Урок №5. Обобщающий урок по теме «Дыхание». Индивидуально-групповая методика
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Хайбулина Карина Владимировна

Сценарий  обобщающего урока с развернутым план-конспектом к уроку по теме "Дыхание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_no5_haybulina_k.v._.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок. 5 Обобщающий урок по теме «Дыхание»

Раздел биологи: человек и его здоровье

Тема: «Дыхание»

Тип урока: обобщающий

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная и групповая

Методы: словесные, наглядные, практические

Цель урока: Обобщение знаний по теме «Дыхание» и формирование практического опыта в различных сферах познавательной  и профессиональной деятельности.

Задачи урока:

- систематизировать и обобщить знания учащихся о значении дыхания для жизнедеятельности на примере организма человека; о процессах газообмена, происходящих в легких и тканях; о процессах регуляции дыхания; об особенностях строения органов дыхания и специфики их работы; о болезнях органов дыхания и вреде курения; об общих приемах реанимации;

- проверить умения оказывать первую помощь при отравлении угарным газом и спасении утопающего;

- продолжить формирование умения использовать теоретические знания в жизни для будущей профессии; [3]

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся обобщают знания о значении дыхания для жизнедеятельности на примере организма человека; о процессах газообмена, происходящих в лёгких и тканях; о процессах регуляции дыхания; об особенностях строения органов дыхания и специфике их работы; о болезнях органов дыхания и вреде курения; об общих приёмах реанимации.

Метапредметные: учащиеся учатся сравнивать объекты, работать с разными источниками информации.

Личностные: у учащихся формируются ценностно-смысловые установки по отношению к своему организму, происходит осознание необходимости бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Основные понятия урока: дыхание, окисление, бронхиолы, альвеолы, ацинус, лёгочная плевра, голосовой аппарат, дыхательные движения: вдох и выдох; жизненная ёмкость лёгких, газообмен, дыхательный центр, кашель, чихание, зевота, никотин, грипп, ОРВИ, туберкулёз, бронхиальная астма, флюорография, клиническая смерть, реанимация, искусственное дыхание.

Деятельность учащихся: сотрудничество с одноклассниками при работе в группе, обсуждение ответов на вопросы, поставленные учителем, выступления с сообщениями и их обсуждение, совместное обсуждение и оценка результатов работы каждой группы и учащихся.

Деятельность учителя:

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель вместе с учениками формулирует основные цели и задачи урока.

II. Обобщающая беседа по вопросам

I. Вводная часть.

II. Контроль и обобщение знаний.

III. Подведение итогов.

Ход урока

I. Вводная часть

В ходе фронтальной беседы с учителем обсуждаются наиболее важные вопросы темы.

II. Контроль и обобщение знаний

  1. Выполнение тестового контроля №6 на с 57—58 рабочей тетради.
  2. Обобщающая беседа с учителем по вопросам.

III. Подведение итогов

Совместное с учителем обсуждение и оценивание результатов работы групп и каждого учащегося. Вы сами оцениваете работу группы в целом и каждого ученика в отдельности. Учитель может согласиться и не согласиться с оценкой вашей работы.

По результатам работы каждый ученик получает две оценки. Первая одинакова для всех членов группы, характеризует работу группы в течение изучения всей темы. Вторая индивидуальна для каждого ученика и отражает его успехи при изучении материала темы.

Перечень оборудования кабинета к уроку: УМК «Линия жизни» 8 кл., электронное приложение (ЭП) или электронная форма учебника (ЭФУ), компьютер, интерактивная доска, интернет компьютерная презентация, наглядные пособия: «Система органов дыхания», модель торса человека, система интерактивного голосования, карточки для рефлексии учащихся.

Ход урока

Организационный момент: подготовить учащихся к работе на занятии.

(1 мин.)

Учитель. Здравствуйте!

Учащиеся  приветствуют учителя.

Учитель записывает отсутствующих учащихся на уроке в журнал.

Обобщающая беседа по вопросам: подготовить учащихся  к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса, преобразование содержания обучения в личностно значимое. Показать практическую направленность изучения темы. Разъяснение организации работы на уроке. Предъявление темы урока. (1-3 мин.)

Контроль и обобщение знаний: на этом этапе творчество педагога должно быть направлено на создание учебных ситуаций и на разработку способов перевода учебной задачи в учебную ситуацию как особой структурной единицы учебной деятельности. При подготовке к уроку учителю необходимо сформулировать по материалам всей темы вопросы, требующие рассуждений, сравнений, обобщений Учитель задает классу вопрос и дает 1-2 мин на обсуждение ответа. Если группа готова к ответу, один из учеников поднимает руку. Это значит, что любой член данной группы готов к ответу на вопрос. Учитель выслушивает ответ, и если он неполный, то предлагает дополнить его товарищам из той же группы и лишь потом ученикам из других групп.  

Вначале урока учащиеся выполняют тестовый контроль  в рабочей тетради по теме «Дыхание», затем переходят к групповой работе.

Учитель: предлагаю выполнить индивидуально тестовый контроль в рабочей тетради №6 на с 57—58. для этого вам отводиться 7-10 мин.

После выполнения тестового контроля приступаем к групповому опросу.

Вопросы для опроса групп учителем:[2]

  1. Какие этапы выделяют в дыхании и какое они имеют значение?
  2. Каков механизм дыхательных движений, обеспечивающих у человека вдох и выдох?
  3. Что такое жизненная емкость легких и от чего она зависит?

4. Рассчитайте жизненную емкость легких, используя следующую формулу:

- у мужчин ЖЕЛ (л) = 2,5 × рост (см.);

- у женщин ЖЕЛ (л) = 1,9 × рост (см.);[1,167]

5. Как изменяется состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха?

6.Как происходит газообмен в легких и в других органах?

7. Почему в выдыхаемом воздухе больше кислорода и меньше углекислого газа, чем в альвеолярном воздухе?

8. Сколько воздуха расходует класс из 35 человек в течении 45 мин урока, если один ученик в среднем совершает 16 дыхательных движений

за 1 мин.(12,6 м³)? [1,168]

9. В чем выражается автоматия дыхательного центра?

10. Какие защитные рефлексы дыхательной системы вам известны и в чем они проявляются?

11. Какое значение для человека имеет охрана окружающей среды?

12. Почему после нескольких энергичных и глубоких вдохов наблюдается урежение дыхания, а иногда и его полная остановка на некоторое время?

13. Какие инфекционные заболевания органов дыхания вам известны? Каковы их симптомы и пути передачи?

14. Какие меры профилактики (гигиены)необходимо соблюдать для предупреждения, распространения инфекционных заболеваний?

15. Врачи каких специальностей занимаются диагностированием и лечением этих заболеваний?

16. Опишите общие приемы оказания первой помощи  при остановке дыхания и продемонстрируйте их на муляже.

17. Каковы приемы оказания первой помощи человеку при отравлении угарным газом? Утонувшему? Продемонстрируйте приемы оказания первой помощи на муляже.

18. Что такое реанимация и в чем заключается ее основные приемы?

19. Почему важно и очень ценится использование в жизни человека (одежда, обувь, строительные отделочные материалы и т.п.) натуральных материалов?

Зная свой определенные параметры вычислите уровень здоровья по формуле: УЗ= Возраст + Масса тела + Частота пульса + Систолическое давление + Диастолическое давление – Рост.  Запишите результат. [1]

Вопросы для опроса учащихся демонстрируются учителем на мультимедийной доске.

Подведение итогов:

 В конце урока учитель вместе с учениками подводит итоги проведенной работы, оценивая ее в двух аспектах: как работала группа в целом и каждый ученик в отдельности. Осуществляется рефлексия. Если ученик не согласен со своей индивидуальной оценкой, то он может ее исправить, сдав зачет учителю после уроков. (2 мин.).

Оценивание индивидуальной работы.

Учитель: Внимательно сверяем правильность выполнения теста с результатами на интерактивной доске. Самостоятельно оцениваем тест и выставляем оценку за работу.

Оценивание групповой работы.

Учитель: как вы оцениваете работу вашей группы на уроке? Какую оценку вы поставите себе за работу на сегодняшнем уроке?

Домашнее задание:

Учитель: в случае если остались вопросы вызывающие затруднения проработайте текст «Выводы к главе 5» в учебнике.

Учитель: Спасибо за хорошую  работу. Урок закончен.

Литература:

1. Аверчинкова, О. Е. Биология. Элективные курсы. Лечебное дело. Микробиология. Основы гигиены. Основы педиатрии. 9-11 классы / О.Е. Аверчинкова. –М.: Айрис-пресс, 2007. – 208 с. – (Профильное обучение)

2. Пасечник В.В. Биология 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов ; под ред. В.В. Пасечника ; Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М.: Просвещение, 2010. – 255.с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Линия жизни)

3.  В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов, Уроки биологии. 8 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений; Рос акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение», 2010. -138 с.

4.  В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов, Биология рабочая тетрадь. 8 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений; Рос акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение», 2010. -127 с.

5.  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос.Федерации. – М.: Просвещение, 2011.  – 48 с. – (стандарты второго поколения).

6.  Электронное приложение, ЭФУ Издательства «Просвещение»  биология «Линия жизни».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по теме "Дыхание"

этот материал можно использовать на уроке в 8 классе...

Тема урока: «Глагол» (обобщающий урок по теме «Глагол»)

Урок русского языка в 6 кл., целью которого является проверка знаний грамматических  признаков глагола, его  синтаксической роли  в  предложении    и  правописания....

Презентация к уроку химии "Обобщающий урок по теме «Теоретические основы химии»"11 класс

Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков, полученных при изучении строении атомов химических элементов, изменении их свойств по группе и периоду....

Тема урока:Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ».

Методическая разработка итогового урока по истории.  Тема урока:  Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ». (Данный урок  проводился в специальной (коррекц...

Урок №1. "Дыхание и его значение. Органы дыхания". Индивидуально-групповая методика.

Сценарий с развернутым план-конспектом к уроку по теме "Дехание и его значение. Органы дыхания"....

Технологическая карта урока :Повторительно-обобщающий урок по теме «Обыкновенные дроби»

Технологическая карта урока :Повторительно-обобщающий урок по теме «Обыкновенные дроби»...

Технологическая карта урока по теме «Дыхание и его значение. Органы дыхания»

Технологическая карта урока по теме «Дыхание и его значение. Органы дыхания». 9 класс...