Урок №5. Обобщающий урок по теме «Дыхание». Индивидуально-групповая методика
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Сценарий обобщающего урока с развернутым план-конспектом к уроку по теме "Дыхание"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок. 5 Обобщающий урок по теме «Дыхание»
Раздел биологи: человек и его здоровье
Тема: «Дыхание»
Тип урока: обобщающий
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная и групповая
Методы: словесные, наглядные, практические
Цель урока: Обобщение знаний по теме «Дыхание» и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности.
Задачи урока:
- систематизировать и обобщить знания учащихся о значении дыхания для жизнедеятельности на примере организма человека; о процессах газообмена, происходящих в легких и тканях; о процессах регуляции дыхания; об особенностях строения органов дыхания и специфики их работы; о болезнях органов дыхания и вреде курения; об общих приемах реанимации;
- проверить умения оказывать первую помощь при отравлении угарным газом и спасении утопающего;
- продолжить формирование умения использовать теоретические знания в жизни для будущей профессии; [3]
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся обобщают знания о значении дыхания для жизнедеятельности на примере организма человека; о процессах газообмена, происходящих в лёгких и тканях; о процессах регуляции дыхания; об особенностях строения органов дыхания и специфике их работы; о болезнях органов дыхания и вреде курения; об общих приёмах реанимации.
Метапредметные: учащиеся учатся сравнивать объекты, работать с разными источниками информации.
Личностные: у учащихся формируются ценностно-смысловые установки по отношению к своему организму, происходит осознание необходимости бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Основные понятия урока: дыхание, окисление, бронхиолы, альвеолы, ацинус, лёгочная плевра, голосовой аппарат, дыхательные движения: вдох и выдох; жизненная ёмкость лёгких, газообмен, дыхательный центр, кашель, чихание, зевота, никотин, грипп, ОРВИ, туберкулёз, бронхиальная астма, флюорография, клиническая смерть, реанимация, искусственное дыхание.
Деятельность учащихся: сотрудничество с одноклассниками при работе в группе, обсуждение ответов на вопросы, поставленные учителем, выступления с сообщениями и их обсуждение, совместное обсуждение и оценка результатов работы каждой группы и учащихся.
Деятельность учителя:
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель вместе с учениками формулирует основные цели и задачи урока.
II. Обобщающая беседа по вопросам
I. Вводная часть.
II. Контроль и обобщение знаний.
III. Подведение итогов.
Ход урока
I. Вводная часть
В ходе фронтальной беседы с учителем обсуждаются наиболее важные вопросы темы.
II. Контроль и обобщение знаний
- Выполнение тестового контроля №6 на с 57—58 рабочей тетради.
- Обобщающая беседа с учителем по вопросам.
III. Подведение итогов
Совместное с учителем обсуждение и оценивание результатов работы групп и каждого учащегося. Вы сами оцениваете работу группы в целом и каждого ученика в отдельности. Учитель может согласиться и не согласиться с оценкой вашей работы.
По результатам работы каждый ученик получает две оценки. Первая одинакова для всех членов группы, характеризует работу группы в течение изучения всей темы. Вторая индивидуальна для каждого ученика и отражает его успехи при изучении материала темы.
Перечень оборудования кабинета к уроку: УМК «Линия жизни» 8 кл., электронное приложение (ЭП) или электронная форма учебника (ЭФУ), компьютер, интерактивная доска, интернет компьютерная презентация, наглядные пособия: «Система органов дыхания», модель торса человека, система интерактивного голосования, карточки для рефлексии учащихся.
Ход урока
Организационный момент: подготовить учащихся к работе на занятии.
(1 мин.)
Учитель. Здравствуйте!
Учащиеся приветствуют учителя.
Учитель записывает отсутствующих учащихся на уроке в журнал.
Обобщающая беседа по вопросам: подготовить учащихся к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса, преобразование содержания обучения в личностно значимое. Показать практическую направленность изучения темы. Разъяснение организации работы на уроке. Предъявление темы урока. (1-3 мин.)
Контроль и обобщение знаний: на этом этапе творчество педагога должно быть направлено на создание учебных ситуаций и на разработку способов перевода учебной задачи в учебную ситуацию как особой структурной единицы учебной деятельности. При подготовке к уроку учителю необходимо сформулировать по материалам всей темы вопросы, требующие рассуждений, сравнений, обобщений Учитель задает классу вопрос и дает 1-2 мин на обсуждение ответа. Если группа готова к ответу, один из учеников поднимает руку. Это значит, что любой член данной группы готов к ответу на вопрос. Учитель выслушивает ответ, и если он неполный, то предлагает дополнить его товарищам из той же группы и лишь потом ученикам из других групп.
Вначале урока учащиеся выполняют тестовый контроль в рабочей тетради по теме «Дыхание», затем переходят к групповой работе.
Учитель: предлагаю выполнить индивидуально тестовый контроль в рабочей тетради №6 на с 57—58. для этого вам отводиться 7-10 мин.
После выполнения тестового контроля приступаем к групповому опросу.
Вопросы для опроса групп учителем:[2]
- Какие этапы выделяют в дыхании и какое они имеют значение?
- Каков механизм дыхательных движений, обеспечивающих у человека вдох и выдох?
- Что такое жизненная емкость легких и от чего она зависит?
4. Рассчитайте жизненную емкость легких, используя следующую формулу:
- у мужчин ЖЕЛ (л) = 2,5 × рост (см.);
- у женщин ЖЕЛ (л) = 1,9 × рост (см.);[1,167]
5. Как изменяется состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха?
6.Как происходит газообмен в легких и в других органах?
7. Почему в выдыхаемом воздухе больше кислорода и меньше углекислого газа, чем в альвеолярном воздухе?
8. Сколько воздуха расходует класс из 35 человек в течении 45 мин урока, если один ученик в среднем совершает 16 дыхательных движений
за 1 мин.(12,6 м³)? [1,168]
9. В чем выражается автоматия дыхательного центра?
10. Какие защитные рефлексы дыхательной системы вам известны и в чем они проявляются?
11. Какое значение для человека имеет охрана окружающей среды?
12. Почему после нескольких энергичных и глубоких вдохов наблюдается урежение дыхания, а иногда и его полная остановка на некоторое время?
13. Какие инфекционные заболевания органов дыхания вам известны? Каковы их симптомы и пути передачи?
14. Какие меры профилактики (гигиены)необходимо соблюдать для предупреждения, распространения инфекционных заболеваний?
15. Врачи каких специальностей занимаются диагностированием и лечением этих заболеваний?
16. Опишите общие приемы оказания первой помощи при остановке дыхания и продемонстрируйте их на муляже.
17. Каковы приемы оказания первой помощи человеку при отравлении угарным газом? Утонувшему? Продемонстрируйте приемы оказания первой помощи на муляже.
18. Что такое реанимация и в чем заключается ее основные приемы?
19. Почему важно и очень ценится использование в жизни человека (одежда, обувь, строительные отделочные материалы и т.п.) натуральных материалов?
Зная свой определенные параметры вычислите уровень здоровья по формуле: УЗ= Возраст + Масса тела + Частота пульса + Систолическое давление + Диастолическое давление – Рост. Запишите результат. [1]
Вопросы для опроса учащихся демонстрируются учителем на мультимедийной доске.
Подведение итогов:
В конце урока учитель вместе с учениками подводит итоги проведенной работы, оценивая ее в двух аспектах: как работала группа в целом и каждый ученик в отдельности. Осуществляется рефлексия. Если ученик не согласен со своей индивидуальной оценкой, то он может ее исправить, сдав зачет учителю после уроков. (2 мин.).
Оценивание индивидуальной работы.
Учитель: Внимательно сверяем правильность выполнения теста с результатами на интерактивной доске. Самостоятельно оцениваем тест и выставляем оценку за работу.
Оценивание групповой работы.
Учитель: как вы оцениваете работу вашей группы на уроке? Какую оценку вы поставите себе за работу на сегодняшнем уроке?
Домашнее задание:
Учитель: в случае если остались вопросы вызывающие затруднения проработайте текст «Выводы к главе 5» в учебнике.
Учитель: Спасибо за хорошую работу. Урок закончен.
Литература:
1. Аверчинкова, О. Е. Биология. Элективные курсы. Лечебное дело. Микробиология. Основы гигиены. Основы педиатрии. 9-11 классы / О.Е. Аверчинкова. –М.: Айрис-пресс, 2007. – 208 с. – (Профильное обучение)
2. Пасечник В.В. Биология 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов ; под ред. В.В. Пасечника ; Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М.: Просвещение, 2010. – 255.с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Линия жизни)
3. В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов, Уроки биологии. 8 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений; Рос акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение», 2010. -138 с.
4. В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов, Биология рабочая тетрадь. 8 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений; Рос акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение», 2010. -127 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос.Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (стандарты второго поколения).
6. Электронное приложение, ЭФУ Издательства «Просвещение» биология «Линия жизни».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/25/picture-284704-1377428744.jpg)
Тема урока: «Глагол» (обобщающий урок по теме «Глагол»)
Урок русского языка в 6 кл., целью которого является проверка знаний грамматических признаков глагола, его синтаксической роли в предложении и правописания....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/25/picture-302853-1380112109.jpg)
Презентация к уроку химии "Обобщающий урок по теме «Теоретические основы химии»"11 класс
Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков, полученных при изучении строении атомов химических элементов, изменении их свойств по группе и периоду....
Тема урока:Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ».
Методическая разработка итогового урока по истории. Тема урока: Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ». (Данный урок проводился в специальной (коррекц...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/21/picture-947596-1529587021.jpg)
Урок №1. "Дыхание и его значение. Органы дыхания". Индивидуально-групповая методика.
Сценарий с развернутым план-конспектом к уроку по теме "Дехание и его значение. Органы дыхания"....
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/16/picture-1337908-1623859953.jpg)
Технологическая карта урока :Повторительно-обобщающий урок по теме «Обыкновенные дроби»
Технологическая карта урока :Повторительно-обобщающий урок по теме «Обыкновенные дроби»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/05/picture-1447270-1672907342.jpg)
Технологическая карта урока по теме «Дыхание и его значение. Органы дыхания»
Технологическая карта урока по теме «Дыхание и его значение. Органы дыхания». 9 класс...