Рабочая программа факультатива "Окружающий мир и я" для 5 класса по ФГОС
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Лунга Наталья Павловна

Данный факультатив "Окружающий мир и я"  разработан с учетом новых требований к результатам основного общего образования, представленных в ФГОС общего образования второго поколения и предназначен для введения биологических основ учащимся 5 класса. Факультатив расширяет грани изучения биологии. Он включает в себя самые интересные темы: учащиеся познакомятся с микроскопом; изучат строение растительной и животной клеток и строение  вирусов  и бактерий и их ролью в природе и жизни человека. Много нового узнают  о функциях своего организма, способах сохранения   здоровья  и оказания первой помощи при  различных жизненных ситуациях и т.д.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование факультатива «Окружающий мир и я».

по теме

Тема урока

Содержание рабочей программы

Характеристика УУД

Дата проведения

1

Введение. История  становления биологических наук.

Дать представление о предстоящем курсе факультатива «Окружающий мир и я». Показать необходимость совместной работы ученых в изучении биологических процессов.Познакомить с русскими учеными, внесшими вклад в развитие биологии.  

Рассказывать о значении науки в жизни людей, приводить примеры разных наук.

Ориентироваться в коллекции горных пород. 

Приводить примеры горных пород.

Объяснять значение приборов   и инструментов.

Рассказывать строение микроскопа и его возможностях.

Рисовать рисунки «Растительная и животная клетки».

Называть отличительные особенности растительной и животной клеток.

Составлять пищевые цепочки.

Рассказывать  о  значимости корня, стебля, листьев и цветка.

Объяснять значение процесса фотосинтеза.

Рассказывать строение грибов.

Рассматривать простейших организмов под микроскопом.

Называть основные классы животных и их отличительные особенности, связанные со средой их обитания.

Познакомиться с вирусами и бактериями.

Объяснять, что такое бюджет; значение слов«пенсия»,«зарплата», «доходы», «расходы»; правильное распределение средств в семье.

Познакомится с историческим прошлым людей.

Изучить строение своего организма и его функциональные возможности.

Научиться оказывать первую помощь при различных жизненных ситуациях.

2

Организмы. Свойства  живых организмов.

Вспомнить отличия живой и неживой природы. Основные свойства живых организмов.

3

В мире неживой природы. Горные породы.

Познакомить с телами неживой природы. Показать разнообразие горных пород с использованием презентации и коллекции камней.  

4

Отношения организмов между собой и средой обитания.

Углубить знания учащихся о разнообразии живой природы. Показать необходимость бережного отношения к природе; воспитывать понимание красоты и богатства окружающей среды. Рассказать о взаимоотношениях организмов.

5

Цепи питания.

Рассказать о пищевых взаимоотношениях между организмами.

Научить правильно составлять пищевые цепочки.

6

Растения. Строение растений.

Углубить знания учащихся о строении растений. Рассказать  о  значимости корня, стебля, листьев и цветка.

7

Роль растений в жизни на Земле

Познакомить учащихся с процессом фотосинтеза и его ролью для самих растений и жизни на Земле.

8

Красная книга растений  Ростовской области

Познакомить с растениями Красной книги Ростовской области.  Показать необходимость бережного отношения к природе; воспитывать понимание красоты и богатства окружающей среды.

ООбъоб

9

Разнообразие грибов.

Познакомить со строением и разнообразием грибов. Рассмотреть под микроскопом строение плесневых грибов.

10

Простейшие животные организмы

Познакомить со строением и разнообразием простейших. Рассмотреть их под микроскопом (инфузория туфелька, вольвокс, эвглена зеленая)

11

Разнообразие животных организмов.

Изучить основные классы  животных (Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся). Дать общую характеристику организмов, их отличия в строении и образе жизни (с использованием презентаций)

12

Разнообразие животных организмов.

Изучить основные классы  животных (Птицы, Млекопитающие). Дать общую характеристику организмов, их отличия в строении и образе жизни (с использованием презентаций)

13

Обобщение знаний по теме: «Живые и неживые тела природы»

Повторить  знания по теме «Живые и неживые тела природы» в игровой форме (командные задания: ребусы, загадки, кроссворды )

14

Приборы и инструменты.

Микроскоп.

Познакомить учащихся со строением и значением лабораторного оборудования; показать, как различные технические приспособления облегчают труд ученым. Устройство микроскопа.

15

Строение организмов. Клетка.

Познакомить учащихся со строение клетки, как структурно-функциональной единицей живых организмов.

16

Сравнение растительных и животных клеток. Практическая работа №1

Рассказать о строении и различии растительных и животных клеток.

17

Неклеточные формы жизни- вирусы

Рассказать о жизни и строении   вирусов. Вред вирусов. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя»

18

Бактерии.

Познакомить учащихся с видами бактерий и значением в природе и жизни человека.

19

Обобщение по теме «Клетка»

Повторить  знания по теме «Клетка» в игровой форме (командные задания: ребусы, загадки, кроссворды )

20

История происхождения человека.

Познакомить с историческим прошлым людей с использованием презентаций.

Сотрудничать в проведении практических работ, распределять обязанности.

Оценивать результаты своей работы и других учащихся.

Сравнивать и обобщать, экспериментировать и строить логические  выводы.

Пользоваться дополнительными источниками (интернет, энциклопедии и словари) для получения информации.

21

История происхождения человека.

Продолжить знакомить с историческим прошлым людей с использованием презентаций.

22

Моя семья

Научиться составлять генеалогическое древо своей семьи. Показать разнообразие состава семей, распределение обязанностей в семье; воспитывать заботливое отношение к членам семьи. Бюджет семьи.

23

Вежливость.

Продолжать формирование знаний о правилах культурного поведения в обществе. Этикет.

24

Я и мои друзья.

Продолжать формирование знаний о взаимоотношениях людей; влияние вредных привычек на взаимоотношения между людьми.

25

Мой организм.

Познакомить с основными системами органов человека. Выявить их функциональные возможности и отличительные особенности.

26

Как мы слышим?

Познакомить со строением слухового аппарата человека (с использованием презентации). Роль слуха.

27

Как мы видим?

Познакомить со строением органов зрения человека (с использованием презентации). Роль органов зрения.

28

Правильное питание.

Рассказать о  суточных нормах  потребления продуктов  питания человеком. Составление правильного рациона питания. Витамины. Роль витаминов.

29

Закаливание и спорт

Познакомить с правилами закаливания. Занятия спортом, для чего они нужны. Вредные привычки.

30

Первая помощь при переломах.

Познакомить с основными видами переломов. Оказание первой помощи при различных переломах.

31

Первая помощь при ранениях.

Раскрыть  основные типы ранений и кровотечений. Познакомить с оказанием первой помощи при  кровотечениях.

32

Первая помощь при ожогах и обморожениях.

 Степени ожогов и обморожений , их характеристика. Познакомить с оказанием первой помощи.

33

Кого нам стоит опасаться. Ядовитые растения и животные

Показать презентацию по теме: «Ядовитые растения», «Ядовитые животные». Рассказать о первой помощи при укусах ядовитых животных и отравлениях ядовитыми растениями.

34

Грибы. Съедобные и несъедобные.

Вспомнить  характеристику грибов(строение, размножение). Объяснить основные отличия съедобных и ядовитых грибов на примере муляжей и с использованием презентаций. Первая помощь при отравлении грибами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс, (по ФГОС)

Примерная программа по изобразительному искусству по ФГОС для 5 класса...

Рабочая программа по технологии для 5 класса (мальчики) ФГОС

  Рабочая программа составлена на основе:1.Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 1...

Рабочая программа по технологии для 6 класса (мальчики) ФГОС

  Рабочая программа составлена на основе:1.Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.1...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс по ФГОС по программе Ашуровой(для национальных школ)

Календарно-тематическое планирование уроков русскогоязыка в 5 классе по  ФГОС с подробным описанием УУД будет полезен ,тем кто столкнулся с данной проблемой....

Рабочая программа по ИЗО для 5 класса по ФГОС, по программе Б.М.Неменского

Рабочая прграмма по ИЗО для 5 класса по ФГОС, по программе Б.М.Неменского...

автор Набок Н.Н. рабочая программа по геометрии 7-9 класс, по фгос. учебник Атанасян Л.С. (2 часа в неделю, всего 204ч) и КТП по геометрии 7 класс ФГОС (68ч)

Программа разработана на основе                 Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения ос...