Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

Урок природоведения для 5 класса.

Цели и задачи:

-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;

-выявить особенности каждой среды обитания;

-определить, как организмы приспосабливаются к жизни в своей среде;

-закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма;

-научить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, способствовать развитию воображения;

-способствовать формированию экологического мышления;

-развивать убеждения в необходимости бережного отношения к природе;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_prirodovedeniya.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок природоведения

«Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».

5 класс

Учитель Моносова Р. С.

Цели и задачи:

-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;

-выявить особенности каждой среды обитания;

-определить, как организмы приспосабливаются к жизни в своей среде;

-закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма;

-научить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, способствовать развитию воображения;

-способствовать формированию экологического мышления;

-развивать убеждения в необходимости бережного отношения к природе;

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование к уроку:

  1. Таблицы с изображением различных видов природы, животных и человека.
  2. Индивидуальные карточки для работы по определению факторов среды.
  3. Раздаточный материал для работы в группах.

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап.

- Приветствие

  1. Повторение пройденного на прошлом уроке.

- Тест

- Взаимопроверка

  1. Актуализация знаний.

Урок мы свой начнем о том,
Что вся Земля – наш общий дом.
Наш добрый дом – просторный дом
Мы все с рожденья в нем живем.

Опрос:

На прошлом уроке мы изучили тему « Живые клетки». Повторим эту тему с помощью текста. После выполнения текста – учащиеся обмениваются текстами – идёт проверка с помощью ключа.Оценка выставляетсясоседом по парте. Разблокировка и ключ (ответы текста) на доске:

Ключ:

  1. a
  2. в
  3. а
  4. в
  5. а
  6. б
  7. б
  8. Указать соответствие: 1-в

       2-а

       3-в

Разбалловка:

7-8- «5»

5-6- «4»

3-4- «3»

<3- «2»

  1. Изучение нового материала:

Учитель: Когда сегодня утром вы шли в школу, вы вряд ли думали о том, что находитесь в наземно-воздушной среде.

Учитель: Как вы думаете,чем образован дом для живых существ в этой среде?

Ученик: Поверхностью земли и воздухом.

Учитель: Плавая в речке, озере или море вы попадаете в водную среду. Это один из самых богато населённый природный дом.

Учитель: А когда летом помогаете взрослым на даче перекапывать почву в огороде, то видите под ногами почвенную среду. Здесь тоже много разнообразных жителей.

Учитель: Да, вокруг нас три замечательных дома - три среды обитания, с которыми неразрывно связана судьба большинства населяющих нашу планету организмов.

Учитель: Откройте «биологические словари» запишем определение: Среда обитания – это всё, что окружает любой живой организм.

Учитель: В течение оставшейся части урока мы будем работать в группах.

I группа. Наземно-воздушная среда обитания.

II группа. Почвенная среда обитания.

IIIгруппа.Водная среда обитания.

Учитель: В каждой группе на столе лежит схема: три среды обитания организмов.

Учитель: Найдите и подпишите название каждой из трёх сред обитания.

Учитель: Жизнь в каждой среде имеет свои особенности.

    Учащиеся открывают печатную тетрадь стр. 42, задание 2, таблица «Сравнение условий жизни в разных средах». Заполняют на протяжении всего урока.

Учитель: В наземно воздушной среде достаточно кислорода, зато часто не хватает влаги. Особенно её мало в степях и пустынях. Поэтому растения засушливых мест имеют специальные приспособления для добывания, запасания и экономного расходования воды. Например, кактус.

Ученик: сообщение о кактусе.

Учитель: В наземно-воздушной среде бывают значительные изменения температуры, особенно в районах с холодной зимой. В этих районах в течение года меняется вся жизнь организмов.

Учитель: Осенний листопад, отлёт перелётных птиц в тёплые края, смена шерсти у зверей на более густую и тёплую.

Учитель: Каких вы знаете перелётных птиц?

Ученик: Утки, лебеди, соловья, иволги, стрижи.

Учитель: У каких животных происходит смена шерсти?

Ученик: Заяц.

Учитель: Для животных, обитающих в любой среде обитания важная проблема – передвижение. Где можно передвигаться в наземно-воздушной среде?

Ученик: По земле и воздуху.

Учитель: Расскажите о скорости полёта у разных групп животных. (Сообщения учащихся).

Учитель: У вас на столе есть конвертик с изображением обитателей разных сред. Найдите среди них обитателей наземно-воздушной среды и приклейте на соответствующую часть схемы.

Учитель: Итак, какие условия жизни можно отметить в наземно-воздушной среде?

  1. Кислород – достаточно.
  2. Вода – не всегдадостаточно.
  3. Изменение температуры – значительно.
  4. Свет – достаточно.

Учитель: Интересные особенности имеет водная среда. Температура здесь меньше, чем температура воздуха. А вот кислорода зачастую не хватает. Например: форель может жить только в богатой кислородом воде. Другие выдерживают недостаток кислорода (линь, сазан, карась). Зимой, когда водоёмы скованы льдом,  может наступить замор рыб- массовая гибель от удушья.

Учитель: Как вы думаете, что нужно делать зимой, чтобы кислород проникал в воду?

Ученик: Нужно во льду прорубать лунки.

Учитель: Самая заметная особенность водных животных – приспособление для плавания.

Учитель: Расскажите, какие приспособления вы знаете?

Ученик: (сообщение) У рыб, дельфинов, китов – плавники; моржи, тюлени-ласты; бобры, выдры, лягушки, водоплавающие птицы – перепонки между пальцами. У жуков-плавунцов – плавательные ножки, похожие на вёсла.

Учитель: Все водные животные дышат растворённым в воде кислородом. Расскажите, какие органы дыхания есть у водных животных?

Ученик: сообщение.

Учитель: Итак, какие условия жизни можно отметить в водной среде обитания:

  1. Кислород-не достаточно.
  2. Вода – достаточно.
  3. Изменение температуры – не значительно.
  4. Свет – не достаточно.

Учитель: Из конвертика выберите животных водной среды обитания и расположите на соответствующую часть схемы.

Учитель: Почва – это дом для множества бактерий, грибов, растений, животных, которые приспособлены к рытью – кроты.

Учитель: Расскажите о животных почвенной среды обитания. В чём их особенность?

(сообщение учащегося)

Учитель: В почве мало кислорода и больше углекислого газа, чем в воздухе. А вот воды бывает чересчур много. Зато температура в почве более ровная, чем на поверхности. А свет в глубину почвы почти не проникает.

Учитель: Отметьте условия жизни в почвенной среде.

Учитель: Из конвертика выберите животных почвенной среды обитания и расположите на соответствующую часть схемы.

Учитель: А сейчас мы устроим  соревнования на знание животных и растений разных сред обитания.

  Каждая группа загадывает загадки. Победитель, та группа, кто угадает больше загадок.

Учитель: Сдайте тесты; таблицы – схемы (подпишите на обратной стороне фамилии )

V. Выводы по уроку:

  1. Среда обитания – условия, окружающие организм.
  2. Различают наземно-воздушную, водную и почвенную среды обитания.
  3. Основные факторы сред обитания.
  4. Каждый организм приспособлен к жизни в определённой среде.

VI. Домашнее задание:

Стр. 118-119

Стр. 122 (подумайте № 1, 2)

Печатная тетрадь стр.60 зад. 4, 5

VII. Организационный этап.

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-лекция "Приспособленность организмов к среде обитания"

Урок-лекция «Приспособленность организмов к среде обитания»...

Презентация к уроку "Приспособленность организмов к среде обитания"

Презентация к уроку "Приспособленность организмов к среде обитания" может быть использована на уроках биологии в 9 и 11 классах....

Урок на тему «Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер». Общая биология. 9 класс.

Урок можно использовать  на уроке в 9 классе и 10 классе (по программе Пономарёвой И. Н.)...

Урок-презентация на тему "Приспособленность организмов к среде обитания"

Проблемное обучение является одним из видов развивающего обучения. Проблемный урок, как правило, делится на два блока: проблемное введение нового материала и воспроизведение субъективно новых знаний.П...

Методическая разработка открытого урока по биологии в 11 классе "Приспособленность организмов к среде обитания. Относительный характер приспособленности"

Классический урок по программе, предусматривает различные формы работы,используются карточки, таблица,схемы,прилагается два варианта тестирования по теме....

Методическая разработка Лабораторной работы по биологии на тему "Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Выявление приспособленности организмов."

Данная методическая разработка урока предназначена в помощь преподавателям среднего профессионального образования. По типу урок – урок применения знаний на практике по теме «Приспособленно...