Образовательная программа детского объединения « Лес и человек»
рабочая программа по биологии по теме

Легкодух Ирина Николаевна

Программа рассчитана на обучающихся среднего школьного возраста и направлена на воспитание экологической культуры, развитие творческих способностей, воображения, фантазии, эмоциональной отзывчивости.

"Лес и человек" - программа творческого объединения, которая способствует развитию нестандартного пространственного мышления, вкуса, умения логически мыслить, расширять кругозор. Для получения более полного представления о природном богатстве края программой запланированы экскурсии, встречи с работниками лесничества, с представителями администрации.

Особенностью программы является комплексный подход, неразрывная связь теории и практики, что, несомненно, повлияет на круг интересов воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_6.docx45.93 КБ

Предварительный просмотр:

 МКОУ « Ольховская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено на заседании                                                Утверждено

МС протокол № __________                                            Директор школы

от «____» ____________ 2013 г.                                      ______________Л.В. Дрогвинова

                                                                                             Приказ №____________

                                                                                             от «____»_____________2013 г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_____________ Г.В.Плиева

«___»______________2013 г.

         Образовательная  программа

                детского объединения

        «  Лес и человек»

                   ( ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ  ПРОФИЛЬ )

                       Возраст обучающихся 13-16 лет

                               Срок реализации – 2 года  

                                                                               

                                                                   Автор : учитель биологии

                                                            Легкодух  Ирина  Николаевна

                                          с. Ольховка

                                             2013 год

                                        Пояснительная записка

В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Об экологии сегодня говорят дома, в школе, по радио и телевидению. В наши дни общественность серьезно озабочена проблемой экологического образования и воспитания людей. Экологическое мировоззрение должно стать определяющим в обществе. В условиях современной экологической ситуации особенно остро стоит вопрос воспитания экологической культуры учащихся в образовательных учреждениях. Мир природы удивляет и восхищает многообразием и красотой форм, красок, запахов, доставляет людям радость и является источником творческого вдохновения.

Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется и экологическими проблемами. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение  в плодородии почв, в составе древесной растительности ,в количестве лекарственных растений и др. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение.

Учащимся, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.

Данная программа намечает основные направления, тематику и ориентиры поиска решения экологических проблем села,  создает оптимальные условия для творческого развития  обучающихся, их гражданского становления, удовлетворения их социальных запросов. В последние время территория села и прилегающая к ней территория подвергается сильному антропогенному воздействию: жители перестали следить за чистотой  улиц; лес засоряется мусором; водоемы используются не по назначению. В весенне-летний период население  с. Ольховка бесконтрольно, не соблюдая правила сбора, собирает первоцветы и лекарственные растения. Улицы  села  требуют благоустройства, озеленения. Активность учащихся  в этой работе поможет им осознать свою личную ответственность за будущее своей земли.

Программа рассчитана на обучающихся среднего школьного возраста и направлена на воспитание экологической культуры, развитие творческих способностей, воображения, фантазии, эмоциональной отзывчивости.

"Лес и человек" - программа творческого объединения, которая способствует развитию нестандартного пространственного мышления, вкуса, умения логически мыслить, расширять кругозор. Для получения более полного представления о природном богатстве края программой запланированы экскурсии, встречи с работниками лесничества, с представителями администрации.

Особенностью программы является комплексный подход, неразрывная связь теории и практики, что, несомненно, повлияет на круг интересов воспитанников.

Актуальность программы «Лес и человек» обусловлена важностью внешкольной природоохранной работы на современном этапе, необходимостью знать и изучать родные места, понимать целесообразность взаимоотношений подрастающего поколения с окружающей средой. Отличительной особенностью программы является то, что программа «Лес и человек» направлена, прежде всего, на формирование исследовательских умений и навыков воспитанников на основе краеведения, формирование элементарных профессиональных умений и навыков.  Данная программа интегрирует дисциплины: экологию растений, геоэкологию, краеведение. Отличительным признаком программы является также и нетрадиционность проведения занятий и массовых мероприятий: семинары, игры, путешествия,экскурсии, экологические сказки.  Из практических методов -  практические занятия, самостоятельные исследовательские работы, написание проектов и их защита. В программе предусматривается организация экологических акций, что является частью природоохранной деятельности по улучшению экологической обстановки в селе.

Цель   программы:

Углубленное изучение природы родного края, ее ресурсов, а также воспитание экологически грамотного поведения в природе.

Задачи программы:

1. Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.

2. Формирование простейших экологических понятий и навыков .

3. Формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности обучающихся по сохранению природы родного края.

4. Формирование первичных навыков правильного поведения в природе.

5. Обучение постановке опытов и обработке полученных результатов.

6. Освоение методов оценки  состояния природы  родного края.

Представленная  программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у обучающихся умения самостоятельно  мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

В процессе занятий большое внимание уделяется проведению наблюдений, предусматривается активное и посильное участие в охране зеленых насаждений.

При формировании коллектива желательно, чтобы в объединении были учащиеся одного возраста. Теоретическая основа дается руководителем в процессе практической работы, наблюдений и опытов.

Учитывая возрастные особенности детей: их большую подвижность, неустойчивость внимания и интересов, руководитель должен стремиться к тому, чтобы каждое занятие было интересным. И чем моложе учащиеся, тем разнообразнее должны быть формы и методы занятий.

Теоретическая часть занятия должна быть краткой. Практические работы должны быть увлекательными и не слишком длительными, чтоб воспитанники обязательно доводили их до конца.

Проведение занятий в игровой форме, включение подвижных игр повысят интерес к занятиям. Одна из наиболее распространенных форм  занятий - экскурсии в природу. Они дают возможность руководителю углубить интересы учащихся. На экскурсиях в природу воспитанники накапливают конкретные знания о разнообразии растительного мира, об условиях обитания отдельных видов растений и животных. На экскурсиях в природу воспитанники выполняют заранее подготовленные задания. Материалы экскурсий наглядно оформляются и широко используются. Их можно оформить в виде аппликаций, рисунков, фотографий.

Занятия в объединении чередуются с посещением музеев и экскурсиями, проводимыми в близлежащем парке, различных природных комплексах, на учебной – опытном участке , на территории Хомутовского лесничества.  Важную роль играют посещения библиотек и музея.

На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотографий, презентаций, видеофильмов, а также используется разнообразный раздаточный материал.

Все это позволит учащимся познать красоту и уникальность природы, понять необходимость ее охраны и бережного отношения к ней.

Формы  контроля промежуточных результатов:

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:

– тестирование;  творческие задания;проекты;

– викторины;   конкурсы;  олимпиады;

– интеллектуальные игры;

– выставки творческих работ учащихся.

                         

Условия реализации программы:

Программа будет успешно реализована, если:

– будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;

– будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся ;

– будет использоваться разнообразный дидактический материал.

                        Ожидаемые результаты:

По окончании первого года обучения  воспитанники должны

знать:      - основные методы изучения природы;

- приёмы постановки опытов и экспериментов;

- традиционные народные промыслы;

- способы ориентирования на местности;

- основы организации лесного хозяйства;

- характеристики леса как природной системы;

-лекарственные растения Курской области;

- особо сохраняемые природные территории.

уметь:

- сравнивать растительные сообщества леса;

- распознавать древесные и кустарниковые породы;

- наблюдать изменения в природе, изменения среды обитания под влиянием деятельности человека;

- оценивать влияние антропогенного фактора на виды, экосистемы и принимать решения по их охране.

По окончании второго года обучения воспитанники должны

знать:

- правила поведения в природе;

- экологические группы леса и их значение;

- многообразие растительного мира Курской области;

- особенности лесных биоценозов;

- основные правила выращивания лесных массивов;

-правила создания лесных потомников;

- правила сбора и хранения лекарственных растений;

- приёмы работы над природоохранным проектом;

- особенности охраны и защиты лесов;

уметь:

-  соблюдать правила поведения в природе;

- правильно вести сбор и хранение лекарственных растений;

- собирать и правильно оформлять гербарии;

- составлять пищевые цепи леса;

- определять растения - вредители здоровья человека;

- выращивать лесные растения в питомнике;

- обнаруживать и устранять повреждения деревьев;

- правильно вести заготовку кормов для птиц;

- создавать природоохранные проекты;

- решать небольшие экологические проблемы своего села.

Содержание программы (первый год обучения)

Введение(2ч.)    

 Что такое лес? Значение леса в природе и жизни человека. К чему может привести уничтожение лесов? Леса отступают под натиском человека.  Инструктаж по технике безопасности.

Методы исследования природы(22ч.)

Наблюдения в природе. Постановка опытов. Проведения эксперимента. Экологический мониторинг. Фенологические наблюдения.

Лес как природная система Земли(22ч.)

Экологические природные системы. Лес как природная система. Типы лесов. Лесные ресурсы мира. Леса России. Растительные сообщества. Экскурсия в лес: «Растительные сообщества Ольховского леса». Игра: Экологическое лото «Листья»  Игра: «Знаешь ли ты растения?».

Музы леса(10 ч.)

Традиционные народные промыслы: резьба по дереву; берестяной промысел, плетение изо льна, ивовых прутьев. Роспись по дереву, лесные обитатели в русском  фольклоре. Экскурсия в районный краеведческий музей Хомутовского района. Экскурсия на итоговый выставочный просмотр в детское объединение «Природа и фантазия»

Азбука леса(10ч.)

Про зеленые леса и лесные чудеса. Цветочные часы. Ориентирование на местности. Звуки леса. Запахи леса. Лесные предсказатели погоды.                 «Эколого-туристическая эстафета». Дидактическая игра «Лесные Робинзоны».

Человек помогает лесу(12ч.)

Кто такие лесники? Знакомство с работой лесничества. Заготовки семян, организация питомника лесных культур.

Естественное лесовосстановление(14ч.)

Знакомство с видами естественного возобновления. Семенное возобновление. Смена лесных сообществ. Межвидовая конкуренция.

Деятельность человека в лесных сообществах(12ч.)

Леса предшествовали человеку, пустыни следовали за ним: Причины сокращения лесных площадей. «Зеленая аптека», «Выпас скота». «Определение степени повреждения лесного биоценоза».

Памятники природы  (14 ч.)

Особо охраняемые территории : заповедники и заказники России. Памятники природы Курской области. Центрально- чернозёмный заповедник им. В.В.Алёхина. Организация и проведение акции «Первоцвет»

«Зелёная аптека» (8 ч.)

Лекарственные растения  Центрально-Чернозёмного района. Экскурсия: «Лекарственные растения Ольховского леса  »

Летний экологический практикум (16 ч.)

Практическая работа «Выявление влияния различных типов леса и лесных полос на формирование микроклимата». Практическая работа «Выявление влияния родников и формирование фитоценозов Ольховского леса и роли леса в поддержании водного режима местности. Картирование родников и их обустройство».

Заключение (2 ч.)

Подведение итогов работы: конференция – представление творческих  работ школьников.

                 Содержание программы (второй год обучения)

Введение(2ч.)   Вводное занятие . Инструктаж по технике безопасности.    Учение о природе леса ( 14 ч. )

Развитие учения о природе леса в России. Учёный – натуралист Г.Ф.Морозов и его учение о лесе. Лесоведение. Лесоводство. Лесоводственные  свойства насаждений. Энциклопедия лесного хозяйства. Дендрология. Занимательные факты о природе. 

Экологические группы леса. Значение  биоразнообразия.(12 ч.)

 Экологические группы леса. Экологическая роль и экономические факторы лесов каждой группы..Биоразнообразие  как экологический ресурс. Беловежская пуща как объект и субъект сохранения биоразнообразия. Беловежский экологический регион как фактор сохранения биоразнообразия. Хозяйственная деятельность Беловежской пущи в аспекте сохранения биоразнообразия.

Растительность Центрально- Чернозёмного региона (16 ч.)

Экскурсия «Какие растут у нас деревья».(виды деревьев, места распространения) .Кустарники, их роль для человека. Растения Курской области занесённые в Красную Книгу. Растения – сорняки и вредители здоровья человека. Разноцветные краски природы (смена окраски листьев, листопад.) Сбор и создание гербариев. Организация и  проведение в начальной школе конкурсной программы о лекарственных растениях              « Доктор Айболит».Праздник осени «Осенины».Викторина  « Природа и мы»

Лесные биоценозы (12 ч.)

Исторически сложившееся сообщество растений животных и микроорганизмов в пределах лесного биогеоценоза. Группы организмов лесного биоценоза: продуценты, консументы, редуценты. Ярусы леса. Пищевые цепи в лесу. Хвойные и лиственные леса.                                             Как человек защищает лес (24 ч.)  Что делает лес лесом ,и чем он отличается от всего остального. Способность леса к самоподдержанию. Зачем выращивают лес.? Законы об охране природы и история их издания. Общие принципы выращивания деревьев. Проблемы при выращивании посадочного материала. Выбор места для посадки леса. Экскурсия в питомник  Хомутовского лесхоза. Практическая работа «Закладка небольшого лесного питомника в школе». Акция по обнаружению и устранению повреждений деревьев на пришкольном участке. Практическая работа «Изучение количества и состояния муравейников в лесу». Изготовление и распространение памяток «Друзья леса». Практическая работа «Заготовка кормов для птиц». Травяные пожары- главная угроза молодым лесным посадкам. Конкурс рисунков и плакатов на тему: «Берегите леса от пожаров»

Лес на службе человека (16ч.) Лес-главная составляющая окружающей среды . Положительное воздействие на климат, воду, воздух, сельскохозяйственные земли и др.Лес - место для комфортного проживания и отдыха людей. Лес - источник множества материальных ресурсов. Лес- культурно- историческая среда. Лес источник  культуры и обычаев целых народов. Лес – источник работы.(социальная роль леса).Стихи и песни, пословицы и поговорки о лесе.

Охрана и защита леса (26 ч.)      Вводное занятие. Охраняемые территории . Что мы знаем про заповедники, заказники, национальные парки  России. Центрально- Чернозёмный заповедник  им. В.В.Алёхина. Акция «Природа как единое целое».Экологические  проблемы  района. Природоохранный  проект. «Разведка  экологических бед» своего села.  Операция «Хранитель родника». Экологическая  сказка – быль «Раз под Курском» (инсценировка). Фоторепортаж «Экологический SOS .Спасаем Землю».                                     Летний практикум(20 ч.)                                                                     Заключение (2

                    Учебно – тематический план

(первый год обучения)

                               

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

теория

практика

всего

1

 Введение

2

2

2

 Методы иследования природы

12

10

22

3

 Лес как природная система Земли

10

12

22

4

 Музы леса

6

6

10

5

 Азбука леса

4

6

10

6

 Человек помогает лесу

4

8

12

7

 Естественное лесовосстановление

6

8

14

8

 Деятельность человека в лесных   сообществах

4

8

12

9

 Памятники природы

4

10

14

10

 «Зелёная аптека»

4

4

8

11

 Летний экологический практикум

1

15

16

12

 Заключение

1

1

2

  Итого:

58

86

144

Учебно – тематический план

(второй год обучения)

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

теория

практика

всего

1

 Введение

2

2

2

Учение о природе леса

10

4

14

3

Экологические группы леса. Значение биоразнообразия

8

4

12

4

Растительность Центрально – Чернозёмного региона

10

6

16

5

Лесные биоценозы

10

2

12

6

Как человек выращивает лес

10

14

24

7

Лес на службе человека

12

4

16

8

Охрана и  защита леса

10

16

26

9

Летний практикум

8

12

20

10

Заключение

2

2

Итого:

82

62

144

               Рекомендуемая литература для учителя

 1. Экологическое исследование: сборник программ кружков, факультативных курсов, практикумов по экологии / под ред. А.В. Мариной. - Арзамас

2. Акимушкин, И. И. Занимательная биология. – М.: Молодая гвардия, 1967.

3. Благосклонов, К.Н. Охрана природы.Изд. 2-е,перераб.и доп.–М.:Колос, 1984.

4. Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу "Окружающий мир": практическое пособие/ Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина. - М.: ВАКО, 2004 - 350 с

5. Игнатова В.А. Экология и культура: на пути к интеграции. Книга для учителя. – Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2004. – 262 с.                            

6. Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы: методическое пособие. - М.: Просвещение, 1999 - 120 с.                                     7. Гелетон А. В. Жизнь зелёного растения: учеб. пособие. - М.: Просвещение,             2002 - 112 с.

8. Двораковский М.С. Экология растений: практическое пособие. - М.: Просвещение, 2003 - 240 с.

9. Жук Л.И. В гармонии с природой: методическое пособие. - Мн.: Издательство ООО "Красико-Принт", 2002 - 234 с.

10. Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников: методическое пособие / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. - М.: Просвещение, 2005 - 146 с.                                                                                                     11.Игнатова В.А. Экология и культура: на пути к интеграции. Книга для учителя. – Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2004. – 262 с.

12. ecorussia.info›ru/ecopedia/environmental                                                                13. _metod_mater/v_7/02/internet_ecol.htm

                                                                                                                                                               Рекоменд уемая литература для обучающихся

1.Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003

2.Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001

3. Верзилин, Н. М. Лечебница в лесу. – Л.: Детская литература, 1951.

4. Все обо всем. Энциклопедия для детей. – Т. 5. – М.: Слово ACT, 1998.

5. Грехова, Л. И. В союзе с природой. – М.-Ставрополь: Сервис-школа, 2003.

6. Константинов, В.М. Охрана природы.- М.: Академия, 2000.

7. Сладков, Н. И. Азбука леса. – Л.: Детская литература, 1986.

8.Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 2006.

9.Большаков, А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.: «Паритет», 2000.

10.Демьянков, Е. Н. Биология. Мир растений (Текст): задачи.  Дополнительные материалы:  – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.

11. ecorussia.inforu/ecopedia/environmental_…

12. ecoculture.ruecolibrary/list.php 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание форм итоговой аттестации в детском объединении. Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования детей

Описание форм итоговой аттестации в детском объединении. Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования детей...

ПОЛОЖЕНИЕ об аттестации воспитанников детских объединений муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» п.г.т. Уренгой Пуровского района.

1.1. Аттестация воспитанни­ков детских  объединений  МБОУ ДОД «Дом детского творчества» п.г.т.Уренгой  рас­сматривается педагогическим кол­лективом как неотъемлемая часть об­разовательн...

Календарно-тематическое планирование занятий детского объединения "Экология здоровья человека" (5-7 класс)

 Цель курса: На основе удовлетворения естественного интереса к окружающему нас миру создать условия к формированию экологической культуры школьника, основной чертой которой является ответс...

Сценарий выступления детского объединения "Юный журналист" на районном Фестиваде детской прессы

Ежегодно районный Фестиваль детской прессы открывает новые таланты, отмечает ребят, которые делают первые шаги в журналистике. Детское объединение "Юный журналист" стало активным участником районных и...

Посвящение в детское объединение «Фантазеры» детско – юношеского объединения «Школьная академия» МБОУ «Подсинская СШ»

Посвящение в детское объединение «Фантазеры»  проводится для привлечения учащихся в активную школьную жизнь....

Участие детского объединения «Радиосвязь» и детской коллективной радиостанции «Контакт» в социально-значимых мероприятиях, проектах, программах

Опыт формирования социальных компетенций на основе участия детей в социально-значимых мероприятиях, приобретение практических умений коммуникативной культуры в процессе осуществления различных социаль...