Урок по теме "Дневные и ночные хищные птицы"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Лебедева Ирина Александровна

Урок разработан на основе применения исследовательских технологий, самооценки деятельности учащихся и организации работы в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dnevnye_i_nochnye_khishchnye_ptitsy.doc218.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА:

«Дневные и ночные хищные птицы»

Разноголосый - на рассвете –

Сквозь полумрак закрытых штор,

как разыгравшиеся дети,

звучит веселый птичий хор.

Живое дивное соседство

улыбкой озаряет сон…

как бы ниспосланное средство

для осознания: спасен.

Евгений Пугачев

ХОД УРОКА:

№ п/п

Этап урока

содержание

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

2.

АКТУАЛЬНОСТЬ ЗНАНИЙ

Цитата стихотворения.

Красивое оперение, грациозная походка, многоголосное пение – все это делает птиц чудесным украшением природы. Не случайно многие стихи, художественные и музыкальные произведения, пословицы и поговорки посвящены именно птицам.

Сегодня мы продолжим разговор о многообразии птиц, начатый на прошлом уроке и поприветствуем команды любителей и защитников птиц: ученых орнитологов, систематиков, экологов, фольклористов.

1. Давайте вспомним, о какой экологической группе птиц мы говорили на прошлом уроке?

(отв.: Птицы открытых пространств)

2. По какому принципу выделена данная группа?

(отв.: по местообитанию)

3. Какие отряды птиц принадлежат к этой группе?

(отв.: Страусообразные, Нандуобразные, Казуаровые)

МОТИВАЦИЯ

4. Предлагаю командам принять участие в Блиц - опросе.

Обращаю ваше внимание на необходимость заполнения каждым из Вас бланка самооценки деятельности на разных этапах урока и вести суммарный подсчет баллов, на бранных командой за выполненные задания.

БЛИЦ -  ОПРОС (приложение 1)

Цитирую строки стихотворения

Приветствие команд

Беседа по вопросам

команды

Приветствуют друг друга

Отвечают на вопросы

Участвуют в блице

Подвели итоги участия в блице

А) каждого участника

Б) группы

(Приложение 2,3)

Оценивают свою деятельность и деятельность всей команды

3.

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

Существует еще один принцип деления птиц на экологические группы  - это способ питания и добывания пищи, суточная активность. Об этой экологической группе пойдет речь на уроке. Попробуем ее отгадать.

ЗАГАДКИ (Приложение 4)

Что объединяет орла, беркута и сову?

( это хищные птицы, их численность с каждым годом сокращается, поэтому они занесены в Красную Книгу)

Загадывает загадки

Отгадывают загадки

4.

Тема урока: Хищные птицы

Цель урока:

  1. Изучив систематическое положение, биологические особенности строения и жизнедеятельности отдельных видов хищных птиц, предложить их классификацию;
  2. Познакомиться с видами хищников, занесенных в Красную книгу России и Ленинградской области и установить возможные причины сокращения их численности.

Постановка цели урока

Формулировка цели вместе с учителем

У вас на столах имеются чучела трех видов птиц:

- Канюк обыкновенный

- Пустельга обыкновенная

- Филин обыкновенный

ЗАДАНИЕ ГРУППАМ:

1) описать систематическое положение вида, используя единицы систематики;

(Приложение 5)

2) Исследовать биологические особенности данного вида птиц по предложенному плану, используя чучело птиц, дополнительный раздаточный материал;

(Приложение 6,7)

3) Доказать принадлежность данного вида к хищникам

Выступления групп

Постановка задач групповой деятельности

Комментирует работу,

оценивает

Работа в группах

Выступления систематиков

Орнитологов

экологов

Подведем итог:

  1. Итак, на какие группы можно разделить хищных птиц по типу питания, способу добывания пищи и активности?
  2. Каковы общие признаки хищных птиц?

Задает вопрос

На доске выстраивает классификацию

Предлагают классифицировать

А) питающиеся живой пищей

Б) дневные и ночные хищники

ЗАДАНИЕ

Демонстрируются фотографии грифа, стервятника, сипа

1 докладчик - Чем отличается внешний облик этих птиц от рассмотренных ранее?

  1. Питаются трупами погибших животных
  2. Голые и редкооперенные голова и шея
  3. Мощный клюв, загнутый книзу
  4. Широкие крылья
  5. Ногти с тупыми когтями

парящий полет

Демонстрация видео

Учитель на доске дополнил классификацию

Показ видео

Выступление докладчиков

Учащиеся делают вывод о том, что есть группы падальщиков и питающихся живой пищей птиц

Наши Фольклористы подготовили для вас удивительные пословицы и поговорки, в которых упоминается о хищных птицах. Давайте их послушаем.

ПОГОВОРКИ

  • Видом орел, а умом тетерев
  • Ворона летела, да ястребу в когти попала
  • Дело не сокол, не улетит
  • И орел выше солнца не летает
  • На словах орел, а на деле – мокрая курица
  • Наряд соколиный, а походка воронья
  • Соколу лес не в диво
  • Тяжбу завел – стал гол, как сокол

Читают пословицы и поговорки

(1 на выбор поясняют)

В последние десятилетия резко уменьшилось число хищников – обитателей открытых пространств.

Если в 50-ых гг. 20 века пустельга и полевой лунь были неотъемлемыми элементами открытого ландшафта области (Шушары, р-он Купчино и Пулковские высоты), то сейчас не встретишь даже отдельных особей. На севере Карельского перешейка и Верхней Свири они иногда еще гнездятся но птенцов, как правило не выводят.

Под угрозой исчезновения находятся каждый десятый вид дневных и ночных хищников.

В чем причины и что делать?

Докладчик 2. охраняемые виды Дневных хищников: беркут, сапсан, кречет

Докладчик 3.: сплюшка, сыч, неясыть

Постановка проблемного вопроса

Докладывают сообщения

Обсуждение причин сокращения численности видов

5.

Итоги урока:

  1. Причины:
  • Отстрел
  • Осушение болот для разработки и добычи торфа
  • Застройка города
  • Сокращение кормовой базы
  • Неграмотное содержание в неволе

2) Почему необходимо охранять хищных птиц?

  1. Меры борьбы:
  • Запрет на охоту
  • Взятие под охрану территорий гнездования птиц
  • Проведение мониторинговых исследований
  • Создание заповедников и заказников

Обобщение

Подсчет баллов команд

Выставление оценок

Называют причины и способы борьбы

6.

Д/З на распечатках №1-3 (п) параграф 29

СТРАНИЧКА ТЕТРАДИ УЧЕНИКА

18.04.2013 г.

Тема: Хищные птицы

Хищники

                                              питаются живой пищей                падальщики

                                   Дневные                   Ночные

Признаки приспособленности  птиц к хищническому образу жизни

Дневные хищники

Ночные хищники

Падальщики

  1. Острый загнутый клюв с зубцом
  2. монокулярное зрение
  3. высокая острота зрения
  4. мощные ноги с когтями
  5. цепкие пальцы
  6. ловят добычу на лету

  1. Загнутый клюв
  2. Сильные лапы с загнутыми когтями
  3. Бесшумный полет, мягкое и рыхлое оперение
  4. Бинокулярное зрение
  5. Острый слух
  6. Крупные зрачки
  1. Питаются трупами погибших животных
  2. Голые и редкооперенные голова и шея
  3. Мощный клюв, загнутый книзу
  4. Широкие крылья
  5. Ногти с тупыми когтями
  6. парящий полет

Приложение 1.

БЛИЦ – ОПРОС

  1. Все существующие в природе виды птиц относятся к Типу…?

(Хордовые)

  1. В степных областях Южной Америки обитает страус…?

(Нанду)

  1. Самая крупная птица на Земле – это…?

(Африканский страус, высотой – 275 см.)

  1. На ногах у Американского страуса – Нанду количество пальцев равно…?

(3)

  1. Кто насиживает кладку яиц в общем гнезде у американских страусов?

(самец)

  1. Какая кость отсутствует в скелете Страусообразных в связи с утратой способности к полету?

(киль)

  1. На груди африканского страуса находится роговая мозоль. Она предназначена для…?

(защиты от повреждений, ожогов о раскаленный грунт)

  1. У всех страусообразных тип птенцов…?

(выводковый)

  1. В силу того, что страусы перемещаются по территории местообитания в поисках пищи, их относят к …?

(Кочующим)

  1.  Нандуобразные играют большую роль в сельском хозяйстве, так как…?

(уничтожают семена сорных растений и защищают сельскохозяйственные культуры, а также позволяют сохранить качество шерсти овец)

Приложение 2.

Копилка баллов команды

№ п/п

Тип заданий

Количество баллов

1.

Блиц - опрос

2.

Отгадываем загадки

3.

Групповое задание

А) систематическое положение вида

Б) описание биологических особенностей вида

В) характеристика физиологических особенностей вида

Г) значение вида в природе

Д) вывод (доказательство принадлежности к хищникам)

4.

Выступление с докладом от группы

5.

Представление пословиц и поговорок про хищных птиц

6.

Приложение 3.

Лист самооценки деятельности

ученика _____________________________________на уроке

п/п

Вид деятельности

Степень участия в работе (в баллах)

1

2

3

4

5

1.

Участие в блиц - опросе

2.

Отгадываю загадки

3.

Описание систематического положения птицы

4.

Выявление признаков вида при работе с дополнительными источниками литературы

5.

Сформулировал самостоятельно биологическое значение вида птицы в природе.

6.

Подготовил индивидуальное сообщение от группы

7.

Участие в обобщении материала урока и подведении итогов

Приложение 4.

ЗАГАДКИ

  1. В небе синем и высоком

Вьется птица, но не сокол.

Разбежались мыши «Ах!

Что за крылья, вот размах!

Взгляд у птицы очень зоркий,

Лучше спрячемся мы в норки!»

                                                          (Орел)

  1. Этот птичий царь могучий

Вьет гнездо на горной круче.

Он наводит дикий страх

На больших и малых птах.

Перед ним все птицы меркнут

Кто же это? Гордый…                     (Беркут)

  1. Всю ночь летает…

Мышей добывает,

А станет светло –

Летит спать в дупло.                        (Сова)

Приложение 5.

Систематическое положение

вида Канюк обыкновенный

Надцарство

Царство

Подцарство

Тип

Класс

Отряд

Семейство

Род

Вид

Систематическое положение

вида Пустельга обыкновенная

Надцарство

Царство

Подцарство

Тип

Класс

Отряд

Семейство

Род

Вид

Систематическое положение

вида Филин обыкновенный

Надцарство

Царство

Подцарство

Тип

Класс

Отряд

Семейство

Род

Вид

Приложение 6.

Характеристика биологических и экологических особенностей

вида _______________________________________________

ПРИЗНАКИ ВИДА

ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Географическое распространение 

2. Местообитание

3. Внешнее строение

А) окрас оперения

Б) тип оперения

В) клюв

Г) задние конечности

Д) размах крыла

Е) расположение глаз

Ж) слух

4. Способ питания

5. Способ добывания пищи

6. Суточная активность

7. Гнездование

8. Тип птенцов

9. Значение вида в природе

ВЫВОД:

Приложение 7.

Канюк, или обыкновенный сарыч, или мышелов (устар.) — Buteo buteo

Самая обычная из крупных дневных хищных птиц средней полосы России. Около 50 см в длину. Размах крыльев до 1 метра. Окраска от темно-бурой (темная форма) до серовато-охристой (светлая форма), низ более светлый с продольными пестринами. Хвост с частыми узкими поперечными полосами, по краю иногда более широкая темная полоса. У темных птиц обычно большие темные пятна по бокам груди или темная поперечная полоса.

Великолепно владеет парящим полетом в восходящих токах воздуха; подолгу кружит, особенно в брачный период; может зависать, трепеща крыльями. Крылья широкие, хвост короткий.  Издает гнусавое протяжное “хиээ-хиээ...”.

Предпочитает лесистые местности, перемежающиеся с открытыми пространствами. Оптимальная зона обитания — лесостепная.

Охотится на открытых местах, болотах и опушках. Добычу ловит на земле — мелких млекопитающих, змей, лягушек, даже насекомых. Кормятся они не только грызунами: с хорошо летающей добычей они сладить не могут, но охотно хватают плохо летающих молодых птиц, ящериц, крупных насекомых, лягушек, змей и пытаются иногда отбить добычу у других, более ловких хищников.

Гнездится в хвойных, смешанных и лиственных лесах. Предпочитает рощи и перелески, чередующиеся с лугами и пашнями. Гнездо устраивает на деревьях, как хвойных (сосне, ели), так и лиственных (березе, осине, иве), на высоте 8-12 м от земли, сравнительно недалеко от опушки. Материалом для гнезда служат сухие сучья, иногда довольно толстые.

Форма и размеры гнезда: Лоток плоский, выстланный корой, сухими листьями, тонкими веточками, мхом и пухом. Гнездо обычно прикрыто зелеными ветками, воткнутыми в стенки гнезда. Диаметр гнезда 500-800 мм, высота гнезда 200-500 мм. Кладка из 2-3, реже 4 яиц беловато-зеленого цвета с поверхностными каштаново-бурыми и глубокими фиолетово-бурыми крапинками.

Прилетает в конце апреля и вскоре приступает к устройству гнезда и откладыванию яиц. Насиживание продолжается около месяца. Вылупление птенцов происходит в первой половине июня. Летные молодые птицы наблюдаются в конце июля. Отлет проходит в середине сентября.

Данный вид проникает местами на север довольно далеко до Архангельска, а в низовьях Печоры до 66° северной широты. В Западней и Средней Сибири канюк встречается главным образом в лесостепной полосе, но найден и на севере — у Тюмени, Томска, Енисейска. Перелетный вид. Зимует в Африке.

Уничтожением вредных грызунов, особенно серой полевки, а также крупных насекомых на полях, канюк приносит пользу сельскому хозяйству. Во многих странах его, как и других хищных птиц, специально привлекают на поля, устанавливая присады — шесты с перекладиной, а также платформы для гнезд.

Обыкновенная пустельга (Falco tinnunculus)

Мелкий сокол (с голубя). Основной фон окраски самцов и самок рыжий. Крылья относительно широкие. Хвост длинный, широкий, закругленный. Низ белый или желтоватый с каплевидными темными пестринами по груди и верху брюха (более обильными у самки). Крыло снизу светлое, с многочисленными пестринами образующими полосы. Лапы, восковица и кольцо вокруг глаза желтые. Клюв темно-серый, почти черный, крючковатый. Когти черные.

Самец сверху с розовато-рыжими кроющими крыла и спиной, испещренными округлыми черными пятнами. Маховые сверху темно-бурые, почти черные. Голова и верх шеи, хвост и надхвостье сизые. По концу хвоста широкая черная полоса, с белыми вершинными каемками. Горло белое. Заметны сизые «усы», контрастирующие с окружающим белым фоном. Самка сверху ржаво-рыжая или охристо-рыжая с поперечными темными полосами. Маховые бурые, более темные чем кроющие крыла, но тоже с заметной полосатостью. Хвост с многочисленными темными полосами. Заметны бурые «усы».

Вес самцов – 0,115-0,200 кг, самок – 0,135-0,260 кг, длина – 31-39 см, крыло самцов – 23,3-25,8 см, самок – 24,8-27,5 см, размах – 69-82 см.
Молодые очень похожи на самку, однако, пестрины на груди и брюхе узкие, продольные.
У пуховых птенцов в возрасте до недели когти белые, которые с возрастом постепенно темнеют и уже у начавших оперяться пуховых птенцов когти черные с белыми кончиками, клюв белый, начинающий сереть у птенцов в гнездовом наряде; первый наряд белый, второй – серовато-белый.

Часто зависает, трепеща крыльями, чем хорошо отличается от многих других мелких соколов, но не от степной пустельги.

Голос – характерный для мелких соколов быстрый клекот «ки-ки-ки», у слетков – вибрирующее «кли-и-и…».

Пустельга населяет леса, лесостепи, парки, сады, города, горы и пустыни. В нашей стране обыкновенная пустельга - перелетная птица. В отношении условий гнездования обыкновенная пустельга очень неприхотливая птица: она гнездится на скалах, по обрывам, на деревьях (также и в дуплах), в сооружениях человека, в норах на земле. Собственных гнезд пустельга не строит, занимает постройки других птиц, а если их нет, ограничивается устройством внутренней выстилки гнезда. Яиц в кладке обычно 4-5-8. Яйца охристые с ржаво-бурыми пестринами. Насиживание, в котором участвуют оба родителя, продолжается 28 дней, а через месяц после вылупления или немного позже, птенцы становятся на крыло. Выводки обыкновенной пустельги не распадаются до отлета. Пустельга питается разнообразным кормом. В отличие от сапсанов и чеглоков обыкновенная пустельга берет добычу главным образом с земли. Высматривая добычу, пустельга на небольшой высоте часто "трясется" в воздухе на месте (откуда одно из народных названий птицы у нас "трясучка"). Мелкие млекопитающие (главным образом грызуны), мелкие птицы (подлетки), ящерицы и насекомые - основные корма этого сокола.

Филин обыкновенный (Bubo)

ФИЛИНЫ - род птиц отряда сов; включает 12 видов. Длина до 80 см (одни из самых крупных сов). Характеризуются умеренно выраженным лицевым диском, длинными перьевыми ушками по сторонам головы, длинными и широкими крыльями, умеренно длинным хвостом, очень сильными ногами с почти полностью оперенными пальцами, вооруженными длинными острыми когтями. Обладает бесшумным полетом. Распространены филины в Евразии, Сев. Африке и Америке. В России обитает один вид — обыкновенный филин, населяющий глухие места в лесах, степях, пустынях. Он не находит для себя обременительным каждую ночь отправляться на охотничьи угодья, удаленные на 10-15 км от гнезда или дневки. Полёт филина совершенно бесшумен благодаря рассеченным краям на опахалах и характерному изгибу основных перьев крыла - первостепенных маховых. Это устраняет свист рассекаемого воздуха и шорохи, возникающие от трения перьев друг о друга

Самая крупная сова, которая встречается в наших лесах, горах и степных оврагах. Обитает обыкновенный филин почти по всей России, хотя в большинстве постепенно становится редким видом.

Размах крыльев 155,5—175,4 см, масса 2,3—3,2 кг. Держится в глухих участках леса, охотится преимущественно ночью. Чаще о присутствии филина извещает его голос — громкое уханье.

Отпечатки лап филина заметно крупнее таковых других сов (кроме рыбного филина) и узнаются уже по размерам. Длина отпечатка 14—15 см. Интересно, что на следах прямо вперед смотрит не 2-й палец (внутренний), как у большинства сов, а 3-й (средний), 2-й же отклонен от него чуть внутрь следовой дорожки; 4-й палец (наружный) сильно оттопырен в сторону. Из-за этого следы филина больше напоминают следы белой совы, а не неясытей.

Пища обыкновенного филина очень разнообразна и сильно зависит от места обитания хищника, но все же в большинстве мест в его питании преобладают мелкие и средние по величине грызуны. В средней полосе это различные виды полевок, мыши, водяные крысы, хомяки, белки, а кроме грызунов зайцы — беляк и русак. В степных и пустынных районах он добывает хомячков, песчанок, сусликов, пластинчатозубых крыс. Ловит филин даже слепышей — грызунов, редко показывающихся на поверхности, и почти повсюду ежей. Отмечались среди его жертв и хищники — ласка, горностай, куница, соболь. Вблизи крупных водоемов большую роль в питании играют водоплавающие птицы — лысухи, утки многих видов, поганки. По-видимому, филин схватывает с воды спящих птиц. В длинном списке пищевых объектов филина значится немало дневных и ночных хищных птиц — это сокол-сапсан, ястребы тетеревятник и перепелятник, сарыч, коршун. Значатся среди его жертв большой пестрый и седой дятлы, желна — птицы, прячущиеся на ночь в дупла и, казалось бы, не доступные филину.

Другими словами, филин может быть опасен для очень многих зверей размером до зайца и небольшой косули, и очень многих птиц, величиной до глухаря и цапли.

В средней полосе филины гнездятся чаще всего прямо на земле, под прикрытием еловых лап, в степных районах — по балкам и в нишах глинистых обрывов.

В местах оседлого обитания филинов их крики слышны на гнездовых участках во все сезоны года. Наиболее интенсивна акустическая активность в феврале-марте. Весной кочующие филины появляются на местах гнездования с конца февраля по конец марта. Занятие постоянных гнездовых участков происходит в марте. Откладывание яиц и их насиживание начинается с первых чисел апреля. Вылупление птенцов происходит с конца апреля по конец мая. В кладках - 2-4 яйца, в выводках - 1-4 птенца.

Филин обыкновенный След филина

ГБОУ гимназия №155 Центрального района

УРОК БИОЛОГИИ

ПО ТЕМЕ:

«Дневные и ночные хищные птицы»

(7 класс)

Педагогические технологии: технология сотрудничества (работа в группах), исследовательские технологии, технологии самооценки деятельности

Учитель биологии:

Лебедева Ирина Александровна

г. Санкт – Петербург

18.04.2013 г.

Урок по теме:

«Дневные и ночные хищные птицы» (7 класс)

Целью урока является создание условий для:

  1. систематизации знаний учащихся об экологических группах птиц, принципах их классификации на основе биологических особенностей  и признаков  жизнедеятельности птиц;
  2. выявления учащимися причин сокращения численности хищных птиц и поиска путей сохранения их многообразия на планете;
  3. развития умения эффективно работать в группе, презентовать свою работу;
  4. развития умения грамотно использовать различные источники информации и классифицировать имеющуюся информацию;
  5. повышения интеллектуальной активности учащихся и осознанного восприятия материала;
  6. побуждения к формированию гражданской позиции по защите птиц в природе;
  7. развития способности у учащихся к самоконтролю и самооценке деятельности

Жанр урока: практическое исследование

Педагогические методы и технологии: технология сотрудничества (работа в группах), исследовательские технологии, технологии самооценки деятельности, ИКТ – технологии.

Способы организации деятельности учащихся:

Диалоговое общение, работа в группах, индивидуальная работа, фронтальная беседа, заполнение листов самооценки деятельности и копилки баллов команды.

Оборудование: презентация по теме «Дневные и ночные хищные птицы», блиц-опрос по теме «Птицы», чучела птиц (канюка обыкновенного, пустельги обыкновенной, филина обыкновенного), фотографии грифа, стервятника, сипа, видеофрагменты «Грифоны», листы самооценки деятельности, лист «Копилка баллов команды», распечатка «Систематическое положение вида», «Характеристика биологических и экологических особенностей вида», дополнительная информация о видах птиц на распечатках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Хищные птицы"

С помощью данной презентации уч-ся могут познакомиться с хищными птицами, особенностями их строения....

Презентация Хищные птицы

Отличная презентация "Хищные птицы"...

План-конспект урока «Хищные Птицы»

Немного краеведческого характера, поскольку рассматривали дневных хищников степей...

Хищные птицы

Цель: показать многообразие хищных птиц, особенности их строения, связанные с образом жизни, познакомиться с представителями отрядов, выяснить причины деления хищных птиц на отряды дневные хищные птиц...

Тема проекта: Отряды хищных птиц

Цель проекта: Узнать на какие отряды делятся хищные птицы.Познакомиться с представителями отрядов и их отличительными признаками...

Хищные птицы. Дневные и ночные.

Хищные птицы. Дневные и ночные....