"Развитие и внедрение творческой составляющей у учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности».
статья (биология) по теме

Аннотация к статье: Данная статья посвящена цели и задачам творческой составляющей учащихся на уроках биологии. Показано конструктивно-позитивное влияние основных компонентов биологической дисциплины на восприятие учащихся учебного процесса и внеурочной деятельности. Выявлено влияние современных условий на учащегося и требований моральных и креативных качеств к этим условиям. Определены базисные понятия различных уровней творческой составляющей. Показан личный опыт использования технологий критического мышления, исследовательской работы и информационно-коммуникативной технологии. Анализируя проблемы, освещённые в данной работе, автором выдвинуты основные пути их решения, выделены этапы организации мероприятий с учащимися. Широко показаны наиболее вероятные и проверенные методы работы.

Ключевые слова: творческая составляющая, биология, экология, творческие приёмы биологии, традиционные и нетрадиционные формы биологии противоречия, технология критического мышления, исследовательская работа, информационно-коммуникативная технология, этапы организации коллективной работы, КТД. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_-_2014.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие и внедрение творческой составляющей у учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности».

Медведева Екатерина Александровна,

учитель биологии, МБОУ Одинцовская гимназия № 11

Цель: показать конструктивно-позитивное влияние на восприятие учащихся основных компонентов содержания биологической дисциплины: знаний, умений, навыков, опыта творческих приёмов и видов деятельности.

Задачи:

  1. Выявить базисные понятия и возможности творческой активности подростков, основные показатели и критерии её потенциального развития;
  2. Определить педагогические возможности и условия организации биолого-экологических проектов и исследовательских работ как основной инструмент развития творческой составляющей подростков;
  3. Составить проект творческой и образованной личности.

Современные условия быстро меняющихся общественных и политических ситуаций требуют от человека и учащегося максимального проявления гибкости, толерантности, самокритичности, умение концентрировать и формировать креативные решения возникающих проблем. Эти качества по большему счёту адаптивны только большинству творческих личностей и позволяют этой категории людей быстро адаптироваться и эффективно действовать в самых критичных жизненных ситуациях, быть успешными, как в экономических средах, так и в социальной общности. Процесс формирования творческой составляющей начинается в раннем детстве, когда уровень их сформированности показывает гарантированный успех личности в любой деятельности, а также социальной ориентированности и мобильности в будущем. Это качество можно развивать в любых личностно-значимых видах деятельности. Поэтому достижение цели данной работы является одной из актуальнейших проблем в развитии творческой составляющей учащихся.

Проанализировав основные проблемы творческой составляющей подростков, как в сельских школах, так и городских образовательных учреждений в условиях современного образовательного процесса мы встретились с рядом противоречий:

  1. Противоречия между потребностями современной личности в индивидуальном развитии, самореализации, «заказом» общества на человека «социально активного, умеющего делать социальный выбор, сознающего и способного отстаивать свою гражданскую позицию» (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования) и возможностями ученика, которые могут быть реализованы в школах.
  2. Стремлением личности подростка к творческой составляющей и отсутствием внимания к развитию опыта творческой деятельности в содержании биологии.

Характеристики теоретических и эмпирических обобщений, базисные понятия определили показатели и критерии творческой составляющей низкого, среднего и высокого уровня.

Низкий уровень развития творческой составляющей базируется на отсутствие познавательного интереса. Учащиеся активны только на начальных этапах.

Средний уровень развития творческой составляющей характеризуется ситуативным возникновением познавательного интереса. Особая роль принадлежит внешней мотивации, и роли сотрудничества с учителем, его помощи и поддержки учащемуся.

Стабильный и устойчивый познавательный интерес возникает у учащихся с высоким уровнем развития творческой составляющей. Они отличаются наличием чётких целей и идей, и путями, а главное желанием их воплощения. На этом уровне чётко прослеживается экспериментирование, моделирование различных выводов деятельности и возможных итоговых результатов. Учащиеся отличаются наличием генераторских идей и новаторскими способностями.

Выполняемая мною педагогическая деятельность направлена на реализацию социального общественного заказа, цель которого заключается в формированию у учащихся духовности и культуры, гражданской ответственности, самокритичности, самостоятельности, инициативности. На мой взгляд, эти качества могут быть реализованы только личностью с творческой составляющей. Поэтому и смысл моих реформирований и преобразований заключается в воспитании учащихся с высоким уровнем творческой составляющей.

В реализации своей педагогической ниши я стараюсь использовать технологию критического мышления, технологию исследовательской работы и информационно-коммуникативную технологию. Базу технологии критического мышления составляет модель: вызов – осмысление – рефлексия. Стадия вызова основывается на процессе активизации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения. Каждую стадию характеризует ряд приёмов. Основные приёмы стадии вызова – мозговая атака и стратегия решения проблем. Стадия осмысления выступает в контакте с новой информацией, систематизацией сведений, соотношением с собственными знаниями. Стадия рефлексии – это целостное осмысление и присвоение обобщённого материала, выработка собственного мнения к изучаемым материалам. Фундаментальной основой уроков является профилактика утомления учащихся, исключения перегрузок и факторов, отрицательно сказывающихся на здоровье.

Период с 7-ого класса характеризуется мною применением исследовательского метода. Это неотъемлемая часть эффективного образования в области биологии и экологии. Задачей ученика служит рациональное использование  объяснительно – иллюстративного подхода наряду с запоминанием и воспроизведением знаний, и усвоение того или иного действия путем повторений. Ученик открывает для себя новые знания и действия, которые необходимо усвоить, методом решения задач, выдвигаемых учителем или самолично. Применение исследовательского подхода направляет деятельность учащегося в творческое русло усвоения научных знаний и овладение методами научного познания. Суть подхода – постановка проблемы и самостоятельный поиск решений лично учащимися. При формировании проектов исследователь – творец выбирает наиболее сложные разделы или темы в ходе уроков. Учащиеся, в основу имеющихся знаний закладывают знания из курса биологии, физики, истории, пользуются Интернетом, поэтому оформление творческих проектов становится более насыщенным, читабельным, креативным. Качество творческих проектов оценивается поэтапно. Каждый этап предъявляет свои требования к программам творческих проектов. Бесспорно, метод проектов – наиболее эффективный педагогический этап развития творческой составляющей, позволяющий ученику решать проблему признания собственной компетентности через самостоятельную постановку проблемы, определение  средств и способов её нестандартного решения. Именно проектная технология создает условия для проявления и развития творческой составляющей личности, её способности быть субъектом познавательного, творческого и личностного развития.

Информационно – коммуникативную технологию применяют на вводных и обобщающихся уроках, где учащиеся презентуют свои проектно – исследовательские работы. Данная технология имеет положительную тенденцию, так как позволяет соединить обучение  и воспитание в один целостный процесс развития творческой составляющей личности.

Проектно – исследовательская деятельность учащихся должна стать наиболее массовой и перспективной формой практической деятельности, так как позволяет развить творческую составляющую. Причем, самое эффективное время для такой деятельности – это внеурочное время, благоприятное для смягчения жестких  временных рамок учебной дисциплины на уроках.

Система работы представляет собой совокупность традиционных и нетрадиционных форм внеклассной работы. Содержание и виды работ следующие:

  1. Формирование массовых мероприятий.
  2. Проведение исследовательских работ.
  3. Организация биолого-экологического клуба.
  4. Проведение научной конференции.
  5. Участие в олимпиадах, областных акциях, тематических конференциях.
  6. Создание стенной печати.
  7. Практикумы, рассказы.
  8. Организация экскурсий, походов.
  9. Решение «знаковых» задач.
  10. Выполнение творческих работ, проектов.

Воспитательная система заключается в формировании духовного и культурного уровней учащихся, способных к самореализации и самокритичности.

Прохождение определенных этапов составляет организацию любого мероприятия с учащимися.

  1. Начальный этап коллективной работы. Создается Совет, в задачи которого входит умение организовать все дело. Совет существует только на период проведения мероприятий.
  2. Классно – коллективное планирование. Задачами Совета и педагога служат умение «разбудить» фантазию, порыв, эмоции, инициировать творческую составляющую – метод «мозговой» атаки.
  3. Коллективно  - классовая подготовка КТД. Задача состоит в создании микроколлективов (опыта учеников), проверки готовности.
  4. Практическое проведение КТД. Очень важно, обеспечение совместных эмоциональных моментов, чтобы внутренне обогатить и возвысить каждого ученика мероприятия.
  5. Обобщение и подведение итогов. Коллективно решаем, что удалось, получилось, а что является шлифующими моментами. Формируем выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности учащихся, как один из путей формирования творческой личности на уроках биологии и во внеурочной деятельности.

Формирование устойчивого познавательного интереса зависит от эмоционально-положительного отношения к учению....

Методические рекомендации по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности».

Цель данной работы - показать значимость развития творческих способностей учащихся. В статье приведены различные направления этой работы, возможные её виды и формы....

Статья "Развитие творческого потенциала учащихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности как один из способов формирования и развития читательского таланта"

Несомненно, развитие творческого потенциала учащихся осуществляется всеми учителями. Но литература отличается от других предметов тем, что ...

Педагогический проект "Организация проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности , как единый процесс самореализации и социализации личности"

Данный педагогический проект показывает, как важно в настоящее время создать условия для самостоятельных действий учащихся в решении определенных задач, вызванных жизненной ситуацией и как необходимо ...

Проектная работа «Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.»

 В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывают недостаточны для общего развития. Отсюда возникает необходимость в неп...