Дыхание. Обобщающий урок
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Омета Елена Александровна


 Программа Пасечника В.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhanie._obobshchayushchiy_urok.docx46.03 КБ

Предварительный просмотр:

Омета Елена Александровна,

Учитель биологии

МБОУ «СОШ №32» города Энгельса

Дыхание. Обобщающий урок в 8 классе.

 «Дыхание – это

пастбище жизни»

Гиппократ.

Задачи:

  1. образовательные: обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы.  Расширить и углубить сведения об объемах легочного воздуха и дыхательных пигментах.
  2. развивающие: развивать логическое мышление, умение проводить сравнения, обобщать знания о биологических объектах, владеть научной терминологией
  3. воспитательные: на фрагменте урока, связанного с эволюцией дыхательной системы продолжать воспитывать у детей материалистические мировоззрения, показав связь и развитие процесса  дыхания от простейших до человека.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Постановка задач урока.

Учитель: каждый раз в конце уходящего года человек оглядывается назад, оценивая прошедшие события, анализируя их и давая им оценку. Сегодня в конце изученной темы мы проводим обобщающий урок.  Какие задачи нам необходимо решить на этом  уроке? Обучающиеся формулируют задачи: вспомнить основные понятия и термины, изученные в этой теме; обобщить знания, полученные при изучении данной темы; расширить некоторые понятия. (Тема урока и  задачи записываются на доске )

Учитель. Еще древнегреческий философ Анаксимен, наблюдая за дыханием животных и человека, считал воздух необходимым условием и первопричиной жизни. А великий врач Древней Греции Гиппократ назвал его пастбищем жизни. Хотя представления о воздухе, как о единственной причине всего существующего и наивны, они отражают понимание огромного значения для организма.

Вопрос1: Человек может прожить без пищи несколько недель, без воды – несколько дней, а без воздуха – несколько минут. Почему? (нет запасов кислорода в организме)

Вопрос 2: Значение дыхания для организма (окисление веществ с образованием энергии)

Вывод: значение дыхания очень большое. И практически для всех организмов характерно кислородное дыхание. Давайте вспомним, как шла эволюция дыхательной системы, и какие способы дыхания существуют.

Схемы различных способов дыхания:

- простейшая форма дыхания – газообмен через клеточную оболочку (одноклеточные организмы), усложнение организмов делает этот способ невозможным

- появляется кожное дыхание (черви, некоторые позвоночные)

- трахеи – воздухоносные трубочки, которые разносят воздух к клеткам (насекомые)

- наружные и внутренние жабры омываются водой, и осуществляется газообмен

(большинство водных животных)

- легкие – способ дыхания характерный для наземных  животных, в том числе и для человека.

Вопрос 3: Строение дыхательной системы человека (таблица).

Функции дыхательной системы. Фронтально:

а). Опыт: кролику в носовую полость ввели трубочки, препятствующие соприкосновению воздуха с эпителием. Через несколько дней кролик погиб. Как вы думаете, чем была вызвана его смерть? ( Воздух проникал в лёгкие минуя слизистую и ворсинки. Работоспособность ворсинок огромна. За 1 сек. они делают 12-14 движений в одном направлении, если бы они не выполняли свою функцию, то за 70 лет в легких накапливалось бы до 5кг пыли).

б) Во время обеда мальчик заторопился, хотел что-то сказать и поперхнулся. Почему?

в) Гортань служит не только для проведения воздуха. Какую еще функцию она выполняет?

г) Какая особенность в строении у трахеи. С чем это связано?

Вопрос 4: Строение и функции легких.

Вопрос 5: Дыхание осуществляется благодаря дыхательным движениям.

 Как осуществляется механизм и регуляция дыхания.

В это время ученики готовятся отвечать на вопросы у доски:

1).Рассказать об изменениях состава воздуха во время дыхания.

2). Составить рефлекторную дугу защитного рефлекса.

3).Заполнить таблицу

газообмен

круг кровообращения

в каких сосудах осуществляется

превращение крови

значение

  Дополнительный вопрос: Сколько дыхательных движений в 1 мин. делает человек? Каков объем потребления воздуха?Объем легочного воздуха

Таблица «Объем легочного воздуха» (соотношение объемов воздуха)

Дополнительный вопрос: Условия протекания газообменов (после проверки таблицы)

Учитель демонстрирует схему: Парциальное давление газов.

диффузия

Схема наглядно показывает, в каком направлении будет идти диффузия газов.

Вопросы:

  1. выделить  физические и химические процессы.
  2. какие клетки участвуют в переносе кислорода?
  3.  что содержит эритроцит?

 Гемоглобин является дыхательным пигментом. Давайте познакомимся с другими дыхательными пигментами.

На каждую парту дается карточка. Ученики знакомятся с другими дыхательными пигментами в природе.

Таблицы переносятся в тетрадь.

Пигмент

Металл

Цвет + О2 <=> -О2

Группа животных

Локализация в крови

Кол-во О2   в 100мл. крови

Гемоцианин

Cu

Синий⬄ бесцветный

Некоторые улитки, ракообразные

В плазме

2;3

Гемоэритрин

Fe

Красный⬄бесцветный

Головоногие, кольчатые

В плазме, в клетках

3;8

Хлорокруоин

Fe

Красный⬄ зеленый

Некоторые кольчатые

В плазме

9

Гемоглобин

Fe

Оранжево – красный⬄пурпурно - красный

Некоторые моллюски, некоторые кольчатые, рыбы,

амфибии, рептилии,

птицы, млекопитающие

-//-

В плазме или в клетке

В клетках

-//-

-//-

-//-

-//-

2

7

9

11

10

18

25


Итак, мы с вами повторили основные вопросы по т. «Дыхание». Теперь свои знания вы покажете, написав тесты. Тесты по вариантам на каждую парту.

Тесты.

1 вариант

2 вариант

1. В результате таких процессов образуется необходимая для клеток энергия?

А) распада органических веществ

Б) синтеза органических веществ

В) распада и окисления органических веществ

2. Когда голосовые связки расходятся наиболее широко?

А) когда человек молчит

Б) когда человек говорит шепотом

В) когда человек говорит громко

3. Какие особенности трахеи обеспечивают свободное прохождение воздуха в бронхи?

А) хрящевые полукольца

Б) хрящевые кольца

В) хрящевая спираль трахеи

4. Чем покрыты легкие снаружи?

А) пристеночной плеврой

Б) мышечной плеврой

В) легочной плеврой

5. Какова общая поверхность легочных пузырьков?

А) 50 кв.м

Б) 100 кв.м

В) 200 кв.м

6. Сколько кислорода во вдыхаемом воздухе?

А) 0,03%, Б) 4%, В) 16%, Г) 21%

7. Сколько углекислого газа во вдыхаемом воздухе?

А) 0,03%, Б) 4%, В) 16%, Г) 21%

8. Где находится дыхательный центр?

А) в продолговатом мозге

Б) в промежуточном мозге

В) в спинном мозге

Г) в коре больших полушарий

1. Для каких процессов кислород необходим клеткам?

А) распада органических веществ

Б) окисления органических веществ

В) распада и окисления органических веществ

2. Как расположен надгортанник во время глотания?

А) опущен, закрывает вход в гортань

Б) поднят, не закрывает вход в гортань

В) опущен, закрывает вход в тахею

3. Как называют конечные образования дыхательных путей, в которых происходит газообмен?

А) бронхи

Б) бронхиолы

В) альвеолы

4. Какое давление в плевральной полости?

А) равно атмосферному

Б) ниже атмосферного

В) выше атмосферного

5. Из какого органа воздух попадает в гортань при вдохе?

А) из носовой полости

Б) из носоглотки

В) из ротовой полости

6. Сколько кислорода в выдыхаемом воздухе?

А) 0,03%, Б) 4%, В) 16%, Г) 21%

7. Сколько углекислого газа в выдыхаемом воздухе?

А) 0,03%, Б) 4%, В) 16%, Г) 21%

8. Каковы особенности гуморальной регуляции работы дыхательного центра?

А) регулируется в основном концентрацией кислорода в крови

Б)  регулируется в основном концентрацией углекислого газа в крови

Самопроверка тестов (по шаблону)

Рефлексия.

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дыхание» на уроках физической культуры

«Дыхание» на уроках физической культуры...

дыхание растений. урок. биология 6 класс.

"Дыхание растений". Комбинированный урок, с использованием  проблемно-поискового метода, самостоятельной работы в группах, демонстрация опыта, проведение лабораторного опыта, моделирование....

Обучение правильному дыханию на уроках гимнастики в III классах

Важная задача учителя обучению учащихся согласованности основных двигательных действий(в прыжках это момент отталкивания ногами)с выдохом, а подготовительных действий (приседания,мах руками и др.) с в...

Обобщающий урок биологии на тему: «Органы дыхания. Гигиена дыхания».

Данный урок является последним в теме "Органы дыхания. Гигиена дыхания". Тип урока: обощение и систематизация знаний учащихся. На уроке используется компьютер, проектор, компьютерная презентация.Этот ...

Оздоровительное дыхание на уроках вокала

Начальные упражнения для развития дыхания вокалистов...

Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным и бытовым газом. Искусственное дыхание. Открытый урок в 8 классе.

Тема: Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным и бытовым газом. Искусственное дыхание. Цели:Познакомить учащихся с источниками угарного газа, симптомами отравления газом,...

Урок №5. Обобщающий урок по теме «Дыхание». Индивидуально-групповая методика

Сценарий  обобщающего урока с развернутым план-конспектом к уроку по теме "Дыхание"...