ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ: МАГНИТНЫЕ И ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ УРОК ПРИРОДОВЕДЕНИЯ В 5 КЛАССЕ
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме

Виноградова Лариса Александровна

ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ: МАГНИТНЫЕ И ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ УРОК ПРИРОДОВЕДЕНИЯ В  5 КЛАССЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vinogradova_l.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                ВИНОГРАДОВА Л. А.
                                                                                                 учитель высшей категории
                                                                                                           ГОУ СОШ № 455


ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ: МАГНИТНЫЕ И ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ

УРОК ПРИРОДОВЕДЕНИЯ В   КЛАССЕ

Цель:

-сформировать у учащихся знания о магнитных электрических явлений
Задачи:
1.
Образовательные:

-  актуализация знаний учащихся по повторению и закреплению материала о физических и химических явлениях;
2.
Развивающие:

- содействовать развитию у учащихся умений выделять главное, структурировать информацию;

- способствовать развитию у детей умений общаться, монологической и диалогической речи;

3. Воспиталеные:

- содействовать развитию у учащихся коммуникативной культуры;

Оборудование:

Тип урока: комбинированный

 

ПЛАН РАБОТЫ:

  1. Организационный момент
  2. Контроль знаний

                             
1.Фронтальный вопрос:

- Какие явления природы существуют?

- Какие явления называются физическими?

- Приведите примеры физических явлений.
- Какая наука изучает природу физических явлений?

- Чем физические явления отличаются от химических?

 Работа в тетради по заданиям на доске:

  1. Какие признаки относятся к физическим, а какие химические?
  1.  Изменения состояния или формы веществ;
  2. Образование из одного вещества новых веществ;
  3. Образование новых веществ не происходит;
  4. Образуются новые веществ;

( Ответы:  Физические – 1;3; Химические  - 2;4; )

2. Выписать в два столбика примеры физических и химических явлений:

  1. Таяние снега;
  2. Горение спички;
  3. Кипение воды;
  4. Туман;
  5. Превращение алюминиевой проволоки из круглой в плоскую при ударе молотком;
  6. Плавание кита;
  7. Переваривание пищи в желудке;
  8. Свет лампы накаливания;

(Ответы: Физические – 1;3;4;5;6;8;  Химические – 2;7;)

Учащиеся обмениваются тетрадями и проводят взаимопроверку

3.Изучение нового материала
Учитель: На прошлом уроке мы начали с вами разговор о физических явлениях, их многообразии, угадайте их:

  1. Никто его не видывал,

А слышать всякий слыхивал,

Без тела, а живет оно,

Без языка – кричит. ( Эхо – звуковые явления)

  1. В белом бархате деревня – и заборы, и деревья.

А как ветер нападает, этот бархат опадает. (Туман – тепловые явления)

  1. Как называется прибор у меня в руках? (Компас и магнит)

Работа в тетради:

Физические явления, связанные с действием магнита на другие тела называют – магнитными.

Вопрос: Сформулируйте тему нашего урока.
ТЕМА УРОКА:  ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ: МАГНИТНЫЕ И ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ.

Учитель: С устройством компаса мы познакомились на прошлом уроке, а сегодня нам необходимо на практике познакомиться с  магнитными и электрическими явлениями.
Учитель:

 Дневник исследования

Исследование темы

Что притянулось к магниту

Гвозди

+

Карандаш

-

Скрепки

+

Лист бумаги

-

Лист растения

-

Кнопка

+

Вывод: Магнит обладает свойством притягивает только железные тела. Особое магнитное поле.

  1. Сначала – блеск,

За блеском – треск,

За треском – плеск.

Что это? (Молния, дождь, гром)

Речь идет о грозе – физическом явлении природы, сопровождающимся вспышками молнии и раскатами грома.

Молния – это электрический искровой разряд между облаками и землей.

Гром – характерный звук, сопровождающий молнию.

Сообщение. Историческая справка.

Правила  поведения при приближении грозы:

  • Держись подальше от больших металлических предметов, проводов, телеграфных столбов;
  • Не купайся, не плавай на лодке, не езди на велосипеде;
  • Не становись в лесу под высокое дерево, а на открытой местности – под одинокое дерево;
  • Не прислоняйся в мокрой одежде к дереву, даже если оно ниже других деревьев;
  • Не мойся под душем, выключи радиоприемник, телевизор, компьютер;

Сообщение.  Что такое янтарь?

 Янтарь – электрон

Электрические явления – это явления, в которых участвуют наэлектризованные тела, обладающие (силой) способностью воздействовать на другие тела.

В дальнейшем установили, что стекло, пластмассы, смолы и многие другие вещества при трении электризуются. Натертые шелком или сукном, они притягивают пушинки, мелкие кусочки бумаги.

Докажем этот факт.

Заменим янтарь – пластмассовой расческой, а мех – своими волосами.

ОПЫТ № 1: Ученик расческой проводит по волосам.

Вывод: При трении некоторые тела электризуются, т.е. в них возникают электрические заряды «+» или «-».

ОПЫТ № 2: На местах взять полиэтиленовый пакет, сильно пригладить рукой, затем развести. Что получилось? Объяснить?

 

Д/З.   $15  стр. 58 объяснить результаты опытов № 2, № 3.

Закрепление

  1. Какие явления природы мы сегодня изучили?
  2. Могут ли в живых организмах происходить электрические явления?

(электрический скат, проведение нервных импульсов, зимой синтетический свитер, снимая дает искры).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку природоведения 5 класс "Какие условия необходимы для реакции горения"

Презентация подготовлена  для урока  природоведения по учебнику Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природоведение» 5 класс....

Урок природоведения 5 класс. Тема "Здоровье - это здорово!"

Данный урок является обобщающим уроком  в теме: «Человек. Его здоровье и безопасность жизни» из курса природоведения в 5-м классе по программе В.В. Пасечника. Урок ...

Урок природоведения 5 класс. Тема урока: Живые клетки.

Данный урок разработан в соответствии  с требованиями ФГОС основного общего образования, с применением ИКТ. Цель урока:1.      Изучить строение и многообразие клеток...

Презентация" Воздушная оболочка Земли." Урок природоведения 5 класс

В презентации полная характеристика атмосферы, описание облаков , грозы, тесты для проверки знаний...

Урок природоведения 5 класс. Тема: Полезные ископаемые. Внешний вид, свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.

Тема: Полезные ископаемые. Внешний вид, свойства (твер­дость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.Цель: Систематизация имеющихся у обучающихся  знаний о полезных ископ...

Дистанционный урок природоведения - 5 класс

Уважаемый учащиеся и товарищи родители!  в дистанционном  уроке описаны действия школьника, т. е. как изучать параграф и работать над ним, какие записи необходимо  сделать в тетради. Пр...