Главные вкладки

    Методическая разработка по биологии (5 класс) на тему:
    Конкурсно- игровая программа « Наши пернатые друзья» для обучающихся 5-7 классов

    Василькова Надежда Павловна

     

    Цели : создание условий для формирования и развития экологической культуры подростков.

    Задачи:

    1. Расширение  знаний учащихся о птицах.
    2. Развитие творческих способностей и познавательных интересов учащихся.
    3. Развитие сотрудничества обучающихся  класса и разных возрастов в ходе подготовки и проведения мероприятия.
    4. Формирование культуры поведения и культуры слушания, толерантного отношения друг к другу.
    5. Формирование заботливого отношения к природе  и отдельным представителям:  к птицам.

    Форма проведения: конкурсная программа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл o_ptichkakh.docx144.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конкурсно- игровая программа « Наши пернатые друзья»

    для обучающихся  5-7 классов

    Цели : создание условий для формирования и развития экологической культуры подростков.

    Задачи:

    1. Расширение  знаний учащихся о птицах.
    2. Развитие творческих способностей и познавательных интересов учащихся.
    3. Развитие сотрудничества обучающихся  класса и разных возрастов в ходе подготовки и проведения мероприятия.
    4. Формирование культуры поведения и культуры слушания, толерантного отношения друг к другу.
    5. Формирование заботливого отношения к природе  и отдельным представителям:  к птицам.

    Форма проведения: конкурсная программа.

    Предварительная подготовка: подготовка экологических газет: « Мы на защите природы» ( 5класс), « Редкие растения нашего края» ( 6 класс), « Редкие животные нашего края» ( 7 класс)

    Оборудование: слайды, звукозапись с голосами птиц, ноутбук.

     Ход конкурса.

    1. Вступительная часть.

    Вед. Сегодня мы проводим конкурсно-игровую программу посвященную лесным певцам и санитарам. Вы спросите зачем это нам?  И сами же попробуем ответить на этот вопрос А зачем , действительно?                              Ответы из зала

    Песня о птицах ( ОкуловаС.)         ПРЕЗЕНТАЦИЯ

    Вед. Итак мы приступаем к конкурсу. На сцену мы приглашаем по 3человека из 5,6, 7 класса и сразу предлагаем вам карточки. Просим  запомнить девиз конкурса : «Не унывать, выше голову держать!».

     А судить участие команд в игре будет жюри:

    1

    2

    3

    Как вы думаете наши команды одинаковы по силам, конечно же и нет и предлагаю жеребьевку.

    Итак, вам необходимо как можно быстрее создать птичьи семьи

     « Курочка, петух, цыпленок»

     « Лебедь, лебедь,» ( Команда , а почему в вашем семействе гадкий утенок- вы же лебеди ?)

      «Скрудж Мак Дак , утка , утенок   Поночка»

    Первое  задание: вам предлагается неизвестное слово рапирдо.

    Используя все предложенные буквы, вы должны составить одно слово. Побеждает  команда,  выполнившая задание первой.

    Давай те проверим что получилось ПРЕЗЕНТАЦИЯ ( природа).

    Ведущий. Наш второй конкурс – «Блиц-турнир». Каждая команда должна быстро ответить на шесть  вопросов. За каждый правильный ответ 1 балл.

    Вопросы для блиц-турнира.

    1. Какая птица может летать хвостом?                           (Колибри)

    2. У какой птицы самый длинный язык?                  (У дятла – 15см)

    3. Какая птица делает подстилку в гнезде из рыбьих костей?         (Зимородок)

    4. Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево?           (Стриж)

    5. Какая птица бегает за кормом по дну реки ?                                (Оляпка)

    6. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей?            (У пингвина)

    7. Птицы, размножающиеся зимой?                                         (Клест)

    8. Что означает слово «археоптерикс»?                       (Древнее крыло)

    9. Каких птиц называют альбиносами?                (Птиц, не имеющих пигмента)

    10.Какая птица не умеет летать?                            (Страус)

    11.У какой птицы плавучее гнездо?                        (У чомги)

    12.У какой птицы гнездо похоже на рукавицу?        ( У синички)

    13.Какие птицы высиживают яйцо, держа его на лапах?          (Пингвины)

    14.Что означает «пеликан» в переводе с греческого?                     (Мешок)

    15.У каких птиц точно такое же название, как и у грибов?            (Поганки)

    16.Какая птица поет хвостом?                                       (Бекас)

    17.О какой птице люди говорят: красота ангела, голос дьявола, поступь злодея? (Павлин)

    18.Как кричит жар-птица?                                      (Квакает как лягушка)

    (Вед У нас есть 2 вопроса для зала

    1.У кого самый удивительный нос? (У клеста - крестом, у фламинго-бумерангом)

    2.Птичка, похожая на мышку, умеет пищать? (Пищуха))

    Конкурс третий – 2 в одном.

    Каждая команда делится на 1 художника и 2 артистов. Художники получат изображение части тела птиц и должны будут дорисовать  эту птицу и дать ей название.  Артисты изобразят сцены из жизни птиц. Пока команды выполняют задания , залу мы предлагаем отгадать загадки.

    ПЕСНЯ  О соколе.

    ЗАГАДКИ (ААА)

    Шуточная мини-викторина.

    1. Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным)
    2. Петух снес яйцо, кому достанется оно? (Петухи яиц не несут)
    3. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет. Он не умеет говорить)
    4. Как сорвать ветку, чтобы не вспугнуть птицу? (Надо подождать, когда птица улетит)
    5. Что будет делать ворона, прожив три года?(Будет жить четвертый)
    6. Какой город носит название птицы? (Орел)
    7. Отчего гусь плавает? (От берега)
    8. Почему птицы летают? (По воздуху)
    9. Почему утка плавает? (По  воде)
    10. Сколько раз нужно взять букву «а», чтобы получить птицу? (Сорок-«а»)
    11. На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? (На мокрое)
    12. Отчего петух, когда поет, закрывает глаза? (Хочет показать, что поет наизусть)

    Вед Давайте посмотрим как команды справились с заданием « 2 в одном»

    ( Сначала художники)

    ВЕД. У каждой птицы в жизни бывает период, когда она начинает танцевать. Такой период носит название «брачный». Каждая птица танцует по-разному. Некоторые грациозно и изящно, некоторые смешно и довольно неуклюже. Давайте посмотрим на  птичьи ритуалы.

    ВИДЕО

    Конкурс четвертый «Четвертый лишний».

    Команда получает карточки с названиями четырех птиц. Три из этих птиц объединены каким-то общим признаком, а одна лишняя.

    1. Три из перечисленных птиц зимующие, а одна перелетная. Найдите ее.

    (Синица, снегирь, дятел, грач.)

    2. Среди указанных здесь птиц одна не певчая. Какая?

    (Соловей, горихвостка, пеночка, бекас.)

    3. Три птицы обитают в смешанных лесах, одна в степях. Укажите ее.

    (Глухарь, зяблик, красавка, свиристель.)

    Конкурс пятый. Викторина «Барометры природы».  В этом конкурсе  нужно поставить слова в правильном порядке, чтобы получить предсказание погоды.

    1. Крыльями воды ласточки поверхность задевают.

    (Ласточки задевают крыльями поверхность воды. К дождю)

    1. Прячутся стреху под воробьи.

    (Воробьи прячутся под стреху. К буре)

    1. Под снегирь чирикает окнами.

    ( Снегирь чирикает под окнами. К оттепели)

    1. Голуби, кукушки кукуют, воркуют.

    (Голуби воркуют, кукушки кукуют. К теплой погоде)

    1. Верхушки на садятся вороны деревьев.

    (Вороны садятся на верхушки деревьев. Перед морозом.)

    1. В гнездо купаются ласточки летают и часто.

    (Ласточки купаются и часто летают в гнездо. К дождю)

     А пока команды работают классы представляют газеты

    Представление газет

    Проверка как справились с заданием  ПРЕЗЕНТАЦИЯ ( Барометры)

     Вед А теперь послушаем как команды справились с заданием Барометр

    Конкурс 6 « Сказочный» В этом конкурсе каждая команда называет сказки, в названии которой встречается птица. Выигрывает та, команда , которая назовет больше всего сказок. Команда не назвавшая сказку, выбывает из игры.

    Конкурс 7 « Песенный» Нужно узнать по пению , как можно больше птиц ГОЛОСА  ПТИЦ

     А теперь продолжаем наш песенный конкурс. Команде нужно исполнить один куплет, в котором поется о птицах

    ВЕД.Дорогие участники и зрители, пока жюри подводит итоги, давайте ответим на вопрос « Нужно ли нам оберегать птиц? « А как это делать»

    Презентация

     А оберегать нужно только птиц. А кого еще и почему?

     Конечно, нужно бережно относится ко всем, они все нужны друг другу , а значит и нам.

    Песня ДЕЛЬФИН

    Жюри подводит итоги. Награждает команду победительницу. Звучит музыка.

    ПРИЛОЖЕНИЯ.

    tanec-ptic

       Считалось, что эти птицы устраивают настоящие бои и их танцы — это военные пляски, но, по-видимому, это лишь комедия сражения, позволяющая им демонстрировать особенности оперения и поведения, служащие раздражителями для самок. Самцы бросаются друг к другу, затем внезапно останавливаются на согнутых ногах, с низко опущенной головой, со взъерошенными перьями. Спустя несколько секунд птица как бы пробуждается, устремляется в другом направлении или, наоборот, тихо опускается на землю, будто теряя силы. Время от времени турухтаны подпрыгивают или кружатся один вокруг другого.  ( О танцах турухтанов)

      Широко распространен круговой танец, исполняемый обычно вокруг какого-нибудь предмета, например дерева, стоящего в центре, причем танцоры, описывая большие круги, несутся друг за другом. Могут резко изменить направление бега и снова бегут друг за другом, размахивая крыльями  (  Такой танец исполняют индюки. Так же танцуют и шилоклювки. Розовый скворец (Pastor roseus) тоже исполняет круговой танец )

       Издавая звуки шипения, и бормотании, напоминающем сильное и резкое голубиное бормотание или отдаленный барабанный бой, самцы распускают крылья, надуваются, бегают по токовищу, сталкиваются и сцепляются друг с другом и доходят до настоящей свалки.

    ( Тетерева)

    Используемая литература:

    1. Газета для учителей и организаторов внеклассной работы   начальных, средних и старших классов« Досуг в школе» № 5-2008; № 5-2006года, № 12-2010 года.
    2. «Педагогическое творчество» №3-2001 года
    3. http://www.rusadventures.ru/articles/1303.aspx
    4. http://www.krasnayakniga.ru/zapovednik-malaya-sosva
    5. http://givotnie.com/dikie-givotnie/laska/
    6. http://www.ecotravel.ru/regions/reserves/1/5/31/
    7. http://www.zoodrug.ru/topic1367.html
    8. http://professorseleznev.ru/post218313387/

    http://forega.files.wordpress.com/2011/09/bc3baho-2.jpg

     

                                                                  http://www.learner.org/jnorth/images/graphics/a-b/Beak-Crossbill.jpg

                                                                                  http://rusfolklor.ru/wp-content/uploads/2008/11/53-300x199.jpg

    http://forega.files.wordpress.com/2011/09/bc3baho-2.jpg

             

    СОВА

                              http://www.learner.org/jnorth/images/graphics/a-b/Beak-Crossbill.jpg

    КЛЕСТ

            http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=46924054-63-72&n=21

    Ласточка

    ЛИТС ДЛЯ ЖЮРИ

    конкурсы

    лебеди

    куры

    утки

    Природа

    Блиц- турнир

    художники

    «Брачный танец»

    барометры

    сказки

    Голоса птиц

    песня

    ИТОГО

    Газета

    критерии

    5                  

    6

    7

    оригинальность

    массовость

    красочность

    информативность

    ЛИТС ДЛЯ ЖЮРИ

    конкурсы

    лебеди

    куры

    утки

    Природа

    Блиц- турнир

    художники

    «Брачный танец»

    барометры

    сказки

    Голоса птиц

    песня

    ИТОГО

    Газета

    критерии

    5                  

    6

    7

    оригинальность

    массовость

    красочность

    информативность

    ЛИТС ДЛЯ ЖЮРИ

    конкурсы

    лебеди

    куры

    утки

    Природа

    Блиц- турнир

    художники

    «Брачный танец»

    барометры

    сказки

    Голоса птиц

    песня

    ИТОГО

     Газета

    критерии

    5                  

    6

    7

    оригинальность

    массовость

    красочность

    информативность


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КВН загадок "Наши пернатые друзья"

    ЦЕЛИ:  Закрепить знания о  птицах , активизировать  мышление  детей, речь  ;     учить    наблюдать  за природой  ; воспитывать...

    Предметная неделя искусства по теме «Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя»

    План предметной недели по искусству по теме  «Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя». Отчет о проведении предметной недели учителями музыки, изобразительного искусства, технологии, орга...

    Как живут наши пернатые друзья зимой

    Материал для закрепления знаний детей о зимующих и перелётных птицах, способах их выживания в суровое время года. Зависимость  питания пернатых от формы клюва. Отличительные особенности следов жи...

    Конкурсно - игровая программа «Когда всем весело» для выпускников начальной школы

    Сценарий для развлекательной программы составлен из стихов, песен, мини-сюжеты можно отснять в виде презентации. Добавлены игры и конкурсы дла детей и родителей....

    Внеклассное мероприятие по биологии 6 класс "Птицы - наши пернатые друзья!"

    Внеклассное мероприятие по биологии "Птицы - наши пернатые друзья!" расчитано для учащихся 6-7 классов в ООШ. Его можно использовать для проведения праздника "День птиц"...

    спортивно-игровая программа "Малые Олимпийские Игры" для 1-4 класса

    Спортивно- игровая программа разработана для детей 1-4 класса....