Цепи питания и поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза.
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Веретенникова Светлана Валерьевна

Представленный урок по биологии подготовлен для учащихся 7 класса общеобразовательной школы и ориентирован на содержание учебника Латюшина В.В. «Биология. Животные».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок по биологии 7 кл 36 КБ

Предварительный просмотр:

Цепи питания и поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза.

Веретенникова Светлана Валерьевна, учитель биологии

МБОУ СОШ № 19 Нижегородского района г. Нижнего Новгорода.

Представленный урок по биологии подготовлен для учащихся 7 класса общеобразовательной школы и ориентирован на содержание учебника Латюшина В.В. «Биология. Животные». Урок включен в раздел «Биоценозы», который является достаточно сложным для восприятия учащимися. В то же время такие основные понятия как структура сообщества, трофические уровни, цепи питания можно считать отправными для изучения более сложных понятий, таких как продуктивность, круговорот веществ, потоки вещества и энергии в экосистеме.

Одними из активных методов обучения, использованных в данном уроке – это работа в группах, ролевая игра. Обучение в процессе игры осуществляется посредством организации учебной деятельности самих учащихся, которая по своему типу является продуктивной и творческой, а по содержанию познавательной, практической и ценносто-ориентированной. На уроке используется  электронный дидактический материал. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ: можно наглядно продемонстрировать последовательность событий, обозначить причинно-следственные связи, улучшить эмоциональный фон за счет анимационных эффектов. Для контроля учащихся проводится тестовая проверка, что способствует осмыслению и закреплению материала учащимися.

Цель: формирование у учащихся знаний о трофических связях, как цепях передачи вещества и энергии.

Задачи: - дать ключевые понятия темы: «продуценты», «консументы», «редуценты»;

- выработать умения и навыки составлять пищевые цепи;

-развивать познавательную активность, логическое мышление, творческие способности, умение обобщать и делать выводы;

- воспитывать у учащихся доброжелательное отношение друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать, работать в разноуровневых группах.

Оборудования и материалы: компьютер, проектор, презентация урока, карточки с изображениями и названиями организмов, тестовые задания на 2 варианта.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Постановка цели урока.

Учитель: О чем идет речь в следующем стихотворении Э. Дарвина:

Свирепый волк с кормящею волчат волчицею – гроза невинных стад;

Орел, стремясь из-под небес стрелою грозит голубке смертью злою;

Голубка ж, как овца, должна, кормясь, губить ростки и семена.

Охотнице-сове, средь ночи темной, не жаль певца любви и неги томной,

А соловей съедает светляка, не посмотрев на прелесть огонька.

Светляк же, ночи светоч оживленный, вползает вверх, цветок съедает сонный.

Далее следует рассказ учителя с демонстрацией видеофрагментов.

3.Работа в группах. Всему классу раздаются карточки с изображением и названиями живых организмов так, чтобы было поровну продуцентов, консументов и редуцентов. Учащиеся должны собраться в 3 группы. Задание для групп: подготовить презентацию группы по примерному плану: Кто вы? Ваши особенности? Способ питания. Ваша значимость в экосистеме. На подготовку отводиться 5 мин. Выступление докладчиков групп 2-3 мин.

4. Тестовая проверка. (примерные вопросы)

Вариант1

Вариант2

1. Назовите группу организмов, биомасса которой обычно преобладает над биомассой каждой другой группы, входящей в состав пастбищной пищевой цепи

А – зеленые растения

Б –  хищники

В – травоядные животные

1. Выберите правильное утверждение.

Волк и лиса находятся на одном трофическом уровне, потому что:

А – имеют сходные размеры

Б – поедают растительноядных животных

В – живут на суше

2. По какой причине биогеоценоз содержит, как правило, не больше 5-6 трофических уровней?

А – из-за недостатка минеральных веществ

Б –из-за больших потерь при передаче энергии на следующий уровень

В – не бывает животных, поедающих хищников

2. Среди перечисленных организмов к детритофагам относятся:

А – щука

Б – дождевой червь

В- жук – скарабей

Г – волк

Д - муравей

3. Составьте цепи питания, используя следующие организмы: ласточка, одуванчик, пчела, подорожник, заяц, мышь, куница, рябина, ель, бактерии гниения

3. Составьте цепи питания, используя следующие организмы: береза, волк, мышь, бабочка, заяц, гриф, дождевой червь, лось, сова, пшеница, утка, бактерии гниения

5. Домашнее задание. Учебник параграфы 55-56 задания в рабочей тетради.

6. Заключение. Учащиеся отвечают на вопрос: Что ты узнал на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Поток энергии, цепи питания. Экологическая пирамида. Продукция экосистем."

Раскрываются основные понятия темы. Даются задания на закреплени материала....

Поток энергии и цепи питания.

В призентации показаны трофические уровни биоценозов и типах пищевых цепей- пастбищных и детритных....

Поток энергии и цепи питания, экологическая пирамида.

Презентация по теме:Поток энергии и цепи питания, экологическая пирамида....