Оценка метапредметных результатов освоения основных образовательных программ основного общего образования.
методическая разработка (биология, 6 класс) по теме

 Составление метапредметных заданий для  уроков  биологии и их оценивание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metapredmet.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Терихова Э.В.,

                                                                                          учитель биологии

МБОУ СОШ № 5 г. Углегорска

 Сахалинской области

Оценка метапредметных результатов освоения основных образовательных программ основного общего образования.

Сегодня понятия “метапредмет” и “метапредметном обучение” приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов, а значит,  эта тема  сегодня актуальна. Но что такое метапредмет и как оценить результаты этого загадочного предмета?

   В примерной программе по биологии цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях – личностном, метапредметном и предметном. При таком подходе у учащихся формируется отношение к изучаемому предмету как к системе знаний о мире. Нынешние дети- будущие профессионалы XXI века- это  будущие специалисты самого широкого профиля. Для них  в скором не  будет существовать границ между гуманитарным и естественнонаучным знанием, между смежными и совершенно не смежными дисциплинами.

В  современных ФГОС метапредметные результаты образовательной деятельности - «способы деятельности, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов».

    В рамках метапредметного подхода подразумевается то, что существуют обобщённые системы понятий и учебных действий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.

     Мы, учителя, должны преподавать учащимся не просто знания, а обобщённые способы работы со  знаниями. Для реализации метапредметного подхода необходимы условия: метапредметные технологии, методики, приёмы, уроки, задания. Метапредметные задания: продуктивные и репродуктивные. Продуктивные задания - это задания, ход выполнения которых не описан в учебнике, используются лишь подсказки. Они нацелены на метапредметные результаты.

Репродуктивные задания - нацелены лишь на предметные результаты. В настоящее время не хватает заданий такого уровня, поэтому приходится их составлять самим. Я это делаю по следующему алгоритму:

1.Максимально учитываются различные коммуникативные потребности самого ученика, то есть те необходимые коммуникативные умения, которыми он должен овладеть, чтобы вообще освоить содержание школьных предметов( биологии).

  • Целеполагание (Осмыслить цель задания. Что у обучающегося должно проверить задание?)
  • Найти нужную информацию (текст, рисунок… с учётом соответствующего возраста)
  • Преобразовать текстовую информацию в соответствующее задание( можно сделать «интеллектуальные ловушки»).

     2. Реализация уровневого подхода. ( Преобразовать текстовую информацию в  информацию, соответствующую цели задания и уровню развития ученика).

     3.Критериальное оценивание.

Для проверки методологической грамотности предлагаю следующее задание

Зимой пруды в рыбных хозяйствах покрываются толстым слоем льда, и рыба может погибнуть от недостатка кислорода.  Как быть? Можно конечно, делать проруби, но они постоянно замерзают. Можно придумать установку, которая будет растапливать лёд, но это дорогостоящее решение. [2.стр.132]

ЗАДАНИЕ:

I уровень сложности (базовый):  

Попробуй объяснить - от чего может погибнуть рыба зимой в прудах:

А - Недостаток кислорода;

Б - Нехватка света;

В - Скучно;

Г- Недостаток пищи;

Д - Низкая температура.

       II уровень сложности (повышенный):

Предложи простое дешевое решение проблемы. ( Воздух должен  проходить сквозь лёд, так как без него рыбы погибнут, но воздух не может проходить через лёд. Значит, во льду должны быть отверстия, через которые воздух попадёт, но при морозе отверстия исчезают- затягиваются льдом. Можно использовать посредник, через который проходит воздух. Например, в лёд вмораживают пучки обычной соломы - она не смачивается водой и поэтому не промерзает. По соломинкам воздух, а, следовательно, и кислород попадает в воду.)

 Критерии оценивания ответа.

I уровень( базовый)

0 балов - нет ответа;

1бал - ответ правильный.

II уровень( повышенный): 

0 баллов – ответа нет;

1 балл     - неполный ответ;

2 балла    - полный ответ.

        Для проверки исследовательской грамотности  предлагаю следующее задание.

   С детства знакомая картинка: ёж, несущий на своих иголках яблоко. Зоологи утверждают, что яблоки ежи не едят - они ведь насекомоядные. Тем более, что на зиму никакое пропитание им не требуется - в это время они спят, как медведи или барсуки. И, наконец, было замечено, что из множества яблок ежи выбирают дикие, то есть наиболее кислые![1. стр.25]

ЗАДАНИЕ:

I уровень сложности (базовый):  

Куда и зачем ёж несёт яблоки? (Предполагаемые ответы учащихся: есть, кормит детей, привлечь насекомых, а потом их съесть, кислая среда нужна для улучшения процесса пищеварения…).

      II уровень сложности (повышенный):

      Почему из множества яблок ежи выбирают самые кислые яблоки? ( Ежи натыкают на иглы кислые яблоки, чтобы продезинфицировать иглы и кожу).

  Для проверки аналитической  грамотности  предлагаю следующее задание.

Однажды ишак, перевозивший мешки с солью, случайно упал в воду. В воде часть соли растворилась, и поклажа стала легче. С тех пор хитрое животное на переправе всегда норовило лечь в воду. Тогда не менее хитрый погонщик стал грузить другой груз на осла, и случилось чудо- ишак быстро отучился от вредной привычки.[2. стр.110]

ЗАДАНИЕ:

      I уровень сложности( базовый):  

 Какой процесс лежит в основе этого явления, свой ответ пояснить.

А) физиологический (условный рефлекс)

Б) физический (увеличилась масса груза)

В) химический (растворение соли в воде)

II уровень сложности( повышенный):  

Что придумал погонщик? (Лучше всего, чтобы ишак сам утратил привычку - « расхотел» падать в воду. Нужно его нагрузить таким грузом, который от воды станет тяжелее. Так погонщик и сделал- он навьючил на ишака мешки с тряпками.)

Метапредметные задания в образовании необходимы для того, чтобы сохранять и совершенствовать культуру мышления, культуру формирования видения мира, понимание места и роли конкретного человека ( ученика) в нём.

Литература.

  1. Акимушкин И.И. Причуды природы/М: Мысль, 1981,[с.25.]
  2. Гин А.А., Андржеевская И.Ю.Сто пятьдесят творческих задач: для сельской школы: Учебно-методическое пособие./ М.: Народное образование, 2007 [с.110,с.132.]
  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка/М. Русский язык 1989[с.22.]
  4. http://www.openclass.ru/hode/365169-Платон О.А. «Формирование метапредметных компетенций в условиях современного урока».
  5. http://festival/1september.ru/articles/613599 –Димова И. первый  заместитель  главного редактора « У.Г» « Метапредметный подход. Что это такое?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Тема доклада на МО учителей английского языка Суздальского района 23.12.2012г. "Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего об...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ основной образовательной программы

Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ основной образовательной программы  В соответствии к современным требованиям к коррекционному образованию в наст...

Доклад учителя изобразительного искусства Харло Ольги Николаевны МБОУ "СОШ № 17" г. Майкопа РА Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) и система оценки достижения планируемых результатов

Одной из основных задач  реализации ООП НОО является формирование УУД, оценивание уровней сформированности  УУД и представление данных результатов. Хочу поделиться разработками основных поло...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...