Главные вкладки

    Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза
    план-конспект урока (7 класс) на тему

    Саможенкова Юлия Олеговна

    эккскурсия

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razrabotka_ekskursiya.docx16.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ МО Плавский район «Камынинская ООШ»

    Подготовила и провела руководитель  

    экологического кружка «Агроэкология»

    Саможенкова Юлия Олеговна.

    2013 год

    Задачи: познакомить учащихся со строением биоценоза школьного парка, с некоторыми основными формами взаимодействий различных его компонентов; изучить взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

    Оборудование: блокноты, карандаши, лупа

    Ход занятия:

    Сегодня мы с вами совершим экскурсию в школьный парки рассмотрм строение его биоценоза. Но сначала давайте с вами вспомним все, что мы знаем о растениях, природных сообществах?

    - Какие группы животных существуют?

    -Что такое биоценоз?

    Что вы знаете о лесе? Каково его экологическое значение?

    Леса покрывают около 30٪ сущи. Деревья мы называем «легкими планеты». Почему?

    Деревья задерживают пыль, очищают воду при испарении, снабжают человека древесиной, топливом, бумагой и т.д.

    (Прежде чем выйти на экскурсию проводится ТБ с учащимися).

    -Давайте с вами охарктеризуем школьный парк: рельеф местности, структура почвы, освещение.

    - Что вы можете сказать о видовом составе растительного сообщества?

    - А сейчас мы с вами разделимся на группы. Каждая получит карточки с заданиями. Вы должны внимательно читать вопросы и выполнять задания, а результаты записывать к себе в блокнот.

    Задания для 1 группы:

    1. Определите число я русов растений биоценоза. Какой фактор является определяющим в распределении растений по ярусам?
    2. Определите, жизнь каких животных приурочена к тому или иному ярусу. Что обеспечивает такое распределение жизненнго пространства в биоценозе?
    3. Опишите животных одного из ярусов, укажите черты их приспособленности к жизни в этом ярусе.

    Задания для 2 группы:

    1. Осмотрите поверхность листьев, стволов деревьев, пней. Найдите обитающих там насекомых.
    2. Понаблюдайте, чем питаются насекомые. К какому отряду относят этих насекомых?
    3. Осмотрите трещины коры упавших деревьев. Найдите яйца насекомых, их личинок, куколок, взрослых особей. Выясните, конкурируют ли друг с другом эти насекомые.

    Задания для 3 группы:

    1. Найдите места поселений животных в биоценозе.  Какие факторы среды влияют на выбор животными мест проживания?
    2. Определите систематическое положение наблюдаемых животных и их приспособленность к живому месту проживания в биоценозе.
    3. Найдите места проживания, которые используют животные разных систематических групп. Почему, несмотря на совместное обитание, животные не конкурируют друг с другом за жизненное пространство?

    Задания для 4 группы:

    1. Найдите в биоценозе активно летающих насекомых. Понаблюдайте, как часто эти насекомые посещают цветущие растения?
    2. Опишите этих насекомых, определите черты их приспособленности к питанию.
    3. Понаблюдайте за птицами и млекопитающими, питающимися семенами и плодами. В чем проявляется приспособленность животных к определенному виду пищи?

    Задания для 5 группы:

    1. Измерьте толщину лесного опада. Какова роль опада в биоценозе?
    2. Разложите на белой бумаге несколько горстей опада. Найдите животных, обитающих в опаде.
    3. Оределите систематическое положение этих животных: тип, класс. Почему толщина лесной подстилки не увеличивается с каждым годом?

    - Мы с вами совершили экскурсию, рассмотрели взаимосвязи животных с компонетами биоценоза. Скажите, что больше всего привлекло ваше внимание во время экскурсии? Что такое биоценоз?

    - Все свои наблюдения вы фиксировали в блокное. Теперь ваша задача подготовить творческий отчет по экскурсии.

    (Каждая группа подготовливает свой отчет).

    - На этом наше занятие окончено. Я желаю вам хорошего настроения. До скорых встреч!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Цепи питания и поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза.

    Представленный урок по биологии подготовлен для учащихся 7 класса общеобразовательной школы и ориентирован на содержание учебника Латюшина В.В. «Биология. Животные»....

    Взаимосвязь эмоционального и нравственного компонентов в образовательном процессе

    Организация учебно-воспитательного процесса осуществляется на основе идеи целостности: воспитание, обучение и развитие ученика должно идти в единой системе; абсолютной ценностью воспитания является ре...

    Составление картосхем и других графических материалов, отражающих экономические, политические и культурные взаимосвязи России с другими государствами. Практическая работа 9 класс (ФГОС)

    Составление картосхем и других графических материалов, отражающих экономические, политические и культурные взаимосвязи России с другими государствами.АВТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ СОЗДАНЫ НА...

    открытый урок "Как люди и животные помогают друг другу" (4 класс)

    Открытый урок по теме "Как люди и животные помогают друг другу" в 4 классе....