыгина В.Н. М., 2006.
  4. Биология. Справочник студента / А.А. Каменский, А.И. Ким, Л.Л. Великанов, О.Д. Лопина, С.А. Баландин, М.А. Валовая, Г.А. Беляков. – М.: Физиологическое общество «СЛОВО» ОО Изд-во АСТ», 2006. – 640 с.
  5. Сивоглазов В. И. Многообразие живой природы. Животные. – М.: Дрофа, 2008.
  6. Анастасова А.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии. М.: 2008.
  7. 10. Методическое пособие. Общая биология, под ред. Козловой Т.А., Агафоновой И.Б., Сивоглазова В.И. М.: Дрофа, 2006.
  8. Вахненко Д.В., Гарнизоненко Т.С., Колесников С.И. Биология с основами экологии. Учебник для вузов / Д.В. Вахненко, Т.С. Гарнизоненко, С.И. Колесников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
  9. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология / Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор, под ред. Р. Сопера. – М.: Мир, 2007. – Т. 1. – 368 с.
  10. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология / Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор, под ред. Р. Сопера. – М.: Мир, 2009. – Т. 2. – 325 с.
  11. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология / Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор, под ред. Р. Сопера. – М.: Мир, 2006. – Т. 3. – 325 с.
  12. Добротина Н.А., Акифьев А.П., Лысов П.К. Биология с основами экологии: Учебник для вузов. Изд.: Высшая Школа, 2007.
  13. Кемп П., Армс К. Введение в биологию / П. Кемп, К. Армс. – М.: Мир, 2008. – 671 с.
  14. Лысов П.К., Акифьев А.П., Добротина Н.А. Биология с основами экологии: Учебник/ П.К.Лысов, А.П.Акифьев, Н.А.Добротина- М.: Высшая школа., 2007.- 655 с.
  15. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Биология. Серия: «Высшее профессиональное образование». Изд.: Академия/Academia, 2008.
  16. Пехов А. Биология с основами экологии. Издательство ЛАНЬ, 2002.
  17. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Биология. Основная школа. М.: Интеллект-Центр, 2006.

Интернет-ресурсы:

  1. «Вокруг света» - www.vokrugsveta.ru.
  2. Журнал «Друг» - www.droug.ru.
  3. Журнал «Гео» - www.geoclub.ru.
  4. Журнал «National Geographic» - www.nationalgeographic.com/index.html.
  5. Журнал «Знание-сила» - www.znanie-sila.ru.
  6. Газета «Биология» - http://bio.1september.ru/.
  7. Журнал «Наука и жизнь» - http://nauka.relis.ru.
  8. «Научная сеть» - www.nature.ru
  9. «Кирилл и Мефодий. Животный мир» - www.zooland.ru Биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова - www.bio.msu.ru.
  10. «Херба» - www.herba.msu.ru – ботанический сервер МГУ им. М.В. Ломоносова;
  11. «Редкие и исчезающие животные России» - www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm
  12. «БиоДан. Новости биологии» - www.biodan.narod.ru
  13. biolog188.narod.
  14. informika.ru - электронный учебник "Биология"
  15.  college.ru  - раздел "Открытого колледжа" по Биологии. Учебник, модели, On-line тесты, учителю.
  16.  biodan.narod.ru - "БиоДан"
  17.  bio.1september.ru - для учителей "Я иду на урок Биологии".
  18.  bio.1september.ru - газета "Биология"
  19.  kozlenkoa.narod.ru
  20.  nsu.ru  Биология в вопросах и ответах - ученые новосибирского Академгородка отвечают на вопросы старшеклассников.
  21.  websib.ru - раздел "Биология" Новосибирской образовательной сети.
  22.  nrc.edu.ru - "Биологическая картина мира" - раздел электронного учебника "Концепции современного естествознания". Концепции происхождения жизни и теории эволюции.  
  23.  floranimal.ru - "FLORANIMAL - растения и животные"

4. Контроль и оценка результатов освоения

Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных опытов, тестирования, а также выполнения обучающимися контрольных работ по разделам.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

тестовые задания, домашние работы, лабораторные опыты, контрольные работы,

написание рефератов, докладов.

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

тестовые задания, домашние работы, лабораторные опыты, контрольные работы

описывать особей видов по морфологическому критерию;

тестовые задания, домашние работы, контрольные работы, лабораторные опыты

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

лабораторные опыты, тестовые задания, домашние работы, контрольные работы

сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

домашние работы, контрольные работы, лабораторные опыты, тестовые задания, написание рефератов, докладов

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

домашние работы, контрольные работы, лабораторные опыты, тестовые задания, написание рефератов, докладов

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

домашние работы, контрольные работы, лабораторные опыты, тестовые задания

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

домашние работы, контрольные работы, лабораторные опыты, тестовые задания написание рефератов, докладов.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

домашние работы, лабораторные опыты,

написание рефератов, докладов

Знания:

основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

тестовые задания, домашние работы, контрольные работы, лабораторные опыты

строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

тестовые задания, домашние работы, контрольные работы, лабораторные опыты

сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

тестовые задания, домашние работы, контрольные работы, лабораторные опыты, написание рефератов, докладов

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику

тестовые задания, домашние работы, контрольные работы, лабораторные опыты, написание рефератов, докладов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...