Статья"Игра- как путь к творческому развитию личности учащихся на уроках физики и во внеурочной деятельности"
статья по физике на тему

Одинцова Ольга Николаевна

Сообщение 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx15.05 КБ

Предварительный просмотр:

Игра - как путь к творческому развитию личности учащихся на уроках физики и во внеурочной деятельности

Осознание первоочередности гуманистических целей обучения предполагает существенное изменение традиционных форм учебной деятельности. Совершенствование форм, методов, приемов, т.е создание новых педагогических технологий , предполагает как творчество педагога так и учащегося. .

Открытие путей к творчеству требует порой нестандартных решений .Их надо искать, а если такая возможность предоставляется, то не стоит ее упускать. Один из путей этой цели лежит через возврат к генетически более ранним формам деятельности и, в первую очередь, игровым, насыщая их новым содержанием.

Вряд ли найдется взрослый человек, которому хоть однажды не пришлось с тревогой произнести: «Наш ребенок болен, он даже не играет».  Уход игры из жизни ребенка  воспринимался как признак серьезной болезни, как символ бедствия для мудрых воспитателей и родителей.

Роль игры неоценима. Игра – сильнейшее средство развития ребенка.

Игра также воспитывает такие нравственные качества как сотрудничество, совместимость, дружбу.

Игра, как педагогическая технология имеет общую схему:

  1. формулируется цель – для чего проводится игра
  2. сообщается тема
  3. сообщаются общие правила сотрудничества
  4. сообщаются критерии оценки учебной деятельности и организационный регламент
  5. назначаются эксперты
  6.  излагается исходная информация
  7.  разыгрывается ситуация – идет игровая деятельность
  8. затем проводится анализ игры.

Исследования показывают, что игра способствует:

- интеллектуальному развитию

- развитию уверенности в себе

- способствует расширению поведенческого диапазона учащихся.

Виды игровой деятельности, которые можно с успехом использовать как на уроке, так и во вне урочной деятельности:

-познавательно-развлекательные

Я провожу игру «Морской бой» в 7 классе как обобщающий урок в мае .В 10 классе – так же обобщающий урок и конце учебного года провожу в форме игры «Счастливый случай»

     Так же очень интересной и мною любимой является такая форма как уроки творчества и фантазии. 

Надо сказать, что урок творчества и фантазии на тему «Сказки и физика» одинаково захватывающе проходят и в 7, и в 8 классе.

Вершиной  игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра.

В 7 классе после прохождения темы «Атмосферное давление» проводила урок в виде судебного заседания «Суд над атмосферным явлением»

Ребенок, учащийся играет в предлагаемой ситуации, порождая и стимулируя процесс воображения. Работа с образами, пронизывающая всю игровую ситуацию, стимулирует процессы мышления, в том числе и творческую интуицию. В ходе игры участник игры включается в межличностные отношения и оценивает их как значимые или не значимые, обнаруживая при этом, что сами отношения имеют систему подчинения, управления и исполнения.

На основе игровой деятельности у ребенка формируется ряд психических новообразований- воображение и символическая функция сознания , позволяющая переносить свойства одних вещей на другие.

  Следующий вид игровой деятельности – деловые игры, целью которых кроме конкретной учебной задачи , так же ставится задача формирования коллектива, умения сотрудничать, выявление лидера и оценка деловых качеств исполнения.

Урок-путешествие «Полет на Луну» провожу в виде деловой игры после прохождения темы «Магнитное поле Земли»

  Игровой прием «Игра-соревнование» можно использовать в ходе опроса пройденного материала на уроке.

Создание, организация и проведение игры – это не только путь к развитию творчества учащихся, по и средство выражения творческого мастерства учителя и стремления к совершенствованию учебного процесса.  

                           Одинцова О.Н. –учитель физики

                                                                                                   

                                                 2014год.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа как средство развития личности учащихся на уроках физики

В настоящее время стала актуальной исследовательская деятельность. В данном докладе сообщается о том, как можно применять этот вид деятельности на уроках физики....

"Развитие и внедрение творческой составляющей у учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности».

Аннотация к статье: Данная статья посвящена цели и задачам творческой составляющей учащихся на уроках биологии. Показано конструктивно-позитивное влияние основных компонентов биологической дисциплины ...

Развитие познавательных УУД на уроках физики и во внеурочной деятельности .

Данная презентация является концентрированным выражением многолетнего опыта работы по формированию у обучающихся метапредметных компетенций. В предметной области " физика" одной из важнейших компетенц...

Проектно-исследовательская деятельность как одно из условий развития личности ученика на уроках технологии и во внеурочной деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование ...

Развивающие творческие задачи как средство развития личности учащихся на уроках физики

Развивающие творческие задачи как средство развития личности учащихся на уроках физики...