Разработка урока по биологии в 6 классе по теме "Бактерии - живые организмы"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Тема урока: «Бактерии – живые организмы»

 

 

Цели и задачи урока:

                -познакомить обучающихся с самой древней группой живых существ – бактериями;

                - показать особенности строения, питания, размножения, распространения;

                - познакомить с разнообразием форм бактерий;

                - выявить отличительные черты бактерий  от растений;

                - раскрыть значение бактерий в природе  и жизни человека;

                - познакомить со способами применения бактерий в сельском хозяйстве;

               - сформировать знания о бактериях – возбудителях болезней, о мерах профилактики инфекционных заболеваний и необходимости соблюдения гигиенических норм и правил в быту;

               - вырабатывать умения работать с микроскопом;

               - выполнять микроскопирование бактерий.

 

Тип урока – комбинированный.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_6_klasse_bakterii.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Открытый урок в 6 классе.

Ужова Татьяна Борисовна Тверская обл. Калязинский р-н. МОУ Нерльская СОШ

            Тема урока: «Бактерии – живые организмы»

Цели и задачи урока:

                -познакомить обучающихся с самой древней группой живых существ – бактериями;

                - показать особенности строения, питания, размножения, распространения;

                - познакомить с разнообразием форм бактерий;

                - выявить отличительные черты бактерий  от растений;

                - раскрыть значение бактерий в природе  и жизни человека;

                - познакомить со способами применения бактерий в сельском хозяйстве;

               - сформировать знания о бактериях – возбудителях болезней, о мерах профилактики инфекционных заболеваний и необходимости соблюдения гигиенических норм и правил в быту;

               - вырабатывать умения работать с микроскопом;

               - выполнять микроскопирование бактерий.

Тип урока – комбинированный.

Оборудование:

  -мультимедийная презентация к уроку;

  - микроскопы (6 штук);

  - предметные и покровные стекла (6 штук);

  - салфетки;

  - культура сенной палочки;

  - чашечки Петри (4 шт.);

  - таблица «Строение бактерий»;

  - рабочая тетрадь к уроку для каждого ученика.

                                               Ход урока.

I.       Организационный момент.

  1.   Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с самыми древними обитателями нашей планеты.   С бактериями.

В результате изучения темы «Бактерии – живые организмы»

         вы должны знать:

- строение бактериальной клетки;

- формы бактерий;

- распространение бактерий на планете;

- способы питания бактерий;

- способы дыхания бактерий;

- способы существования бактерий в неблагоприятных условиях;

- значение бактерий в природе и жизни человека.

Вы должны уметь:

  - работать с микроскопом;

  - выполнять микроскопирование бактерий.

  1.   Вступительная беседа.

Около 5 млрд. лет назад, на Земле было пустынно. Над пустынными просторами без конца и без края ползли низкие зеленые (от избытка хлора в воздухе) тучи и почти не переставая , лили горячие дожди. Неделями, месяцами, годами заливали они равнины, пологие холмы и дымившиеся сопки вулканов. Из края в край гулял по Земле ветер, встречая на своем пути только камень. Лишь временами раздавался клекот огненных лав, с шипением изливавшихся и застывающих. В разводьях туч изредка появлялось мутное, зеленоватое солнце. Оно отражалось в мелких озерах-морях, которые можно было перейти          вброд. Только некому было ни ходить, ни летать, ни ползать – ничего живого не было на Земле, опаленной, темной, с ядовито- кислой водой, с ядовитым воздухом. И долго еще планета была безжизненной и пустынной. Миллионы и миллионы лет прошли, прежде чем в раннем докембрии, около 3,5 – 3,8 млрд. лет назад, появились бактерии, а затем и сине- зеленые водоросли, производительницы свободного кислорода.

Итак,  они появились…..     Бактерии господствовали на Земле около 2 миллионов лет прежде, чем появились другие организмы. Пройдя такой  длинный эволюционный путь, они до сих пор являются процветающей группой организмов.

   - Где можно встретить бактерии?

 В настоящее время их можно встретить практически везде. Даже там, где другие живые организмы выжить не могут. Их находят в струях гейзеров с температурой около 105 С, в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн. лет. В океане, на глубине 11 км. , на высоте 41 км  в атмосфере, в недрах земной коры на глубине нескольких километров.

 Бактерии прекрасно чувствуют себя в воде, охлаждающей ядерные реакторы; остаются жизнеспособными, получив дозу радиации, в 10 тыс. раз превышающую смертельную для человека. Они выдерживали двухнедельное пребывание  в глубоком вакууме, не погибали в открытом космосе, помещенные на 18 часов, под смертоносным воздействием солнечной радиации. Бактерии освоили все сферы жизни (водную, наземно-воздушную, почву, организмы других животных) и живут в организмах растений и животных.

1.- Почему бактерии, являясь одними из древних на Земле, пройдя длинный эволюционный путь, широко распространены и существуют на ряду с высокоорганизованными организмами?

 2.- Возможно ли существование современной биосферы и человека          в ней без бактерий?

  1. Решение познавательных задач.

        Изучение нового материала.

- Как вы думаете, сколько живых организмов находится сейчас в кабинете?

- Сколько бактерий находится в кабинете?

- Почему нельзя назвать их точное число?

(Они являются невидимыми, в связи с тем, что имеют микроскопическое строение)

                          1. Строение бактерий.

Бактерии – это примитивные одноклеточные организмы, имеющие микроскопические размеры. Давайте познакомимся  с их строением.

Величина бактерий измеряется в микрометрах (мкм).

Снаружи многие бактерии одеты в капсулу. Она  подобна домику чехлу.  Можно растворить капсулу, но бактерия останется живой и отрастит себе новую. Она

  Бактериальная клетка окружена плотной клеточной  стенкой, благодаря которой она сохраняет постоянную форму. Прочность клеточной стенке придает муреин, который характерен только для бактерий и не встречается в растительных и животных клетках.

   В цитоплазме располагается ядерное вещество, так как оформленного ядра у бактерий нет.

 Поэтому бактерии относятся к Прокариотам (безъядерным).

Многие бактерии подвижны, и эта подвижность обусловлена наличием у них одного или нескольких жгутиков. Жгутик может вращаться со скоростью 3000 об/ мин. Скорость высокая, если сравнивать со скоростью передвижения человека. Человек, передвигаясь с такой скоростью проходил бы за час 20 – 30 км., а не 4-5 км.

            (Задание в тетради  №1. Подписать основные органоиды бактериальной клетки).

                   2. Рассматривание бактериальной  клетки под микроскопом.

Лабораторная работа.

Инструктаж по технике безопасности.   (на парте).

  Рассмотреть и зарисовать бактерию.

3. Многообразие форм бактерий.

С/ работа с текстом учебника.  Выполнение задания в тетради №3.

4. Дыхание бактерий.

    Дыхание бактерий осуществляется следующими способами: с использованием кислорода воздуха (аэробное) и  есть бактерии, которым кислород воздуха не нужен (анаэробное).

Заполните схему в тетради №4.

                                    5. Что и как «едят» бактерии?

  Способы питания бактерий столь же разнообразны, как и условия их жизни. Пожалуй, нет такого органического вещества, которое не пошло бы в пищу тем или иным бактериям. Среди них есть автотрофы и гетеротрофы.

 Автотрофы питаются в процессе фотосинтеза (фототрофы). Только кислород в отличие от растений они не выделяют. Некоторые питаются малосъедобными веществами, как аммиак, соединения железа, серы. Они получают необходимую энергию, окисляя неорганические вещества (хемотрофы).

Заполните схему в тетради №5.

                                        6. Размножение бактерий.

 

 Размножаются простым делением надвое. Каждые 20 минут в благоприятных условиях количество бактерий удваивается. Если, например, в организм человека попала всего одна бактерия, то через 12 часов их может стать уже несколько миллиардов. При такой скорости размножения потомство от одной бактерии за 5 суток может образовать массу, которая может заполнить за 5 суток все моря и океаны. Но этого не происходит.

 - Как вы думаете почему?

Оказывается, большинство бактерий  погибает под действием солнечного света, высушивании, недостатке пищи, нагревании, под действием дезинфицирующих средств. На этом основаны и методы борьбы с бактериями.

                                            7. Спорообразование.

В неблагоприятных условиях (при недостатке пищи, влаги, резких изменениях температуры) цитоплазма бактериальной летки, сжимаясь, отходит от материнской оболочки, округляется и образует внутри нее на своей поверхности новую, более плотную оболочку. Такую бактериальную клетку называют спорой. Споры некоторых бактерий сохраняются очень долго в самых неблагоприятных условиях. Они выдерживают высушивание, жару и мороз, не сразу погибают даже в кипящей воде. Споры легко разносятся ветром, водой. Живые споры находили в вечной мерзлоте. В  «Фаусте»  Мефистофель говорит о неистребимости жизни:

                                        ……все в мире так ведется,

                                           Что в воздухе, в воде и на сухом пути,

                                           В тепле и в холоде зародыш разовьется;

                                           Один огонь еще, спасибо, остается,

                                           А то б убежища, ей – богу, не найти.

 Их много в воздухе и в почве. В благоприятных условиях спора прорастает и становится жизнедеятельной бактерией.

    Споры бактерий – это приспособление к выживанию в неблагоприятных условиях.  

  Заполните схему в рабочей тетради.

          8.Значение бактерий в природе и жизни человека.

                                 (Работа в группах).

1-я группа. «Роль бактерий в круговороте веществ».

       В природе постоянно происходит гибель живых организмов. Почему же планета не превращается в гигантское кладбище неразложившихся трупов? Кроме того,  живые организмы накапливают в своем теле различные химические элементы. Существуют данные, что если не будет происходить круговорот веществ, то жизнь в океане прекратится приблизительно через 2 тысячи лет, а на суше через 60-100 лет.

   Так вот, главная роль в разложении органических веществ, принадлежит бактериям и грибам. Они могут разлагать органические вещества, отмерших  организмов до минеральных веществ, которые могут использовать растения.  Бактерии тем самым расчищают дорогу для  новой жизни. Большинство процессов, происходящих в почве, носит биологический характер, то есть связано с жизнедеятельностью бактерий. Об этом свидетельствует  огромное число бактерий в почве.  Так, в бедных тундровых и песчаных почвах их насчитывается до 500 млн. бактерий в 1 грамме, а в слабоподзолистых – до миллиарда, а в черноземах – от 2 миллиардов и выше. Общий вес микробов в пахотном слое 1 гектара достигает 4-5 тонн. Любой комочек почвы, богатый перегноем, это  крохотный мир деятельности бактерий.

      Вывод: бактерии разлагают органические вещества до минеральных, способствуют круговороту веществ, без чего жизнь на Земле была бы не возможной.

2 –я группа. Клубеньковые бактерии  (симбиоз с бобовыми растениями).

  Улучшая качество почвы, человек использует органические и минеральные удобрения. Есть и третий тип удобрений – зеленое . Его использовали  еще в Древней Греции и Древнем Риме. Там на зеленые удобрения сеяли озимую рожь и горчицу.  В Древнем Египте как зеленое удобрение сеяли клевер. В современной агротехнике используют севообороты. Обязательно высевают на полях раз в 3-4 года растения семейства Бобовых.

Много клевера сортов:

Белый, желтый, красный…

Сладок запах их цветов

В летний полдень ясный.

В них сокрыт обильный мед,

Вкусный и душистый.

И не даром жадно льнет

Шмель к ним волосистый.

Земледельцу клевер – клад.

Дар чудесный неба.

И везде его велят

Сеять возле хлеба.

Ничего от почвы он

Даром не похитит

Ею вскормлен и взращен,

И ее насытит.

Оказывается, несмотря на огромное  количество азота в атмосфере  (78%) растения, так нуждающиеся в этом химическом элементе, не могут его усвоить. В этом им могут способствовать бактерии, поселяющиеся на корнях бобовых растений. Их так и называют – клубеньковые. Эти бактерии выделяют азотистые соединения, которые используют растения. От растений бактерии получают углеводы и минеральные соли. Связь, которая возникла между этими организмами, полезна им обоим минеральные соли. Бобовые растения (вика, клевер, горох, фасоль, люцерна) накапливают азот в своих телах и обогащают почву азотом. Хороший клевер накапливает за лето 150 кг азота на гектар. Вот почему эти растения могут использоваться как зеленое удобрение.

 Вывод: Бактерии улучшают качество почвы, повышают ее плодородие.                          

Группа 3. Бактерии и продукты питания.

 

Кисломолочные продукты не только можно, но и нужно употреблять. Вроде бы испорченный продукт через некоторое время вдруг приобретает совершенно новый вкус и приятный аромат. Люди давно заметили это свойство молока и употребили его себе во благо. Русские издавна готовят простоквашу и варенец,  грузины  –  мацони, казахи – кумыс,    украинцы – ряженку, болгары – йогурт. Все это кисломолочные продукты.  В качестве заквасок используют чистые культуры молочнокислых бактерий. Занимаясь проблемами долгожительства,  И.И. Мечников в начале 20  века пришел к выводу, что одной из причин преждевременного старения является постоянное  отравление организма продуктами распада пищи. Молочно-кислые бактерии выделяют кислоту, которая подавляет жизнедеятельность гнилостных бактерий, а это прямой путь к долголетию.

Вывод:

Кисломолочные продукты не только можно, но и нужно употреблять.

Группа 4 - 5. Бактерии возбудители многих болезней.

 Такие бактерии называются патогенными. Бактерии могут вызывать заболевания растений, животных, человека. У человека бактерии вызывают такие заболевания как ангина, тиф, холера, дизентерия, столбняк, туберкулез, и другие, всего около 200.

 

В летописях  средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы. Чума известна с глубокой древности. В 4- веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 миллионов человек. От чумы в16- веке в Европе  погибло четверть населения – 10  миллионов  человек. Чуму называли черной смертью. Ее эпидемии производили  трагическое опустошение. Они вызывали отчаяние и ужас у людей, беспомощных  перед неминуемой смертью. Так описывает «черную смерть»

А. С. Пушкин в «Пире во время чумы.»

Царица грозная  чума

Теперь идет на нас сама

И льстится жатвою богатой;

И к нам в окошко день и ночь

Стучит могильною лопатой…

Что делать нам? и чем помочь?

Города и селения вымирали, на улицах можно было только могильщиков.

Со временем люди  научились бороться со многими болезнями. Зная причины болезни и пути заражения можно обезопасить себя. В настоящее время проводят специальные мероприятия для предупреждения заразных заболеваний. Людей заболевших бактериальным заболеванием лечат в больницах.      

Сап.

Опасная инфекционная болезнь, возбудителем которой  являются палочковидные бактерии. В нашей стране отдельные случаи сапа встречаются только у лошадей.   Человек может заразиться при соприкосновении с больными животными, их трупами, шерстью, подстилкой. Возбудитель может проникнуть через микротравмы на коже, слизистой с грязных рук. Летальность при острой форме, в отсутствии лечения, составляет 100%.

Столбняк.

    Острая раневая инфекция животных и человека.  Бацилла столбняка. Столбнячная палочка живет в кишечнике животных и человека.  С фекалиями они попадают в почву и образуют там споры. Споры устойчивы к любым воздействиям. В высушенном виде сохраняются до 11 лет, при кипячении погибают через 1-3 часа.  Человек заражается через поврежденные кожные покровы.  

Ботулизм.

Острое тяжелое пищевое отравление людей и животных, вызываемое токсинами бактерий, характеризуется параличом глотки, языка и нижней челюсти. Возбудители болезни анаэробные спорообразующие бактерии клостридии.  Практически все продукты, загрязненные почвой, содержат возбудителей ботулизма, но заболевание возникает в том случае, если перед употреблением продукты хранились в анаэробных условиях без достаточной термической предварительной обработки ( консервы, копченые, вяленые мясные и рыбные изделия).

Вывод: Существует огромное количество патогенных бактерий.

Поэтому человеку нужно внимательнее относиться к своему здоровью, к продуктам питания.  

Группа 6. Бактерии помощники.  

   Некоторые бактерии принимают участие в образовании таких полезных ископаемых, как сера, фосфор, каменный уголь, нефть.

   Используются человеком для очистки сточных и технических вод.

  Используют при производстве кормовых белков.

У личинок сверчков, мух, мошек и у многих других жуков бактерии наполняют слепые выросты кишечника – своего рода «бродильные чаны»: пища в них действительно бродит. Бактерии разлагают клетчатку  - основное вещество, из которого состоит всякое растение. И то, что в « бродильном чане» после этого остается, всасывает кишечник насекомого.

  Ежегодно в клиниках всего мира   хирурги, спасая заболевших аппендицитом, удаляют около 200 тысяч человеческих аппендиксов. Ведь аппендиксы- червеобразные отростки слепых выростов кишечника  воспаляются, когда в них попадает что-нибудь труднопереваримое.  В них поселяются бактерии, разлагающие клетчатку. Поэтому все растительноядные имеют большие аппендиксы.  

Вывод:  бактерии играют положительную роль в жизни многих живых организмов, принимают участие в образовании  полезных ископаемых.

Используются человеком для очистки сточных и технических вод.

  Используют при производстве кормовых белков.

                                                     

Какие правила гигиены нужно соблюдать, чтобы избежать заражения инфекционными заболеваниями?

   - Мыть руки перед едой, после посещения туалета.

   - Мыть  овощи и фрукты.

   - Следить за чистотой тела.

   - Делать профилактические прививки.

 Всегда ли вы соблюдаете правила гигиены?

А) всегда   Б) часто  В) изредка  Г) никогда.

 Попробуем доказать необходимость мыть руки перед едой.

  Для опыта возьмем  2 чашки Петри с питательной средой из картофеля.

 К одной  чашке прикоснемся пальцами немытой руки, а к другой пальцами вымытой руки. Поместим их в теплое место на несколько дней. Затем сравним результаты.

V.      Закрепление   изученного  материала.

                  1.  Тестирование  (взаимопроверка).

                  2.  Игра «Выбери  меня».

Перед вами чудо-стол – выберите продукты, которые имеют отношение к нашему уроку.  И объясните почему.

(На столе: квашеная капуста (молочная кислота, которая образовалась в результате деятельности молочнокислых бактерий, предохраняет капусту от разложения, гниения)

  Кефир, йогурт ( результат деятельности молочнокислых бактерий)

Горох, бобы (клубеньковые бактерии, поселяясь на корнях бобовых растений, усваивают азот из воздуха, после отмирания корней обогащают почву азотом)

                   3. Кроссворд.

 Ответы:1- бациллы, 2- анаэробы, 3- кокки, 4- автотрофы, 5- гетеротрофы, 6- спора, 7- вибрионы (БАКТЕРИИ)

                   4. Это интересно.

(интересные сведения о бактериях)

VI.  Подведение итогов урока.

  А теперь давайте с вами вспомним вопросы, на которые мы попытались с вами дать сегодня ответы.

Ответ:

   А) большая скорость размножения в благоприятных условиях.

   Б)  образование спор как способ переживания неблагоприятных условий

   В) жизнь без бактерий на Земле не возможна

       Бактерии явились первыми земледельцами, сыграли ключевую роль в создании почвы и дали возможность растениям и животным освоить сушу.

  Бактерии разлагают органические вещества до минеральных, способствуя круговороту веществ.

Домашнее задание

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по биологии 8 класс. тема "Транспортные системы организма"

Урок  "Транспортные системы организма" является комбинированным( проблемным). Основные задачи урока усвоение , запоминание и систематизация знаний учащихся. Формирование анатомических понятий, на...

Разработка урока по биологии 8 класс тема "Внутренняя среда организма.Кровь".

В процессе урока учащиеся знакомятся с функциями крови, самостоятельно изучают материал о составе крови...

Презентация к уроку биологии 5 класс "Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?"

Презентация к уроку биологии 5 класс "Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?" Учебник Т.С. Сухова, В.И. Строганов...

методическая разработка урока "Экологические факторы и их влияние на живые организмы"

Комбинированный, практико-ориентированный урок с использованием цифровой лаборатории "Архимед"Используется технология ПДО (проблемно-диалогового обучения)На уроке закладываются основы владения  э...

Урок по биологии 9 кл."Виды взаимодействий живых организмов"

Данная разработка поможет интересно и  познавательно  провести урок в 9 классе.  Представлена в виде лекции и презентации.Целью этого урока является знакомство с разнообразием видов вза...

Открытый урок по биологии 6 класса Повторение темы «Жизнедеятельность организмов»

технологическая карта урока по ФГОС. УМК "Линия жизни" Пасечник. изд. "Просвещение"...