Урок-презентация на тему "Приспособленность организмов к среде обитания"
презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме

Проблемное обучение является одним из видов развивающего обучения. Проблемный урок, как правило, делится на два блока: проблемное введение нового материала и воспроизведение субъективно новых знаний.

При планировании урока по технологии проблемного обучения можно выделить три основных этапа урока:

- Первый этап. Ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи. Качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока необходимо учитывать отношение учащихся к оригинальной форме урока, уровень их подготовленности, их возрастные и психологические особенности.

- Второй этап. Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной активности.

- Третий этап. Он посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а «растворяется» в каждом из предшествующих этапов.

Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задача, наглядность, задание. Вопрос имеет первостепенное значение, т. к. стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся.  Поиск решения проблемы: учитель задает стимулирующие вопросы, которые помогают выдвигать гипотезы.

Но эффективность использования технологии проблемного обучения определяется значительным объемом предварительной работы педагога.

Во-первых, надо понимать, что проблемное обучение применимо при освоении учащимися единиц знания высокого уровня обобщенности.

Во-вторых, эффективность проблемного обучения напрямую зависит от системности его применения и возраста учащихся. Системность применения проблемного обучения совсем не означает, что его должно быть как можно больше.

Третий важный момент успешной организации проблемного обучения – это конструирование проблемных заданий, которые необходимы для выхода на проблемные вопросы.

Предлагается технологическая карта урока биологии в 9 классе.   Тема:  Приспособленность организмов к среде обитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok-prezentatsiya_po_problemnoy_tekhnologii.zip2.14 МБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Проблемное обучение является одним из видов развивающего обучения.

Проблемный урок, как правило, делится на два блока: проблемное введение нового материала и воспроизведение субъективно новых знаний.

При планировании урока по технологии проблемного обучения можно выделить три основных этапа урока:

- Первый этап. Ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи. Качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока необходимо учитывать отношение учащихся к оригинальной форме урока, уровень их подготовленности, их возрастные и психологические особенности.

- Второй этап. Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной активности.

- Третий этап. Он посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а «растворяется» в каждом из предшествующих этапов.

Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задача, наглядность, задание. Вопрос имеет первостепенное значение, т. к. стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся.  Поиск решения проблемы: учитель задает стимулирующие вопросы, которые помогают выдвигать гипотезы.

Но эффективность использования технологии проблемного обучения определяется значительным объемом предварительной работы педагога.

Во-первых, надо понимать, что проблемное обучение применимо при освоении учащимися единиц знания высокого уровня обобщенности.

Во-вторых, эффективность проблемного обучения напрямую зависит от системности его применения и возраста учащихся. Системность применения проблемного обучения совсем не означает, что его должно быть как можно больше.

Третий важный момент успешной организации проблемного обучения – это конструирование проблемных заданий, которые необходимы для выхода на проблемные вопросы.

Предлагается технологическая карта урока биологии в 9 классе.

 Тема:  Приспособленность организмов к среде обитания

Цель: расширить знания учащихся о влиянии факторов окружающей среды на процесс формирования приспособленности организмов признаков; выявить значение экологических факторов на формы приспособленности.

Задачи:

  • углубить знания о способах приспособления организмов к среде обитания;
  • отработать умения по отслеживанию причинно-следственных связей;
  • развивать навыки обобщения информации и формулировки выводов.

Тип урока: Урок - изучение нового материала

Методы: решение проблемной ситуации, работа в группах, анализ дополнительных информационных источников.

Оборудование:  листы бумаги, фломастеры, учебник, приложения, схемы, слайды.

Литература:  А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Биология. Введение в общую биологию  и экологию». «Дрофа». 2009 .

А.В. Теремов и др. «Биология. Общие закономерности жизни». ВЛАДОС. 2011

Блок 1.  Проблемное введение нового материала

Деятельность учителя на уроке

Деятельность учащихся на уроке

  1. 1 этап -  постановка проблемной ситуации:  «Почему в горах чем выше, тем холоднее, если на вершине организмы находятся ближе к Солнцу? Каким образом обитатели высокогорий вынуждены приспосабливаться к суровым условиям?»

Учитель начинает урок, не озвучивая тему, а предлагает найти и сформулировать ответ на вопрос.

Учащиеся, получив задание-ситуацию, дают множество версий, но понимают, что однозначного ответа сразу дать невозможно.

  1. 2 этап -  построение логической цепочки:  проблемная ситуация
  2.         разбивание проблемы на блоки
  3.             гипотезы               помощь учителя          синтез информации и общий вывод

Обобщив полученную от учеников информацию, учитель предлагает работу в группах  с дополнитель-ным материалом для выдвижения единой гипотезы.

Информация учителя

Обратите внимание на расположе-ние природных зон в связи высотной поясностью. Известно, что от подножия гор к их гребням свойства компонентов природных комплексов постепенно меняются. С увеличением высоты над уровнем моря зоны лесов сменяются редколесьем, затем – кустарни-ковым сообществом, еще выше- альпийские луга, которые переходят в бедную видовым составом тундру. Самые вершины гор почти не имеют растительного покрова и покрыты снеговыми шапками.

Вопрос учителя: Какие экологические факторы в большей степени влияют на смену растительного покрова?

Вопрос учителя: есть ли общие черты у всех изображенных животных; какие приспособления к среде обитания можно отметить?

1 группа получает информацию для выдвижения гипотезы

(см.слайд 6 презентации);

2 группа получает таблицу с информацией и вопрос (см. слайд 8 презентации).

3 группа получает фото животных – обитателей высокогорий  (см. слайд 10 презентации).

Блок 2.  Воспроизведение новых знаний

  1. этап - выражение нового знания в новой форме

Учитель обобщает и дополняет информацию учащихся.

Записывается тема урока: «Приспособленность организмов к среде обитания».

Демонстрируется полная презентация для всего класса (но без слайда 12 презентации).

Предлагается обобщить работу групп и дать ответ на проблемную ситуацию.

Гипотезы учащихся 1 группы, которые приводят к формулировке выводов:

1. Недостаток тепла, т.к. тепло исходит не от Солнца, а от нагретой им Земли;

2. Недостаток тепла приводит к уменьшению транспирации:  меньше влаги  - беднее растительный покров

2 группа предлагает свои  выводы по таблице

- Горные животные имеют наибольшее количество гемоглобина, что необходимо для дыхания в разреженном воздухе;

- Домашние животные при содержании на равнине и в горах имеют разное кол-во гемоглобина, что  говорит о резерве адаптационных механизмов

3 группа предлагает ряд приспособлений к жизни в горах: покровительственная окраска (белая или пятнистая), густая шерсть, запасы жира и т.д.

  1. этап - реализация продукта

Исходя из общего вывода учащимся предлагается написать конкретные адаптационные механизмы у животных, у растений и общие для всех.

Далее демонстрируется слайд 12 презентации, обобщаются предложения учащихся.

Учащиеся с помощью учителя дают полный ответ: Происходит понижение  температуры, влажности и количества кислорода с высотой над уровнем моря.

Учащиеся работают в тетрадях по примерам приспособленности.

Домашнее задание:

- п. 35 учебника;

- написать не менее 5 приспособлений живых  организмов к жизни в пустыне, болоте, дождевых лесах.

- ответить на вопрос: почему любая приспособленность является не абсолютной, а относительной?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-лекция "Приспособленность организмов к среде обитания"

Урок-лекция «Приспособленность организмов к среде обитания»...

Презентация к уроку "Приспособленность организмов к среде обитания"

Презентация к уроку "Приспособленность организмов к среде обитания" может быть использована на уроках биологии в 9 и 11 классах....

"Приспособленность организмов к среде обитания"

"Приспособленность организмов к среде обитания"Цели:1.Спобствовать усвоению учащимися знаний о возникновении приспособлений.2.Сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания.3...

Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».

Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...

Приспособленность организмов к среде обитания

Приспособленность организмов или адаптация-совокупность тех особенностей строения, физиологиии поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни вопределенных ус...

Методическая разработка Лабораторной работы по биологии на тему "Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Выявление приспособленности организмов."

Данная методическая разработка урока предназначена в помощь преподавателям среднего профессионального образования. По типу урок – урок применения знаний на практике по теме «Приспособленно...

Методическая разработка урока для 5 класса по теме «Среды обитания организмов . особенности сред обитания организмов».

Урок освоения новых знаний и умений. На уроке предусмотрено использование:Учебник Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. «Просвещение»...